Истина и ее критерии егэ. Абсолютная и относительная истины


Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека - его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая - нравственные устои жизни и третья - служение ценностям искусства. При этом истина, если хотите, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота. Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бэкон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно.

Истина - такое знание, которое отражает объективную реальность предмета, процесса, явления такими, какими они есть на самом деле. Истина объективна, это проявляется в том, что содержание нашего знания не зависит ни от человека, ни от человечества. Истина относительная - правильные знания, но не полные. Истина абсолютная - полные знания о предметах, процессах, явлениях, которые не могут быть отвергнуты последующим развитием нашего знания. Абсолютные истины складываются на основе относительных. Каждая относительная истина содержит момент абсолютности - правильности. Конкретность истины - всякая истина, даже абсолютная, конкретна - она является истиной в зависимости от условий, времени, места.

Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Что такое истина, истинное знание? На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира. Д. Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения. Отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта. Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности.

Разброс мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту. Что касается других позиций, то при наличии и в них определенных положительных моментов они содержат в себе коренные слабости, позволяющие не согласиться с ними и в лучшем случае признать их применимость лишь в ограниченных масштабах. Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектико-материалистической философии о том, что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.

Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Прежде всего это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность.

Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Иными словами, объективная истина представляет собой такое знание, содержание которого таково, как оно "задано" объектом, т.е. отражает его таким, какое он есть. Так, утверждение, что земля шарообразна, - объективная истина. Если наше знание - это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе и есть объективная истина.

Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны. Но, как отмечал В.И. Ленин, вслед за решением вопроса об объективной истине следует второй вопрос: "... Могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно, или же только приблизительно, относительно? Этот второй вопрос есть вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной".

Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движении к истине, в движении от незнания к знанию, от знания менее полного к знанию более полному. Постижение истины, - а объясняется это бесконечной сложностью мира, его неисчерпаемостью и в большом, и в малом, - не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через относительные истины, относительно верные отражения независимого от человека объекта, к истине абсолютной, точному и полному, исчерпывающему отражению этого же объекта. Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею.

Итак, истина одна, она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, т.к. не дает исчерпывающего знания об объекте. Больше того, будучи истиной объективной, она содержит в себе и частицы, зерна истины абсолютной, является ступенью на пути к ней.

И в то же время истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность. Благотворен ли дождь? Однозначного ответа быть не может, он зависит от условий. Истина конкретна. Та истина, что вода кипит при 100C, сохраняет свое значение лишь при строго определенных условиях. Положение о конкретности истины, с одной стороны, направлено против догматизма, игнорирующего перемены, происходящие в жизни, а с другой стороны - против релятивизма, отрицающего объективную истину, что ведет к агностицизму.

Но путь к истине отнюдь не усеян розами, познание постоянно развивается в противоречиях и через противоречия между истиной и заблуждением.

Заблуждение. - это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное - положение о неделимости атома, надежды алхимиков на открытие философского камня, с помощью которого все легко может превращаться в золото. Заблуждение - результат односторонности в отражении мира, ограниченности знаний в определенное время, а также сложности решаемых проблем.

Ложь - намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо. Ложь нередко принимает облик дезинформации - подмены из корыстных целей достоверного недостоверным, истинного ложным. Примером подобного использования дезинформации может служить разгром Лысенко генетики в нашей стране на основе клеветы и непомерного восхваления своих собственных "успехов", что очень дорого обошлось отечественной науке.

Вместе с тем сам факт возможности для познания впадать в заблуждение в процессе поиска истины требует отыскания инстанции, которая могла бы помочь определить, истинен некоторый результат познания или ложен. Иными словами, что является критерием истины? Поиск такого надежного критерия идет в философии издавна. Рационалисты Декарт и Спиноза считали таким критерием ясность. Вообще говоря, ясность годится как критерий истины в простых случаях, но критерий этот субъективен, а потому и ненадежен - ясным может представляться и заблуждение, особенно потому, что это мое заблуждение. Другой критерий - истинно то, что признается таковым большинством. Этот подход кажется привлекательным. Разве не пытаемся мы решать многие вопросы по большинству голосов, прибегая к голосованию? Тем не менее этот критерий абсолютно ненадежен, ибо исходный пункт и в данном случае - субъективен. В науке вообще проблемы истины не могут решаться большинством голосов. К слову сказать, этот критерий был предложен субъективным идеалистом Беркли, а позднее поддержан Богдановым, утверждавшим, что истина есть социально организованная форма опыта, т.е. опыт, признаваемый большинством. Наконец, еще один, прагматический подход. Истинно то, что полезно. В принципе истина всегда полезна, даже тогда, когда она неприятна. Но обратное заключение: полезное всегда есть истина несостоятельно. При подобном подходе любая ложь, если она полезна субъекту, так сказать, во спасение ему, может считаться истиной. Порок критерия истины, предлагаемого прагматизмом, также в его субъективной основе. Ведь в центре здесь стоит польза субъекта.

Так каков же в действительности критерий истины? Ответ на этот вопрос дал К. Маркс в своих "Тезисах о Фейербахе": "... Обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос".

Но почему практика может выступать в роли критерия истины? Дело в том, что в практической деятельности мы соизмеряем, сопоставляем знание с объектом, опредмечиваем его и тем самым устанавливаем, насколько оно соответствует объекту. Практика выше теории, поскольку она обладает достоинством не только всеобщности, но и непосредственной действительности, так как в практике воплощено знание, а вместе с тем она предметна.

Конечно, далеко не все положения науки нуждаются в практическом подтверждении. Если эти положения выведены из достоверных исходных положений по законам логики, то они также достоверны, т.к. законы и правила логики тысячи раз проверялись на практике.

Практика в результате практической деятельности, которая воплощается в конкретные материальные вещи, адекватные идеям как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна, так как иного критерия в нашем распоряжении нет. Эти идеи и есть истины. Но этот критерий и относителен в силу ограниченности практики в каждый исторический период. Так, практика на протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и познания этот тезис был опровергнут. Противоречивость практики как критерия истины является своеобразным противоядием против догматизма и окостенения мысли.

Практика, как критерий истины и относительна, и абсолютна. Абсолютна как критерий истины и относительна как критерий истины, т.к. она сама ограничена в своем развитии на определенном этапе развития (развивающая практика).

В философии существует несколько основных понятий, среди которых стоит выделить в первую очередь определения непосредственно самой абсолютной, а также относительной. Обратившись к словарям и справочникам, можно выделить наиболее ёмкое определение, которое представляет собой следующее понятие: истина - это доказанное заявление, принимаемое в качестве правды; соответствие реальности. Что представляют собой примеры относительной истины?

Что такое истина

Это прежде всего процесс, который характеризуется восприятием или осознанием объекта или явления в полной степени. Некоторые люди склонны утверждать, что не существует в принципе - есть только окружающей действительности, предметов, взглядов, суждений или явлений. Тем не менее она едина, но в ее среде можно выделить некоторые ключевые аспекты:

  • Относительный.
  • Объективный.
  • Абсолютный.

Безусловно, развитие любой науки предполагает достижение абсолютного идеала, правды, однако это маловероятно, так как каждое новое открытие провоцирует еще больше вопросов и споров. Так, например, утверждение типа «золото - это металл» является истинным лишь в том случае, если золото действительно представляет собой металл.

Что такое абсолютная истина

Для начала стоит определить понятие объективной правды, которое выражается следующим образом - понимание и восприятие знаний, которое не зависит от какого-либо конкретного человека, группы людей, цивилизации и общества. В чем же заключается основное отличие абсолютной истины от относительной или объективной?

Абсолютная представляет собой:

  • Исчерпывающее, полностью проверенное, знание о человеке, предмете, объекте или явлении, которое не может быть опровергнуто никаким образом.
  • Адекватное и осознанное воспроизведение субъектом определенного объекта, представление субъекта таким, каким он существует в действительности, независимо от мнения человека и его сознания.
  • Определение бесконечности нашего познания, своеобразный предел, к которому стремится всё человечество.

Многие утверждают, что как таковой абсолютной правды не существует. Сторонники этого взгляда склоняются к тому, что все является относительным, как таковой фактической реальности попросту не может быть. Тем не менее можно привести некоторые примеры абсолютной истины: научные законы или факты рождения людей.

Что такое относительная правда

Примеры относительной истины красноречиво характеризуют непосредственно само определение понятия. Итак, в древности люди полагали, что атом неделим, в 20-м веке ученые склонялись к тому, что атом состоит из электронов, а в настоящее время исследовали знают наверняка, что атом состоит из огромного количества мельчайших частиц и их число постоянно возрастает. Все создают красноречивое представление об относительности реального.

Исходя из этого можно сделать выводы о том, что же на самом деле представляет собой относительная истина:

  • Это знание (определение), которое в полной мере соответствует определенному уровню развития человечества, но отличается не совсем проверенными фактами или доказательствами.
  • Обозначение пограничных или конечных моментов познания мира человеком, приближенность знаний об окружающей действительности.
  • Утверждение или знание, которое зависит от определенных условий (времени, исторических событий, места и других обстоятельств).

Примеры относительной истины

Имеет ли абсолютная правда право на существование? Для ответа на этот вопрос стоит рассмотреть очень простой пример. Итак, выражение «планета Земля имеет форму геоида» вполне можно отнести к высказываниям из разряда абсолютной истины. Ведь наша планета на самом деле имеет такую форму. Вопрос в другом - является ли это выражение знанием? Может ли это высказывание дать незнающему человеку представление о форме планеты? Вероятнее всего, нет. Гораздо эффективней представить Землю в форме шара или эллипсоида. Таким образом, примеры относительной истины позволяют обозначить основные критерии и характеристики важнейших составляющих философских понятий.

Критерии

Как отличить абсолютную или относительную истину от заблуждения или вымысла.

Отвечать законам логики? Что является определяющим фактором? Для этих целей существуют особые понятия, которые позволяют определиться с правдоподобностью того или иного высказывания. Итак, критерием истины является то, что позволяет удостоверить правду, отличить ее от заблуждения, выявить, где правда, а где вымысел. Критерии бывают внутренние и внешние. Каким требованиям должны отвечать они:

  • Выражаться в простой и лаконичной форме.
  • Соответствовать основополагающим законам.
  • Быть применимыми на практике.
  • Соответствовать научным законам.

Является в первую очередь практика - человеческая деятельность, направленная на преобразование окружающей действительности.

Современное понятие и его ключевые аспекты

Абсолютная, относительная, объективная истина - понятия, которые имеют четкие отличия друг от друга. В современное определение правды ученые вкладывают следующие аспекты: духовная и субъективная действительность, результат познания, а также истина в качестве познавательного процесса.

Отдельного внимания заслуживает конкретность истины - она не может быть абстрактной. Истина всегда имеет отношение к какому-либо времени и месту. стремление к идеалу и поиск истины всегда будут волновать философов и ученых. Человечество должно стремиться к познанию и совершенствованию.



Лекция:


Истина объективная и субъективная


Из предыдущего урока вы узнали, что знания об окружающем мире можно получить путём познавательной деятельности с помощью органов чувств и мышления. Согласитесь, человек, интересующийся теми или иными предметами и явлениями, хочет получить о них достоверные сведения. Нам важна правда, то есть истина, которая является общечеловеческой ценностью. Что же такое истина, каковы её виды и как отличить истину от лжи разберём на данном уроке.

Основной термин урока:

Истина – это знания, соответствующие объективной действительности.

Что это означает? Предметы и явления окружающего мира существуют сами по себе и не зависят от человеческого сознания, поэтому предметы познания объективны . Когда же человек (субъект) хочет что-то изучить, исследовать, он пропускает предмет познания через сознание и выводит соответствующие собственному мировоззрению знания. А мировоззрение, как известно, у каждого человека своё. Значит, два человека, изучающие один и тот же предмет, по-разному опишут его. Поэтому знания о предмете познания всегда субъективны . Те субъективные знания, которые соответствуют объективному предмету познания и являются истинными.

Исходя из сказанного можно выделить объективную и субъективную истину. О бъективной истиной называются знания о предметах и явлениях, описывающие их такими, какие они есть на самом деле, без преувеличения и преуменьшения. К примеру, MacCoffee – это кофе, золото – это металл. Субъективной истиной , напротив, называются знания о предметах и явлениях, зависящие от мнений и оценок субъекта познания. Утверждение "MacCoffee – самый лучший кофе в мире" субъективно, потому что это я так считаю, а кому-то MacCoffee не нравится. Распространенными примерами субъективной истины являются приметы, которые невозможно доказать.

Истина абсолютная и относительная

Истина также подразделяется на абсолютную и относительную.

Виды

Характеристика

Пример

Абсолютная истина

  • Это полное, исчерпывающее, единственно верное знание о предмете или явлении, которое не может быть опровергнуто
  • Земля вращается вокруг своей оси
  • 2+2=4
  • В полночь темнее, чем в полдень

Относительная истина

  • Это неполное, ограниченно верное знание о предмете или явлении, которое впоследствии может измениться и восполнится другими научными знаниями
  • При t +12 о С бывает холодно

Каждый ученый стремится максимально приблизиться к абсолютной истине. Однако зачастую в связи с недостаточностью способов и форм познания ученому удается установить лишь относительную истину. Которая с развитием науки подтверждается и становится абсолютной, либо опровергается и превращается в заблуждение. Например, знание средневековья о том, что Земля плоская с развитием науки было опровергнуто и стало считаться заблуждением.

Абсолютных истин очень мало, гораздо больше относительных. Почему? Потому что мир изменчив. Например, биолог изучает численность отряда животных, занесенных в Красную Книгу. Пока он проводит это исследование, численность изменяется. Поэтому подсчитать точное число будет очень сложно.

!!! Ошибочно говорить, что абсолютная и объективная истина одно и то же. Это не так. Объективной может быть и абсолютная, и относительная истина, при условии, что субъект познания не подогнал результаты исследования под свои личные убеждения.

Критерии истины

Как отличить истину от заблуждения? Для этого существуют специальные средства проверки знаний, которые называются критериями истины. Рассмотрим их:

  • Самый главный критерий – практика это активная предметная деятельность, направленная на познание и преобразование окружающего мира . Формами практики являются материальное производство (к примеру, труд), социальные действия (к примеру, реформы, революции), научный эксперимент. Истинным считается только практически полезное знание. К примеру, на основе определенных знаний правительство проводит экономические реформы. Если они дадут ожидаемые результаты, значит знания истинны. На основе знаний врач лечит больного, если он исцелился, то знания истинны. Практика как основной критерий истины является частью познания и выполняет функции: 1) практика является источником познания, потому что именно она толкает людей на изучение тех или иных явлений и процессов; 2) практика является основой познания, потому что от начала и до конца пронизывает познавательную деятельность; 3) практика является целью познания, потому что познание мира необходимо для последующего применения знаний в реальной действительности; 4) практика, как уже было сказано, является критерием истины, необходимым для различения истины от заблуждения и лжи.
  • Соответствие законам логики. Знание, полученное путем доказывания, не должно быть запутанным и внутренне противоречивым. Также оно должно логически согласовываться с хорошо проверенными и достоверными теориями. Например, если кто-то выдвинет теорию наследственности, которая принципиально не совместима с современной генетикой, можно предполагать, что она не является истинной.
  • Соответствие фундаментальным научным законам. Новые знания должны соответствовать Вечным законам. Многие из которых вы изучаете на уроках математики, физики, химии, обществознания и др. Это такие, как Закон всемирного тяготения, Закон сохранения энергии, Периодический закон Менделеева Д.И., Закон спроса и предложения и другие. К примеру, знание о том, что Земля удерживается на орбите вокруг Солнца, соответствует Закону всемирного тяготения И. Ньютона. Другой пример, если цена на ткань из льна повышается, то спрос на эту ткань падает, что соответствует Закону спроса и предложения.
  • Соответствие ранее открытым законам . Пример: Первый закон Ньютона (закон инерции) соответствует ранее открытому Г.Галилеем закону, согласно которому тело остаётся в покое либо двигается равномерно и прямолинейно до тех пор, пока на него оказывают воздействие силы, понуждающие тело изменить своё состояние. Но Ньютон в отличие от Галилея рассмотрел движение более глубоко, со всех точек.

Для наибольшей надежности проверки знаний на истинность лучше всего пользоваться несколькими критериями. Утверждения, не соответствующие критериям истины, являются заблуждением или ложью. Чем они отличаются друг от друга? Заблуждением являются знания, которые на самом деле не соответствуют действительности, но субъект познания до определенного момента не знает об этом и принимает их за истину. А ложь – это сознательное и намеренное искажение знаний, когда субъект познания хочет кого-либо обмануть.

Задание: Напишите в комментариях свои примеры истины: объективной и субъективной, абсолютной и относительной. Чем больше примеров вы приведёте, тем большую помощь окажете выпускникам! Ведь именно нехватка конкретных примеров затрудняет правильное и полное решение заданий второй части КИМ.

Относительная истина – это неполное, ограниченное знание о мире. В силу бесконечности мира, исторической ограниченности человеческого познания, достигнутые знания о мире и человеке всегда неполны и неточны. Относительность знаний следует, в частности, усматривать и в том, что они всегда отнесены к определенным условиям, месту и времени.

Всякое знание в силу своей конкретности всегда относительно.

Абсолютная истина – это полное и точное знание предмета, это знание о бесконечном мире в целом, во всем его бесконечном богатстве и многообразии.

Абсолютная истина складывается из относительных, но сумма относительных истин бесконечна, следовательно, абсолютная истина недостижима. Человек постоянно приближается к абсолютной истине, но никогда не достигнет ее, потому что мир постоянно меняется. Знание абсолютной истины остановило бы процесс познания.

Диалектика конкретной, относительной, объективной и абсолютной истины.

Истинное знание, как и сам объективный мир, развивается по законам диалектики. В средние века люди считали, что солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Было ли это ложью или истиной? То, что человек наблюдал движение, находясь на земле, приводило к ложному выводу. Здесь видна зависимость наших знаний от субъекта познания. Коперник утверждал, что центром планетарной системы является солнце. Здесь уже доля объективного содержания больше, но далеко не все соответствовало объективной реальности. Кеплер показал, что планеты вращаются вокруг солнца не по окружностям, а по эллипсам. Это было еще более истинным, более верным знанием. Из данных примеров ясно, что объективная истина исторически развивается. С каждым новым открытием ее полнота возрастает.

Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, называют относительной. Все развитие человеческого познания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими, более полно и точно выражающими объективную истину.

Можно ли достичь абсолютную истину? Агностики отвечают отрицательно, говоря, что в процессе познания мы имеем дело только с относительными истинами. И чем сложнее явление, тем труднее познать абсолютную истину. И тем не менее она существует, каждая относительная истина – шаг, приближающий нас к этой цели.

Таким образом, относительная и абсолютная истины – это лишь разные уровни объективной. Чем выше уровень нашего познания, тем ближе мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот может длиться бесконечно. Этот постоянный процесс – важнейшее проявление диалектики в процессе познания.

Истина и заблуждение.

I. Истина – адекватное, правильное отражение действительности. Ценность знания определяется мерой его истинности. Достижение истинного знания – сложный и противоречивый процесс. Естественно, что на этом пути возможно получить различные результаты. Исследователь, если речь идет о поиске научной истины, может не только прийти к истинному результату, но и пойти по ошибочному пути, заблуждаться. Поэтому не существует раз и навсегда установленной грани между истиной и заблуждением. Поиск истины – открытый процесс, в нем заложены различные возможности, в том числе и возможности неверных, ошибочных оценок происходящего.

Заблуждение – такие знания, которые не соответствуют сущности познаваемого предмета, но признаются за истинное знание. Это постоянный элемент развития науки. Люди неосознанно принимают этот факт, то есть исходят из эмпирических опытов. Показательный пример заблуждения – Солнце движется вокруг Земли в докоперниковский период.

Заблуждение не является абсолютным вымыслом, игрой воображения, плодом фантазии. Заблуждения тоже отражают, правда, односторонне, объективную действительность, имеют реальный источник, так как в любом вымысле содержатся нити реальности.

Причины объективного возникновения заблуждений:

1) Историческая практика, а именно, уровень развития науки того времени, неадекватно воспринятые факты, ошибочная их интерпретация. Зачастую истина становится заблуждением, если не учитываются границы истинности и та или иная истинная концепция распространяется на все сферы реальности. Заблуждение может быть следствием также неверной информации.

2) Свобода выбора в методах исследования. То есть сам предмет навязывает способ, метод исследования, например, инфляцию не будешь изучать с помощью метода чувственного познания.

Заблуждение отличается от лжи тем, что оно носит непреднамеренный характер.

В целом заблуждение – естественный момент познавательного процесса и диалектически связано с истиной. Необходимо считаться с возможностью заблуждений, не преувеличивая и не абсолютизируя их. Преувеличение места заблуждений в познании может привести к скептицизму и релятивизму. Выдающийся отечественный физик, лауреат Нобелевской премии П.Л.Капица заметил: «...ошибки – диалектический способ поиска истины. Никогда не надо преувеличивать их вред и уменьшать их пользу».

Поэтому истине противостоит не столько заблуждение, сколько ложь как преднамеренное возведение в ранг истины.

Как показала практика человечества, заблуждение - это неотъемлемый элемент поиска истины. Пока один откроет истину, сто пребудут в заблуждении. И в этом смысле заблуждение представляет собой нежелательные, но правомерные издержки на пути к достижению истины.

II.Научное познание по своей сути невозможно без столкновений различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок.

Ошибка.

Ошибка – несоответствие знания действительности.

В отличие от заблуждения, ошибка осознается и совершается по субъективным причинам:

1) Низкая квалификация специалиста, 2) Невнимательность, 3) Спешка.

Ложь.

III. Ложь. Обман. Это умышленное искажение действительности. То есть утверждение, что вращается Солнце, а не Земля, с точки зрения современной астрономии ложно.

Особенность: Ложь носит адресный характер (либо обманывают отдельного человека, либо все общество).

Здесь знания намеренно или ненамеренно, бессознательно искажаются, так как такое искажение оказывается полезным тем или иным социальным группам и лицам для достижения групповых целей и личностных, поддержания власти, достижения победы над противником или оправдания собственной деятельности. В первую очередь это касается знаний, относящихся к социально-исторической действительности и непосредственно затрагивающих вопросы мировоззрения, идеологии, политики и т.д.

Ложью может быть, как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть и логически неправильное мышление.

К примеру, фирма «Иванов и компания» рекламирует средство, поражающее болезнетворные бактерии, но при этом умалчивает о противопоказаниях этого средства. В результате, вред от приема этого лекарства превышает пользу; проектировщики АЭС сокрыли возможность чернобыльского эффекта, и уже страдают не единицы, а сотни тысяч людей.

Различают:

1) Наглая ложь, то есть намеренная. Она ближе всего к обману.

2) Ложь умолчания, сокрытия.

3) Полуправда, часть - правда, но не вся. Иногда совершается намеренно, иногда неосознанно (возможно, по незнанию).

В отличие от заблуждения, ложь является нравственно-правовым феноменом, а посему и отношение ко лжи должно быть иным, чем к заблуждению.

Истина и правда.

IV. Правда - это убежденность человека в истине, это соответствие высказываний субъекта его мыслям. Правда основывается на истине, но не сводится к ней. То есть истина может быть одна, но у каждого своя правда. И правда далеко не всегда является адекватным выражением всей истины. Она может выступать как частный случай истины.

Говорят, Соломон, выслушав стороны, участвующие в споре, заявил о том, что каждый из них прав. Прав как носитель своей правды.

Проблема соотношения правды и истины решается через определение меры истины. Так, с точки зрения солдата или офицера федеральных войск, война в Чечне есть защита целостности России. И это правда. С точки зрения чеченца, война в Чечне есть защита его дома. И это тоже правда. Но и в том и в другом случае это часть истины. Что касается полной истины, то чеченский феномен противостояния есть коммерческая война наживы одних и обнищания других, сомнительного счастья одних и безутешного горя других.

Социальная философия

Общество.

Общество – 1) социальная форма материи, субстратной функциональной единицей которой является человек.

2) обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся жизнедеятельность людей.

3) сложный коллектив людей, объединенный различными видами социальных связей, обусловленных для данного общества специфическими особенностями существования.

Общество как система состоит из сфер общественной жизни.

Человек.

Человек – материально-социальное существо, единица общества, обладающая индивидуальной социальной сущностью. Сущность человека заключается в родовых признаках – труд и разум.

Сущностные силы человека. 2 концепции:

1) общечеловеческая; 2) социальная.

Сущность - наиболее существенное, важнейшее в предмете, его качественная отличительная характеристика. В общефилософском плане: человек - социальное универсальное материальное существо. Социальное - человек обладает надприродными свойствами; универсальное – все свойства мира присущи человеку. В социально-философском плане: человек - социальное материальное родовое существо (аналогично универсальному НО понятие родовое раскрывает, что человеку присущи свойства, которыми обладает каждый индивид: в каждом человеке представлен человеческий род. В каком-то смысле индивид и род тождественны.).

Сущность (отличие от природы).

1.Единство родового и индивидуального.

2.Проявляется в особом существования человека: производство собственной жизни, родовой индивидуальной сущности посредством преобразования природы. Обнаруживается единство человека с миром и с другими индивидами.

Уровни сущности:

I.Актуальный (действительный): труд, мысль (сознание), общение, свобода и ответственность, индивидуальность и коллективность.

II.Потенциальный. Существует возможность, которая может реализоваться. Это: способности и потребности (к актуальному уровню).

Сущность человека делится на:

а) люди - биосоциальные существа - это не правильно, мы физико-химио-биологические существа.

б) почему равноправны 2 начала социальное и биологическое, это не так.

2) Человек - это субъект, человек - это и мышление и действие, существо, субъектом может обозначаться и материя, человек это еще и объект, т.е. на что направлена его сущность. (Самое правильное определение Орлова). Человек - существо, производящее самого себя и свою собственную сущность. Чел - это субстанция, т.к. он является причиной самого себя. Человек - это общественное существо. Он не может существовать один. Человеческая сущность - единство родового и индивидуального. Родовое - это свойственное каждому человеку, всему вообще человечеству в целом. Родовые черты у нас существуют только через реальных индивидов. Т.О. сущность чел индивидуизирована, она обладает 2-мя сторонами: асубстанциональная и релякционная

3) Многие советские философы говорили, что сущность человека это совокупность всех общих отношений - это написал Маркс – неправильно. Человек - это предметное существо, субстанция и + люди общаются, это и совокупность отношений, но никак не отдельно - все вместе - дает нам сущность человека.

Проблема социального субсртата и социальных функций. У человека есть свои функции (труд, сознание, общение)Þэти функции осуществляется субстратом. Человеческий, социальный субстрат - это я, ты, мы, он, она, они. В сущности человека присутствует общественное бытие и общественное сознание (сознание общества). Общественное бытие - сов-ое бытие индивидов, реальных процессов жизни. Оно не воспринимается органом чувств. Его понимание только на теоретическом уровне. В общественном бытии есть 2сторо-ны: 1-мы сами - обладает социальным качеством.

2-веществ-ые элементы общества, это преобразованные природные элементы входящие в элементы общества (здания, машины…), но составного социального качества здесь нет, они или явл. только потому, что вещественные элементы связаны с людьми.

Кризисный характер человеческого существования обострил три коренных вопроса чел-го существования - о сущности человека, способе и смысле его бытия, перспективах дальнейшего развития.

Индивид.

Индивид – единичный представитель рода человеческого(можно выделять по родовым признакам – первобытно-общинный и др.).

Что определяет характер общественных отношений - индивид или общество?

1)Индивид сам создает свое общественное обстоятельство;

2)Человек зависит от общественных обстоятельств.

Существует 2 противоположных определения Индивида:

Индивид - рассматривается как единичное, как уникальный человек.

Индивид - как человек вообще.

Оба определения являются односторонними и недостаточными. Необходимо выработать 3-е ОПР, охватывающее два предыдущих. Индивид как совокупность индивидов или люди. Или как единство общего и все многообразие особенного.

Общество - это люди и их отношения друг к другу. В одно целое общество и людей объединяет человеческая деятельность в различных видах, и прежде всего материально-производственная. Возникает вопрос определяет ли индивид характер жизни общества или общество определяет особенности индивида. Постановка вопроса некорректна, -> введем 3-ю формулу: люди в такой же степени создают общественные обстоятельства, в какой общественные обстоятельства создают людей, т.е. люди создают др.др. и самих себя. Личность понимается как человек не похожий на других людей (в обыденном). Необходимо дать др. позитивное ОПР. Во-первых, каждый индивид – это личность. Каждый человек есть некоторое единство общего и многообразие особенного. Чем ближе человек к своему человеческому роду, тем выше его личностный потенциал. Чем больше многообразие человеческих способностей представлено в индивиде, тем выше его личностный потенциал. Родившийся ребенок - индивид, но не человеческая индивидуальность (личность), которая определяется самостоятельностью бытия в обществе. Индивид и общество находятся в диалектически взаимосвязанных отношениях. Их нельзя противопоставлять, т.к. индивид – общественное существо и всякое проявление его жизни является проявлением обществ. жизни. Но нельзя и отождествлять Индивидуальное и Общественное, т.к. каждый индивид может выступать и как самобытная индивидуальность.

Личность.

Личность – определенным образом реализованная в индивидууме интеграция социально-значимых качеств.

Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности акцентирует в ней сознательно-волевое начало. Индивид тем больше заслуживает права называться личностью, чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже его контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии.

Слово "личность" (от лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре (ср. русское "личина"). Затем оно стало означать самого актера и его роль (персонаж). У римлян слово "persona" употреблялось не иначе как с указанием определенной социальной функции, роли, амплуа (личность отца, личность царя, судьи, обвинителя и т.д.). Превратившись в термин, в общее выражение, слово "личность" существенно изменило свой смысл и даже стало выражать нечто обратное тому, что разумели под ним в древности. Личность - это человек, который не играет выбранную им роль, ни в каком смысле не является "лицедеем". Социальная роль (скажем, роль врачевателя, исследователя, художника, учителя, отца) принимается им абсолютно всерьез; он возлагает ее на себя как миссию, как крест - свободно, но с готовностью нести всю полноту связанной с этой ролью ответственности.

Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественного взаимопризнания, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот - вынужденное и формальное) ее исполнение.

Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Сами свершения личности (например, трудовые достижения, открытия, творческие успехи) истолковываются нами прежде всего в качестве поступков, то есть преднамеренных, произвольных поведенческих актов. Личность - это инициатор последовательного ряда жизненных событий, или, как точно определил М. М. Бахтин, "субъект поступания". Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он позволяет себе вменить.

Смысловая близость терминов "индивидуальность" и "личность" приводит к тому, что они нередко употребляются как однозначные, замещают друг друга. Вместе с тем (и это главное) понятия индивидуальности и личности фиксируют разные аспекты человеческого самоустроения.

Суть этого различия схватывает уже обычный язык. Мы склонны сопрягать слово "индивидуальность" с такими эпитетами, как "яркая" и "оригинальная". О личности же нам хочется сказать "сильная", "энергичная", "независимая". В индивидуальности мы отмечаем ее самобытность, в личности скорее самостоятельность, или, как писал психолог С. Л. Рубинштейн, "человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств... человек есть личность, поскольку у него есть свое лицо" и поскольку даже в самых трудных жизненных испытаниях он этого лица не теряет.


Похожая информация.


Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.4. Понятие истины, ее критерии

Гносеология – философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. Агностицизм – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Гностицизм – философское учение, признающее возможности познания мира.

Познание – 1) процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром; 2) процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире.

Субъект познания – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект; активно действующее в познании творческое начало.

Объект познания – то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект (человек является объектом изучения многих наук: биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др.).

Иерархия познавательных способностей человека (Платон, Аристотель, И. Кант) : а) чувственное познание – является базовым, с него начинается все наше познание; б) рациональное познание – осуществляется при помощи рассудка, способно устанавливать, открывать объективные связи (причинно-следственные) между явлениями, законы природы; в) познание на основе идей разума – задает мировоззренческие принципы.

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания (сформировался в XVII–XVIII вв. – Р. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк ).

Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основа и главная форма достоверного познания.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц ).

Формы (источники, ступени) познания:

1. Чувственное (эмпирическое) познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Особенности чувственного познания: непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон.

Формы чувственного познания: ощущение (отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств); восприятие (чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств); представление (чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие.

2. Рациональное, логическое познание (мышление). Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.

Формы рационального познания: а) понятие (отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений); б) суждение (форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами); в) умозаключение (рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением, выводом или следствием). Виды умозаключений: дедуктивные (путь мышления от общего к частному, от общего положения к особенному), индуктивные (способ рассуждения от частных положений к общим выводам), традуктивные (по аналогии).

Чувственное и рациональное познание нельзя противопоставлять, абсолютизировать, так как они дополняют друг друга. С помощью воображения создаются гипотезы. Наличие воображения позволяет человеку осуществлять творчество.

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Особенности научного познания: объективность; развитость понятийного аппарата; рациональность (доказательность, системность); проверяемость; высокий уровень обобщения; универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин); использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

* Уровни научного познания: 1). Эмпирический. Методы эмпирического познания: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент; 2). Теоретический. Методы теоретического уровня познания: идеализация (метод научного познания, при котором происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками), формализация; математизация; обобщение; моделирование.

* Формы научного познания: научный факт (отражение объективного факта в человеческом сознании); эмпирический закон (объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами); вопрос; проблема (осознанная формулировка вопросов – теоретическая и практическая); гипотеза (научное предположение); теория (исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений); концепция (определенный способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения).

* Универсальные методы научного познания: анализ; синтез; дедукция; индукция; аналогия; моделирование (воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения); абстрагирование (мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделение какого-либо свойства или отношения); идеализация (мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности).

Формы ненаучного познания:

миф; жизненный опыт; народная мудрость; здравый смысл; религия; искусство; паранаука.

Интуиция является специфическим компонентом связи чувственного и рационального познания. Интуиция – способность человеческого сознания в некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания; проницательность; непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение; сверхбыстрый мыслительный процесс. Виды интуиции: 1) чувственная, 2) интеллектуальная, 3) мистическая.

Классификация форм познания по виду духовной деятельности человека

* Экзистенциальная (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс и М. Хайдеггер ). К познавательной сфере относят эмоции и чувства (не ощущения) человека. Эти переживания носят мировоззренческий и духовный характер.

* Мораль является не только личностной формой регуляции поведения человека, но и особой формой познания. Мораль необходимо познавать, а ее наличие говорит о духовной развитости человека.

* Эстетическое познание наибольшее развитие получило в искусстве. Особенности: познает мир с точки зрения красоты, гармонии и целесообразности; не дается с рождением, а воспитывается; входит в число духовных способов познания и деятельности; не нацелено, в отличие от научного познания, на конкретную пользу; носит всецело творческий характер, не копирует действительность, а творчески воспринимает ее. Более того, оно может создавать свою, эстетическую реальность, которая способна духовно воздействовать на человека, преобразовывать, трансформировать и совершенствовать его природу.

Истина – соответствие между фактами и высказываниями об этих фактах. Объективная истина – содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека. Субъективная истина зависит от восприятия субъекта, его мировоззрения и установок.

Относительная истина – неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми. Относительная истина зависит от точки зрения наблюдателя, она носит изменчивый характер (об этом говорит теория относительности).

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.

Истина абсолютная и истина относительная – разные уровни (формы) объективной истины.

По форме истина может быть: житейской, научной, художественной, нравственной и т. д., поэтому может быть столько истин, сколько есть видов знаний. Научную истину, например, отличает системность, упорядоченность знания, его обоснованность и доказательность. Духовная истина есть не что иное, как правильное, совестное отношение человека к себе, другим людям и миру.

Заблуждение – содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь – сознательное искажение образа объекта. Дезинформация – это подмена из корыстных соображений достоверного недостоверным, истинного – ложным.

Причины относительности человеческих знаний: изменчивость мира; ограниченность познавательных возможностей человека; зависимость возможностей познания от реальных исторических условий, уровня развития духовной культуры, материального производства и особенностей познавательной деятельности человека.

Критерий истины зависит от формы и метода познания. Он может быть эмпирическим, т. е. опытным (в науке); рационалистическим (в науке и философии); практическим (в науке, социальной практике); умозрительным (в философии и религии). В социологии основным критерием истины является практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Практика – материальная, целеполагающая деятельность людей.

Функции практики в процессе познания: 1) источник познания (потребностями практики вызваны к жизни существующие науки); 2) основа познания (благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира); 3) практика является движущей силой развития общества; 4) практика – цель познания (человек познает мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности); 5) практика – критерий истинности познания.

Основные виды практики: научный эксперимент, производство материальных благ, социально-преобразующая деятельность масс. Структура практики: объект, субъект, потребность, цель, мотив, целесообразная деятельность, предмет, средства и результат.

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

Лекция № 25. Критерии истины Вопрос о возможности разграничения истины и заблуждения всегда интересовал познающую мысль. Собственно в этом и заключается вопрос о критерии истины. В истории философии и науки высказывались различные точки зрения на сей счет. Так, Декарт

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Лекция № 26. Красота и ценность истины (единство красоты, истины и добра) Бесспорно, признание таких вечных ценностей, как истина, красота и добро (и каждая ценность по отдельности), является отличительным признаком гуманного в человеке. Известные разногласия дают себя

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Момент истины С испанского: El momento de la verdad.Так в испанской корриде называется решающий момент поединка, когда становится ясно, кто станет победителем - бык или матадор. Выражение стало популярным после того, как появилось в романе «Смерть после полудня» (1932) американского

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Момент истины В АВГУСТЕ СОРОК ЧЕТВЕРТОГО…Роман (1973)Летом 1944 г. нашими войсками была освобождена вся Белоруссия и значительная часть Литвы. Но на этих территориях осталось множество вражеских агентов, разрозненных групп немецких солдат, банд, подпольных организаций. Все

Из книги Школа вождения для женщин автора Горбачев Михаил Георгиевич

18. ПОЗНАНИЕ МИРА. ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ ИСТИНЫ Познание – получение человеком сведений и знаний об окружающем мире. Человек познает с помощью слуха, обоняния, осязания, зрения.Формы познания: ощущение (элементарный, разовый результат воздействия окружающего мира на орган

Из книги Амазонкой будь – оседлай судьбу автора Андреева Юлия

Технические истины

Из книги Новейший философский словарь. Постмодернизм. автора

Простые истины эксплуатации и вождения Если машина сломалась, включите аварийные сигналы, выставьте знак аварийной остановки и успокойтесь. Не обращайте внимания, если вам будут сигналить. Поломка небольшая? Вызовите техпомощь. При крупной поломке лучше вызвать

Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Вредные истины На какие еще заветы поставили «вето»? А.Смир Убедившись в силе и вреде привычного амазонка должна отслеживать собственные стереотипы поведения, для того чтобы отказаться от подчинения им. К таким вредным привычкам относятся любые действия и поступки

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

“ИГРЫ ИСТИНЫ ” - понятийная структура, предложенная М. Фуко (см.) для обозначения плюральной процессуальности производства знания, в контексте постмодернистского пересмотра традиционных представлений об истине (см.).По мысли Фуко, истина не является результатом

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

Из книги Индформинг. Путь успеха личности автора Баранов Андрей Евгеньевич

Из книги автора

ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ теория - распространенное в средние века философское предположение о принципиальной возможности интеллектуальной ситуации, в границах которой научное положение (гезис) может одновременно выступать как истинное и как ложное (в зависимости от

Из книги автора

30. Понятие и критерии охраноспособности изобретения Изобретение – техническое решение, признаваемое в качестве изобретения государством и охраняемое им в соответствии с действующим в каждой стране законодательством. Изобретение само по себе нематериально, однако

Из книги автора

32. Понятие и критерии охраноспособности полезной модели Полезная модель – новое и промышленно применимое техническое решение, относящееся к устройству. Понятием «полезная модель» обычно охватываются такие технические новшества, которые по своим внешним признакам

Из книги автора

33. Понятие и критерии охраноспособности промышленного образца Промышленный образец – художественноконструкторское решение изделия промышленного или кустарноремесленного производства, определяющее его внешний вид.Термин «художественноконструкторское решение»

Из книги автора

Индформинг вранья (не истины) Существует одна единственная «незыблемая» вещь, которая не может быть опровергнута – это истина. Множество веков человечество спорит само с собой, что же такое истина и как определить: истина это или нет. Сложные истины, основанные на