Христиане на ближнем востоке подвергаются жестоким гонениям. Религиоведение


Элайза Гризуолд

Конец христианству на Ближнем Востоке?

Не принимали угрозу всерьез

Дийя и его жена Рана, жители Каракоша, крупнейшего христианского города Ирака, не были знакомы до того, как семьи устроили их брак. И семейная жизнь не задалась. Рана была бездетна, а Дийя, как утверждали братья Раны, был очень прижимистым. По их словам, он был тираном, который даже после 14 лет брака не позволил своей 31-летней жене иметь собственный мобильный телефон. Он изолировал ее от друзей, семьи и ревностно охранял. Дом, который он арендовал, был обветшалым и непригодным для жизни их сестры.

Каракош находится на Ниневийской равнине. Это участок спорной земли в 3 900 квадратных километров, расположенный между курдским севером Ирака и его арабским югом. До прошлого года это был процветающий город, житница страны, с населением в 50 тысяч жителей. Город окружали пшеничные поля, птицефермы и животноводческие хозяйства, в нем располагалось множество кофеен, баров, парикмахерских, тренажерных залов и прочих атрибутов современной жизни.

Но в июне прошлого года ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация. – Ред.) взял Мосул, который находится менее чем в 20 милях к западу. Боевики нарисовали на христианских домах красное арабское «Н», означающее «нусран» или «христианин», и захватили городскую систему водоснабжения, питающую значительную часть Ниневийской равнины. Те, кому удалось бежать в Каракош, рассказывали жуткие истории о массовых казнях и обезглавливании без суда. Люди в Каракоше боялись, что ИГИЛ продолжит расширять границы своего самопровозглашенного халифата. Сегодня – это территория, примерно равная площади Индианы и простирающаяся от турецкой границы с Сирией на юг до города Фаллуджа в Ираке.

Дорожный контрольно-пропускной пункт около штаба ополчения ассирийских христиан «Двех Науша» в Бакофе, Ирак. Фото: newrepublic.com

За несколько недель до наступления на Каракош ИГИЛ отрезал город от воды. Колодцы пересохли, и люди начали покидать город. В июле, когда, согласно сообщениям, ИГИЛ должен был взять Каракош, тысячи людей бежали из него. Но ИГИЛ не пришел, и большинство людей вернулись в свои дома. Дийя отказался уезжать, он был уверен, что ИГИЛ не возьмет город.

Спустя неделю из Каракоша ушли курдские войска «пешмерга», которым правительство Ирака поручило защищать город. («У нас не было оружия, чтобы остановить их», – скажет потом Джабар Явар, генеральный секретарь «пешмерга»). Город остался без защиты – в свое время курды не позволили обитателям Ниневийской равнины вооружаться и несколькими месяцами ранее собрали всё оружие. Десятки тысяч людей по несколько семей набивались в машины и бежали из города по узкому шоссе в Эрбиль – относительно безопасную столицу Курдистана на севере Ирака, в 50 милях от Каракоша.

Братья Раны тоже бежали, затолкав в свой пикап Toyota десять родственников. В дороге они несколько раз звонили Дийе, прося его защитить Рану. «Она не может уехать, – ответил Дийя братьям Раны, как позже рассказывал мне один из них, – ИГИЛ не придет. Всё это ложь».

На следующее утро Дийя и Рана проснулись в практически пустом городе. Лишь около ста человек остались в Каракоше. В основном это были те, кто был слишком беден, стар или болен, чтобы уехать, а также несколько человек, которые, как и Дийя, не принимали угрозу всерьез.

Один мужчина напился и уснул в своем дворе за домом, а когда проснулся утром, ИГИЛ уже захватывал город.

Дийя и Рана спрятались в подвале своего дома. Боевики ИГИЛ врывались в магазины, дома и грабили их. В течение двух недель, обследуя дом за домом, они уничтожили большинство жителей, укрывавшихся в своих домах. Вооруженные люди разгуливали по Каракошу пешком и на машинах. Они помечали стены ферм и предприятий надписями: «Собственность Исламского государства».

ИГИЛ захватил не только Мосул – второй по величине город Ирака, но и города Рамади и Фаллуджу (во время войны в Ираке 30% потерь американских войск пришлись на боевые действия в этих трех городах). В Каракоше, как и в Мосуле, ИГИЛ предложил жителям выбор: перейти в ислам или платить джизью – это подушный налог, который взимается со всех «людей Писания»: христиан, зороастрийцев и иудеев.

Если жители отказывались, их убивали, насиловали или превращали в рабов, а их имущество захватывали в качестве военного трофея.

Депортация

Никтоне пришел за Дийей и Раной. Боевики ИГИЛ даже не стали обыскивать их полуразвалившийся дом. Вечером 21 августа прошел слух, что ИГИЛ готов предложить последним жителям Каракоша «ссылку и лишения» – люди будут изгнаны из своих домов ни с чем, но по крайней мере останутся живы. Добродушный местный мулла ходил от двери к двери с этими хорошими новостями. Надеясь спасти Дийю и Рану, соседи рассказали ему, где те прятались.

Дийя и Рана начали готовиться к отъезду. Все жители Каракоша должны были прийти утром в местный медицинский центр на «осмотр» перед депортацией из «Исламского государства». Все знали, что на самом деле это личный досмотр, чтобы никто не вывез из Каракоша ничего ценного. Прежде чем ИГИЛ отпустит людей – если отпустит – боевики хотели забрать у них всё, что те имели. По крайней мере, кто-то слышал, что так было в других городах.

Дийя и Рана позвонили своим семьям. «Не берите ничего с собой», – сказали Дийе братья Раны. Но Дийя, как обычно, не послушал их. Он спрятал в одежду Раны деньги, золото, паспорта и документы. И хотя Рана в ужасе ожидала, что будет поймана – ее могли обезглавить за сокрытие ценностей от «Исламского государства» – она не осмелилась противиться. По словам братьев, Дийя мог заставить ее силой. (Брат Дийи Нимрод оспаривает это обвинение, так же как и слова о якобы прижимистости Дийи).

На следующий день, в 7 утра, Дийя и Рана совершили пятиминутную прогулку от своего дома до второго отделения Медицинского центра Каракоша – желтого здания с красно-зеленой окантовкой, которое находилось рядом с единственной мечетью в городе. Пока собирались люди, Дийя позвонил и своим родственникам, и родственникам жены. «Мы стоим перед зданием Медицинского центра, – сообщил он, как позже рассказывал его двоюродный брат. – Здесь автобусы и машины. Слава Богу, кажется, они собираются отпустить нас».

Стояла жуткая жара – летом на Ниневийской равнине температура может достигать 40 градусов. В 9 часов утра боевики отделили мужчин от женщин. Женщин стал осматривать находящийся в толпе местный эмир ИГИЛ Саид Аббас. Его глаза загорелись, когда он увидел 43-летнюю Аиду Хану Ноа, держащую на руках 3-летнюю дочь Кристину. Ноа рассказывала, что почувствовала его взгляд и крепче прижала Кристину к себе. Две недели она пряталась дома с дочкой и мужем – 65-летним Хадром Аззу Абада. Он был слепым, и Аида посчитала, что путешествие на север будет слишком тяжелым для него. Поэтому она отправила своего 25-летнего сына с еще тремя детьми в возрасте от 10 до 13 лет в безопасное место, а сама осталась. Она думала, что Кристина еще слишком мала, чтобы отправить ее с ними без матери.

Террористы начали осматривать группы мужчин и женщин. «Ты, ты и ты» – указывали боевики. Как потом рассказывали мне выжившие, некоторые люди уже тогда поняли, что собирается сделать ИГИЛ, отделяя молодых и здоровых от старых и слабых. Один из жителей, Талал Абдул Гани, в последний раз позвонил своей семье, прежде чем боевики отобрали у него телефон. Ранее он был публично высечен за отказ принять ислам, как и его сестры, бежавшие из других городов.

«Дайте мне поговорить со всеми, – плакал он. – Я не верю, что они меня отпустят», – это было последнее, что родные слышали от него.

Аида Хана Ноа и Хадр Абада. Их дочь Кристина была похищена ИГИЛ

Никто не знал, куда направятся автобусы. Когда джихадисты повели слабых и больных в первый из двух автобусов, одна 49-летняя женщина по имени Сахар не захотела разлучаться с мужем Аделем. Хотя мужчине был 61 год, он был здоровым и крепким, и его привели обратно. Один из боевиков успокоил ее: «Другие поедут за вами».

Сахар, Аида и ее слепой муж Хадр сели в первый автобус.

Водитель прошел по проходу и, не говоря ни слова, забрал Кристину из рук матери. «Пожалуйста, ради Бога, верните ее», – умоляла Аида. Но водитель отнес Кристину в медицинский центр и вернулся обратно.

Люди молились, чтобы автобус поскорее уехал из города, а Аида продолжал умолять вернуть ей Кристину. Наконец, водитель вновь пошел в центр, и снова вернулся с пустыми руками.

Позже Аида рассказывала эту историю с небольшими вариациями. По ее рассказам, а также рассказам ее мужа и еще одного свидетеля, дальше произошло следующее. Аида продолжала умолять отдать ей дочь, когда к автобусу подошел сам эмир с двумя боевиками. Он держал Кристину на руках. Аида выбежала из автобуса.

– Пожалуйста, отдай мне мою дочь, – сказала она.

Эмир повернулся к своим телохранителям.

– Садись в автобус, пока мы тебя не убили, – сказал один из них.

Кристина потянулась к матери.

– Возвращайся в автобус, пока мы не расстреляли всю твою семью, – повторил он.

Пока автобус выезжал из города в северном направлении, Аида сидела согнувшись рядом с мужем. Многие из сорока с лишним человек в автобусе плакали. «Мы оплакивали Кристину и себя», – рассказывала Сахар. Наконец, автобус резко повернул вправо в сторону реки Хазир – границы территории, захваченной ИГИЛ. Водитель остановил автобус и приказал всем выйти.

Больные и пожилые люди направились к реке Хазир. Их вел пастух, который знал местность, так как пас здесь овец. Они шли 12 часов.

Второй автобус, в котором сидели молодые и здоровые люди, также направился на север. Но затем, вместо того чтобы повернуть на восток, он направился на запад, в сторону Мосула. Среди пассажиров был и Дийя, но Раны с ним не было. Вместе с 18-летней девушкой по имени Рита, которая пришла в Каракош, чтобы помочь бежать своему пожилому отцу, Рана оказалась в третьей машине, новеньком внедорожнике.

Женщин отвезли в Мосул, и на следующий день похититель Раны позвонил ее братьям. «Если вы приблизитесь к ней, я взорву ваш дом. Я ношу пояс смертника», – сказал он. Затем он передал телефон Ране, и она шепотом, на сирийском, рассказала, что с ней произошло. Братья боялись задавать вопросы, чтобы своими ответами Рана не навлекла на себя беду. Но она сказала: «Я забочусь о 3-летней девочке по имени Кристина».

Сирийские христианские беженцы в Бейруте, Ливия, оплакивают смерть Биньямина Ишайи. Он получил травму головы, которую ему нанес боевик, когда семья бежала из родной деревни.

Под угрозой исчезновения

Большинство иракских христиан называют себя ассирийцами, халдеями или сирийцами. Это разные названия одного этноса, обосновавшегося в царствах Месопотамии, которые процветали между реками Тигр и Евфрат на протяжении тысячелетий до рождения Христа. Согласно историку Церкви Евсевию Кесарийскому, который утверждал, что сделал перевод переписки между Иисусом и царем Месопотамии, христианство пришло сюда в I веке. Традиционно считается, что апостол Фома, один из двенадцати, послал проповедовать Евангелие в Месопотамию новообращенного еврея Фаддея.

Христианство распространялось и сосуществовало вместе со старыми религиями – иудаизмом, зороастризмом и монотеизмом друзов, езидов и мандеев – все они сохранились в этом регионе, хотя и в значительно меньшем составе. Это была восточная половина христианского мира, простирающаяся от Греции до Египта, неоднородное сообщество людей, разделенных доктринальными различиями, которые сохраняются и по сей день: разные католические церкви (те, которые обращались к Риму для руководства, и те, кто не делал этого); восточное православие и древние восточные церкви (те, кто верят, что в Иисусе соединены две природы – человеческая и божественная, и те, кто полагают, что в Нем только божественная природа); Ассирийская Церковь Востока, ни католическая, ни православная.

Когда в VII веке первые исламские армии прибыли с Аравийского полуострова, Ассирийская Церковь Востока посылала миссионеров в Китай, Индию и Монголию. Переход из христианства в ислам проходил постепенно. Как многие восточные культы давали дорогу христианству, так христианство дало дорогу исламу. Восточные христиане жили безопасно под исламским владычеством. Их называли димми, и они должны были выплачивать джизью, но могли соблюдать обычаи, запрещенные исламом, в том числе есть свинину и пить алкоголь. Как правило, мусульманские правители были более терпимы к меньшинствам, чем христианские, и в течение 1500 лет разные религии процветали бок о бок.

Сто лет назад, когда пала Османская империя и началась Первая мировая война, наступил период жесточайших гонений на христиан в этом регионе. Геноцид, который проводили младотурки во имя национализма, а не религии, уничтожил по крайне мере два миллиона армян, ассирийцев и греков. Почти все они были христиане. Наиболее образованные из выживших уехали на Запад. Остальные обосновались в Ираке и Сирии, где они находились под защитой военных диктаторов, искавших расположения меньшинств, которые обладали экономическим влиянием.

С 1910 по 2010 год доля христианского ближневосточного населения в таких странах, как Египет, Израиль, Палестина и Иордания, продолжала сокращаться – раньше христиане составляли 14% населения, теперь – примерно 4%. А в Иране и Турции исчезли практически полностью.

В Ливане, единственной стране в регионе, где христиане имеют значительный политический вес, их численность сократилась за последние века с 78% до 34% населения. Спаду способствовала как низкая рождаемость, так и враждебные политические условия и экономический кризис. Страх тоже сыграл свою роль. Активизация деятельности экстремистских группировок, а также понимание того, что их общины исчезают, заставляли людей уезжать.

На протяжении более чем десятилетия экстремисты выявляли христиан и представителей других религиозных меньшинств, которые были для них олицетворением Запада. Особенно это относится к Ираку после американского вторжения, когда сотни тысяч христиан вынуждены были бежать. «Начиная с 2003 года, мы постоянно теряем священников и епископов, а более 60 церквей взорваны», – рассказал халдейский католический архиепископ Эрбиля Башар Варда (Bashar Warda).

С падением режима Саддама Хусейна христиане начали массово покидать Ирак, и их численность сократилась с 1,5 млн в 2003 году до менее чем 500 тыс. на сегодня.

«Арабская весна» только усугубила ситуацию. Когда такие диктаторы, как Мубарак в Египте и Каддафи в Ливии, были свергнуты, завершилась и их многолетняя опека над меньшинствами. Теперь ИГИЛ собирается полностью искоренить христиан и другие религиозные меньшинства. Чтобы придать легитимность своим действиям, ИГИЛ намеренно искажает раннюю историю христианства в этом регионе, представляя ее как порабощение других огнем и мечом.

В завершение на видео появляются кадры той самой страшной казни египетских и эфиопских христиан на берегу моря в Ливии, когда они были приведены на пляж и обезглавлены, а их кровь смешалась с прибоем.

Сегодня будущее христианства в регионе, где оно зародилось, неопределенно. «Сколько еще нам придется бежать, прежде чем мы и другие меньшинства станем только воспоминанием в книгах по истории?» – задает вопрос журналист и основатель правозащитной группы Demand for Action Нури Кино (Nuri Kino).

По данным исследовательского центра Pew, христиане подвергаются религиозным преследованиям в большем количестве стран, чем любая другая религиозная группа.

«ИГИЛ только сфокусировал внимание на проблеме, – говорит демократ из Калифорнии и член палаты представителей США Анна Эшу (Anna Eshoo) в своем выступлении за права восточных христиан. Ее родители происходят из ближневосточного региона. – Христианство сегодня под угрозой исчезновения».

«Мы бежали от войны, чтобы умирать на улице»

Один из основных каналов бегства для христиан с Ближнего Востока проходит через Ливан. Этой весной тысячи христиан из деревень, расположенных на северо-востоке Сирии вдоль берегов реки Хабур, нашли приют в Ливане. Они бежали сюда при нападении ИГИЛ, во время которого 230 человек были захвачены с целью выкупа. Не в первый раз уже члены этой дружной общины изгоняются из своих домов. Многие из них – потомки тех ассирийских христиан, которые бежали из Ирака в 1933 году. Тогда в массовой резне за один день погибло 3 тысячи человек.

В одну из суббот 50 этих беженцев собрались на похоронах в храме Ассирийской Церкви Востока в Бейруте. Эта церковь располагается на крутом склоне Ливанского хребта, недалеко от автосалона BMW-Mini Cooper и магазина джинсов Miss Virgin. Священник Саргон Зумайя надел черную рясу поверх синей рубашки клирика и приготовился отпевать беженца Биньямина Ишайю. Лишь несколько месяцев назад он приехал из деревни, атакованной ИГИЛ, и умер от осложнений, вызванных травмой головы, которую ему нанес джихадист.

«Мы боимся, что наше сообщество исчезнет», – сказал Зумайя (он уехал на учебу в Ливан из деревни на берегу реки Хабур более десяти лет назад). Затем он взял молитвенник и направился в приходской дом.

Церковь помогает 1500 сирийских семей. «Слишком большая нагрузка, больше, чем мы можем выдержать», – говорит Зумайя. Эти семьи не хотят жить в перенаселенных ливанских лагерях беженцев, которые заполнены полутора миллионами сирийцев, бежавших от гражданской войны. Они больше не хотят жить среди мусульман. Вместо этого они втискиваются в квартиры и платят непомерно высокую арендную плату, а церковь максимально им помогает.

Штаб ополчения ассирийских христиан «Двех Науша» недалеко от линии фронта с ИГИЛ в Бакофе, Ирак

В церкви мужчины и женщины сидели отдельно друг от друга. Молодая женщина раздавала турецкий кофе в бумажных стаканчиках. Женщины во главе с вдовой Ишайи причитали по покойнику. Она сидела у открытого гроба в костюме оливкового цвета и плакала, пока другие женщины прикасались к телу ее мужа. Рядом сидел ее сын Бассам Ишайя. Ноги его были сломаны. Он пытался поддержать семью, занимаясь ремонтом диванов, и один из них упал ему на ноги и покалечил его.

Семья Ишайи покинула Сирию с пустыми руками. По словам Бассама, боевики ИГИЛ сказали им, что они должны заплатить джизью или поменять веру, иначе их убьют. Бассам указал пальцем на свою татуировку в виде синего распятия на правой руке: «Из-за этого мне приходилось носить одежду с длинными рукавами», – говорит он.

Семья Ишайи бежала за 400 миль в Дамаск из города Аль-Хасаке на северо-востоке Сирии, который находился под совместным контролем правительства Асада и курдов, но впоследствии был захвачен ИГИЛ. Из Дамаска они добирались на машине до ливанской границы. Как рассказывали беженцы на похоронах, билеты авиакомпании Syrian Air стоили 180$ за перелет, но правительство Асада установило цену в 50jQuery.

Когда в 2011 году в Сирии началась гражданская война, Асад позволил христианам покинуть пределы страны. Практически треть сирийских христиан – 600 тысяч человек – были вынуждены бежать, гонимые такими экстремистскими группировками, как «Джабхат ан-Нусра» и ИГИЛ.

«Президент позволил овцам и волкам пастись вместе, – говорит Бассам. – Нам безразлично, останется он или уйдет, нам просто нужна безопасность». Асад воспользовался подъемом ИГИЛ, чтобы заручиться поддержкой у тех, кто остался. Он сеял среди них тот же страх, который пытался распространить на Западе, утверждая, что является единственным препятствием на пути захвата власти силами ИГИЛ. Это был достаточно эффективный аргумент. Как сказал лидер ливанской партии «Катаиб» Сами Жмайель (Samy Gemayel): «Когда христиане увидели, как обезглавливают их собратьев, те, кто считали Асада врагом, выбрали меньшее из двух зол. Асад стал диетической версией ИГИЛ».

Как и большинство беженцев в приходском доме, Бассам не планирует возвращаться в Сирию. Он размышляет о возможности уехать на Запад. Его брат Юсуф переехал в Чикаго два года назад. Он еще не нашел работу, но его жена работает в магазине Walmart. Может, они помогут Бассаму устроиться. Он хочет уехать, как и все, хотя это ускорит конец христианства в Сирии. Никто не вернется домой после того, что устроил ИГИЛ.

Когда гроб с телом его отца заколотили, Бассам и другие мужчины вышли на улицу. Они расселись по машинам и поехали мимо цементного завода к ближайшему кладбищу. Зумайя шел по узенькой тропинке, держа в руке дымящееся кадило. Но ни дым от ладана, ни увядающие розовые кусты не могли скрыть трупный запах.

Бассам ковылял на костылях, следуя за священником. Участники похоронной процессии подняли гроб и поместили его в отверстие в стене с дверцами, напоминавшее выдвижные полки в морге. Это могилы для бедняков. Так как семья не может купить место на кладбище, церковь заплатила 500$, чтобы поставить туда гроб. Через несколько месяцев тело тихонько сожгут, хотя кремация предана анафеме согласно учению Восточной Церкви. Пепел занимает меньше места в переполненном городе мертвых.

«Мы бежали от войны, чтобы умирать на улице», – сказал один из присутствующих на похоронах.

Позднее Зумайя рассказал о своих родных, многие из которых оказались среди 230 пленников ИГИЛ. В тот день, когда террористы пришли в деревню его жены, Зумайя позвонил своему тестю, чтобы узнать о случившемся.

«Пожалуйста, отпустите мою семью, – умолял священник. – Они ничего вам не сделали. Они не воюют».

«Эти люди теперь принадлежат нам, – ответил голос. – Кто это говорит?»

Зумайя положил трубку. Он испугался того, что могут сделать боевики ИГИЛ, если узнают, кто он такой. Но это был еще не конец его общения с боевиками. Они посылали ему фотографии через WhatsApp. Он достал телефон и стал их показывать. Вот джихадист на мотоцикле усмехается на фоне сожженной дотла овощной лавки, которая принадлежала его отцу. Вот фотография, сделанная еще до прихода ИГИЛ – крестины 3-месячного ребенка. А вот снимок семьи, одетой для празднования ассирийского Хэллоуина под названием Сомикка. В этот день взрослые надевают страшные костюмы, чтобы испугать детей и заставить их поститься в Великий пост.

«Все эти люди числятся пропавшими без вести», – сказал он.

ИГИЛ требует 23 миллиона долларов за пленников – 100 тысяч за каждого, сумма, которую никто не сможет заплатить.

Не просто вопрос религии

Этой весной Совет Безопасности ООН собрался для обсуждения положения религиозных меньшинств в Ираке. «Мы уже проиграли, если обращаем внимание на нарушения прав меньшинств, когда кровопролитие уже началось», – сказал верховный комиссар по правам человека Зейд Раад аль Хусейн (Zeid Ra"ad al-Hussein). По окончании встречи недовольство бездействием Америки значительно возросло. Хотя авиаудары и были эффективны, но с начала октября 2013 года США выделили только 416 миллионов долларов на гуманитарную помощь. Это совершенно не соответствует реальным нуждам населения.

«Американцы и Запад уверяли нас, что несут демократию, свободу и процветание, – написал мне недавно патриарх Халдейской Католической Церкви Вавилона Луис Сакко (Louis Sako), который выступал перед Советом Безопасности. – Но мы живем среди анархии, войны, смерти и бедственного положения трех миллионов беженцев».

Из 3,1 миллиона иракских беженцев 85% составляют сунниты. Никто не пострадал от рук ИГИЛ больше, чем их братья мусульмане. Другие религиозные меньшинства также находятся в бедственном положении: езиды, оказавшиеся в ловушке на горе Синджар в северной части Ирака прошлым летом, которым ИГИЛ угрожал геноцидом; шииты-туркмены, шабаки, какеи и мандеи, считающие себя последователями Иоанна Крестителя.

«Все видят, как людей заставляют менять веру, распинают и обезглавливают, – сказал посол США по особым поручениям Дэвид Сейперстайн (David Saperstein), занимающийся вопросами религиозной свободы. – Тяжело видеть эти общины, прежде всего христианские, но также езидов и другие, столь массово подвергающиеся преследованиям».

Оба американских президента – и консервативный протестант Джордж Буш, и прогрессивный либерал Обама, – практически не могли отреагировать на бедствия христиан из страха предстать играющими в крестоносцев и быть обвиненными в «столкновении цивилизаций» – частое обвинение в сторону Запада.

В 2007 году, когда «Аль-Каида» похищала и убивала священников в Мосуле, Нина Ши (Nina Shea), бывшая в то время американским уполномоченным по религиозным свободам, обратилась за помощью к госсекретарю Кондолизе Райс. Но та ответила ей, что США не вмешиваются в «конфессиональные» вопросы. Теперь Райс говорит, что защита религиозных свобод в Ираке была приоритетом и для нее, и для администрации Буша. Однако проблема целенаправленного насилия и массового исхода христиан из страны осталась нерешенной.

«Одним из белых пятен администрации Буша была ее неспособность справиться с этим вопросом, ставшим прямым следствием американского вторжения», – говорит заместитель директора проекта «Религиозная свобода» Джорджтаунского университета Тимоти Шах (Timothy Shah).

Совсем недавно Белый Дом критиковали за полный отказ от употребления слова «христианин». Проблема преследования христиан является взрывоопасной политической темой; правые христиане уже давно поднимают вопрос об угрозе христианству, чтобы консолидировать свои силы.

Когда этой зимой ИГИЛ устроил массовую расправу над египетскими коптами в Ливии, Госдепартамент освистали из-за того, что жертв назвали просто «египетскими гражданами».

Профессор политологии Нотр-Дамского университета Дэниел Филпотт (Daniel Philpott) объясняет: «Когда говорят, что ИГИЛ более не действует по религиозным мотивам, а меньшинства, которые подвергаются нападениям, не имеют религиозной идентичности, осторожность администрации Обамы в вопросах религии кажется чрезмерной».

Прошлой осенью Обама всё же упомянул христиан и другие религиозные меньшинства в своей речи, заявив: «Мы не можем допустить, чтобы эти общины лишились своей исторической родины». Когда ИГИЛ грозил стереть с лица земли езидов, «именно США вступились, чтобы противостоять боевикам», – говорит официальный представитель Совета национальной безопасности Алистер Баски (Alistair Baskey). Он добавил, что в северо-восточной Сирии, где ИГИЛ по-прежнему устраивает нападения на ассирийские христианские деревни, военные США недавно пришли им на помощь.

Беженцы – вот более злободневная тема. Из 122 с лишним тысяч иракских беженцев, получивших разрешение въехать в США, почти 40% принадлежат к угнетаемым меньшинствам. Принимать дополнительных беженцев будет трудно. «У международного сообщества есть определенный предел возможностей», – заявил Сейперстайн.

Член конгресса демократ Анна Эшу работает над тем, чтобы добиться приоритетного статуса беженцев для меньшинств, которые хотят покинуть Ирак. «Это настоящая волокита, – говорит она. – Средний срок для получения разрешения на въезд в Соединенные Штаты – более 16 месяцев. Это слишком долго, многие могут погибнуть за это время». Но получить широкую поддержку трудно. Ближневосточные христиане часто предпочитают Палестину, а не Израиль. А так как поддержка Израиля занимает центральное место среди правых христиан США – по их мнению, Израиль должен быть занят евреями, прежде чем Иисус сможет вернуться – такая позиция отдаляет восточных христиан от мощного лобби, которое могло бы их поддержать.

Недавно Тед Круз (Ted Cruz) увещевал аудиторию ближневосточных христиан, выступая в Вашингтоне на конференции организации «В защиту христиан». Он рассказал, что у христиан «нет лучшего союзника, чем еврейское государство». Круз был освистан.

Участь христиан на Ближнем Востоке – это не просто вопрос религии; это еще и вопрос о том, какие сообщества будут процветать, когда карта региона расколется на части. В Ливане, например, где христиане всегда играли важную роль в правительстве, они всё чаще становятся буфером между суннитами и шиитами. Уже почти 70 лет Ливан является полем битвы в конфликте между Израилем и Палестиной. Теперь этот конфликт уже стал вторичным на фоне тектонического раскола между шиитами и суннитами, грозящего кровопролитием.

Ранее в этом году Ливан закрыл свои границы почти для всех беженцев от гражданской войны в Сирии, но сделал исключение для христиан, спасающихся от ИГИЛ. Когда экстремисты напали на деревни вдоль реки Хабур, министр внутренних дел Нухад Мачнук (Nouhad Machnouk) приказал начальнику пограничной службы разрешить христианам въезд в страну. «Я не могу дать приказ в письменном виде», – сказал начальник, а Мачнук ответил: «Хорошо, произнесите его вслух, слово за словом».

Министр сам недавно рассказал мне эту историю. «Они платят гораздо, гораздо больше других, как в Сирии, так и в Ираке, – сказал он. – Они не сунниты и не шииты, но они платят больше, чем те и другие». Мы сидели в его просторном кабинете, в здании бывшей художественной школы эпохи Османской империи. Кабинет был украшен коллекцией греческих и римских древностей, в том числе вырезанной из базальта головой с вьющимися локонами. Для министра, умеренного суннита, защита христиан – это и социально-политическая, и нравственная потребность.

В Ливане напряженность между суннитами и шиитами проявляется в системе политического покровительства, которое раскололо христианскую общину на две противоборствующие политические партии, рожденные в результате 15-летней гражданской войны. Про-саудовское движение «Будущее», которое состоит в основном из суннитов, поддерживает христианского лидера Самира Джаджу (Samir Geagea). Он живет на вершине горы за тремя КПП, двумя металлоискателями и целым рядом стальных дверей. «Хезболла», которая является шиитской организацией и поддерживается Ираном, с 2006 года находится в открытом союзе с христианской партией Мишеля Ауна (Michel Aoun) «Свободное патриотическое движение». Христиане позволили «Хезболле» создать альянс с другим меньшинством. (Шииты составляют всего 10-20% от полутора миллиардов – общемировой численности мусульман).

«Это политическая игра», – сказал мне депутат парламента от «Свободного патриотического движения» и племянник Мишеля Ауна Алан Аун (Alain Aoun). Появление ИГИЛ укрепило альянс. «Христиане рады всем, кто может бороться против Исламского государства». «Хезболла» платит молодым христианам из бедной ливанской долины Бека единовременное пособие от 500 до 2 000 долларов, чтобы они воевали с ИГИЛ.

«Христиане имеют тот же расчет, что и Обама», – сказала Ханин Гаддар (Hanin Ghaddar), главный редактор ливанского сайта новостей NOW, имея в виду готовность Обамы поддержать Иран как оплот борьбы против суннитского экстремизма. Для многих христиан на Ближнем Востоке шиитский альянс дает слабую надежду на выживание. Но независимая шиитка Гаддар говорит, что неясно, как будет соблюдаться этот шаткий альянс. Этой весной проиранские силы «Хезболлы» сражались с суннитскими экстремистами в Сирии. Никто не знал, кто победит. «Это как «Игра престолов», – сказала она. – Мы ждем, когда снег растает».

Пулевое ранение на руке Раеда Сабаха Мэтта, бывшего воина иракской армии, который выжил после атаки Аль Каиды в Мосуле и теперь является членом христианского ополчения против ИГИЛ.

Чего опасаются ополченцы

Линия фронта против ИГИЛ в северном Ираке тянется на сотни миль по Ниневийской равнине в виде земляного вала. Множество христианских городов опустели, и курдские войска оккупируют земли, которые тысячелетиями принадлежали ассирийцам, халдеям и арамейцам. В одном из них под названием Тельскуф, который в прошлом году был захвачен ИГИЛ, главная площадь заросла ежевикой и репейником.

Некогда это был процветающий торговый город. Каждый четверг сотни людей приезжали сюда, чтобы купить одежду, мед и овощи. В Тельскуфе было семь тысяч жителей; сейчас осталось только три человека.

«Силы Ниневийской равнины» – ассирийское христианское ополчение, насчитывающее 500 членов, патрулирует город. СНР – одно из пяти ассирийских ополчений, сформированное в прошлом году после разгрома ИГИЛ. СНР хочет освободить христианские земли от террористов и защитить своих людей, объединившись с двумя другими формированиями – добровольческим отрядом из 100 человек «Двех Науша» и «Батальоном защиты Ниневийской равнины» численностью 300 с лишним человек. Когда они вернутся домой, то смогут войти в состав зарождающейся национальной гвардии.

Два других ополчения – это «Сирийский военный совет», который сражается бок о бок с курдами на северо-востоке Сирии, и «Вавилонские бригады», которые работают под началом иракского ополчения, где преобладают шииты.

Некоторым из этих ополчений помогает горстка американских, канадских и британских граждан, которые недовольны, что их правительства никак не реагируют на ИГИЛ. Они самостоятельно приехали в Сирию и Ирак, чтобы сражаться. Некоторые воюют во имя братьев-христиан.

Другие приходят, чтобы заново пережить впечатления от американского вторжения в Ирак и Афганистан или загладить вину за него. Американец по имени Мэтью Вандайк (Matthew VanDyke), основавший охранную фирму Sons of Liberty International, бесплатно обучал бойцов из «Батальона защиты Ниневийской равнины», а теперь работает со вторым ополчением – «Двех Науша».

В 2011 году 36-летний Вандайк ездил в Ливию воевать с войсками Муаммара Каддафи. Он попал в плен и провел 166 дней в одиночном заключении, а затем бежал и вновь ринулся в бой. Он не имеет никакого формального военного образования. С прошлой осени он привозит в Ирак американских ветеранов войны на помощь «Батальону защиты Ниневийской равнины». Среди них ветеран Афганистана и Ирака Джеймс Холтерман (James Halterman), который нашел группу в интернете после просмотра на Fox News репортажа о гражданах западных стран, воюющих против ИГИЛ.

Правительство Соединенных Штатов не поддерживает таких, как Вандайк. «Американцы, которые воюют в Ираке, не имеют отношения к политике США в этом регионе, – говорит генеральный консул в Эрбиле Джозеф Пеннингтон (Joseph Pennington). – Мы надеемся, что они не приедут сюда».

Ополченцы в Ираке воюют на фронте только с согласия курдских отрядов «пешмерга», которые используют борьбу против исламистов для того, чтобы расширить свою территорию на Ниневийской равнине – издавна спорную территорию для арабов и курдов. Даже для того, чтобы пройти 1000 ярдов между базами и передовыми постами, христианские ополченцы должны просить разрешения у курдов.

Курды хотят объединить все христианские ополчения в составе своих сил. Им удалось сделать это с СНР и двумя другими ополчениями. Но «Батальон защиты Ниневийской равнины» относится к объединению настороженно. Ополченцы опасаются, что курды, используя христиан, захватят территории и еще больше увеличат Курдистан. Так как курдские войска бросили христиан, когда пришел ИГИЛ, ополченцы хотят иметь право защищать свой народ. Пока они согласны на любую помощь, которую могут найти. Глава СНР Ромео Хакари (Romeo Hakari) сказал: «Конечно, нам нужны американские инструкторы, но мы не можем себе позволить даже купить оружие». Когда его ополченцы приобрели 20 АК-47 на рынке в Эрбиле, курды дали им еще 100.

Если не считать пары мин, прилетающих со стороны ИГИЛ из расположенной на удалении пары километров деревни, «Батальон защиты Ниневийской равнины» патрулирует сонную территорию. После авиаударов коалиции прошлым летом, когда удалось выбить ИГИЛ из Тельскуфа, боевики отступили примерно на полторы мили к юго-западу. За линией траншей и мешков с песком, которые усеяны шелухой от семечек, над деревней развеваются 12 черных флагов.

Тремя неделями ранее, в 4:20 утра, два террориста-смертника принесли лестницу, чтобы перебросить ее через траншею и атаковать передовой пост. Атака смертников была пресечена, когда коалиция под руководством США нанесла авиаудары по ИГИЛ, уничтожив 13 боевиков. Отвечающий за этот участок фронта курдский руководитель сил безопасности Манаф Юсеф (Manaf Yussef) сказал: «Без авиаударов мы бы проиграли». Минуту спустя раздался свист, означающий приближение снаряда со стороны ИГИЛ. От снаряда загорелось соседнее пшеничное поле. Земля здесь очень сухая из-за засухи.

Когда столб дыма от снаряда рассеялся в голубом небе, пять ассирийских ополченцев, принадлежащих к «Силам Ниневийской равнины», начали переходить от дома к дому, чтобы эвакуировать последних жителей Тельскуфа – трех старух. Когда командир СНР Сафа Хамро толкнул дверь первого дома, Кристина Джиббо Кахош начала плакать. Ей был 91 год.

«У меня не идет вода из крана», – сказала она. Менее четырех футов ростом, она смотрела на Хамро сквозь толстые стекла очков.

«Я починил его вчера», – сказал Хамро.

«Я забыла», – сказала она. Женщина пошла назад шаркающей походкой и пригласила его следовать за собой. Ее холодильник был открыть настежь, служа кладовой, так как здесь не было электричества. Наполовину съеденная банка тахини, зажигалка и ножницы лежали на столе. За столом валялся матрас, на котором она спала. Когда женщина услышала, что ее гости американцы, она сказала: «Трое моих детей в Америке. Только один мне звонит».

Хамро попытался уговорить ее перебраться в дом неподалеку от базы, где она будет в безопасности. «Там есть спутниковое телевидение», – сказал он. Она собрала маленькую сумку и пошла вместе с патрулем. «Это дом моего дяди, – сказал один ассирийский боец, проходя мимо закрытых ворот. – Он сейчас в Австралии».

Кто с кем воюет на Ближнем Востоке

Во время самой кровавой, Второй мировой войны, была написана одна из самых оригинальных, глубоких и антивоенных книг «История западной философии», за которую её автор, британский математик, логик и философ Бертран Рассел получил Нобелевскую премию по литературе.

В этой книге есть такое высказывание: «Отвращение к религиозным войнам привело к тому, что внимание наиболее способных людей всё больше привлекали светские знания, особенно математика и естественные науки. Это одна из причин, объясняющих тот факт, что в то время как XVI век после возвышения Лютера ничего не дал в философском отношении, XVII век породил величайшие имена и был отмечен самым выдающимся со времён греков прогрессом. Этот прогресс начался в естественных науках…».

Народы, занятые «священной войной», ничего положительного цивилизации не дают и отбрасывают свои страны на сотни лет назад в национальном развитии. В ХХI веке религиозные войны снова вышли на сцену мировой истории благодаря наступлению экстремистского ислама на христианские страны, на еврейское государство и на светских жителей арабских стран. Установление истины опять стало происходить в вопросах веры и с помощью оружия. Однако к межконфессиональным конфликтам добавилась старая шиитско-суннитская борьба, происходящая в новых обстоятельствах использования нового смертоностного оружия, обращённого часто против мирного населения.

В ХХI веке национальные движения стали отходить на Ближнем Востоке на задний план. Религиозные конфликты оказались более мощными, и среди них столкновение между суннитами и шиитами. Девяносто процентов иранцев и шестьдесят процентов иракцев относятся к сторонникам шиитской секты имамитов. После смерти пророка Мухаммеда возник спор о власти в халифате, и с тех пор мусульмане-шииты хорошо помнят обиду на остальных мусульман за несправедливость, допущенную в VII веке. Сторонники Али, зятя и племянника пророка - шииты, от слова «шиа», «партия» - разработали концепцию имамов, по которой должны были править только потомки Мухаммеда, то есть Али, а после - его сын Хусейн. В 680 году сунниты убили в бою Хусейна. Персы оставили своего имама на поле боя одного с небольшим войском в восемьдесят человек. С тех пор они десять дней в году («Шахсей-вахсей») напоминают себе об этом позоре, ходят по улицам покаянными маршами, бьют себя плётками и клянутся, что больше такое никогда не повторится. Шиитская секта объединяет исламское меньшинство, которое верит, что двенадцатый имам, Махди, исламский Мессия, или наследник пророка, исчезнувший более тысячи лет назад, обязательно вернётся и принесёт с собой эпоху благоденствия. По преданию, он должен появиться в Судный день и восстановить справедливость на Земле. Одна из главных идей шиитской идеологии – принятие человечеством шиитской версии ислама. Для суннитов торжество справедливости – восстановление суннитского халифата на Ближнем и Среднем Востоке и в Испании. Религиозная война между суннитами и шиитами разворачивается на берегах нефтяных рек, в чёрных водах которых виден багрянец проливаемой крови. Фонтаны нефти, отливающие зелёным исламским цветом, питают кровеносные сосуды сражающихся за победу своей формы ислама государств и группировок. Правление нефти и ислама, нефтеократия – это оригинальное ориенталистское произведение, могущее существовать лишь при высокой политической температуре, при высокой цене на нефть и низком уровне цивилизации сегодняшнего исламского мира.

Гражданская война в Сирии с участием ливанских шиитов разгорелась в результате борьбы между шиитами и салафистами, то есть, по сути дела, ваххабитами. В Ираке происходит самое большое число терактов на душу населения. Эта страна стала самой опасной для жизни населения в мире. Языки пламени гражданской войны лижут иракские города и сёла. Иракские военизированные группировки, захватившие несколько городов и приближающиеся к Багдаду, не определяют себя как сунниты Ирака, а как сунниты Ирака и Леванта. Они ведут войну с шиитским правительством Ирака и с шиитами вообще. Они захватили нефтеносные районы и совершают «крестовый» поход, проявляя невиданную жестокость. Им навстречу уже поднимаются военные формирования шиитской «Хизбаллы» и самолёты Сирии. Религиозные войны между европейскими христианами в средние века и крестовые походы христиан против мусульман на Святой Земле, кажутся мелкими стычками с небольшим числом жертв по сравнению с кровавой вакханалией современных сражений между шиитами и суннитами. Первое такое серьёзное сражение произошло в ирано-иракской войне. Продолжение имеет место в Сирии, Ираке и в меньшей степени - в Бахрейне.

Сирия – полигон, на котором идёт война между двумя ветвями ислама, суннитами и шиитами, между светским и религиозным мировоззрениями, между иранцами и арабами, между турками и персами, между великими и региональными державами за нефть и влияние. Сирийский режим отвержен из-за его массивной вовлечённости в террор, торговлю наркотиками и поддержку другого изгоя, режима аятолл. Сирия, как Ирак и Ливан, - искусственное неоднородное образование, необъединённое одной религией или одной национальностью. Поэтому Сирия, как Ирак и Ливан, приговорена к кровавому хаосу. Cирия, убивающая своих граждан больше, чем любой внешний враг, находится в плохих отношениях со всеми соседями – Израилем, Иорданией и Ливаном, бывшими частями Большой Сирии, на которые эта страна всё ещё претендует, с иракскими суннитами и с Турцией. Сирия – единственный союзник Ирана в арабском мире, но не вся Сирия, а лишь её часть, причём уже неясно, каково будущее этой части. Жизнь алавитского режима Асада поддерживается Российской и Персидской империями.

Конфликт суннитов и шиитов, благодаря политике аятолл, стал доминирующим в ближневосточном регионе. Этот конфликт усиливается историческим религиозным и национальным антагонизмом между арабами и персами. Персы боятся объединения арабского мира, которое может поставить под угрозу интересы Ирана. Взаимная нелюбовь питается и различиями в религии. Король Иордании Абдалла в 2004 году первым употребил выражение "шиитский полумесяц", объединив шиитов стран Персидского залива, Ирака, Сирии и Ливана в пятую колонну, угрожающую интересам суннитов и управляемую из Тегерана. Бывший президент Египта Мубарак пошёл ещё дальше, заявив, что исторически шииты в арабских государствах были более преданы Ирану, чем той стране, где они жили. Иранцы не могут простить арабам агрессию в ирано-иракской войне. Они не могут забыть суннитскую поддержку Ирака всеми соседями. Шиитский Иран хочет контролировать происходящее на территории арабской нации, где живёт суннитское большинство.

Арабы, несомненно, опасаются иранского вторжения на свою территорию. Иранская ядерная бомба пугает арабские страны гораздо больше, чем Израиль. У Ирана есть территориальный спор с Объединёнными арабскими эмиратами из-за трёх островов в Персидском заливе, который арабы называют не Персидским, а Арабским заливом. Арабскому Ираку Саддама Хусейна не удалось удержать Кувейт и захватить другие арабские страны Персидского залива. Неизмеримо большее сопротивление в среде арабов вызывают подобные планы чужеродных еретиков-персов. Внешнеполитическое положение Ирана на Ближнем и Среднем Востоке осложняется тем, что его соседи - в основном сунниты и за пределами арабского мира. Пока ещё демократическая Турция с суннитским населением - объективный противник Ирана. Это противостояние усиливается турецким членством в НАТО и наличием значительного атомного арсенала США на военной базе Инджирлик на средиземноморском побережье страны.

После американского военного вторжения в Ирак в 2003 году консервативные суннитские арабские режимы в Персидском заливе и Иордании забеспокоились не из-за израильско-палестинского конфликта, а из-за того, что они восприняли как рост "шиитского полумесяца", приводящего под покровительство Ирана нефтяные месторождения северной части зоны Залива (Ирак, Бахрейн и северо-восток Саудовской Аравии). Нефтяные арабские соседи конкурируют с Ираном не только в идеологии – сунниты против шиитов, светские режимы против религиозных. Соперничество арабов с Ираном в нефтяных делах разворачивается на рынке энергоресурсов, в строительстве нефтегазопроводов и в противоборстве в политике цен на нефть. Иранский режим осознаёт, что в районе, насыщенном нефтью, побеждает тот, кто контролирует нефтяные потоки. Иранская политика перехвата контроля над нефтью доводит до точки кипения правителей суннитского королевства Саудовская Аравия. Религиозные лидеры саудовских ваххаббитов издали фатву, то есть религиозный указ, объявивший шиитов еретиками. Саудовская Аравия поддерживает борьбу суннитских боевиков в Сирии и Ираке против шиитов, но опасается их экстремизма.

Право наций на самоопределение представляется высшей и неоспоримой ценностью цивилизации. Однако не всегда нации могут себя определить. В ХХ веке на арабском Востоке образовывались государства, срочно определялись новые арабские нации. В некоторых местах это происходило более или менее успешно с точки зрения устойчивости. В других местах арабского Востока новообразованные государства были искусственными неустойчивыми образованиями, время жизни которых зависело от успеха диктатора в удержании власти.

В начале ХХI века арабские государства распадаются: Судан, Ливия и Ирак уже фактически распались. Сирия и Ливан находятся под угрозой коллапса. Иордания, Кувейт и Бахрейн – искусственные неоднородные образования, находящиеся в нестабильном положении. Все арабские страны подвержены действию центробежных сил племенного происхождения. Мода на создание новых арабских государств, установившаяся после Первой мировой войны, прошла. Страны теряют национальную идентификацию, объединящие связи ослабевают, название государства ещё существует, но страна на грани развала. В некоторых регионах арабы пытаются самопределиться с помощью религии, но это самоопределение противоречит самоопределению национальному. Борьба племён за передел территории, населённой арабами, и распад стран на части ставит под вопрос возможность создания арабского палестинского государства. Образование новой страны в период коллапса существующих стран – заплыв против течения.

ХАМАС растворяет палестинскую борьбу в море ислама. Вместо того чтобы усиливать национальные мотивы, он делает палестинское национальное движение незначительным винтиком в борьбе ислама против светского правления. Впадение палестинского ручейка в могучую реку ислама мало значит для победного марша этой религии. Вместо давно ожидаемой победы над Израилем арабский мир получил в виде ХАМАСа фанатиков, «мусульманских братьев», с которыми он десятилетиями борется на своих территориях и которые угрожают существованию и стабильности режимов светских арабских стран и даже Саудовской Аравии. Антихамасовская политика египетского президента А-Сиси показала, как выпадает ХАМАС из национального арабского мира. Полоса Газы – ломоть, отрезанный от всякой цивилизации, в том числе и от светского арабского мира. Палестинские арабы нивелируют национальную миссию, превращая себя из строителей ещё одного арабского государства в беспочвенных, опасных религиозных фанатиков. Из знамени и символа борьбы с Израилем палестинцы стали частью конфликта между светской и религиозной частями населения в арабском мире. Их яркая национальная миссия стала компрометирующим их выступлением против общей линии на сохранение более или менее умеренных арабских режимов. Палестинские арабы снижают интерес арабского мира к их делам. Температура палестино-израильского конфликта резко уменьшилась благодаря религиозному перерождению палестинских арабов. Задача ХАМАСа заключается в подогреве интереса к проблеме, которой стали уделять мало внимания и в которую вкладывают мало денег.

Межконфессиональные конфликты разрешить намного труднее, чем межнациональные. Палестино-израильский конфликт стал приобретать оттенок религиозного конфликта с момента захвата Газы суннитским движением Хамас в июне 2007 года. Присоединение ХАМАСа к правительству Палестинской автономии в 2014 году означает внедрение религиозного мотива в межнациональный конфликт.

Иорданское королевство в любую минуту может постичь судьба Ирака. Тогда палестинское государство оформится там, где давно существует – на территории Хашимитского королевства. Ислам находится на марше по направлению к Иордании. Иордания, которая может стать исламским государством под управлением палестинских арабов, не только изменит карту Ближнего Востока, но и повлияет на ситуацию в Иудее и Самарии.

Арабский мир стал выженной ненавистью землёй. Исламская экстремистская эпидемия превращает национальные, местные конфликты в обычно неразрешаемые межконфессиональные столкновения. Произошла глобализация конфликта: локальное столкновение между палестинскими евреями и палестинскими арабами стало частью ближневосточной межрелигиозной войны. Локализовать этот конфликт, изолировать его от религиозных ураганов больше невозможно. Решать отдельно взятый от ближневосточного смерча израильско-палестинский конфликт нельзя. Главная война на Ближнем Востоке идёт между силами, конфликт между которыми никто, включая ООН и других миротворцев, не считает решающей опасностью: сунниты и шииты, религиозные и светские жители арабских стран. Конфликт между палестинскими арабами и палестинскими евреями по-прежнему считается основным препятствием к миру в регионе, где местные игроки, в отличие от американских и европейских, уже, по крайней мере, три года считают его второстепенным.

Каково происхождение и история христиан на Ближнем Востоке?

"... подавляющее большинство ближневосточных христиан происходило из национальностей, которые не преобразовывали в Ислам после арабского завоевания седьмого столетия."

Какова ситуация христиан на Ближнем Востоке сегодня?

Типы Преследования:

Есть различные типы преследования христиан на Ближнем Востоке. Мы можем сортировать их в два:

a) Религиозное преследование людей (нарушение прав человека): Это преследование проводится против людей из-за их религиозного присоединения. В Саудовской Аравии и Иране, для примеров, люди наказаны за то, что они показали кресты или звезды Дэвида, заключенного в тюрьму за просьбу публично, и в некоторых случаях наказанный смертью, для того, чтобы не выполнять религиозных арендаторов. В этих странах, так же как в Египте и Судане, приговорены к смерти новообращённые к Христианству.

b) Политическое притеснение религиозных сообществ (ethno-религиозная чистка): В этом случае правящие режимы угнетают все религиозные сообщества на политическом, безопасности, и экономических уровнях. Цели такого притеснения состоят в том, чтобы уменьшить влияние христианских сообществ, и в определенных случаях, чтобы уменьшить это физически.

Ethno-религиозная чистка христианских народов в ближневосточной замене между военным подавлением и политическим притеснением. В Египте к большой коптской стране систематически предвзято относятся на конституционных, политических, административных, и культурных уровнях. Кроме того военизированные фундаменталистские группы проводят погромы против христиан, который включает горящие церкви и гражданские лица убийства.

В Судане установленная цель правящего режима - к Arabise и Islamise африканское христианское и Анимистическое население юга. Особенно с 1992 суданское правительство вело военную кампанию, нацеленную на рассеивание, порабощение, и подчинение южных Афроамериканцев.
Наконец, что не менее важно, давайте рассмотрим третье по величине христианское сообщество области, ливанцев, которые находятся под политическим и притеснением безопасности на их родину.

Под оккупацией Мусульманской властью, Сирия, христианское сообщество систематически подавляется управляемым сирийцами режимом в Бейруте.
Меньшие христианские группы делают не лучше. В Ираке, например, ассирийцы - другая группа, предназначенная режимом Саддама. Растущее число ассирийцев было убито радикальными фундаменталистскими группами.

Рабство:

Религиозное преследование христиан на Ближнем Востоке достигло чрезвычайных форм человеческой деградации: В Судане богатые отчеты международных организаций по правам человека зарегистрировали порабощение северными фундаменталистскими силами южных африканских христиан. Согласно отчетам и экспертам, есть сегодня между 600 000 и одним миллионом Темнокожих рабов из Судана, которые были или взяты на север той страны, чтобы работать прислугой или склоняющимися фермами, или проданы в других Арабских странах.

a. Религиозное преследование и притеснение обычно проводятся одной религиозной группой против другой религиозной группы: для христиан этот случай имел место в Египте, Судане, Иране, Ливане, Саудовской Аравии, Ираке, Пакистане. Конечно, преследование может также проводимый членами одной особой группы против других членов той же самой религиозной группы на основе религиозного фундаментализма (Алжир, Афганистан, Иран), или расизм (Мавритания), но это не тема сегодняшнего обсуждения.

b. Преследование ethno-религиозных-групп, Ближневосточных христиан в частности проводится законными правительствами (Египет, Иран, Ливан, Сирия, Судан) или организациями (Национальный исламский Фронт в Судане, Фронт Ильамик де Салю, Hizbollah Ливана, и т.д.)

Профессор Валид Фэрес, перед американским Комитетом Сената по Международным отношениям, Востоку Nea и Южной Азиатской Подкомиссии по "Религиозному Преследованию на Ближнем Востоке." Вашингтон, округ Колумбия, 29 апреля 1997

В этой книге собраны ценнейшие научные данные об истории, политике, религии , науках, искусстве, сельском хозяйстве и ремеслах народов, живших на территории Среднего Востока (обозначение стран Ближнего Востока вместе с Ираном и Афганистаном). Вы получите полное и подробное представление о зарождении, развитии, расцвете и гибели могущественных цивилизаций шумеров, аккадян, амореев, хал-деев, персов, македонян, ...

https://www..html

В последнее десятилетие основные события на земле разворачиваются на Ближнем Востоке . А чем хуже другие места на планете? Почему эпицентр событий именно здесь? Есть этому много объяснений в нашем мире. ... что то сможет даже начинающий каббалист: мол на все Творцова воля. И почти не ошибется в словах, при этом не видя их сути. Страны ближнего востока : Израиль, Египет, Ливан, Сирия, Ливия, Ирак (вавилон), Иран - являются проекцией духовного мира в наш мир! Пал уже и Вавилон с Египтом, пал...

https://www..html

Раскопки первого, как предполагают ученые, протогорода (от греч. protos - первичность, первооснова) на Ближнем Востоке . Найденные артефакты позволяют специалистам говорить о впечатляющем размахе убейдской культуры, существовавшей здесь с 6000 до... , чем считалось ранее. Убейдская культура весьма загадочна и плохо изучена. Именно благодаря ей на Ближнем Востоке в свое время широко распространились централизованные храмовые хозяйства и ирригационное земледелие. В протогороде, занимавшем около...

https://www.сайт/journal/126031

Пост, умирая, сам Абу Бакр. Это под его началом асхабы отняли вооруженной рукой почти весь Ближний Восток у Ирана и Византии. Омар, будучи действительно крупнейшим политиком, заложил и основы государственного управления в... принципу - все его члены происходят из города Тикрит. Для того, что бы четко осознать современное положение вещей на ближнем Востоке , необходимо в первую очередь учесть фактор соперничества «Небесных храмов». «Небесный храм» жрецов Кааба – хошемитов, пытается взять реванш...

https://www.сайт/journal/144603

Ученые представили первые результаты раскопок одного из первых протогородов Ближнего Востока . Он существовал между 6000 и 4000 годами до н. э. на реке Балих, притоке Евфрата, ... начинало зарождаться классовое общество - едва ли не впервые на Ближнем Востоке . Культура Убейд хранит множество загадок. Ей принадлежит честь широкого распространения ирригационного земледелия и централизованных храмовых хозяйств на Ближнем Востоке . Именно в это время появляются первые могущественные вожди, возникает...

https://www.сайт/journal/125358

Родина собак на Ближнем Востоке

Большая группа ученых определила, что первые собаки появились на Ближнем Востоке . В одной из более ранних работ родиной собак называли Китай. Ученые анализировали геномы собак почти... очень удобным инструментом генетического анализа. В данной работе было задействовано около 48 тысяч снипов. ДНК собак и волков, обитающих на Ближнем Востоке , оказалась наиболее похожей. Ученые заключили, что именно ближневосточные волки были одомашнены человеком и превратились в собак. Предположительно, это произошло...

https://www.сайт/journal/124846

ЕС защитит свободу вероисповедания на Ближнем Востоке

Европейского Союза заверил высокопоставленных представителей различных конфессий, что ЕС будет защищать свободу вероисповедания на Ближнем Востоке в рамках поддержки распространения демократии в арабском мире. Такое заявление председатель ЕС Жозе Баррозу сделал на ежегодной встрече-консультации христианских, мусульманских, иудейских и буддийских лидеров, ...

https://www.сайт/journal/137029

Археологи нашли на Ближнем Востоке родину древних жителей

Российским археологам, которые ведут раскопки древнего города Телль-Хазна на севере Сирии, удалось восстановить маршрут миграции древних жителей Месопотамии на Северный Кавказ, сообщил сотрудник института археологии РАН Рауф Мунчаев, выступая с докладом конференции «Археологические исследования в России: новые материалы и интерпретации». Экспедиция под руководством Мунчаева в течение нескольких лет вела раскопки города Телль-Хазна, где было обнаружено около 550 различных сооружений, в частности, ...

Страница 18 из 47

Древние религии Ближнего Востока (Египет, Месопотамия, Иран)

Около шестидесяти веков назад, в IV тысячелетии до н.э. на берегах Нила, Тигра, Евфрата, возникли ранние цивилизации. Родопле­менные сообщества уступили место государственному объединению людей.

Возникшая на берегах Нила цивилизация - одна из самых древних. Религия - это почва, на которой выросла вся египетская цивилизация. В Египте все начиналось с религии и развивалось на ее основе: искусство, письменность, литература, театр, медицина, политика, административное управление, право. Это особенно очевидно в силу того, что цивилизация возникла без чужеземного влияния. До последних дней существования Древнего Египта сакральное искусство определяло стиль и мотивы изобразительных исукусств. Божественность фараона оставалась политической доктриной вплоть до римлян. Египетское право всегда было связано с религией благодаря религиозному понятию Маат. Общество, основанное на религии, считает, что все в мире, включая социальное устройство, находится во власти божества, которое создает и гарантирует право. Такая вера порождает особые формы права, учитывающего реалии конкретной жизни, затем земные формы права, в свою очередь, переносятся в потусторонний мир - в той мере, в какой данное общество способно осознавать и различать мир посюсторонний и мир потусторонний. Древнеегипетское общество было способно.

В религии древних египтян сильны влияния тотемизма. Все божества наиболее древнего периода представляются звероподобными - в виде сокола, быка, коровы, кошки, змеи и т.д. Бог может иметь человеческое тело или голову. Постепенно тотемы заменяются божествами, складывается пантеон (иерархическое собрание всех богов) с верховным Богом-владыкой.

Египтяне обоготворяли Солнце. Фараон считался сыном Солнца. Власть в Египте считалась божественной, ее происхождение вели от сверх челове­ческих существ. Фараон как бы становился царем-богом, власть которого распространялась не только на людей, но и на всю Вселенную. В Египте, таким образом, возникла государственная форма религии, в которой фараон играл главенствующую роль. Символом обожествления власти фараона являются знаменитые египетские пирамиды.

Пирамиды свидетельствуют о развитии представлений о загробном мире, в который после смерти человека переселяется его “двойник” - душа. Чтобы обеспечить ей благополучное посмертное существование, нужно было при погребении выполнить необходимые предписания. Со временем у египтян оформилась вера в загробное воздаяние: за добрые и злые дела человек будет отвечать перед судом владыки мертвых - бога Осириса. Несправедли­вость и зло будут наказаны в мире потустороннем. О том, какие требования предъявлялись религией, можно судить по тем словам формулы самооправда­ния, которые произносил умерший перед Осирисом: “Я не чинил зла, я не крал..., я не завидовал, я не совершал прелюбодеяния..., я не поднимал руку на слабого..., я не убивал..., я не сквернословил...”. Это - из “Книги мертвых”, относящейся к середине II тыс. до н.э.

Служение богам осуществляли жрецы. Жрец - должность человека, профессионально занимающегося отправлением религиозного культа в Древнем мире, в частности, в Египте. Египетские жрецы обладали большой силой и влиянием, в том числе и благодаря своим познаниям, которые они окружали тайной. Они вели астрономические наблюдения, делали математи­ческие расчеты, необходимые для устройства и орошения полей. Но главным их занятием были магические обряды и заклинания. Египтяне верили, что без них умерший не попадет в божественное царство, земля перестанет давать плоды. Жрецы также занимались упорядочиванием многочисленных мифов, стремились связать богов родственными отношениями, выстроить пантеон.

Бог Осирис получил особое значение с развитием земледелия. В давние времена это был тотем и почитался в образе барана и быка, потом он отождествлялся с природными явлениями и, наконец, предстал в облике человека. Осирис умирает и воскресает ежедневно, подобно Солнцу. Он умираети возрождается как зерно, когда его бросают в землю и когда оно весной прорастает. Осирис берет себе в жены богиню Исиду, которая возвращает к жизни своего супруга, когда он умирает. Этому мифу, символически передающему высший принцип мироустройства - жизнь, умирание, воскресение - соответствовали праздники и ритуалы - культовое воспроизведение этой “высшей” реальности, приобщение к ней.

Ни в какой другой религии смерти и мертвым не посвящено столько забот, культовых предписаний, как в египетской. Чтобы обеспечить победу жизни над смертью, египетская религия использует многообразные, большей частью магические средства. Этой цели служил обычай бальзамирования покойников; жизнь в загробном мире предполагает сохранение телесного образа. Поклоняющийся Осирису обретает надежду разделить его судьбу и вновь возродиться к жизни после смерти.

Примерно в то же время, что и в Египте, с середины IV тыс. до н.э. в долине между Тигром и Евфратом начинает развиваться другая цивилиза­ция - шумеров и аккадян. Здесь создали оросительную систему земледелия, изобрели письменность, стали строить города. Они передали своим преемникам - вавилонянам и ассирийцам, а через них - грекам и евреям наряду с техническими достижениями свои представления о мире, юридические и нравственные нормы, религиозные мифы.

В Месопотамии (Междуречьи) или Двуречьи рек Тигра и Евфрата существовали долгое время независимые города-государства - Ур, Ниппур, Киш, Лагас и др. Власть в городах принадлежала в древнейший период жрецам храма, и только потом, позже, чем в Египте, она перешла в руки царя. Храм и дворец царя - два столпа шумерского общества. Вождь-правитель часто был и первосвященником, высшим жрецом, жившим в храме-дворце.

Храм-дворец разительно выделялся на фоне остальных построек шумерского города. Храм был обиталищем богов-покровителей горожан, каждый храм посвящался какому-то одному богу. Все горожане, включая рабов, принадлежа­ли к определенному храму. Храм брал на себя заботу о сиротах, вдовах, нищих - всех неспособных к самостоятельной жизни. Храм выполнял административные функции: управление строительством оросительных каналов, сбор налогов, судебные функции.

В Месопотамии не было централизованных деспотий, государственные образования сменяли друг друга - Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия. Видимо, поэтому в Двуречье уживались друг с другом сравнительно легко многие боги с посвященными им храмами и обслуживающими их жрецами. На протяжении долгих веков шел процесс отмирания одних божеств и культов и возвеличивания других, обработки и слияния мифологических сюжетов, изменения облика тех богов, которым предстояло возвыситься, - им приписывали деяния и заслуги тех, что умирали в памяти поколений.

Мифология сохранила сведения о шумерском пантеоне. Главными считались бог неба Ан и богиня земли Ки, которые породили могущественного Энлиля - бога воздуха, Энки, сотворившего первых людей, бога вод Эа, который нередко изображался в виде человека-рыбы. Но вообще большинство шумеро-аккаддо-вавилонских богов имели человекоподобный облик, лишь немногие несли зооморфные черты, угасающее воспоминание о тотемистических представлениях. Семь главных богов отождествлялись с планетами.

По представлению древних шумеров Боги упорядочили мир и владеют им. В блаженной стране Дильмун, где они обитали, не было ни опасностей, ни болезней, ни старости. Они создали человека, существо низшее и бесправ­ное, чтобы он своими жертвоприношениями служил им. Боги бессмертны, удел же человека - болезни, страдания, смерть, а после смерти - вечное и безрадостное пребывание в царстве мертвых. Природа в отличие от людей бессмертна иежегодно рождает новую жизнь, как бы воскрешая ее после долгой зимней спячки. Взаимосвязь жизни и смерти, умирания и воскресения воплощена в одном из главных мифов - о смерти и воскресении Таммуза.

Вавилонская религия сложилась в более или менее окончательном виде во II тыс. до н.э. На первое место выдвигается Мардук - бог-покровитель Вавилона. Большое развитие у вавилонян получили верования, в которых действовали многочисленные низшие злые духи, демоны, виновники болезней и несчастий. Вавилонская демонология оказала влияние на более поздние религии и это влияние было еще весьма ощутимым в средневековой Европе.

Зороастризм - религия Древнего Ирана - заметно отличается от религиозных систем Месопотамии и Египта. Он относится к более позднему типу пророческих религий. Его основатель - иранский пророк Зороастр (Заратуштра), живший в VIII-VII вв. до н.э., был вероучителем, реформировав­шим традиционные верования древних иранцев. Зороастризм, несмотря на то, что он возник в древней цивилизации, трудно отнести к ранним формам религиозного сознания. Недаром он сохранился до настоящего времени в виде национальной религии парсов в Индии и гебров в Иране.

Зороастризм - дуалистическая религия, сформировавшаяся в Древнем Иране, в основе вероучения которой лежит идея зависимости миропорядка от борьбы добра и зла и участия в этой борьбе человека. Основы зороастризма зафиксированы в древнейшей священной книге зороастрийцев - Авесте. Согласно учению Зороастра миру добра, света и справедливости, который олицетворяет Ахура-Мазда (по-гречески - Ормузд) противостоит мир зла и тьмы, его олицетворяет Анхра-Манью (по-гречески - Ариман). Между этими двумя началами идет борьба не на жизнь, а на смерть. Ахура-Мазде помогают в этой борьбе духи чистоты и добра, Анхра-Манью - силы зла, разрушения.

Зороастризм принадлежит к числу уже развитых религий, он философски осмысливает мир на основе дуалистических идей о непримиримости и постоянной борьбе света и тьмы, добра и зла, от других религий отличается дуализмом - тем, что добро и зло первоначально наделяются равными возможностями и на протяжении всей истории эти две силы ведут борьбу на равных, исход борьбы определится только в конце времен. В зороастризме магическая религия заменяется этической: на первый план выступают нравственные требования. Приблизительно в это же время и позже все прочие национальные и мировые религии становятся такими.

Человек должен быть на стороне добра, стать лучше, не жалеть сил для борьбы со злом и силами тьмы, всякой нечистью. Он должен быть доброжела­тельным, умеренным в помыслах и страстях, помогать ближнему. Человек - творец своего счастья, от него зависит его судьба. Для борьбы со злом человек прежде всего должен очиститься и не только духом и помыслом, но и телом. Физической чистоте зороастризм придавал ритуальное значение. Трупы покойников - символ нечистоты , они не должны соприкасаться с чистыми стихия­ми - землей, водой, огнем. Отсюда - особый обряд захоронения: в открытые башни специальные служители сносили тела умерших, где их склевывали хищные грифы, а кости сбрасывались на дно вырытого в башне, облицованного камнем колодца. Нечистым считались больные, женщины после родов и многое другое. Они должны были проходить особый обряд очищения. Главную роль в обрядах очищения играл огонь. Ритуалы в честь Ахура-Мазды совершались не в храмах, а на открытых местах, с пением, вином и обязательно огнем. Отсюда еще одно название сторонников зороастризма - огнепоклонники.

В мифологию зороастризм привнес идею о существовании помимо Земли и Неба особой светоносной сферы, Рая. Первого человека, Йиму Ахура-Мазда вынужден был изгнать из рая и лишить бессмертия за проявленное непослушание. Так началась после райской идиллии борьба добра со злом. Концепция греха, падения человека, божественного наказания встречается в зороастризме едва ли не впервые. Посмертная судьба человека зависит от выбора его воли - в пользу добра или зла. И еще одно новшество - учение о конце мира, Страшном суде и пришествии мессии, спасителя мира - Саошьянта, - очистителя мира от скверны в конце его существования. Несомненно, что эти идеи оказали влияние и на более поздние религиозные представления.

Зороастрийское богослужение включало повторение за жрецом определенных слов - молитв (молитва - обращение верующего к сверхъестественным силам с просьбами и благодарностями, являющееся непременной частью религиозного культа), обряды жрецов у священного огня в металлической чаше; большое значение придавалось обряду инициации (посвящения, вступления в общину как полноправного члена, достигшего совершеннолетия).

В настоящее время зороастризм сохраняется у парсов Индии, бежавших из Ирана после мусульманских завоеваний и у других парсов, рассеянно живущих по всему свету.