Искушения влекут к покаянию. Как правильно относится к искушениям и боротся с ними


Умеете ли вы противостоять искушениям? Время от времени искушениям, большим и маленьким, подвергается каждый из нас, но складывается впечатление, что некоторые больше способны себя контролировать, нежели другие. Искушение – это желание чего-то неправильного или неполезного. Очень часто искушение побуждает вас удовлетворить свое желание здесь и сейчас, не задумываясь о последствиях. К сожалению, искушения могут превращаться в навязчивые состояния. А поддавшись искушению, человек склонен испытывать чувство вины, неудовлетворенности или подавленности. Научитесь правильно реагировать на искушения и развивать самоконтроль.

Шаги

Часть 1

Реакция на искушения

    Научитесь распознавать потенциальные искушения. Реакция на искушение – это вопрос самоконтроля и конфликта между немедленным получением удовольствия и достижением долгосрочных целей. К примеру, если вы соблюдаете диету, искушением может стать аппетитный кусочек торта, поглядывающий на вас с прилавка в магазине. Однако поддаться этому искушению значит помешать выполнению вашей долгосрочной цели наладить здоровое питание за счет отказа от чрезмерного количества сладкой пищи.

    Удаляйтесь от искушений. С искушениями справляться проще всего, удалившись от того, что вас искушает. К примеру, если вы пытаетесь бросить курить, старайтесь реже бывать в тех местах, где вы часто курили. Возможно, стоит даже какое-то время избегать общения с теми людьми, с кем вы всегда курили вместе.

    Будьте честны. Если вы отказываетесь от чего-то или от кого-то, потому что это является для вас искушением, не испытывайте чувства вины или необходимости лгать. Скажите честно, почему вы отказываетесь от того или иного. Это укрепит вашу решимость на будущее, а может даже поспособствует исчезновению искушения.

    • К примеру, если вы испытываете искушение изменить, а человек, который представляет для вас интерес, приглашает вас куда-нибудь сходить вместе, честно откажитесь, сказав, что у вас уже есть отношения. Если человек услышит вашу позицию, возможно, в будущем он уже не будет флиртовать с вами.
  1. Представляйте себе то, как вы справляетесь с о своим искушением. Данный метод заключается в том, чтобы представить себе, как вы признаете искушение и даже прикасаетесь к нему, но потом отказываетесь и уходите. Представьте себе этот опыт максимально детализированно. К примеру, если вы пытаетесь отказаться от сладкого, представьте, как держите в руке плитку шоколада. Представьте себе запах и ощущение, а потом мысленно уберите его от себя.

    Подумайте о долгосрочных последствиях. Когда чего-то очень хочешь, легко думать о том, как вам станет хорошо, если вы получите это здесь и сейчас. Но прежде чем поддаться на искушение, уделите минуту размышлениям о долгосрочных последствиях. В некоторых случаях, например, после измены, долгосрочные последствия могут носить поистине катастрофический характер. Вы причините боль своему партнеру, разрушите его доверие к вам и вполне рискуете потерять эти отношения совсем. Однако мы постоянно сталкиваемся с явлением, которое исследователи называют «крохотными искушениями»: разные мелочи, которые сами по себе кажутся безобидными, но в общей картине могут привести к значительным последствиям. Людям зачастую гораздо сложнее противостоять подобным искушениям именно потому, что они кажутся такими безобидными.

    Старайтесь отвлекаться от искушения. Иногда сопротивляться искушению мешает зацикленность на нем. Согласно проведенным исследованиям, бороться с искушениями помогает сосредоточенность на чем-то другом. Попробуйте заняться йогой, медитацией, ходить на пробежки или встречаться со своими друзьями. Что бы вы ни выбрали, посвятите себя этому целиком и полностью.

    • Можно заняться какой-либо деятельностью с теми, кто так же, как и вы, нуждается в помощи. Сместите фокус самого себя на других людей. Это тоже отвлечет вас от борьбы с искушением.
    • Полезно разработать так называемый «план отвлечения». К примеру, примите решение всякий раз, когда рука тянется за сигаретой, тут же собираться и выходить на пробежку. Это отвлечет вас от желания курить, да и здоровью поспособствует.
  2. Не давайте себе выбора. Если вы подвергаетесь какому-либо искушению, не позволяйте себе думать, что у вас есть выбор: преодолеть или уступить. Отказавшись от выбора, вы будете вынуждены отказаться и от самого искушения.

    Часть 2

    Развивайте самоконтроль
    1. Составляйте конкретные планы. Намеренно составьте себе план, например: «Сегодня на обед я не буду есть прирожных. Я хочу следовать своему плану и поэтому лучше съем яблоко» или «Сегодня на вечеринке я выпью только один бокал пива и попрошу друга остановить меня, на случай если возьму в руки еще один». Декларируя собственные подобные планы, конкретно и точно определяя свои шаги, вы сможете сосредоточиться на своих долгосрочных целях и не распыляться на удовлетворение сиюминутные желаний.

      • Полезно формулировать свои планы в виде предложений «если – то». К примеру, можно наметить следующий сценарий: «Если на вечеринке мне предложат пирожное, я скажу: «Нет, спасибо, я слежу за своим уровнем сахара» - и начну с кем-нибудь общаться».
    2. Обратитесь за помощью. Если вам сложно говорить чему-либо «нет», например, еще одной сигарете или куску торта, попросите своего друга или партнера присматривать за вами. Подотчетность другому человеку не оставит вам выбора.

      • Например, если на вечеринке вы пытаетесь следить за количеством употребляемого алкоголя, попросите свою половинку после одного напитка напомнить вам о вашем плане.
    3. Пользуйтесь технологиями. Создайте подотчетность на базе приложений или компьютерных программ, позволяющих отслеживать ваши привычки. Если вы пытаетесь научиться не тратить зря денег, установите программу учета расходов. Если вы следите за своим весом, используйте на телефоне приложение, позволяющее вести учет того, что вы съели.

      • Использование технологий также поможет вам в осознании моментов, когда вы подвергаетесь наибольшим искушениям. Например, вы можете заметить, что склонны переедать по выходным дням.
    4. Бросьте вызов кому-то еще. Если вы пытаетесь устоять перед искушением и знаете, что кто-то борется с той же проблемой, предложите устроить соревнование. Например, вы хотите больше заниматься физическими упражнениями, но не можете себя заставить – предложите другу проверить, кто быстрее сбросит вес или больше времени проведет в тренажерном зале. Дружеское соревнование может быть все, что вам нужно, для создания подотчетности и мотивации к действиям.

      • Перед началом соревнования, убедитесь, что согласны со всеми его условиями.
    5. Развивайте в себе благодарность. Благодарность способствует тому, чтобы помнить, за что вы благодарны в своей жизни. Сосредоточившись на этом, вы вряд ли захотите что-то не то.

      Нарабатывайте практикой навыки. Многие исследования доказывают, что можно развить самоконтроль даже во взрослом возрасте. Подобные упражнения повысят вашу работоспособность и снязят уровень импульсивности.

Каждый практикующий христианин сталкивается в своей духовной жизни с трудностями, которые на языке святых отцов принято называть искушениями. Для многих, даже духовно опытных, людей подобные ситуации зачастую становятся настоящим испытанием на прочность. Люди недоумевают, а порой и всерьез унывают от многочисленных напастей, происхождение которых они не могут рационально объяснить. О том, для чего нужны искушения, как не поддаться на «провокацию», как правильно относиться к искушениям и бороться с ними, рассказывает насельник Иргизского Воскресенского мужского монастыря иеромонах Дорофей (Баранов).

ЗАКАЛКА БОЕМ

- Отец Дорофей, искушение, насколько я понимаю, – это некое испытание, что-то вроде трудного экзамена. Верно?

Словом «искушение» обозначаются два понятия. Во-первых, в обычном житейском смысле это тяжелые и неприятные жизненные ситуации, случающиеся с человеком по Промыслу Божию. Сюда относятся болезни, материальная нужда, обиды и несправедливости от людей. Их еще называют «скорби». Во-вторых, в самом главном, духовном, смысле искушением называется состояние души, когда близка опасность впасть в грех, нарушив Божественные заповеди. В христианстве слово «искушение» не носит негативного оттенка. Хотя в духовной жизни грех - самый главный наш враг (есть даже такая присказка, что христианин ничего не должен бояться, кроме Бога и греха), но без искушений был бы невозможен духовный рост человека, то есть искушение - это испытание, пройдя которое христианин становится более опытным, сильным, закаленным.

- Вы сказали, что искушения попускаются Богом. А у верующих бытует мнение, что их устраивают совсем другие силы...

Господь посылает нам все: и радости, и горести. Но не в том смысле, что Он играет с нами, экспериментирует, а в том, что Господь попускает злу действовать относительно свободно, чтобы проявилась свободная же воля человека к добру. Зло - это то, от чего человек должен оттолкнуться, чтобы прилепиться к добру. Мы говорим, что христианин должен бегать от греха. В этом смысле искушения - это инструмент в руках Бога, посредством которого Господь делает души более совершенными и пригодными для спасения.

- Избежать искушений невозможно?

- Они неизбежны для каждого человека, пока он жив, причем их сила возрастает по мере духовного роста человека. Чем выше поднимается человек по пути духовной жизни, тем более сильным подвергается искушениям. Наивысшим искушением в истории было, когда Сам Господь в пустыне был искушаем от диавола (Мф. 4:7–11).

Первое искушение произошло с Адамом и Евой, когда Бог дал им заповедь не есть плод от древа добра и зла. Создатель установил правила, потому что без них духовный рост невозможен. Запрет - это начальная точка, из которой начинает расти прекрасный кристалл нравственной личности. Человек создан со свободной волей, но, если не научится ее сдерживать, превратится в животное. Если провести аналогию с компьютерными играми, перенося искушения, мы проходим пошаговую стратегию, от легкого уровня к более сложному, преодолевая препятствия, иногда неся потери, порой проигрывая в схватке, но обретая опыт, который позволит выиграть в следующей битве. Другого пути нет, если мы хотим быть нравственными людьми.

Конечно, можно вообще не думать о нравственности, духовном росте. Тогда не будет искушений, все будет дозволено, и «личность раскроется во всей своей полноте», как сегодня модно говорить. Но когда это произойдет, окружающие поймут, что имеют дело со зверем.

ИСПЫТАНИЕ НА ВЕРНОСТЬ

- Как человеку, который не связан с Церковью, не знаком с тонкостями христианской жизни, понять, что является искушением, а что таковым не является?

Не будем делить людей на церковных и нецерковных. Искушение - не сугубо христианский термин для какой-то касты посвященных. Раз уж мы договорились, что борьба с искушением - источник нравственного роста человека, неважно, к какой религии он принадлежит и религиозен ли в принципе. Если человек оказывается в ситуации нравственного выбора в пользу добра или зла - это искушение. И человек будет проходить через данное испытание в любом случае, осознавая его духовный смысл или не осознавая. В совести Творцом изначально заложены критерии добра и зла. Когда человек сталкивается с искушением и не знает, что это такое, он посылает информационный запрос к своей совести, и она ему говорит, как поступить. В этом смысле любое событие, даже самое незначительное, если оно сопряжено с нравственным выбором, является искушением.

В искушениях человек испытывается: как поведет себя, что скажет, останется ли верен евангельскому образу жизни или ожесточится, перевесит ли в нем любовь к ближним или верх возьмет самолюбие. Каждый из нас в искушениях имеет возможность убедиться, чего он стоит на самом деле.

- А на практике это в чем может выражаться? Давайте приведем примеры.

Самое распространенное мысленное искушение - беспокойство за свое существование и за обеспечение себя и своих ближних всем необходимым для жизни, сожаления о каких-либо упущенных возможностях или ошибках при достижении материальных благ, зависти к чужому преуспеянию, недовольство своим материальным положением. Пораженная этим искушением душа часто впадает в бестолковую суету.

Другой вид мысленных искушений - боязнь воображаемых опасностей и предвидение возможности различных несчастий. Душа полна беспокойства и тревоги. Кажется, что все опасения сбываются, человек уже переживает в мыслях несчастья и мучается понапрасну.

Сожаления тоже могут быть искушением. «Как жаль, что так получилось», - думаем мы, расстраивая себя бесплодными сожалениями, и грешим против надежды на Промысел Божий о нас.

Самоукорение имеет смысл только тогда, когда мы укоряем себя в грехе. В житейских же делах оно вредно, так как рождает уныние и поэтому на руку нашему врагу. Даже если мы ошиблись, это случилось не без Промысла Божия. Чаще всего жизненные неудачи обличают нас в том, что мы в делах надеемся на себя, а не на помощь Божию.

Часто искушения нападают, когда человек совершает какое-то доброе дело. Враг в этих случаях более, чем обычно, злобится на нас и старается свести на нет результаты нашего усилия, испортив его каким-нибудь проступком. Например, оказав милость ближнему, мы можем пожалеть об отданных деньгах. Или, тщеславясь, расскажем кому-то о совершенном благодеянии. В другом случае испортим хорошее дело одновременным осуждением ближнего.

Одним из наиболее тяжелых искушений является искушение против любви - вражда или неприязнь к близким людям. На сердце искушаемого словно камень лежит, в голове непрестанно крутятся мысли о неприятном человеке, вспоминаются ссоры, укоры, обидные слова, несправедливые обвинения. Человек накручивает себя все больше и больше, душа полна горечи, раздражения, досады, обиды, и это признак, что лукавый властно господствует над нею, то есть во всех случаях, когда на сердце нет любви, радости, мира, значит, человек либо совершил грех, либо находится в искушении против любви.

ИЗБЕГАЯ САМОНАДЕЯННОСТИ

- В молитве «Отче наш» есть прошение: «И не введи нас во искушение». Почему Сам Господь учил просить не вводить нас в искушения, если без них все равно не обойтись? О чем конкретно мы просим в этой молитве?

Нужно понимать, что искушение – это экзамен, который мы можем и не сдать. По сути, мы просим Творца минимизировать количество бед, которое на нас находит, потому что не уверены, что справимся с ними. С одной стороны, христиане - воины на духовном поле, но с другой - мы в своих силах не уверены, поэтому просим Бога, чтобы война зла против нас была менее интенсивна. Христианин не должен думать о себе, что он в духовной борьбе этакий крутой спецназовец, ему ничего не страшно, он может вступить в любую схватку со злом. Победить зло сам человек не в состоянии, он может лишь присоединиться к Христовой победе.

- То есть для христианина вера в свои силы, даже когда речь идет о противостоянии греху, - это самонадеянность?

– Для любого человека самонадеянность - самое опасное заблуждение. Нужно различать рассудительность, способность трезво оценивать свои силы, взвешивать свои слова и поступки и самонадеянность, то есть нежелание просить помощи у Бога. Когда человек живет без Бога, надеясь только на себя, искушения наваливаются на него одно за другим и побеждают его. Даже если по мирским представлениям человек кажется победителем, достиг всего, чего только можно, наступит час, и за ним придет смерть, которой он уже ничего не сможет противопоставить.

- Когда человек приходит в Церковь, Господь словно авансом осыпает его духовными радостями. Но пора церковного детства проходит быстро, и начинаются искушения. Почему так?

Это говорит о том, что человек окреп и готов приступить к духовному учению. Нужно поблагодарить Господа за «оказанное доверие» и мужественно принимать все, что нам посылается. Не нужно относиться к искушениям, как к шишкам, которые валятся с утра до ночи на нашу голову. Это признак особого попечения Господа о нас. А если искушения приходятся на большие церковные праздники, можно сказать, что нам оказывается честь. Значит, угодили мы Господу и одновременно сильно разозлили врага. Но нужно помнить: если бы Господь не знал, что это искушение пойдет нам на пользу, Он бы его не попустил.

- Отец Дорофей, как бороться с искушениями?

Научиться их правильно переживать. К примеру, часто приходится слышать от людей, поддавшихся искушению блудной страстью, что сила ее была столь велика, что они не могли ей противостоять. Это всего лишь попытка оправдать собственное нежелание бороться со злом. Нет таких искушений, с которыми человек не мог бы справиться. Собственно, любое искушение заставляет нас отвечать на главный вопрос в жизни: «Кем я хочу быть? Хочу ли я быть человеком нравственным, живущим согласно духовным законам, которые дал людям Бог, или мне это неважно?».

Можно выбрать второй путь - выйти из круга, очерченного Богом заповедями, но тогда надо быть готовым к тому, что в твоей жизни произойдет духовная катастрофа. Не надо питать иллюзий, она неизбежна. Я это как священник вижу каждый день. Не было еще ни одного случая, когда человек, нарушивший нравственный запрет, после этого был бы счастлив. Люди разрушают семьи, надеясь, что во втором браке им больше повезет. Иногда им даже кажется, что они счастливы в новых отношениях, но это счастье отравлено горечью. И человек живет, не понимая, почему у него ребенок растет наркоманом, или на работе сплошные проблемы, или болезни преследуют… Он все ищет какие-то причины, а причина одна: он перешел нравственную черту и стал беззащитным перед злом. В конце концов, помотавшись по бесконечному кругу мирских «утешений», которыми обычно пытаются заглушить эту горечь, человек понимает, что все-таки нужно договориться с Богом, и приходит на исповедь. Пока покаянием с души не смоется тяжесть греха, человек будет подвергаться искушениям. Поэтому, если преследуют испытания, нужно проанализировать свою жизнь, вспомнить о нарушенных заповедях и принести Богу покаяние.

УВИДЕТЬ СЕБЯ В ИСТИННОМ СВЕТЕ

- Но искушения преследуют и тех людей, которые стараются жить внимательно и тяжких грехов не совершают. Какой тогда для них смысл в подобных испытаниях?

Мы подошли к очень важному моменту в понимании смысла искушений: они также служат лакмусовой бумажкой для проявления наших внутренних духовных червоточин. Например, если нас, по нашему же мнению, несправедливо притесняет начальство, возможно, мы слишком много о себе думаем. А когда на нас ни с того ни с сего накидывается с бранью человек, возможно, стоит вглядеться в себя и увидеть в себе гордость, которая потребовала такого врачевания.

В нашей жизни постоянно происходит что-то, что нас возмущает, особенно когда мы слышим нелицеприятные оценки в свой адрес. Как мы обычно действуем в ответ? Стремимся себя оправдать, изыскиваем аргументы для доказательства нашей правоты. Если оставаться на той же позиции, аналогичные искушения будут повторяться вновь и вновь, до тех пор, пока мы не увидим, что все наши неудачи в отношениях с людьми имеют корень в нашей гордости. Но стоит изменить подход - относиться к нападкам со смирением, как мы обнаружим, что они прекращаются. Бог смиренным подает благодать.

Вообще, искушения полезны. Проходя через них, человек получает возможность правильно понять свою жизнь и трезво себя оценить. Рушатся льстивые предположения о себе и уничижительные о других. Полагал себя достойным большего успеха, чем другие? И вот, скатился на самое дно. Непрестанно требовал что-то от других, не вникая в их ситуацию? Теперь тебя притесняют, гонят, злословят. Считал себя лучше других- и столкнулся с грубым насилием греховных помыслов. Благочестивому человеку проще, чем грешнику, впасть в духовную прелесть по поводу своих духовных дарований и успехов, и лекарством от этой болезни служат искушения. В таких обстоятельствах человек воочию видит свою немощность в суждениях, поступках, делах, эмоциях и смиряется. Хорошие ученики быстро усваивают уроки и исправляют ошибки. Поэтому если мы в искушениях становимся духовно более зрелыми, смиренными и искусными, то и искушения переносятся нами несравненно легче. Часть их может и вообще миновать нас в будущем. Но если упорствуем в гордости, самомнении и ропщем, то экзамен нами проваливается, и для нашего смирения потребуются уже более тяжелые испытания, чем те, что были.

- Как справляться с внутренними искушениями - к примеру, с таким, когда преследуют нехорошие мысли об обидевшем нас человеке? Иногда такое состояние длится очень долго.

Для борьбы с помыслами необходимо считать себя хуже других людей. Ставьте любого человека, который вас обидел, задел, проявил по отношению к вам несправедливость, неуважение, грубость, выше себя. Смотрите на него снизу вверх, и тогда неприятные столкновения с людьми будут предельно минимизированы, потому что ты всегда будешь готов уступить, не ответить злом на зло, извиниться. Можно не верить в действенность этого рецепта и искать тысячи причин не прибегать к нему, но это единственный способ, чтобы добиться душевного мира. Когда внутри себя человек считает, что он самая последняя букашка, его невозможно обидеть. Когда в мир пришел Христос, он показал, что единственный выход из мира зла, который нас окружает, - дать этому злу абсолютную свободу, дать злу возможность сделать с тобой все, что угодно, но при этом не терять надежды на Бога. «Бог своих не оставит», - такая у христиан присказка. Вот это сочетание готовности не отвечать злом на зло и упования на Бога делает христианина абсолютно непобедимым. Мы думаем, что, если всем подряд уступать место в очереди, не дойдешь до прилавка, но я знаю человека, который решился на такой эксперимент и был препровожден к кассе бабушками под аплодисменты всей очереди.

В современном мире человек настолько привык защищать свое пространство - личное и семейное, что он постоянно находится в состоянии готовности отразить агрессию окружающего мира. Сегодня желание уступить, помочь кому-то, отложить свое дело и заняться чужим воспринимается людьми как какой-то подвиг. А между тем посмотрите, как жили святые. Святая блаженная Матрона. Казалось бы, какое положение может быть ниже: слепорожденная, неходячая, не покидавшая дома, а между тем она оказывала влияние на судьбы миллионов. Поэтому единственный путь если не удалить, то минимизировать искушения - это уничтожить себя как самоценную личность , сказать: «Я себе не принадлежу, я принадлежу Богу. Он решает, что для меня хорошо, а что плохо». С такой внутренней установкой зло в виде искушений к человеку не пристает. А если пристает, то быстро отступает.

ПОМОЩЬ НЕ ЗАМЕДЛИТ

- Значит, какое бы искушение Бог нам ни послал, оно всегда на пользу?

Да. Более того, если Он посылает искушение, значит, в данный момент Ему более, чем когда-либо, угодно, чтобы мы смирились и научились терпению. Мы же часто полагаем, что искушение мешает нам делать то, что было бы более угодно Богу. И этим ложно обольщаемся, так как думаем, что нам лучше Бога известно, чем более угодить Ему. Да и само мнение о том, что мы угождаем Богу, когда делаем некое доброе дело, обольщает нас, возвышая в собственных глазах, и это высокоумие перечеркивает и доброе дело.

- Молитва помогает переносить искушения легче?

Конечно! Это очевидно из слов молитвы Господней «Отче наш» - молитвы, которую произнес сам Христос, сказав ученикам, что они должны молиться именно так. Поэтому, если человек сталкивается с нравственным выбором, и ему очень тяжело этот выбор сделать, нужно призвать на помощь Бога. Вот почему так важно знать хотя бы эту молитву: чтобы в сложной ситуации не остаться с бедой один на один.

Если же искушение связано с осуждением, неприязнью или враждой к кому-либо из ближних, то надо вспомнить о всем добром в этом ближнем и начать регулярно молиться за него. И помощь Господня не замедлит. Ясным становится свое состояние, понятным искушение. И как только оно познается, искушение рассеивается как дым.

- Святые отцы говорят, что молитва Иисусова тоже помогает в искушениях, особенно когда человек впадает в гнев или уныние.

Безусловно. Иисусова молитва - это словесное выражение постоянной памяти о Боге. Человек словно вцепляется в ризу Христову: «Господи, не отходи от меня, как я от Тебя не отхожу». Молитва Иисусова - постоянное призывание Бога, но для современного человека, живущего в миру, будет трудно творить ее непрестанно. Это в Византии во времена Григория Паламы (1296–1359, архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, православный святой. – О.Л.) на рынке кузнец и кожевник могли часами спорить о практике Иисусовой молитвы. Сегодня такой уровень молитвенного подвига возможен только в монастырях. Хотя, если человек подвергается каким-то тяжелым внутренним искушениям, ему стоит прибегать к этой молитве как к оружию в борьбе против вражьих нападок.

Я бы только предостерег читателя от магического отношения к молитве, которое в наше время очень распространено. Некоторые люди даже молитву воспринимают как заговор: прочитал - и готово, эффект налицо. Это не так. Молитва - всего лишь разговор с Богом. Мысловно открываем окно в небо и кричим, зовем Бога. Конечно, мы ждем помощи от Него. Но, если она не приходит, это не значит, что Бог нас не слышит, и поэтому надо бежать к экстрасенсам. Это говорит о том, что, по мнению Бога, потерпеть неприятности нам полезнее. Терпение искушений, даже длительных, - это тоже духовное упражнение.

Ничто из того, что происходит с нами в жизни, не случается вне промысла Божия. При этом промысел Божий посылает каждому человеку только такие искушения, наказания (от слова «наказ» - урок), которые необходимы именно ему для его спасения. Не только телесные скорби христианину надо принимать как из благотворящей руки Божией, но также и зло, которое причиняют люди или злые духи.

Господь видит сердце человека, знает его возможности, и, если мы не можем перенести какое-то тяжелое искушение, оно нам не посылается . А другой подвергается очень сильным искушениям, но лишь потому, что Бог знает: ему это вынести по силам. «Если бы не было искушений, никто бы не получил Царства Небесного», - говорил преподобный Антоний Великий. Так что будем благодарить Бога за все искушения, через которые Он ведет нас к Себе.

Каждый человек в своей жизни когда-либо подвергался тем или иным искушениям, независимо от возраста, пола или религиозных убеждений. Давайте попробуем выяснить, что же это такое, какова их природа и чем они угрожают человеку. Также поговорим о том, как не поддаться искушению.

Значение слова

Вам интересно? Итак, что же такое искушение? Это понятие чаще всего тесно связано с религиозными и морально-этическими принципами человека. Искушения — это, прежде всего, испытание человека его же моральными и религиозными убеждениями. Это его веры. Искушения — это побуждение к греху, к запретному, к измене своим принципам и идеалам. Это антирелигиозное поведение. Для человека нерелигиозного, но совестливого, за таковое чаще будет приниматься соблазн пойти против своей совести, против неких социальных норм поведения. Значение слова "искушение" в большинстве случаев негативное. Позитивных очень мало, и вряд ли они существуют. Теперь вы знаете, что означает слово "искушение".

Примеры

Самые яркие иллюстрации искушений мы можем обнаружить в тех или иных священных религиозных книгах. Наверное, много людей знает о них. Самыми известными примерами будут, пожалуй, искушение Адама и Евы в райском саду, а также Иисуса Христа дьяволом в пустыне. Если в первом случае люди нарушили запрет Бога, за что были изгнаны из рая и сделались смертными и подверженными греху, то во втором случае уже сам Бог, будучи в человеческом теле, был искушаем сатаной как простой смертный и с честью выдержал испытания, показав тем самым, что человеку нужно бороться против соблазнов. Примеры присутствуют и в других религиозных учениях. Так, согласно буддизму, Будду искушал Мара.

Искушения исходят от...

Тот, кто нерелигиозен, зачастую утверждает, что человек поддаётся на соблазны лишь благодаря определённым стечениям обстоятельств в жизни. Что именно сама жизнь заставляет человека заглушать свою совесть, красть, обходить закон, прелюбодействовать... да мало ли существует различных искушений! Человек же религиозный скажет, что за соблазнами стоят некие «тёмные силы». Именно они и искушают. Для каждого человека подбирают его собственные соблазны, нацеленные на то, чему человек более всего подвержен. Искушения исходят от сатаны, но попускаются Богом, для того чтобы человек сам лишний раз убедился в своей немощи, в необходимости постоянно быть с Богом, в необходимости Божьей помощи.

Какие бывают искушения

Коротко расскажем о них. Почти все виды искушений нацелены на поддержку «внешнего человека» в борьбе с «внутренним человеком»: искушение цивилизацией, властью, богатством, известностью, «исключительностью». Их очень много... Но не стоит путать все эти виды искушений с испытаниями, которые людям посылает Господь. Потому что, как мы уже говорили, они не идут от Бога, но с Его попустительства.

Почему человек поддаётся искушениям

Человек по своей природе слаб и непостоянен. На протяжении своей жизни он то и дело меняет, а если и не меняет, то обязательно корректирует свои жизненные взгляды и принципы. На этот процесс оказывают влияние самые различные вещи, люди, ситуации. От прочитанных книг до поступков друзей. От поведения родных и близких до страшных жизненных потерь. А искушения... это зачастую для человека ещё и возможность узнать что-то новое, неизведанное. Узнать то, о чём он ещё только слышал, может быть, видел, но не делал. Да, он знает, что в теории это плохо, а каково же на практике? Ведь человек же ещё и очень любопытен... Запретное почти всегда обольстительно и привлекательно. Оно проникает в чаще всего тогда, когда в нём (нарочно или нет) добро и мораль начинают повсеместно главенствовать. Искушения человека хотят увести его с праведного пути и ещё раз доказать его слабость.

Краткий экскурс в историю

Человек искушениям подвергался испокон веков. За всё время существования homo sapiens, то есть человека разумного, человек подвергался, подвергается и будет подвергаться соблазнам. Такова его природа. История знает примеры искушения не только отдельных личностей, но и даже целых народов, стран. Когда одна страна со своим населением почти всецело поддерживает идею верховенства и главенства, превосходства над остальными. В Средние века правители были также искушаемы своей властью: можно было легко сжечь человека на костре только за то, что он чем-то не угодил власть имущим. Во времена Древнего мира правители вели войны из-за своей гордыни и тщеславия, соблазняемые и той же властью, и богатством, и положением. И в наше время, как мы можем убедиться, практически ничего не изменилось.

Вспомним любимые книги...

Примеры искушений можно встретить почти в каждом литературном произведении. Это, например, "Мастер и Маргарита" Булгакова, "Поющие в терновнике" Коллин Маккалоу и многие другие. Очень часто искушения - это причина завязки сюжета и дальнейшего развития событий. Читая книги, в которых есть тема соблазнов, читатель часто задумывается и над своей жизнью, переосмысливает её и делает определенные выводы.

Каким искушениям подвергается современный человек

Современный мир — это динамично развивающийся организм, но со своими старыми, даже древними, болезнями. Болезнями, которые в новом веке разрастаются с новой силой, порой в новом для себя обличии. И на то существует много причин. Это и усилившаяся вера в могущество самого человека, в непобедимость и непогрешимость науки, отступ от морали, пренебрежительное отношение к урокам истории, заветам предков, традициям, это и кардинальный пересмотр жизненных и традиционных устоев общества в сторону материальных благ. Современный человек остаётся подвержен всем тем искушениям, которые существовали и раньше, но при всей динамичности мира для человека выработались и другие, до того неизвестные. Которые, впрочем, направлены вновь на одну и ту же цель: на затмение духовного, отлучение человека от Бога. Поэтому значение слова "искушение" актуально во все времена.

Блага цивилизации

Появление таких благ цивилизации, как сотовая связь, Интернет и тому подобное, помимо различных бесспорных положительных и полезных свойств, имеет ещё и свойства негативные. И если первые мы вежливо обойдём в данной статье стороной, то на вторых обязательно заострим своё внимание.

Их трудно. Современный человек уже настолько привык к Интернету и мобильному телефону, что без них не может представить своего существования, как некогда без хождения на воскресную службу каждую неделю или же без прочтения какой-нибудь занимательной книжки на ночь. Можно ответить, что молитвы запросто найдутся в Интернете и прочитать их можно самому; собственно, как и занимательную книжку. Да и всё остальное... Тут тебе и социальные сети, где все друзья сразу в одном месте, и все справочники, вся информация... Тут тебе и куча запретных материалов, которые без Интернета так легко и не найдёшь... Ну и как не посмотреть их, если всё рядом, всё под рукой? Но стоит представить, хотя бы на мгновение, что же будет с теперешним человеком, если у него взять и отключить Интернет. Сколько он продержится? Если у человека отнять сотовую связь? Вспомнит ли он, как обходиться без них, без Сможет ли он при случае быть готовым к отказу от многих удобств, предлагаемых цивилизацией? Именно эти блага вырабатывают в человеке лень. Стоит задуматься... Сидение в офисе за компьютером и ленивое щёлкание компьютерной мышкой называется работой. Очень часто такому человеку становится просто-напросто непривычно или лень даже пробежаться, чтобы как-то размять своё тело. Одним словом, появляется соблазн нового века. Искушение цивилизацией, лёгкой жизнью и быстрой наживой.

Искушениям все возрасты покорны...

В каком бы человек ни находился возрасте, искушения его преследуют. Возьмём сначала в качестве примера ребёнка. Казалось бы, малыш — это существо, у которого ещё нет своей жизненной позиции; которое лишь на интуитивном уровне различает добро и зло... Но и он подвержен искушениям! Ему, скажем, родители запретили есть больше конфет, чем положено. Но ребенку хочется. И он, подумав, что «раз нельзя, но очень хочется, то можно», полез в шкаф и взял их без спроса, пока родители не видят. Да, после он сделает виноватые плаксивые глаза, скажет, что «больше так не будет», но... соблазн поесть сладкого оказался выше боязни нарушить родительский запрет.

Далее возьмём в пример девушку высоких моральных принципов. Которая прекрасно знает, как ей следует себя вести в обществе, согласно нормам морали и этикета. Но вот парадокс: она почему-то в один прекрасный момент делает всё наоборот. И даже сама себе не в силах объяснить почему... Что называется, «чёрт попутал». Так же своего поведения порой не сможет объяснить и мужчина, скажем, лет сорока, некогда образцовый семьянин и прекрасный человек, надёжный друг... но внезапно ушедший от жены и детей к совершенно чужой женщине, с которой едва знаком. Стоит добавить, что и в старости у человека, безусловно, есть свои искушения.

Борьба с искушениями

Как уже было сказано, человек слаб по своей природе. Именно поэтому он подпускает искушения к себе на такое близкое расстояние, с которого они могут по нему прицельно бить. И попадать. Чтобы бороться с ними, нужны, прежде всего, стойкие непоколебимые принципы и вера. Кто-то верит в Бога, кто-то в свою совесть. Неверующим можно посоветовать бояться закона, знать, что рано или поздно перед совестью или перед государственным законом придётся ответить. А верующим... А верующим в минуты искушения стоит крепко помолиться и попросить о помощи того, кто это искушения и дозволяет, чтобы о нём и о его силе не забывали, чего так жаждут искусители. Ну и страх перед Создателем и Страшным судом тоже никто не изменял. Поэтому давайте задумаемся над вопросом искушений и будем впредь более осторожными в своих мыслях, словах и поступках. Будьте осмотрительными. Искушения человека - это некое испытание, которое нужно выдержать с высоко поднятой головой.

Не забывайте также и о том, что соблазны могут встретить человека на каждом шагу, от незначительных до глобальных. Поддаться искушению - означает сделать огромную ошибку. Поэтому пусть ваша совесть всегда будет чиста. Храни вас Бог от всевозможных бед и искушений!

Если не спорится какое-то дело, как понять - нет воли Божией или это козни диавола?

Если мы творим добро, исполняя заповеди Божий, то диавол нам обязательно будет козни строить. Авва Пимен Великий говорит: "Сделал доброе дело, и если после него не было искушения - Богом не принято". Когда нам препятствует Господь? Когда видит, что мы можем много зла натворить, тогда Он и препятствует нашим грехам, предохраняет нашу душу.

Почему у русских нет того единства, той сплоченности, которые есть у всех других народов?

Как-то был я в г.Фрунзе, в Киргизии, там живет о.Геннадий. Пришел он к уполномоченному по делам религии, а уполномоченный - киргиз, мусульманин. Он и говорит: "Я удивляюсь, что за Православная Церковь! Постоянно в храмах меняются старосты. Все какое-то неустройство. У вас в Церкви нет мира и покоя. Вот, в нашей мусульманской общине один староста выбран, и все спокойны, никто никого не притесняет. Берите пример с нашей общины." О.Геннадий говорит:

Вы же молитву "Отче наш" не читаете?

А мы постоянно молимся этой молитвой, а в ней в конце: "...и избави нас от лукаваго", который постоянно нападает, всякого рода искушения посылает. Почему? Да потому, что Христова Церковь - это Церковь воинствующая. Идет брань, идет война диавола с Богом за каждую душу человека. Так что нам приходится много бороться. И диавол искушает каждого христианина. У вас ведь нет Христа? Поэтому вас диавол и не искушает.

Вот так он объяснил.

Когда в России было единство веры, были и мир, и любовь. Но как только мы отпали от Церкви, от Бога, сразу попали в плен демонам, и теперь не можем вырваться оттуда, не знаем, как сделать это. Церковь знает выход и учит, где найти правильный путь. Надо вернуться к Богу, вернуться в Церковь, покаяться, принести достойные плоды покаяния, исправиться, и тогда Господь примет нас в Свои объятия и скажет: "Не бойся, малое стадо" (Лк. 12,32), Я всегда с тобой.

Что такое искушение?

Искушение - это проверка нас на духовную стойкость. Всегда бывает искушение перед таинством или после него. Недавно повенчали мужа с женой. Они уже имели ребенка, но жили не в церковном браке. Гриша - их мальчик, маленький, годика два, такой уж смиренный! Подходит под благословение, голову склонит, ручонки - ладонь на ладонь - тянет. Ничего не говорит, а стоит благословения просит. Родители после венчания пришли домой. Отец прилег отдохнуть на диван. Сын взял туфлю матери на тонкой- тонкой шпильке, размахнулся и отцу в висок! Уда- рил так, что тот сознание потерял... Сразу после таинства было искушение.

Авва Пимен Великий говорит: "Сделал доброе дело, если после него у тебя не было искушений, оно Богом не принято!" Демоны стараются мстить за каждое доброе дело, сделанное человеком. Они не терпят святости.

Очень хочется жить по заповедям Божиим и быть подобным Ангелам. Но выходишь из дома - и масса искушений.

В Священном Писании сказано: искушения должны прийти, они нужны для воспитания нашей души. И Господь смотрит: будем мы вести борьбу или отдадимся в плен этим искушениям?

Когда идет война, человек старается не попасть в плен, для этого он применяет все необходимое: укрепляется в окопе, отстреливается, лишь бы не попасть врагу. А здесь идет духовная война. Тоже надо использовать все, чтобы не попасть в плен демоническим силам. Этим мы доказываем верность и преданность Господу.

Есть два сорта людей. Одни "из пальца высасывают" скорби. Заводятся на пустяках, не берегут ни свой душевный мир, ни мир души ближнего. "Не туда ложку положил, не так хлеб рукой взял..." - на все мелочи обращают внимание.

Но есть и другие люди. Они даже в тяжелых скорбях, в болезнях мужественные, крепкие, сильные. Ни на что не обращают внимания, потому что вся их земная жизнь - подготовка к жизни в потустороннем мире. Они за все благодарят Бога. Такие крепкие, сильные души нужны для Царствия Божия. А слабые там не нужны.

С трудом противостою тем искушениям, на обдумывание которых нет времени, они как бы выходят из-под контроля. Как, например, обуздать гнев?

Если человек захочет избавиться от какой-то страсти, то Бог будет ему помогать. Говорят, что легче начать духовное воспитание своей души, когда выявишь главную страсть. И тогда надо объявить ей войну.

Допустим, Вы вечером помолились, легли в кровать с молитвой. Лежите и на завтра должны заложить программу в свой духовный "компьютер": "Господи, завтра я буду вести борьбу с собой. С завтрашнего дня не буду раздражаться, возмущаться, гневаться. Всецело предаю себя Твоей воле, Господи".

В деле нашего спасения мы должны уступить место Богу, чтобы Сам Бог действовал в нас. Гнев - это страшный порок! Он святыми отцами приравнивается к духовному убийству. Преподобный Силуан говорит: "Косо посмотрел на брата своего - благодать Божия отошла от тебя". А какое там "косо посмотрел"! Гневаясь на ближнего, мы совершаем даже два духовных убийства: поражаем своим чувством ненависти его душу и в своей душе убиваем все живое, человеческое, доброе. Там нет места Святому Духу.

У человека много страстей, с которыми он ведет борьбу. От некоторых из них он может получить какое-то временное удовольствие, например, от чревоугодия. Но гнев, зло, ненависть - это такие страшные пороки, что не дают даже временного удовольствия ни самому согрешающему, ни окружающим. С гневом человек добровольно впускает в себя силу демоническую, разрушительную.

Но если мы сосредоточимся на желании "завтра я не гневаюсь", то в искушении найдем силы, опору устоять.

Повторяю, собраться с духом надо с вечера. И так жить в течение всего дня. Утром встали, надо помолиться: "Господи, помоги провести этот день спокойно, мирно". Когда положили такое основание, тогда все будет хорошо.

В древности жил известный философ Сократ. У него была жена, и звали ее Ксантиппа. Была она страшно сварливая. Однажды устроила ему сильнейший скандал, а закончила тем, что схватила ведро с помоями и грязную воду вылила ему на голову. Что бы мог сделать обычный человек? Схватить это ведро и им стукнуть по голове, а то и убить. А Сократ - ничего подобного! Он себя сдержал. Отер ладонями лицо, открыл глаза, улыбнулся и сказал: "Ну, вот, Ксантипушка, после бури и дождик".

Надо к этому добавить следующее. Ученики знали его как прекрасного, мудрого и сдержанного человека. Какой-то мудрец сказал им: "Сократ - жестокий человек!" Они удивились: "Как это так?" - "Да, он очень жестокий!" Ученики спросили учителя об этом. И он ответил: "Да, я действительно очень жестокий, но постоянно контролирую все свои слова и дела".

Так что человек должен постоянно себя воспитывать. У преподобного Серафима Саровского монахи спросили: "Кто в нашем монастыре достиг высот монашеского подвига?" И преподобный указал на повара. Они так и ахнули: "Отче, так это самый жестокий человек!" - "Да, от природы он неуправляемый. Если бы он дал власть своим страстям, то здесь не осталось бы камня на камне, но он держит себя в руках, старается смиряться. Конечно, ему благодать и милость Божия особо благоволят".

Господь дает Свою благодать тем, кто смиряет себя. А от тех, кто не совершенствуется, не меняется к лучшему, милость Божия отходит.

Учился я в семинарии в первом классе. Был у нас один молодой человек, студент-семинарист. Стал он кощунствовать, читая Священное Писание. Сидел он впереди меня, и как только перемена - сразу начинал слова Господней молитвы наизнанку выкручивать. Или бежит по ступенькам: "Отче наш, Отче наш, иже еси на Небесех..." - кощунствует, как считал очку повторяет. Я как-то даже возмутился и сказал ему:

Нехорошо! Ведь это же слова Бога и обращение Его к Отцу Небесному. Когда их читают в храме, делают земной поклон, головы склоняют. Все человечество должно преклонить голову, а ты кощунствуешь.

Он не внял словам, грубо прервал меня. Я сказал ему второй раз, третий. Он каждый раз грубил. Тогда я ему сказал:

Ну, предоставлю тебя воле Божией.

И все. Он кощунствовал, но я ему больше ни одного слова не сказал, не возмущался. Долго он в семинарии не задержался, месяца два побыл и исчез, выгнали с треском.

После причастия чуть не попала под машину. Отделалась ушибом... Хочу понять, почему это случилось?

Этому могут быть разные причины. Святые отцы говорят, что перед причастием либо после него, враг обязательно устроит искушение: постарается помешать причаститься либо после причастия отомстит. Он стремится всеми бесовскими кознями учинить препятствие, чтобы человек не мог достойно причастится. Христианин готовится, молится, читает правило ко Святому Причащению и вдруг... кто-то встретился ему по дороге, отругал или дома ближние скандал устроили, все для того, чтобы человек нагрешил и духом пал. Это препятствия от диавола.

Бывает и по-другому. Человек находится во вражде, не примирился, прощения не попросил и идет к Чаше. Или У него на душе есть тайные нераскаянные грехи.

Если человек прошел через формальную исповедь, ни в чем не каялся и к Чаше не раз приступал, он причащался недостойно, себе в осуждение. О таких апостол Павел в послании к Коринфянам говорит, что их "... немало умирает" (1 Кор.11,30).

Если же мы во всем покаялись, ничего не утаили, на совести ничего не оставили, то мы находимся под особым покровом Божиим. Тогда даже если нас и собьет до смерти машина, не страшно: в день причастия желали бы умереть все православные христиане, ибо ради Святых Даров душа сразу восхищается Ангелами на Небо и мытарства она не проходит. В ад в день причастия душа не попадет.

А если такая неприятность случилась, но человек "отделался испугом", остался жив, то это можно расценивать как напоминание Бога о неминуемой кончине, которая может прийти сегодня или завтра. Жизнь краткосрочна. Значит, надо усилить подвиги, больше обращать внимание на духовную сторону своей жизни. Любая болезнь, любой такой случай - это весточка из потустороннего мира. Господь нам постоянно напоминает, что наше земное пристанище временно, что мы живем здесь не вечно и уйдем в мир иной.

Как бы хорошо человек на земле ни жил, он царства здесь не построит. Только однажды ему была дана возможность жить в раю под покровом Божьей благодати. Человек не устоял, впал в грех, и грех сократил дни жизни человека. Вместе со грехом в жизнь человека вошла смерть. Диавол настолько извратил сознание, что грех стал нормой, а добродетель попирается.

Но у нас есть надежда войти в Царство Небесное через праведную жизнь во Христе и очищение души покаянием. А в Небесном Царстве нет ни уныния, ни болезней, ни отчаяния, ни скорбей. Там полнота жизни, полнота радости, И для этого надо постоянно готовиться, ежесекундно помнить: вся наша жизнь - это только подготовка в вечность. Сколько миллиардов людей было на земле, все перешли в мир большинства. И теперь мы стоим на пороге в тот мир.

Искушения приходят к нам ежедневно. По телевидению, в кинотеатрах, в журналах и через Интернет послание остается неизменным: нам советуют неразумно тратить наши деньги на всевозможные удовольствия. Наживка, на которую нас хотят поймать, очевидна, независимо от того, произносятся эти слова открыто или в подтексте: «Делай то, что хочешь!» - «Ты достоин этого!» - «Возьми от жизни все!»

Свобода – вещь опасная. Наивысшее проявление свободы можно увидеть в развитых демократических странах, но эти страны так и не смогли справиться с грехом. Истинная свобода невозможна без ответственности перед своей семьей, перед своей страной и перед Богом. Бог создал нас, и мы, естественно, должны нести ответственность перед Ним за то, как проживаем свои дни. Истинная свобода также невозможна вне рамок Божьего закона. В демократической стране все равны перед законом, перед конституцией страны, но часто оказывается, что законы и конституция организуют жизнь общества так, что оно оказывается очень непохожим на общество Божьего Закона. С этой точки зрения по-настоящему свободным человеком может быть только совершенный человек, которому и в голову не придет совершить что-то порочное. Такой человек может делать все, что хочет, просто потому, что его желания никогда не идут в разрез с Божьей волей.

В современном мире поиск свободы, а точнее, вседозволенности, приводит к тому, что мир становится похож на Содом и Гоморру перед самым их уничтожением. В погоне за удовольствиями люди теряют нравственные ориентиры, и мир становится все дальше от Божьего идеала, а вместе с тем, и от истинной любви, от настоящего счастья. А нашим законам и конституциям приходится постепенно уступать все возрастающим человеческим потребностям и эгоистичным интересам.

Манящие образы и голоса искушают нас открыть свой разум, сердце и кошелек перед тем, что может показаться воплощением наших естественных желаний, но в результате мы можем быть разрушены, как личности. Человек, поддавшись искушению жадности, секса, гордости или поиска легких путей, в конечном итоге, теряет все. И все же искушения закаляют нас.

Сейчас никто не в состоянии избежать искушений, они подстерегают нас повсюду. Когда мы даем им возможность поселиться в нашей душе, то становимся все более уязвимыми для новых искушений, но если мы противостоим им, то, наоборот, становимся сильнее. Есть пословица: «Все что нас не убивает, делает сильнее». В спорте, чтобы сформировать «запас прочности организма», необходимо давать себе бóльшую нагрузку, чем то, что нам дает окружающая среда. Например, если человек постоянно закаливает себя, то он не заболеет даже в самую промозглую погоду. Если постоянно тренировать свое тело, то больше шансов нормально перенести любые экстремальные условия. Также и в духовной жизни: чтобы прийти к окончательной победе, необходимо тренировать себя и закалить свой характер в борьбе с искушениями.

Наблюдая за успешными людьми, можно прийти к выводу, что их характер и таланты очень разные. Если человек реализует свои таланты, то это откроет перед ним множество дверей, но чем больше успех, тем больше возникает искушений. Иногда мы думаем: «Хорошо бы иметь много-много денег», - но что мы будем делать, если у нас вдруг они появятся? Пока денег мало, мы испытываем не так много искушений, о большем мы даже не думаем, но когда денег станет больше, то и искушения станут больше. Возможно, Бог бережет нас и не дает нам больших денег, чтобы мы сначала научились справляться с маленькими искушениями.

«Прежде чем владычествовать над вселенной, научись сперва владеть самим собой». (Преп. Мун Сон Мён)

В мире шоу-бизнеса, в том числе и российского, крутятся огромные деньги. На гонорар актера, сыгравшего главную роль в популярном фильме, можно построить небольшие церкви во всех крупных городах Дальнего Востока. Но жизнь у актеров получается тоже дорогая, расходы на различные «звездные» удовольствия иногда превосходят самые большие гонорары, и даже самые успешные актеры иногда оказываются в долгах. Сложно сохранить чистоту своего сердца, находясь в самом эпицентре искушений и жизни, сосредоточенной на удовольствиях. Никакой талант не может противостоять этому, если не начать бороться со своими человеческими слабостями, когда они находятся еще в самом зародыше. Люди чести, люди слова, люди, старающиеся сохранить чистоту в разуме и сердце, не выстоят долго, если не поборют свои слабости.

Как нам воспитать в себе стойкость и силу воли, необходимую для того, чтобы противостоять искушениям? Как нам не забывать защищать самих себя, ведя за собой других? Ведь так много поставлено на кон: за нами не только наши дети и наш род, но и будущее всего мира!

Важно понять, что на самом деле «небольших искушений» не существует. Это очень легкомысленно – идти на компромисс в вопросах внебрачного секса, или немного приукрасить истину ради похвалы, или, распоряжаясь общественными деньгами, получить из этого небольшую выгоду для себя, или критиковать кого-то, говорить про человека что-то плохое в его отсутствие. Очень легко поверить в то, что проявленная нами небольшая слабость не принесет нам никакого вреда. Когда приходит искушение, кажется, что самое простое решение – это поддаться ему, оправдывая себя тем, что оно небольшое, и не может причинить много вреда. Но реальность такова, что искушение, которому поддался человек, возвращается к нему позже с еще большей силой. Иногда одна минутная слабость может разрушить отношения, строившиеся годами, или даже труды всей нашей жизни.

«Никто не совершенен, даже Божьи люди. Они являются Божьими людьми не из-за того, что не имеют изъянов, но из-за того, что признают эти изъяны, борются с ними, не скрывая их от других людей, и всегда готовы изменяться к лучшему». (Махатма Ганди)

Первым шагом в борьбе с искушениями является честность. Открытое признание факта существования искушений в нашей жизни является надежной защитой, во-первых, против критики в нашу сторону, а во-вторых, от нашей греховной природы. Однако часто мы пытаемся казаться лучше, чем мы есть на самом деле, таким образом, обманывая, прежде всего, самих себя. Тем, кто общается с нами более-менее продолжительное время, становятся очевидны все наши недостатки, и, пытаясь скрывать их, мы прячем их только от самих себя. В этом большая опасность, тайный грех намного сильнее подталкивает нас к еще большим ошибкам, так как, скрывая свои недостатки, мы «капитулируем» перед ними, не сопротивляясь. Но когда мы открыто признаем свои недостатки, то обретаем силы, чтобы бороться с ними.

Однако одно лишь признание проблемы не является достаточным; для победы над искушениями необходимо окружить себя надежными союзниками. Когда мы формируем определенное окружение и строим отношения, как зрелые люди, то будучи открытыми друг перед другом, мы одновременно помогаем друг другу бороться с искушениями. Ад – это очень темное место, но люди, совершившие много грехов, по своему собственному желанию идут туда, так как именно там можно спрятать от других свой позор. Царство Небесное – очень светлое место, Свет пронзает насквозь, именно поэтому там могут оказаться только люди, которые не «отбрасывают» даже тени греха. Точно так же стремление уединиться, никого не видеть и не с кем не общаться, часто связано с тайными пороками. Вести жизнь на виду двадцать четыре часа в сутки могут только кристально чистые люди, ведь постоянно притворяться не в состоянии никто.

Существует всего три главных принципа недопущения грехов в свою жизнь:

1. Храните чистоту рода. Означает не только целомудрие до брака и верность в браке, чистоту в мыслях и чувствах. Но также такой образ жизни, который полностью исключает возможность таких искушений. Это отказ от порнографии, от определенного рода книг, фильмов, телепередач, разговоров на соответствующие темы. Это подобающее воспитание детей и внуков, ведь именно мы несем ответственность за чистоту всего своего рода. Это такое поведение, которое предотвращает проблемы еще до того, как они появятся. Например, не находиться долгое время наедине с какой-либо женщиной или мужчиной, если это не ваша жена или муж. Если есть необходимость поговорить наедине с лицом противоположного пола, то надо это сделать так, чтобы ни у кого не появилось повода к сплетням. Иногда обидно, когда обвиняют в том, чего не было и нет, однако это означает, что вести себя надо так, чтобы вообще не было повода для обвинений.

2. Не причиняйте сердечной боли и обиды «ближнему». Это означает не только хранить заповедь: «не убей», но и не обижать словом или делом. Не критиковать, не злиться, не обижаться и не думать дурного о «ближнем», не говорить плохого о другом человеке, особенно в его отсутствие. Нам надо научиться честно разговаривать с человеком о его проблемах, а не обсуждать их у него за спиной. В общем, вести себя так, чтобы не быть источником сердечной боли других людей.

3. Не злоупотребляйте общественным имуществом. Речь здесь не только о воровстве. Как мы относимся к вещам, находящимся вне нашего дома? Ценим ли мы вещи, которые принадлежат не нам? Стены и заборы в городах безвкусно изрисованы, елки под Новый год вырублены, парты в колледжах и вузах исписаны, металлические мусорные урны и даже канализационные люки сдаются в пункты приема… В общем, люди сейчас не особенно ценят общественное имущество. Особенно печально обстоят дела с отношением госслужащих, распоряжающихся бюджетными (тоже общественными) деньгами, к своей работе. Если мы имеем высокое общественное положение и доступ к общественным деньгам, то вопрос становится для нас критическим. В таком случае просто необходимо поступать так, чтобы не создавать у окружающих людей настроение вроде: «Наверху воруют миллионы, так что и я имею право что-нибудь стащить». Хотя для них это ни в коем случае не будет оправданием!

В любом случае все грехи можно разделить на три большие группы: наши отношения со своей второй половиной, наши отношения со всеми остальными людьми и наши отношения с окружающим нас миром. Все человеческие грехи будут относиться к одной из этих групп.

Честность – это начало нашей жизни в вере. Поэтому практикуйте честность, открытость и искренность.

«Я верю, что каждый человек, занимающий пост в Белом доме, имеет один долг перед народом: подавать пример высокой морали. Президент Соединенных Штатов должен бескомпромиссно отстаивать принципы честности и порядочности – ради правительства, ради бизнеса, ради каждого гражданина страны. Ведь порядочность – это одна из характерных черт развитого общества. Нация, в которой нет морали, рано или поздно разрушится изнутри». (Дуайт Эйзенхауэр)

Что еще может помочь нам в борьбе с искушениями? Ведь так легко совершить компромисс! Когда мы отдаем все силы борьбе с искушениями, то они зачастую не только не проходят, но становятся еще сильнее. Нам нужно сфокусироваться не на самом искушении, а на чем-то другом, позитивном. Когда мы стремимся к достижению важной нравственной цели, это захватывает все наши мысли и эмоции. Нам важно понять, что мы созданы ради чего-то большего, чем мы сами. Если нет в нашей жизни высшей цели, то искушения, с большой вероятностью, будут нами помыкать. Пришел домой, заняться нечем, сел в кресло, включил телевизор, и время вроде «убил», и мысли ненужные отогнал, но ничего полезного не сделал, и лучше не стал. Каждый из нас может начать мечтать об изменениях в мире и подпитывать наши мечты положительными примерами других людей: «Если они смогли, то и я смогу!» Даже одна надежда на то, что мы можем стать частью чего-то великого, может сильно повлиять на наш жизненный выбор. Стремление к великой цели поможет осветить нашу жизнь и изгнать тьму из нашего разума и сердца.

«Когда человек теряет богатство, он ничего не теряет. Когда человек теряет здоровье, он теряет кое-что. Когда человек теряет характер, он теряет все». (Билли Грэм)

Искренность, открытость, честность, стремление к высшей цели – вот первые шаги на пути к обретению свободы от искушений.