Из указа президента рф «о поэтапной конституционной реформе в российской федерации. Указ о поэтапной конституционной реформе


В информационном пространстве России пошли вбросы о грядущих изменениях основных принципов государственного устройства. Так или иначе, эта тема всегда вызывает слухи о начале конституционной реформы, смыслом которой станут изменения функций институтов государственной власти. Либеральная оппозиция и патриотические ресурсы обсуждают тему возможного уходя Владимира Путина в Госсовет, ради чего в Конституции будет изменён статус этого института власти. Есть и другие предположения, но все они так или иначе сконцентрированы на будущей судьбе нынешнего президента после окончания его президентского срока.

Естественно, либералы, особенно финансируемые грантами разных НКО , будучи рьяными сторонниками расширения нестабильности, сеют слухи о том, что Путин чуть ли не в 2019 году досрочно покинет свой пост, и значит, скоро начнётся парад преемников, из которых, собственно, и выбрать некого. Все недосказанности ведут к внушению мысли, что иначе, как через "Майдан", ситуацию не поправить. Но агенты влияния есть агенты влияния и их штопанная белыми нитками заказная тематика влияет разве что на самый маргинальный слой, названный в 90-х "демшизой".

Более серьёзные аналитики понимают, что трансфер власти пройдёт в конституционные сроки и подготовка к нему идёт постоянно, однако если начать раньше времени готовиться к далёким событиям, то можно упустить насущные задачи. И потому гадать на эту тему пока бессмысленно. Подготовка к передаче власти - дело волнительное, но долгое. Без решения насущных экономических задач нельзя говорить о плановой передаче власти, когда нужно сохранить баланс между преемственностью и обновлением. И потому все предстоящие году будут направлены на решение этой задачи.

Чтобы несколько охладить пыл фантазёров и не давать повода к расширению умолчания, а значит и слухов, председатель Конституционного Суда Валентин Зорькин выступил с анализом недостатков Конституции и подходов власти к их исправлению. Прежде всего в его выступлении нашло выражение мнение высшего слоя руководства страны о том, что радикальные изменения Конституции, безусловно, вредны и их нужно избегать. Ибо это изменило бы дух действующего законодательства и привело в замешательство всю систему госуправления. Однако перемены локального характер назрели и их будут осуществлять так, чтобы они носили точечный характер в рамках общего правового смысла, изложенного в Конституции.

Когда Конституцию писали, главной задачей было укрепление централизма в государстве и снижение правовой анархии. Как известно, все силы, борющиеся за власть в политике , не останавливаются жо тех пор, пока не упрутся в естественные пределы возможного. Сложившийся баланс сил отражается в Конституции и закрепляет стабильность положения. Но со временем меняются акценты, и это требует реакции на самом высшем уровне права.

Так, Зорькин признал, что сейчас в структуре власти существует перекос в сторону исполнительной власти. В период Ельцина это было вызвано необходимостью укрепления вертикали власти президента, действовавшего в условиях широкой парламентской оппозиции. С тех пор в стране прошла приватизация и сложился круг элит, стремящихся не потерять в новых условиях нового президента позиции во власти и бизнесе . Ведь ясно, что в условиях перекоса баланса сил в сторону исполнительной власти, у нового президента есть возможность передела собственности в пользу новых групп влияния.

Чтобы не допустить нового передела власти и собственности, ныне существующие элиты сформируют подконтрольное парламентское большинство, способное не допустить подобного сценария. Новый статус Госсовета способен выполнять арбитражные функции, особенно есть его возглавит Владимир Путин . Это уравновесить власть правительства и президента, при том, что в России власть президента тем не менее должна оставаться центральной и не нарушать традиций единоначалия.

Так же подвергнутся пересмотру отношения центральной и местной власти. Сейчас у местной власти есть слишком большая степень свободы. позволяющая противопоставлять себя центру. Местная власть должна стать нижним звеном публичной власти в России. Это повысит управляемость и снизит конфликты местных и центральных элит. Брать суверенитета сколько проглотите больше не нужно. Усиление функций парламента неизбежно на этапе создания второго поколения элиты. По мере его укрепления и стабилизации не и исключено новое усиление президентского принципа. Таким путём идут все постсоветские республики, где происходит смена президентов, пришедших к власти после распада СССР . Россия здесь не изобретает ничего нового, а идёт общим путём.

Но для всего этого не требуется радикальной переделки Конституции. Разграничение предметов ведения и полномочий вполне способны быть осуществимыми в рамках существующего Общего закона.

Таким образом, в России начала осуществляться программа, гораздо более широкая, чем просто передача власти от существующего президента к будущему. Выстраивается новая система сдержек и противовесов. Это необходимо для решения новых задач экономического развития. Стабильность политической системы при её трансформации - это главная цель всех грядущих политических реформ, начинающихся в преддверии трансфера власти. Россия входит в новую политическую эпоху, закрывая ельцинский период.

В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.

Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года.(…)

… постановляю:

1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации до начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации – Федерального Собрания Российской Федерации – и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами президента и постановлениями правительства Российской Федерации.(…)

2. Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря 1993 года единый согласованный проект Конституции Российской Федерации…

3. Временно до принятия Конституции и Закона Российской Федерации о выборах в Федеральное Собрание Российской Федерации и проведении на основе этого закона новых выборов:

Ввести в действие положение «О федеральных органах власти на переходный период», подготовленное на основе проекта Конституции Российской Федерации, одобренного Конституционным совещанием 12 июля 1993 года;

Наделить Совет Федерации функциями палаты Федерального Собрания Российской Федерации со всеми полномочиями, предусмотренными положением «О федеральных органах власти на переходный период».

Установить, что осуществление указанных полномочий Совет Федерации начинает после проведения выборов в Государственную Думу.



4. Ввести в действие положение «О выборах депутатов Государственной думы», разработанное народными депутатами Российской Федерации и Конституционным совещанием.

Провести в соответствии с указанным положением выборы в Государственную думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральному Собранию рассмотреть вопрос о выборах президента Российской Федерации.

5. Назначить выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на 11-12 декабря 1993 года.(…)

11. Совет министров – правительство Российской Федерации осуществляет все предусмотренные Конституцией Российской Федерации полномочия с учетом изменений и дополнений, введенных настоящим указом, а также законодательством.

Совет министров – правительство Российской Федерации обеспечивает бесперебойную и согласованную деятельность органов государственного управления.

Совету министров – правительству Российской Федерации принять в свое ведение все организации и учреждения, подчиненные Верховному Совету Российской Федерации, и провести необходимую их реорганизацию, имея в виду исключение дублирования соответствующих правительственных структур. Принять необходимые меры по трудоустройству высвобождающихся сотрудников. Осуществить правопреемство в отношении полномочий Верховного Совета Российской Федерации как учредителя во всех сферах, где учредительство предусмотрено действующим законодательством. (…)

Документ № 5

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПРЕКРАЩЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕЛЬЦИНА Б.Н.»

В связи с грубейшим нарушением Президентом Российской Федерации Ельциным Б. Н. Конституции Российской Федерации – России, выразившимся в издании им Указа от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», приостанавливающего деятельность законно избранных органов государственной власти, Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

В соответствии со статьей 121 (6) Конституции Российской Федерации – России полномочия Президента Российской Федерации Ельцина Б. Н. прекращаются с 20 часов 00 минут 21 сентября 1993 г.

Москва. Осень-93. Хроника противостояния. – М., 1994. – С. 24.

Документ № 6

ИЗ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименование Российская Федерация и Россия равнозначны. (…)

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального подчинения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.(…)

1. В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.(…)

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.(…)

1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.(…)

Глава 4. Президент Российской Федерации

Статья 80

1. Президент Российской Федерации является главой государства(…)

3. Президент Российской Федерации как глава государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.(…)

Глава 5. Федеральное Собрание

Статья 94

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.(…)

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.(…)

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.(…)

Глава 6. Правительство Российской Федерации

Статья 110

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.(…)

Конституция Российской Федерации. - М., 1997. - С. 4 - 44.

В 1993 году президент Российской Федерации Борис Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации».

Согласно Указу прерывалось осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ, отменялось действие Конституции РСФСР, законодательства РФ и субъектов РФ в части, противоречащей названному Указу.

То есть фактически Ельциным был совершен государственный переворот, о котором объявил Верховный совет и его сторонники. В стране образовалось двоевластие.

В свою очередь, в этот же день Президиум Верховного Совета Российской Федерации принял Постановление «О немедленном прекращении полномочий Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина»

В нем было установлено прекращение президентских полномочий Ельцина с момента подписания Указа № 1400, переход полномочий президента к вице-президенту Александру Руцкому, а также назначен созыв 22 сентября 1993 года экстренной сессии Верховного Совета с повесткой дня «О государственном перевороте в Российской Федерации».

Так, статья 121-6 действовавшей Конституции Российской Федерации и ст. 6 закона «О Президенте РСФСР» гласили:

«Полномочия Президента Российской Федерации (РСФСР) не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации (РСФСР), роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно».

Около 9 вечера к зданию Верховного Совета - Белому дому – начали приходить граждане: москвичи, жители Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и многих других городов, а также иностранных государств. Вокруг стихийно образовался бессрочный митинг.

Приблизительно в это же время на совещании народных депутатов в зале Совета Национальностей Верховного Совета его глава Руслан Хасбулатов обратился к Советам всех уровней с требованием немедленного созыва сессий с целью дать оценку переворота, потребовать восстановления конституционного порядка и поддержать на всех территориях законную власть.

Вместе с тем административный совет ВГТРК по инициативе генерального директора компании Анатолия Лысенко принял заявление о безоговорочной поддержке действий Бориса Ельцина.

Около 22 часов сотрудниками милиции было оцеплено здание мэрии Москвы, развернута радиостанция и заблокирован гараж Верховного Совета Российской Федерации. В Парламентском центре на Цветном бульваре были отключены телефоны, а само здание блокировано снаружи сотрудниками ОМОНа.

Конституционный суд Российской Федерации, собравшийся в это же время, объявил действия Ельцина неконституционными, а указ № 1400 - основой для освобождения президента от должности согласно ст. 121-6 Конституции Российской Федерации и закону «О Президенте РСФСР».

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О поэтапной конституционной реформе
в Российской Федерации


Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 года N 1557 (утратил силу на основании Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2003 года N 19);
Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 1625 (утратил силу на основании );
Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288 (вступил в силу с 25 декабря 1993 года (с момента вступления в силу ));
Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2003 года N 19 .
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ не соответствовал Конституции Российской Федерации - заключение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 сентября 1993 года
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Утратил силу с 25 декабря 1993 года за исключением пунктов 4-8, 13 на основании Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288 .
____________________________________________________________________

В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.

Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года. Тем самым грубо нарушен Закон о референдуме, согласно которому решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

Съезд и Верховный Совет предпринимают систематические и все более активные усилия узурпировать не только исполнительную, но даже и судебную функции.

В то же время ими до сих пор не только не создана законодательная основа реализации Федеративного Договора, но принимаемые решения зачастую прямо противоречат федеративной природе Российского государства.

Конституционная реформа в Российской Федерации практически свернута. Верховный Совет блокирует решения Съездов народных депутатов Российской Федерации о принятии новой Конституции .

В текущей работе Верховного Совета систематически нарушаются его регламент, порядок подготовки и принятия решений. Обычной практикой на сессиях стало голосование за отсутствующих депутатов, что фактически ликвидирует народное представительство.

Таким образом, разрушаются сами основы конституционного строя Российской Федерации:

народовластие, разделение властей, федерализм. Еще не успев возникнуть и окрепнуть, дискредитируется сам принцип парламентаризма в Российской Федерации.

В сложившихся условиях единственным, соответствующим принципу народовластия средством прекращения противостояния Съезда, Верховного Совета, с одной стороны, Президента и Правительства, с другой, а также преодоления паралича государственной власти, являются выборы нового Парламента Российской Федерации. Такие выборы не являются досрочными выборами Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации и не нарушают волю народа, выраженную на референдуме 25 апреля 1993 года.

Необходимость выборов диктуется также тем, что Российская Федерация - это новое государство, пришедшее на смену РСФСР в составе СССР и ставшее международно признанным продолжателем Союза ССР.

Учитывая, что в действующей Конституции Российской Федерации не предусмотрена процедура принятия новой Конституции , политические партии и движения, группы депутатов, участники Конституционного совещания, представители общественности неоднократно обращались к Президенту Российской Федерации с предложением незамедлительно назначить выборы в новый Федеральный Парламент.

Стремясь к ликвидации политического препятствия, не дающего народу самому решать свою судьбу;

учитывая неудовлетворяющее парламентским стандартам качество работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации;

принимания во внимание, что безопасность России и ее народов более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти;

сохранения единства и целостности Российской Федерации;

вывода страны из экономического и политического кризиса;

обеспечения государственной и общественной безопасности Российской Федерации;

основываясь на статьях 1, 2, 5, 121-5 Конституции Российской Федерации , итогах референдума 25 апреля 1993 года,

постановляю:

1. Пункт утратил силу с 25 декабря 1993 года - .

2. Пункт утратил силу с 25 декабря 1993 года - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288 .

3. Пункт утратил силу с 25 декабря 1993 года - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288 .

4. Абзац утратил силу с 25 декабря 1993 года - Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2003 года N 19 ..

Провести в соответствии с указанным Положением выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральному собранию рассмотреть вопрос о выборах Президента Российской Федерации.

5. Назначить выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на 11-12 декабря 1993 года.

6. Образовать Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и поручить ей совместно с нижестоящими избирательными комиссиями в пределах их компетенции организацию выборов и обеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Всем государственным органам и должностным лицам оказывать необходимое содействие избирательным комиссиям по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и пресекать любые акты и действия, направленные на срыв выборов в Государственную Думу, от кого бы они не исходили.

Лиц, препятствующих осуществлению избирательного права гражданами Российской Федерации, привлекать к уголовной ответственности в соответствии со статьей 132 УК РСФСР.

7. Расходы, связанные с проведением выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, отнести за счет Республиканского бюджета Российской Федерации.

8. Полномочия представительных органов власти в субъектах Российской Федерации сохраняются.

9. Пункт утратил силу с 25 декабря 1993 года - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288 .

10. Пункт утратил силу с 25 декабря 1993 года - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288 .

11. Пункт утратил силу с 25 декабря 1993 года - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288 .

12. Пункт утратил силу с 25 декабря 1993 года - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288 .

13. Генеральный Прокурор Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации и ему подотчетен впредь до начала работы вновь избранного Федерального Собрания Российской Федерации.

Органы Прокуратуры Российской Федерации руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации , а также действующим законодательством с учетом изменений и дополнений, введенных настоящим Указом.
.


Выражаю надежду, что все, кому дороги судьба России, интересы процветания и благополучия ее граждан, поймут необходимость проведения выборов в Государственную Думу Федерального Собрания для мирного и легитимного выхода из затянувшегося политического кризиса.

Прошу граждан России поддержать своего Президента в это переломное для судьбы страны время.

Президент
Российской Федерации
Б. Ельцин

Положение о Федеральных органах власти на переходный период

Введено в действие
Указом Президента
Российской Федерации
от 21 сентября 1993 года N 1400

(с изменениями на 11 октября 1993 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 25 декабря 1993 года на основании
Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288
____________________________________________________________________

Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году

Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году в уточненной редакции утверждено Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 года N 1557 "Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о Федеральных органах власти на переходных период" (См.в БД).


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
"КОДЕКС"

В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.

Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть ею руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года. Тем самым грубо нарушен Закон о референдуме, согласно которому решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

Съезд и Верховный Совет предпринимают систематические и все более активные усилия узурпировать не только исполнительную, но даже и судебную функцию.

В то же время ими до сих пор не только не создана законодательная основа реализации Федеративного договора, но принимаемые решения зачастую прямо противоречат федеративной природе Российского государства.

Конституционная реформа в Российской Федерации практически свернута. Верховный Совет блокирует решения Съездов народных депутатов Российской Федерации о принятии новой Конституции.

В текущей работе Верховного Совета систематически нарушается его регламент, порядок подготовки и принятия решений. Обычной практикой на сессиях стало голосование за отсутствующих депутатов, что фактически ликвидирует народное представительство.

Таким образом, разрушаются сами основы конституционного строя Российской Федерации: народовластие, разделение властей, федерализм. Еще не успев возникнуть и окрепнуть, дискредитируется сам принцип парламентаризма в Российской Федерации.

В сложившихся условиях единственным, соответствующим принципу народовластия средством прекращения противостояния Съезда, Верховного Совета, с одной стороны, президента и правительства, с другой, а также преодоления паралича государственной власти, являются выборы нового парламента Российской Федерации. Такие выборы не являются досрочными выборами Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации и не нарушают волю народа, выраженную на референдуме 25 апреля 1993 года.

Необходимость выборов диктуется также тем, что Российская Федерация - это новое государство, пришедшее на смену РСФСР в составе СССР и ставшее международно признанным продолжателем Союза ССР.

Учитывая, что в действующей Конституции Российской Федерации не предусмотрена процедура принятия новой Конституции, политические партии и движения, группы депутатов, участники Конституционного совещания, представители общественности неоднократно обращались к президенту Российской Федерации с предложением незамедлительно назначить выборы в новый федеральный парламент.

Стремясь к ликвидации политического препятствия, не лающего народу самому решать свою судьбу;

учитывая неудовлетворяющее парламентским стандартам качество работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации;

принимая во внимание, что безопасность России и ее народов - более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти;

сохранения единства и целостности Российской Федерации;

вывода страны из экономического и политического кризиса;

обеспечения государственной и общественной безопасности Российской Федерации;

основываясь на статьях 1, 2, 5, 121-5 Конституции Российской Федерации, итогах референдума 25 апреля 1993 года,

постановляю:

1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. До начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации - Федерального собрания Российской Федерации - и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами президента и постановлениями правительства Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему указу.

Гарантируются установленные Конституцией и законами права и свободы граждан Российской Федерации.

2. Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 32 декабря 1993 года единый согласованный проект Конституции Российской Федерации в соответствии с рекомендациями Рабочей группы Конституционной комиссии.

3. Временно до принятия Конституции и Закона Российской Федерации о выборах в Федеральное собрание Российской Федерации и проведении на основе этого закона новых выборов;

Ввести в действие положение "О федеральных органах власти на переходный период", подготовленное на основе проекта Конституции Российской Федерации, одобренного Конституционным совещанием 12 июля 1993 года;

Наделить Совет Федерации функциями палаты Федерального собрания Российской Федерации со всеми полномочиями, предусмотренными положением "О федеральных органах власти на переходный период".

Установить, что осуществление указанных полномочий Совет Федерации начинает после проведения выборов в Государственную Думу.

4. Ввести в действие положение "О выборах депутатов Государственной Думы", разработанное народными депутатами Российской Федерации и Конституционным совещанием.

Провести в соответствии с указанным положением выборы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации.

Федеральному собранию рассмотреть вопрос о выборах президента Российской Федерации.

5. Назначить выборы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации на 11-12 декабря 1993 года.

6. Образовать Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации и поручить ей совместно с нижестоящими избирательными комиссиями в пределах их компетенции организацию выборов и обеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации.

Всем государственным органам и должностным лицам оказывать необходимое содействие избирательным комиссиям по выборам в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации и пресекать любые акты и действия, направленные на срыв выборов в Государственную Думу, от кого бы они ни исходили.

Лиц, препятствующих осуществлению избирательного права гражданами Российской Федерации, привлекать к уголовной ответственности в соответствии со статьей 132 УК РСФСР.

7. Расходы, связанные с проведением выборов в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации, отнести на счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.

8. Полномочия представительных органов власти в субъектах Российской Федерации сохраняются.

9. Заседания Съезда народных депутатов Российской Федерации не созываются.

Полномочия народных депутатов Российской Федерации прекращаются. Права граждан, бывших народными депутатами Российской Федерации, в том числе трудовые, гарантируются.

Полномочия народных депутатов - делегатов Российской Федерации на пленарных заседаниях и представителей в комиссиях Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств подтверждаются Президентом Российской Федерации.

Народные депутаты Российской Федерации, являющиеся членами Конституционной комиссии Съезда народных депутатов Российской Федерации, могут продолжать работу в составе комиссии в качестве экспертов.

Сотрудники аппарата Верховного Совета Российской Федерации и обслуживающий персонал направляются в отпуск до 13 декабря 1993 года с сохранением содержания.

10. Предложить Конституционному суду Российской Федерации не созывать заседания до начала работы Федерального собрания Российской Федерации.

11. Совет Министров - правительство Российской Федерации осуществляет все предусмотренные Конституцией Российской Федерации полномочия, с учетом изменений и дополнений, введенных настоящим указом, а также законодательством.

Совет Министров - правительство Российской Федерации обеспечивает бесперебойную и согласованную деятельность органов государственного управления.

Совету Министров - правительству Российской Федерации принять в свое ведение все организации и учреждения, подчиненные Верховному Совету Российской Федерации, и провести необходимую их реорганизацию, имея в виду исключение дублирования соответствующих правительственных структур. Принять необходимые меры по трудоустройству высвобождающихся сотрудников. Осуществить правопреемство в отношении полномочий Верховного Совета Российской Федерации как учредителя во всех сферах, где учредительство предусмотрено действующим законодательством.

12. Центральный банк Российской Федерации до начала работы Федерального собрания Российской Федерации руководствуется указами президента Российской Федерации, постановлениями правительства Российской Федерации и подотчетен правительству Российской Федерации.

13. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается президентом Российской Федерации и ему подотчетен впредь до начала работы вновь избранного Федерального собрания Российской Федерации.

Органы Прокуратуры Российской Федерации руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, а также действующим законодательством с учетом изменений и дополнений, введенных настоящим указом.

14. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству безопасности Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации принимать все необходимые меры по обеспечению государственной и общественной безопасности в Российской Федерации с ежедневным докладом о них президенту Российской Федерации.

15. Министерству иностранных дел Российской Федерации информировать другие государства, Генерального секретаря ООН о том, что проведение выборов в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации диктуется стремлением сохранить демократические преобразования и экономические реформы. Такое решение полностью соответствует основам конституционного строя Российской Федерации, прежде всего принципам народовластия, разделения властей, федерализма, и опирается на волеизъявление народа Российской Федерации, выраженное на референдуме 25 апреля 1993 года.

16. Указ "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" внести на рассмотрение Федерального собрания Российской Федерации.

17. Настоящий указ вступает в силу с момента подписания.

Выражаю надежду, что все, кому дороги судьба России, интересы процветания и благополучия ее граждан, поймут необходимость проведения выборов в Государственную Думу Федерального собрания для мирного и легитимного выхода из затянувшегося политического кризиса.

Прошу граждан России поддержать своего президента в это переломное для судьбы страны время.

Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН.
Москва, Кремль.
21 сентября 1993 года
20. 00 час.
N 1400.