История Кореи с середины XX до начала XXI века. Хранение Библии, просмотр южнокорейских фильмов и распространение порнографии карается в Северной Корее смертной казнью


Южная Корея относится к высокоразвитым странам Северо-Восточной Азии. С момента возникновения государства после разделения на Северную и Южную Корею и вызванной этими событиями гражданской войной экономика страны несколько раз меняло свое направление. Но в ее структуре один принцип остается неизменным с 1960-ых годов – пятилетнее планирование. Политика и государственное устройство Президент Республики Корея Главой государства в Южной Корее является президент. Нынешний президент Пак Кын Хе, первая женщина- президент, представляющая партию Сенури, была избрана в 2012 году. Парламент Однопалатное Национальное собрание (300 мест). 245 депутатов избираются по мажоритарной системе с относительным большинством голосов в одномандатных округах, 54 - по национальным партийным спискам с 5-процентным заградительным барьером. Срок депутатских полномочий - 4 года. Выборы в парламент начали проводиться с 1948 года. С 1972 по 1988 годы в стране существовал диктаторский строй и выборы фактически являлись фиктивными. С 1998 года Южная Корея стала демократической страной, выборы в парламент проходят раз в пять лет. Права человека Южнокорейское государство активно вмешивается в личную жизнь своих граждан. Например, людям, носящим одну фамилию, нкиогда не разрешат вступить в законный брак. Женщинам запрещено носить мини- юбки и декольте. Бичом южнокорейского общества является Закон о государственной безопасности, принятый ещё в 1948 году. Данный закон определяет Северную Корею как "антигосударственную организацию" и практически запрещает распространение в позитивном ключе любой информации о КНДР. Попытка выехать на территорию КНДР без разрешения южнокорейского правительства карается тюремным заключением сроком до 10 лет. Согласно данным Международной амнистии, расплывчатые формулировки закона о государственной безопасности " используются для того, чтобы произвольно преследовать отдельных людей и целые группы, якобы критикующие действия правительства, и особенно - политику в отношении Северной Кореи. Пользователи социальных сетей, обсуждающие на этих площадках такие острые вопросы, как проблемы Северной Кореи, всё чаще становятся фигурантами уголовных дел и оказываются под судом"*8+. Административное деление Республики Корея Южная Корея разделяется на 9 провинций (то), 6 городов прямого подчинения со статусом, приравненным к провинциям (кванъёкси), и 1 город особого статуса (тхыкпёльси). Они, в свою очередь, делятся на ряд более мелких образований, включающих: город (си), уезд (кун), городской муниципальный округ (ку), поселок (ып), волость (мён), район (тон) и деревня (ри). Население Корейцы являются коренным и основным народом. С конца XIX века в Корее также проживали несколько десятков тысяч китайцев. На 2006 год их численность оценивалась в 20700 человек. Большинство из них имеют тайваньские паспорта*10+. В последние годы число иностранцев в Корее увеличивается. По данным на ноябрь 2012 года*11+, в Корее находились 1,4 млн иностранцев. Из них по краткосрочным визам (до 3 месяцев) - 293 тыс. человек, по долгосрочным - 944 тыс. человек, на постоянном месте жительства в Корее - 188 тыс. человек. Около половины из них - граждане КНР, из которых примерно две трети - этнические корейцы. 3. Экономическая ситуация в Республике Корея В начале 2000-х годов ситуация в отдельных сферах южнокорейской экономики (прежде всего в сфере производства полупроводников) складывалась крайне благоприятно. За первое полугодие 2000 г. экспорт южнокорейских полупроводников вырос на 31,8% (по сравнению с 1-м полугодием 1999 г.) и достиг уровня в 11,9 млрд долларов*41+. В середине августа южнокорейская экономика демонстрировала устойчивую тенденцию экономического роста, занимая 13-е место в мире. При этом по уровню ВНП Южная Корея была на 13-м месте (406,7 млрд долларов; при том, что по количеству населения Республика Корея была 25-й страной в мире - 46 млн 858 тыс.), по экспорту - на 12-м месте, по импорту - на 14-м, по валютным запасам - на 7-м месте (74 млрд долл. США), по количеству пользователей сотовыми телефонами - на 6-м месте (50 чел. из 100), по кораблестроению - на 2-м месте, по количеству рабочих часов - на 1-м месте (50 часов в неделю). Во второй половине 2000 г. в Южной Корее продолжились экономические реформы, в рамках которых государство ликвидировало убыточные предприятия. Так, в ноябре 2000 г. правительство опубликовало список 18 убыточных фирм, подлежащих ликвидации. Это были частные фирмы известных корпораций, такие как «Коммерческие автомобили Самсунг» (Sansung Commercial Vehicles), крупнейший производитель музыкальных инструментов «Самик» (Samick) и т. п. Были объявлены банкротами и взяты под государственное (судебное) управление 11 фирм. 8 ноября 2000 г. банкротом объявили фирму «Дэу Моторс» (Daewoo Motors). Таким образом, роль государства и планового регулирования в экономике Южной Кореи по-прежнему оставалась очень высокой. При этом в планах правительства роль частного капитала оставалась высокой. 29 марта 2001 г. был открыт новый международный аэропорт в Инчхоне (первая очередь), построенный на острове Ёнчжондо. Сам проект по строительству нового международного аэропорта стал разрабатываться еще в 1992 г., и порядка половины от стоимости строительных работ было профинансировано частным капиталом*42+. По итогам 2000 г. Южная Корея стала 4-м в мире производителем автомобилей. Событие это известной мере можно назвать историческим, поскольку в дальнейшем Южная Корея потеряла это высокое место, опустившись к 2004-2005 гг. на 7-е место в рейтинге автопроизводителей и уступив 6-е место Китаю. 8 2002 г. сфере экономики в Южной Корее наблюдалось продолжение процесса трансформации банковской системы. Так, в апреле 2002 г. было объявлено о возможном слиянии банков Синхан ынхэн («Новый корейский банк») и Корам ынхэн («Корейско-американский банк»). Слияние банков объяснялось ужесточением конкуренции с другими южнокорейскими банками, в частности, с банком Кунмин ынхэн («Гражданский банк»)*43+. 9 июля 2003 г. Корейский институт развития (Когеап ОеуеюртепЪ ГпзШиЪе) опубликовал сообщение, согласно которому прогнозируемый рост южнокорейской экономики (ВВП) в 2003 г. должен был составить 3,1% (против 6,3% в предшествующем 2002 г.). 2003 г. продемонстрировал дальнейшее развитие тенденции переноса южнокорейского производства в Китай, иногда в форме «продажи предприятия» иностранному (китайскому) владельцу. Так, 16 декабря 2003 г. в южнокорейской прессе появилось сообщение о том, что автомобильная фирма «Ссанъён моторе» (Ssаngуоng Motors) будет продана китайской государственной нефтехимической корпорации «Китайская национальная группа Голубая звезда» (Сhina National Bluestar Group). Предполагалось, что Меморандум о намерениях будет подписан к концу декабря 2003 г., а соглашение о покупке 50% акций по цене 11000 вон за штуку - в первом квартале 2004 г.*44+ Однако в целом не все в экономике Южной Кореи вызывало чувство оптимизма. Несмотря на известный контроль со стороны государства в сфере ценообразования, начало 2004 г. сопровождалось очередным ростом цен. По сообщениям Управления статистики Республики Корея (Тхон-гечхон) за февраль 2004 г. значительно выросли цены на основные потребительские товары - на 3,4%, по сравнению с февралем 2003 г., что уже превысило планировавшийся правительством уровень инфляции в 3%*45+. Развитие инфраструктуры, скоростные поезда. Стремительное социально-экономическое развитие Южной Кореи, вовлечение все большего числа населения в сферу высокотехнологичного бизнеса, потребность в большей мобильности граждан и перенаселенность крупных экономических центров Южной Кореи привели к необходимости постройки линии скоростных железных дорог, которая должна была связать все крупнейшие города страны. Проект по постройке скоростной железной дороги, получивший название «Кэй Ти Экс» (КТХ - аббревиатура от англ. Коrеа Тrain Ехрress) был начат в 1992 г. В качестве основы проекта были выбраны французские технологии фирмы «Альфстом» с перспективой постройки производственных мощностей, необходимых для производства и обслуживания подвижного состава. Первые пробные пуски поездов состоялись в 2000-2001 гг. 1 апреля 2004 г. началось регулярное движение скоростных поездов «Кэй Ти Экс». Поначалу на скоро-стоной железной дороге возникали те или иные неисправности, вызывавшие сбой в движении и дававшие повод для критики со стороны противников проекта. Однако в течение последующих лет недоработки были во многом устранены, и линия скоростных железных дорог стала играть важнейшую роль в транспортной системе Республики Корея. В конце апреля 2004 г. в южнокорейской прессе появились аналитические статьи о первом месяце эксплуатации скоростной железной дороги «Кей Ти Экс». Оценки, как и следовало ожидать, были весьма пессимистичными. Так, указывалось на то, что количество пассажиров, пользующихся скоростными железными дорогами, почти в 2 раза меньше расчетной цифры: ежедневное число пассажиров колебалось в пределах 71 тыс. человек вместо запланированных 150 тыс. В то же время число пассажиров, использовавших «традиционную» железную дорогу, несмотря на сокращение количества обычных поездов дальнего следования, оставалось по-прежнему высоким, до 107 тыс. человек в день. Подобные цифры, а также результаты опросов общественного мнения, согласно которым только треть пассажиров была довольна качеством обслуживания на новых скоростных поездах, внушала некоторый пессимизм относительно окупаемости и рентабельности нового вида транспорта. На самом деле это было частью процесса освоения и популяризации нововведения общегосударственного масштаба. Люди не так легко отказываются от своих привычек, в особенности если это связано с большими расходами (стоимость проезда на скоростном экспрессе примерно в 1,7 раза больше, чем в обычном поезде дальнего следования), и не сразу понимают, что дороговизна с лихвой окупается большим комфортом и экономией времени*46+. В апреле 2004 г. стала особо заметной тенденция переноса производственных мощностей крупнейших южнокорейских электронных компаний из Западной Европы в Восточную - в те страны, которые вот-вот должны были стать членами Евросоюза, и имели ряд экспортных налоговых льгот, которые делали производство именно в этих странах более выгодным. Так, компания «Самсунг Электронике» (Samsung Electronics) в марте 2004 г. закрыла линии по производству мониторов в Великобритании и перенесла сборочные заводы в Словакию. Фирма «Эл Джи - Филипс Мониторс» (LG-Philips Моnitors) еще в августе 2003 г. закрыла завод в Уэльсе и в первой половине 2004 г. занималась налаживанием производства в Венгрии. Фирма «Дэу Электронике» (Daewoo Electronics) перенесла завод из Франции в Польшу (Варшава) еще в 1994 г. Однако в преддверии вступления Польши в ЕС фирма планировала расширить производство на имеющихся заводах и в сентябре 2004 г. открыть линии по сборке цифровых телевизоров и жидкокристаллических мониторов*47+. Помимо указанного, процесс переноса южнокорейских производственных мощностей затронул и Китай. К июню 2004 г. четко обозначилась тенденция падения конкурентоспособности южнокорейских товаров, производимых в Китае, и, как следствие, сокращение производства с последующими планами переноса производственных мощностей в страны Юго-Восточной Азии. В частности, в июне 2004 г. руководство компании «Самсунг Электронике» объявило о планах закрытия китайского завода по производству СВЧ-печей и переноса завода в Таиланд. Причиной указанного явления было то, что в Китае до 30% произведенных южнокорейскими фирмами товаров шло на внутренний китайский рынок, в то время как в странах ЮВА до 90% продукции отправлялось на экспорт. В то же время в самом Китае появлялось все больше собственных фирм, производивших товары, аналогичные южнокорейским, но стоившие гораздо дешевле. Поэтому потребление южнокорейских товаров на китайском рынке постоянно сокращалось, что и приводило к убыткам*48+. По июльским прогнозам южнокорейского Центрального банка и «Института экономических исследований Эл Джи» в 2004 г. уровень роста экономики должен был составить не 5,5%, как это предсказывали в мае 2004 г, а 5,4%. Ухудшение показателей экономического роста объяснялось сокращением потребительского спроса, снижением инвестиций в промышленное оборудование, ростом цен на нефть и усиливающейся конкуренция со стороны Китая (рост экономики которого прогнозировался в 8,7%)*49+ Первые годы XXI столетия продемонстрировали тенденцию постепенного качественного изменения южнокорейского рынка труда. Согласно сообщениям Статистического управления Республики Корея (Тхонгечхоп) от 19 октября 2004 г., наибольший рост количества занятых наблюдался среди женщин 40-50 лет. При этом они устраивались либо на поденную работу, либо открывали небольшие собственные предприятия (в большинстве случаев рестораны). Рост числа занятых именно в этой категории населения объяснялся сложностями в экономическом положении в семье (необходимость оплаты дополнительного образования детей или же потеря мужем рабочего места).

По Конституции КНДР - «суверенное социалистическое государство, представляющее интересы всего корейского народа». КНДР является также «революционным государством». Реальная власть в стране находится в руках военных. Высшим органом власти фактически является Государственный комитет обороны во главе с Ким Чен Иром. КНДР - это супертоталитарное государство с присущей ему системой культа личности Ким Чен Ира.

Действует Конституция 1972 с важными изменениями и дополнениями 1992 и 1998. В частности, введена новая глава «Оборона страны», упразднены должность президента, Постоянный совет Верховного народного собрания, Центральный народный комитет и Административный совет, учреждён Государственный комитет обороны, восстановлен президиум Верховного народного собрания и кабинет министров.

В административном отношении КНДР делится на 9 провинций: Рянган, Чаган, Северная Хамгён, Южная Хамгён, Северная Пхенан, Южная Пхенан, Северная Хванхэ, Южная Хванхэ, Канвон. Три города центрального подчинения: Пхеньян, Кэсон, Нампхо.

Наиболее крупные города: Пхеньян (столица), Вонсан, Синыйджу, Хамхын, Хэджу, Чхонджин.

Принципом государственного управления является демократический централизм. Высший орган законодательной власти - Верховное народное собрание (ВНС). Высший орган исполнительной власти - кабинет министров.

Глава государства: по Конституции - председатель президиума ВНС, реально председатель Государственного комитета обороны.

Председатель Государственного комитета обороны - Ким Чен Ир; председатель президиума ВНС - Ким Ен Нам, председатель кабинета министров - Пак Бон Джу.

Конституция декларирует, что выборы в ВНС и местные народные собрания (провинций, городов и уездов) проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В условиях КНДР выборы носят формальный характер.

Ким Ир Сен (1912-94) - основатель и бессменный руководитель КНДР в течение почти 50 лет. В Конституции КНДР Ким Ир Сен охарактеризован «гением идей, теории и практики руководства, всепобеждающим, стальным полководцем, великим революционером» и объявлен «вечным президентом» Северной К.

Ким Чен Ир (род. 1942) - сын Ким Ир Сена. Получил высшую власть в стране от отца. В северокорейской пропаганде называется «великим полководцем», «любимым руководителем корейского народа».

Ким Чен Ир выдвинул курс на строительство «могущественной державы», проводит политику «приоритета армии» в целях мобилизации общества на сохранение существующего режима.

По Конституции народные собрания провинций, городов и уездов (законодательные органы) и соответствующие народные комитеты (исполнительные органы) выполняют хозяйственные функции. Реально же руководство хозяйственной деятельностью осуществляют органы Комитета обороны на местах.

Трудовая партия К. (ТПК) почти 60 лет является монопольно правящей партией в КНДР. Численность 2,5 млн членов. Всего состоялось 6 съездов партии (последний в 1980). Главная функция ТПК - претворение в жизнь идеологии чучхе («человек - хозяин всему»).

Кроме ТПК, в стране действуют Социал-демократическая партия и религиозная партия Чондогё-Чхонудан («партия молодых друзей»). Эти партии полностью поддерживают политику ТПК и не играют существенной роли в политической системе КНДР.

Основные общественные организации: Объединённые профсоюзы К. (ОПК), Союз трудящихся сельского хозяйства (СТСХ), Кимирсеновский социалистический союз молодёжи (КССМ), Союз демократических женщин (СДЖ). Главная задача общественных организаций - выполнение функции «приводных ремней», т.е. обеспечение связи ТПК с населением, проведение идейно-воспитательной работы на основе идеологии чучхе.

Все партии и общественные организации (всего более 70) входят в Единый демократический отечественный фронт (ЕДОФ). В центре деятельности ЕДОФ - борьба за мирное объединение К. на основе северокорейской политической платформы - образования конфедерации Корё.

Внутренняя политика правящего режима направлена на укрепление «социализма корейского образца», строительство «могущественной державы», превращение страны в «крепость». Осуществляется линия на милитаризацию общества, усиление индоктринации населения в духе идей чучхе («чучхеизация»).

Основные принципы внешней политики - «самостоятельность, мир и дружба». КНДР поддерживает дружественные отношения с КНР, имеет с ней союзный договор. Развивает добрососедские связи с РФ. В 2000 между КНДР и РФ подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Президент РФ В.В. Путин в 2000 нанёс визит в Пхеньян. Руководитель КНДР Ким Чен Ир посетил РФ в 2001 и 2002.

КНДР стремится к нормализации отношений с США, выступает за двусторонний диалог с Вашингтоном в целях разрешения северокорейской ядерной проблемы. В 2003 КНДР объявила о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия и возобновлении военной ядерной программы.

Пхеньян настаивает на получении со стороны Вашингтона твёрдых гарантий собственной безопасности в обмен на прекращение военной ядерной деятельности.

В последние годы КНДР заметно расширила внешнеполитические связи, установив дипломатические отношения практически со всеми западноевропейскими государствами и в целом с ЕС. КНДР поддерживает дипломатические отношения более чем со 150 государствами мира.

Вооружённые силы КНДР насчитывают 1,2 млн чел. На вооружении находится около 4 тыс. танков, более 600 самолётов, 11 тыс. орудий, 800 ракет типа СКАД и 200 баллистических ракет класса «Нодон» (дальность полёта св. 1000 км). Ежегодные расходы на содержание огромной армии составляют более 50% государственного бюджета.

В связи с разразившимся в 2003 ядерным кризисом КНДР официально объявила о том, что намерена «укреплять самостоятельные силы ядерного сдерживания как меру самозащиты».

Межкорейские отношения

Почти 60 лет Корейский полуостров расчленён на два государства - КНДР и РК, создавшие противоположные общественно-политические и экономические системы. Весь период существования двух корейских государств отмечен острым военно-политическим и идеологическим противоборством, трёхлетней кровопролитной войной 1950-53.

В нач. 1970-х гг. Север и Юг приступили к диалогу, завершившемуся принятием Совместного заявления (4 июля 1972), определившего основополагающие подходы Пхеньяна и Сеула к объединению К., которое должно быть достигнуто, во-первых, самостоятельно, без вмешательства внешних сил, во-вторых, мирным путём и, в-третьих, на основе национальной консолидации.

В нач. 1990-х гг. КНДР и РК подписали два важных межгосударственных документа - Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах (13 декабря 1991) и Декларацию о безъядерном статусе Корейского полуострова (31 декабря 1991). Эти документы де-юре зафиксировали наличие двух государств на Корейском полуострове и принципы их взаимоотношений как самостоятельных государств.

Историческими событиями в межкорейских отношениях стали встреча руководителей КНДР и РК Ким Чен Ира и Ким Дэ Чжуна в июне 2000 в Пхеньяне и подписанная ими Совместная декларация (15 июня 2000), в которой нашли отражение общие подходы к объединению страны, развитию политических, экономических и культурных связей между Севером и Югом. На высшем уровне было подтверждено, что объединение К. будет осуществлено самими корейцами, мирным путём и на основе сближения северокорейской идеи конфедерации и южнокорейской концепции сообщества.

Важное значение для межкорейского сближения имела политика «солнечного тепла», проводившаяся президентом Ким Дэ Чжуном в отношении КНДР (вовлечение Северной К. в широкое международное сотрудничество, развитие многосторонних связей с ней).

В 1998-2002 между Севером и Югом установились политические контакты, расширились экономическое сотрудничество, торговля, гуманитарные связи. КНДР и РК осуществляют взаимовыгодные проекты: соединение железных дорог Севера и Юга с выходом на Транссиб, создание технопарка в районе Кэсона, туристический проект «Кымгансан» и др. Тем не менее межкорейский диалог нельзя назвать стабильным. Периодически между сторонами возникают серьёзные конфликты (боевые столкновения военных судов в Жёлтом море в 1999 и 2002). Негативно влияет на диалог и ядерная проблема КНДР. Правительство президента Но Му Хена выступает за продолжение политики диалога с КНДР, за мирное политическое урегулирование северокорейской ядерной проблемы.

27 фактов о самой закрытой стране на планете Земля — Северной Корее.

Корейская Народно-Демократическая Республика, более известная просто как Северная Корея - одно из самых закрытых и обособленных государств в мире.

Северная Корея среди прочих «светящихся стран из космоса.

В страну нельзя просто так попасть, даже в качестве туриста, ровно, как и покинуть её границы. В стране установлена монархическая диктатура и национал-коммунистический строй под названием чучхе .

1. На территории Северной Кореи пользоваться Интернетом могут лишь сотрудники некоторых учреждений. Для всех остальных жителей КНДР доступна национальная компьютерная сеть - Роскомнадзор Кванмён.

2. Согласно докладу ООН, 60% северокорейских детей недоедают, а 16% страдают от голода.

3. В КНДР, сейчас на дворе не 2015 год, а 104-й. Календарь чучхе берет своё начало с года рождения Ким Ир Сена.

4. Северная Корея является одной из самых грамотных стран в мире, средний уровень грамотности в КНДР - 99%

5. В Северной Корее есть самая вместительная спортивная арена в мире - «Стадион Первого мая» — вмещает 150 000 человек.

6. Жители КНДР, особенно рождённые после Корейской войны, ниже ростом южнокорейцев почти на 6 сантиметров


7. В КНДР, Вы будете смеяться, марихуана легальна и не считается наркотиком.

8. Экономика Северной Кореи была больше, чем в Южной Корее до 1970-х. Сейчас ВВП составляет всего 2,5% от южнокорейского.


9. 20 лет самым высоким отелем в мире считался «Рюгён» в Пхеньяне. Высота 105-этажной гостиницы составляет 330 м. Строительство здания началось в 1987 году, и оно до сих пор пустует.

11. Главная причина всех проблем в мире, по мнению официальной идеологии, — американцы. Матери учат своих детей петь песни про плохих американцев, а на случай если детки не запомнили, в продаже есть почтовые марки с изображением мертвых «американских империалистов».

12. Общество в Северной Корее разделено на 51 «социальную категорию» - население страны ранжируется по степени «верности Путину режиму».

13. В Северной Корее только военные и правительственные чиновники в праве иметь собственное транспортное средство.

14. В КНДР есть своя операционная система для компьютеров — Red Star OS.

15. Северная Корея — единственное в мире государство, у которого имеется захваченное судно ВМС США.

16. За последние 60 лет более 23 тысяч северокорейцев убежали в Южную Корею, в обратном направлении последовало только двое.

17. Это вовсе не коммунистическая страна, как все думают. Начиная с 2009 года государственная политика официально именуется «чучхе», страна идет своим особым путем, сохраняя традиционные ценности и «духовные скрепы».

18. В Северной Корее запрещено танцевать тверк носить джинсы.

19. Северокорейцы могут выбирать себе причёску только из 28 официально утверждённых.

20. В 1950-х Северная Корея построила у демилитаризованной зоны «великолепную» деревню Сколково Киджондон для завлечения граждан Южной Кореи. «Город пропаганды» оказался не более чем бутафорией.

21. Основатель северокорейского государства Ким Ир Сен родился в день, когда затонул «Титаник» (15 апреля 1912 года).

22. В 2012 году северокорейские археологи объявили, что «обнаружили» могилу единорога, на котором 2 тысячи лет назад ездил король Тонгмунг, основатель династии и государства Когурё.

23. В 1962 году шесть американских солдат перешли на сторону Северной Кореи; перебежчики живут там поныне.

24. Хранение Библии, просмотр южнокорейских фильмов и распространение порнографии карается в Северной Корее смертной казнью.

25. Каждые пять лет в Северной Корее проводятся выборы. Однако в бюллетенях указан только представитель «Единой России» один кандидат.

26. Северная Корея использует факс для отправки угроз Южной Корее.

ИА REX публикует статью эксперта по вопросам Дальнего Востока и Кореи Константина Асмолова о внешней политике республики Корея.

В правление Ким Дэ Чжуна экономическая составляющая была отделена от политической, а во главу угла был поставлен конструктивный диалог, а не немедленная ликвидация КНДР. Концепцию можно было свести к «трём принципам (мирное сосуществование, мирные обмены и мирное объединение) и трём этапам». Первый предполагал конфедерацию двух независимых корейских государств в широких рамках гибкой общей структуры, на втором конфедерацию меняла федерация двух автономных региональных правительств, и лишь затем наступало объединение, как «одна страна, одна нация и одно правительство».

Но даже до конфедерации надо было идти и идти. Новый термин «солнечная политика» вроде взят из басни Эзопа о том, как ветер и солнце пытались с человека снять одежду. Как ни выл ветер, чтобы сорвать её, человек только запахивал плащ, но под теплыми лучами солнца снял его самостоятельно.

По сути дела «солнечная политика» тоже была стратегией поглощения Севера, но стратегией, основанной на мягкой силе. Предполагалось, что постепенный диалог и вовлечение Северной Кореи в двухсторонние связи, во-первых, сделает режим более открытым; во-вторых, даст северокорейским массам улучшенное представление о внешнем мире, после чего у них самих возникнет желание перемен и иное отношение к Югу; в-третьих, Север планировалось медленно готовить к объединению, так как прагматики хорошо понимали, в какую копейку оно обойдётся, особенно для страны, которая только что пережила кризис. По сути, Ким Дэ Чжун был первым, кто открыто начал говорить, что объединение не произойдёт в ближайшем будущем, и германский вариант не является наиболее приемлемой аналогией. Северная Корея перестала официально рассматриваться частью страны «за пределами демаркационной линии».

Впрочем, первое действие в этом направлении произошло по частным каналам. 16 июня 1998 года почётный президент компании «Хёндэ» Чон Чжу Ён посетил Северную Корею, пригнав на Север стадо из 500 голов крупного рогатого скота. 27 октября он во второй раз посетил КНДР в сопровождении стада из 501 головы крупного рогатого скота, а также 20 легковых автомобилей. Это событие транслировалось по телевидению и произвело огромное впечатление, хотя ни одна из этих коров не прожила долгую и счастливую жизнь. Согласно северокорейской версии это чуть ли не с самого начала была диверсия, согласно другой животные погибли от неверного обращения или потому, что, оставшись без присмотра, стали жрать полиэтиленовую плёнку, куски которой потом нашли в их желудках.

Но как бы то ни было этот жест был достаточно красивым и символичным, и после него Чон договорился о развитии туризма в горах Кымгансан. 18 ноября 1998 года в КНДР отбыло первое туристское судно, а к ноябрю 1999 года культовые для южнокорейцев горы посетило около 140 тыс. туристов.

Насколько этот проект был выгоден, неясно. Хан Ён У пишет, что «Хёндэ» выплачивала КНДР по 300 долларов США за каждого туриста, посетившего Север, но для Чон Чжу Ёна и Ким Дэ Чжуна на первом месте была не экономическая выгода, а начало межкорейских контактов и «вовлечение» Севера в совместные проекты.

Параллельно возрастало и число людей, посещающих Северную Корею с гуманитарными или культурными целями. В течение только 1998 года в КНДР побывали 3317 человек, что значительно превысило число (2408) лиц, посетивших эту страну за предыдущие 9 лет в 1989-1997 гг. А в декабре 1999 года в Пхеньянском художественном театре «Понхва» в течение 7 дней выступали популярные южнокорейские певцы.

Естественно в Пхеньяне новому курсу поверили далеко не сразу. Несколько инцидентов, которые происходили в первые годы правления Ким Дэ Чжуна, можно было воспринять как проверку искренности намерений или, если угодно, попытку «взять нового лидера Юга на слабо» и посмотреть на его реакцию в чрезвычайной ситуации. Так воспринимают и инцидент 22 июня 1998 года, когда «вся РК» ловила северокорейских коммандос, предположительно заброшенных в южные регионы страны при помощи мини-подводной лодки.

Северяне утверждали, что у лодки вышел из строя двигатель и в результате её снесло на юг, но южане предоставили неоспоримые доказательства того, что она запуталась в сетях рыболовного траулера в территориальных водах Южной Кореи. На борту был обнаружен целый арсенал и девять тел: четверо агентов, покончивших с собой, и пятеро членов экипажа, которых, судя по следам борьбы, застрелили.

Так как все помнили инцидент двухлетней давности, диверсантов искали долго, но так и не нашли. 7 июня 1999 года сторожевые суда северокорейского военно-морского флота, охранявшие рыболовные суда, которые вели лов цветочного краба у демаркационной линии в районе о. Ёнпхёндо в Желтом море, внезапно пересекли границу Севера и Юга и вступили в огневой контакт с судами ВМФ РК. 11 и 15 июня инциденты повторились, но всякий раз успех сопутствовал южанам, и как пишет Хан Ен У, «северокорейские корабли и катера или потонули, или получили повреждения».

Важно иное, инцидент не получил дальнейшего развития в виде дипломатического скандала, жалоб в ООН, прекращения всяких контактов с КНДР и призывов обрушить на голову Пхеньяна всяческие казни. Дав отпор, Сеул показал свою договороспособность и то, что «политика солнечного тепла» не является трюком, направленным на подрыв северокорейской системы. И тогда произошел прорыв. 13 июня 2000 года президент РК прибыл в Пхеньян и встретился с Ким Чен Иром .

Главным итогом саммита было подписание Совместной декларации Севера и Юга, включающей пять пунктов:

1. Договоренность добиваться объединения Кореи самостоятельно и мирным путём (во многом это повтор тезисов 1972 г.).

2. Признание сходства между предложениями Севера и Юга о конфедерации и сообществе и намерение двигаться к объединению в этом направлении (то есть, медленно, через конфедерацию, не посредством поглощения).

3. Обмен визитами членов разделенных семей и решение иных гуманитарных вопросов.

4. Обещание развивать экономическое сотрудничество, связи и контакты в области культуры, спорта, здравоохранения, охраны окружающей среды и др.

5. Обещание открытия диалога между властями в целях практического осуществления перечисленных выше договорённостей.

Хотя, главным итогом саммита можно назвать сам факт встречи двух лидеров, который продемонстрировал миру, что две Кореи готовы к диалогу не только на словах и могут общаться друг с другом напрямую, без внешней помощи и обязательного присутствия стран-посредников. Саммит как бы окончательно признал нынешнее положение дел — существование на Корейском полуострове двух государств, и между Севером и Югом наметилось существенное укрепление отношений, прерванное только вторым витком ядерного кризиса осени 2002 года.

Кроме того, впервые в Пхеньяне за много лет само название Республики Корея — «Тэхан Мингук», прозвучало на официальном уровне. И до, и после, хотя, ранее она фигурировала на Севере под названием «Намчосон», что содержит намек на то, что Юг является всего лишь отколовшейся частью КНДР (впрочем, на юге тоже пишут и говорят «Пукхан», не используя северный топоним).

Тем не менее, с саммитом связан ряд любопытных деталей. Во-первых, по словам президента РК, он и Ким Чен Ир понимали друг друга примерно на 80%, сказывалось расхождение в лексике и законсервированные особенности северных и южных диалектов. Во-вторых, во время приветствия Ким Дэ Чжуна в аэропорту и по дороге в Пхеньян, население столицы КНДР ни разу не выкликнуло имя южнокорейского лидера. Однако это детали, а значение саммита для общего потепления было очень велико. Замолчали репродукторы по обе стороны границы. В июле 2000 года в РК был принят Указ об информационной политике, который снял многие ограничения на информационный обмен с Севером (в том числе, и в интернете). Доступ был закрыт только к тем источникам, в которых содержались «чрезмерно и неоправданно идеологизированные материалы», а также «заведомая ложь и клевета в отношении Республики Корея и её истории».

«Нодон синмун» тоже почти перестала печатать новости с Юга, которые традиционно сводились к бытописанию ужасного положения трудового народа и рассказу о выступлениях студентов и рабочих, требованиях отменить Закон о национальной безопасности, преступлениях американских военнослужащих в Южной Корее и т.д. Позитивных заметок, правда, вместо них, не появилось.

До конца 2000 года в КНДР «репатриировали» 63 «нераскаявшихся» (тех, кто фактически бессрочно находился в заключении после отказа подписать покаянное письмо и изменить своим политическим убеждениям) политзаключенных в возрасте от 66 до 90 лет. По сообщению А. Валиева, весь город был мобилизован на их встречу, репатриантов поселили в гостинице «Корё», возили их по всему городу в специальных автобусах и, как отмечают некоторые источники, для проживания в дальнейшем им выделен особый дом в одном из центральных районов Пхеньяна, который первоначально отводился под проживание иностранцев.

30 июля 2000 года в Сеуле открылся первый раунд переговоров на уровне министров, где были согласованы 6 пунктов, начиная с вопроса о соединении железнодорожной линии Сеул-Ыйджу. Встречи министров поочередно проходили в Сеуле и Пхеньяне, поэтому второй раунд переговоров открылся 20 августа в Пхеньяне, третий — 29 сентября на о. Чеджудо, четвертый — 12 декабря в Пхеньяне. 18 сентября произошла торжественная церемония начала работ по восстановлению железной дороги.

Первый обмен родственниками, группы которых по 100 человек с журналистами и сопровождающими прибыли в Сеул и Пхеньян, состоялся 15 августа, в День освобождения Кореи от японского колониального господства. При всех ограничениях в общении встречи родственников из разделенных семей имели огромное значение, особенно для КНДР. Это был один из немногих случаев, когда на экранах своих телевизоров жители страны могли в массовом порядке увидеть эпизоды жизни в Южной Корее.

Вторая встреча была организована 2 декабря, в ней также участвовало по 100 человек. Если в первый раз программа была рассчитана на 4 дня, то во второй раз с целью сокращения расходов её ограничили тремя днями.

Весной-летом 2000 года Сеул посетили Пхеньянский ансамбль художественной самодеятельности молодёжи и школьников, пхеньянская цирковая труппа, и государственный филармонический оркестр национальной музыки. Дух примирения проявился и на Олимпийских играх 15 сентября 2000 года в Сиднее, где на церемонии открытия Игр команды спортсменов Севера и Юга одели одинаковую спортивную форму и вместе вышли на стадион под совместным флагом с изображением корейского полуострова.

Итог столь заметного потепления был оценен очень высоко, и 13 октября 2000 года Нобелевский комитет объявил о присуждении Ким Дэ Чжуну (после тринадцати неудачных выдвижений в прошлом) Нобелевской премии мира «за усилия в течение всей жизни в отстаивании демократии и прав человека и за заслуги в ослаблении напряженности в отношениях между КНДР и Республикой Корея». Церемония награждения состоялась 10 декабря. Это был первый в истории случай присуждения Нобелевской премии корейцу. Ким Чен Ир её, однако не получил, хотя, ранее при подписании договоренностей похожего формата, премию получали обе стороны.

Ответный визит планировался, но визит Ким Чен Ира в Сеул так и не состоялся. Дело было не только в сильном противодействии оппозиции и правых кругов, но и в том, что в полном соответствии с Законом о Национальной безопасности руководитель Северной Кореи, появившийся на Юге, должен быть немедленно арестован как государственный преступник.

Между тем, правая оппозиция немедленно начала обвинять власть в том, что саммит куплен. Дело в том, что 9 июня 2000 года по распоряжению президента Ким Дэ Чжуна, согласовавшего ранее данный шаг с правительством, компания «Хёндэ» через Кореа Иксчейндж Бэнк при содействии спецслужб Южной и Северной Кореи осуществила секретный перевод суммы в размере 500 млн долларов руководству КНДР. Из этих денег 400 млн принадлежали компании Хёндэ, а остальные 100 предоставлялись государством. Обстоятельства данного факта постепенно стали известны, и к 2003 года назрел довольно крупный скандал, активно подогреваемый оппозиционной партией «Ханнара».

Согласно заявлению самого Ким Дэ Чжуна, а также ключевых министров, участвовавших в переводе денег, целью не являлась «покупка» саммита, и вообще, перевод денег к саммиту отношения не имел. Последнее, конечно, довольно сомнительно, так как сделка была осуществлена буквально за несколько дней до саммита, а, председатель компании «Хёндэ Асан» Чон Мон Хун признал, что перевод суммы частично содействовал участию Севера в межкорейской встрече на высшем уровне. Утверждается, что в осуществлении перевода такой огромной суммы компании «Хёндэ» помогали контролируемый государством центральный банк, а также спецслужбы Юга и Севера.

В январе и феврале 2001 года продолжались переговоры между военными представителями (это было связано с тем, что дорога идет через ДМЗ и встал вопрос разминирования) о соединении транскорейской железной дороги, 26 февраля 2001 года состоялась третья встреча членов разделённых семей, а 16-18 сентября прошел пятый раунд переговоров на уровне министров.

С другой стороны, когда южнокорейские участники Фестиваля национального объединения, открывшегося 15 августа в Пхеньяне, вернулись домой, часть их была арестована за нарушение ЗНБ. Одновременно под влиянием событий 11 сентября 2001 года правительство РК объявило о принятии чрезвычайных мер для борьбы с терроризмом. В ответ Северная Корея отменила назначенный на 9 ноября шестой раунд министерских переговоров, и отношения между Севером и Югом стали более прохладными.

Тем не менее, похолодание не означало смены тренда, и в 2002 году межкорейские отношения развивались сравнительно спокойно. Не поколебал их инцидент 23 июня, когда вблизи острова Ёнпхёндо завязалось сражение между сторожевыми кораблями: победа вроде бы тогда осталась за южанами, и после извинений северян конфликт был урегулирован. Несмотря на требования правых о прекращении обменов с Севером, включая туризм в г. Кымгансан, правительство не остановило эти проекты.

Продолжались и встречи членов разделённых семей Севера и Юга (четвертый и пятый раунды прошли в Кымгансане 28 апреля и 16 сентября, число родственников составило 99 человек), и контакты/обмен по культурной и спортивной линиям.

18 сентября Северная и Южная Корея провели церемонию начала работ по соединению железнодорожной линии восточного побережья Южной Кореи с транскорейской магистралью Сеул-Ыйджу, что вселяло большие надежды. 26 октября северокорейская делегация экономистов-наблюдателей в составе 15 человек посетила Южную Корею для знакомства с промышленными предприятиями. Однако политические переговоры между Югом и Севером шли тяжело, поскольку Юг концентрировал внимание на вопросах ядерного вооружения (начал давать себя знать второй виток ядерного кризиса) и возвращения похищенных и переправленных на Север людей, а Север — только на вопросах экономического сотрудничества.

Определенный прогресс был достигнут и в отношениях с Японией. Во время встречи Ким Дэ Чжуна с японским премьер-министром Коидзуми Япония принесла Южной Корее извинения за действия Токио в годы колониального правления на Корейском полуострове в 1910-1945 гг.

В отношениях с США после прихода к власти республиканцев начали накапливаться трудности. Так, в феврале 2002 года, накануне приезда Буша в общенациональной кампании протеста приняли участие десятки тысяч человек, а 18 февраля представители Корейской федерации молодежи на несколько часов захватили представительство Торгово-промышленной Палаты США.

Отношения РК и РФ постепенно избавлялись от эйфории, и начинало становиться понятно, что корейцы отнюдь не закидают Россию дешевыми телевизорами, а Москва не будет давить на Пхеньян по указке Сеула. Были трудности и в экономическом сотрудничестве. Так, по не вполне объяснимым мотивам для участия в проекте освоения Ковыктинского газового месторождения власти РК избрали компанию «Ханбо», но под ударами азиатского финансового кризиса эта корпорация лопнула, нанеся тяжёлый ущерб не только южнокорейской, но и российской стороне, так что Ковыкта была переориентирована на внутреннее потребление. Не удалось создать индустриальный комплекс в г. Находка, где Межправительственное соглашение от 29 мая 1999 года предусматривало передачу корейской стороне в аренду на 49 лет земельной площади в 330 га с целью привлечения внешних инвестиций до 800 млн долларов — Госдума РФ усмотрела в нём несоответствие с российским законодательством, и пока шли поиски выхода из правового тупика, первоначальные инвесторы переориентировали свои планы на иные выгодные проекты.

Следует особо отметить и то, что в октябре 1999 года 419 человек из отряда «Зелёные береты» высадились в восточной части о. Тимор в Индонезии для поддержания общественного порядка. Со времен Вьетнамской войны это был первый случай отправки за границу отрядов корейского спецназа, а также представителей инженерной и медицинской служб.

Не менее интересен и важен введённый в правление Ким Дэ Чжуна Закон о корейцах, проживающих за рубежом, согласно которому представители диаспоры на территории страны получили почти те же права и привилегии, что граждане РК, в том числе голосовать. Как сказал Ким Дэ Чжун, зарубежные корейцы должны быть высокодостойными гражданами своих стран, одновременно стараясь вносить витальный вклад в развитие своей исторической Родины.

Конечно, эта программа была ориентирована, в основном, на корейцев Америки и Японии. На первых — с расчётом на то, что они будут помогать стране материально, на вторых — что они более не станут скрывать своё происхождение, и родина открыто и легально примет их, предоставив им больше благ, чем предлагают КНДР и Чхонрён. Кроме того, вполне возможно, определенное влияние оказал и китайский опыт: известно, какую важную роль «хуацяо» играют в инвестициях в экономику КНР, лоббировании её интересов в странах Запада.

эксперт по вопросам Дальнего Востока и Кореи Асмолов Константин