Это страшное слово "травля": как излечить детей от буллинга? Рассказывает психолог. Гармония и прощение


Мне было девять лет, когда я впервые поехала в лагерь. Обычный пионерский лагерь, от маминой работы, очень приличный. Никаких ожиданий или опасений по поводу отношений со сверстниками не было, фантазий тоже. Быстро перезнакомилась с соседками по палате, с мальчишками из отряда подружилась, записалась в три кружка… Смена была длинной, 49 дней, родителям приезжать почему-то не разрешали. Недели через две я очень затосковала.

А тут – вожатая из другого отряда, молодая, очень красивая, просто кинозвезда. Чем-то я ей приглянулась, она стала меня приглашать то чаю попить, то погулять. И через несколько дней я уже от неё не отходила. И попросилась к ней в отряд.

В детстве год разницы – это очень много. Десяти-одиннадцатилетние девочки казались мне совсем взрослыми, они были значительно крупнее и сильнее, знали непонятные слова и держали в тумбочках вату «на всякий случай». И они начали меня травить.

Это просто. Ты входишь в комнату, все замолкают, некоторое время смотрят в упор, потом дружно хохочут и продолжают разговор, как будто тебя здесь нет. Ты идешь в душ, и обнаруживаешь, что весь шампунь и зубная паста выдавлены в один пакетик и старательно перемешаны. Прятались вещи, обувь выбрасывалась в окно под дождь. Под одеяло насыпался песок и крошки.

Почему они это делали? От скуки, потому, что одна (самая старшая, и, как я теперь понимаю, самая неблагополучная) девочка предложила, а другие радостно подхватили. Развлечение.

Я ничего не могла с этим сделать. Пыталась пожаловаться, но красавица-вожатая только отмахнулась и сказала: «Подумай, может, ты сама в этом виновата?». Попробовала спросить у самих обидчиц – они еще больше возбудились и попробовали устроить мне настоящую «темную», как в тюрьме.

Я отбилась и попросилась обратно в свой старый отряд. Вожатые, два молодых парня-медика не придумали ничего лучше, чем устроить мне «показательный суд над предателем»: ты от нас отвернулась, ушла к чужим, теперь стой и слушай, что о тебе товарищи скажут. Товарищи не молчали, нет, не все, конечно, но многие громко выразили свое недовольство.

Восемь-девять лет, малышня. Что им скажут, то и делают. Но мне было очень больно.

Чем отличается травля от «непопулярности»

Есть же просто непопулярные дети, с которыми никто не дружит, но и не травят. Одно дело, когда у ребенка нет близкого друга (ни одного), он не знает, у кого спросить домашку и его не приглашают на дни рождения.

Совсем другое, если одноклассники систематически дразнят, доводят до слез, отбирают, прячут или портят вещи. Демонстративно отказываются садиться за одну парту, перебрасывают портфель. Смотрите фильм «Чучело», там все очень подробно показано.

Если вам кажется, что у вашего сына или дочери не ладятся отношения, можно проявить инициативу (с одобрения самого ребенка): организовать выездное мероприятие на четверых-пятерых, пригласить самого «социально близкого» одноклассника в гости, попросить классного руководителя, чтобы дал коллективное задание. Иногда бывает достаточно небольшого усилия, чтобы ситуация повернулась в нужном направлении. Например, в самом начале четвертого класса, когда мы перешли из началки в среднюю школу, наш потрясающий молодой классный объявил однодневный поход, с родителями. Те, кто пошел, до конца школы дружили и вообще – были гораздо ближе друг другу, чем те, кто побоялся и остался дома.

Но что делать, если ваш ребенок оказался в положении действительно изгоя, белой вороны, стал объектом травли?

Ужасающе большое количество взрослых предпочитает не вмешиваться в эту ситуацию. Родители, учителя, воспитатели. «Дети должны сами разобраться. Он должен научиться строить отношения. Ничего, крепче будет». Иногда говорится напрямую: «Ты сам виноват, что тебя травят, надо быть (гибче, мягче, добрее, веселее)». Или – диссидентский вариант: «Ты должен быть выше этого, не замечать, пусть себе толпа глумится, мы-то знаем, что ты (выше, лучше, умнее, чище)». По факту, это две стороны одной медали: кто не с нами, тот против нас.

Между тем, чтобы началась травля, совершенно необязательно чем-то сильно выделяться. Групповая агрессия может упасть на голову любого, которому просто не повезло оказаться «в неправильном месте в неправильное время». Но роль взрослых в процессе невозможно не заметить. Достаточно, чтобы учительница позволила себе несколько унизительных комментариев, язвительно отозвалась об умственных способностях или внешности ученика, и, если ситуация и так накалена, готово дело: весь класс ополчается против одного.

Людмила Петрановская пишет в статье, посвященной анализу ситуации травли в любом детском коллективе, что очень важно, во-первых, назвать явление своим именем, а, во-вторых, обозначить его как групповую проблему.

Что это значит?

Прийти в школу и сказать классному руководителю: «Моего ребенка травят в классе, что вы собираетесь по этому поводу предпринять?». И не соглашаться на формулировку «Ну, он же такой, мы не можем заставить детей с ним дружить». Речь идет не о том, кто с кем ходит в кино и чатится в соцсетях, а о серьезной угрозе для психологического здоровья как вашего ребенка, так и всего класса в целом. Потому что травля (как и любое насилие) разрушает не только психику пострадавшего, но и всех, кто в этом участвует и даже просто наблюдает. (Поэтому не надо показывать детям новости из цикла «Криминальная хроника»).

Если учитель вас не поддерживает и настаивает, что ничего страшного и экстраординарного не происходит, идите дальше и выше: директор, РОНО. Но, как правило, директора уже бывает достаточно. Важно не требовать немедленной расправы над обидчиками, а просить разобраться и желательно – с привлечением специалистов, школьного психолога, например.

Убедиться, что вы с психологом/учителем/директором одинаково представляете себе пути решения проблемы. Что все не превратится в классный час с риторическими взвизгиваниями «Как вы могли, гадкие дети, обижать хорошего и умного Ванечку, у которого такая скандальная мама!». Или того хуже – как в моем детстве – в обсуждение Ванечки и того, какие именно его черты и поступки ПРОВОЦИРУЮТ класс на его избиение.

Должно произойти вот что. Авторитетный взрослый объясняет, что есть травля, почему она разрушает людей, откуда, из какой глубокой и звериной древности взялась эта традиция. Приводит в пример историю Гадкого Утенка, причем обращает внимание не только на страдания самого героя, но и на неприглядное будущее глупых кур и злобных уток.

Обязательно декларируется групповая норма: «В нашем классе никого и никогда травить не будут. Точка». Очень важно не скатиться в обвинение тех, кто нападал, есть опасность, что бывшие «агрессоры» почувствуют для себя угрозу и уйдут в глухую оборону: «А мы чо? А мы ничо! Да он сам первый начал!». Необходимо найти такие слова, чтобы весь класс почувствовал сложившуюся ситуацию именно как общую проблему, от которой плохо всем.

Чувства родителей

Что происходит с родителями, когда они обнаруживают, что ребенок в нешуточной беде? Если сами родители имеют схожий опыт, они, скорее всего, попробуют его применить. «Меня саму травили в школе, меня никто не защитил, поэтому я сейчас пойду и всех их по камешку разнесу», - один вариант. «Меня самого травили, я дрался до последнего, и победил – и ты иди, дерись, ты же мужик», - другой вариант. Та реакция, что я описала выше – очень-очень профессиональная, не все педагоги знают, как поступать. Но, чтобы не провалиться в эмоции, хорошо бы их отследить и назвать.

Задать себе вопрос: «Почему эта ситуация представляет для меня проблему?». Я боюсь остаться одной? Мне невыносимо чувство беспомощности? Я чувствую такую разрушительную ярость, что боюсь вмешиваться, ибо кого-нибудь покалечу?

Самый, наверное, трудно выносимый страх – это страх быть отвергнутым, он биологически обусловлен, в условиях первобытной общины изгнанник погибал быстро и неотвратимо.

Вот что бы то ни стало надо было оставаться членом группы, племени. Опять же, младенец, оставленный матерью не имеет шансов выжить. Поэтому мы все так стараемся подстроиться под требования и ожидания сообщества: семьи или коллектива, без разницы. Поэтому испытываем почти эйфорию, когда оказываемся «в своей тарелке», там, где нас понимают и принимают.

Я, например, впервые оказалась среди своих только в университете, на филфаке, все говорили и интересовались тем же, что и я, было очень много евреев, начитанность и интеллигентность не надо было скрывать. До этого я жила в твердой уверенности, что «со мной что-то не так».

Так что, если вы видите, что ситуация вышла из-под контроля, если вы не находите понимания у администрации школы, если ваш ребенок отказывается ходить в школу и начал болеть без видимых причин… Возможно, наилучшим выходом будет смена школы. Признаком того, что проблема в классе, а не в ребенке, может быть тот факт, что в других социальных ситуациях у него все хорошо: в лагере, на даче, на секции он прекрасно общается, дружит, ходит с энтузиазмом.

А вот если вы видите, что всюду, куда бы вы ни пришли, складывается одна и та же история про козла отпущения – тогда ой. Тогда надо идти к психологу (желательно, к семейному) и разбираться, почему ваше чадо притягивает на себя групповую агрессию, какое послание передаете ему вы, как выстроены отношения в вашей семье. Иногда мы обнаруживаем, что сын или дочь бессознательно переносит на сверстников модель поведения в семье: «Я во всем виноват, бейте меня». И с этим он сам не справится, нужна помощь.

Мне было довольно тяжело писать обо всем этом, даже сейчас, спустя тридцать лет, те воспоминания живы, хотя и не болят. Но стремление защитить детей есть, и очень сильное. Не оставляйте ребенка один на один с групповой травлей, пожалуйста.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ТРАВЛИ В ШКОЛЕ?

Знакомо, правда? Травля в школе начинается с первого класса, настигает своего пика к четырнадцати годам и уже в старших классах дети взрослеют и все стихает. А может самые агрессивные, не попадают в десятые классы? Впервые на суд общественности эта ситуация попала когда показали фильм «Чучело», а в наше время об этом говорят и создают передачи чуть ли не ежедневно. Но что изменилось? Ничего, только издевательства стали жестче, а дети ранимее, у них страдает психика, которая приводит к суициду.

Как подготовить ребенка, чтобы придя в школу, он не стал жертвой или мучителем? И что делать, если сын или дочь стали объектом травли? Одни вопросы, давайте разбираться и возможно наши полезные советы помогут вам преодолеть травлю — буллинг.

Буллинг как заразная болезнь ползет по миру, с каждым днем становятся известны все новые и новые случаи насилия над одноклассниками. Причем все издевательства дети снимают на видео и затем показывают сверстникам и размещают в интернете. Нормальный, человек видя это, скажет, что это больные дети и не ошибется.

Во всем мире насилию в школе уделяется большое значение, разработаны специальные программы, по предотвращению таких случаев. Такие программы созданы в Великобритании, Канаде, Чехии, Австралии. Они успешно действуют и приносят свои плоды. В нашей стране уровень насилия в школе превышает подобный уровень в странах Азии и Европы. Поэтому родителям приходится самим решать этот вопрос и защищать своих детей самостоятельно. Конечно, искоренить травлю в школе полностью вряд ли удастся, до тех пор, пока насилие процветает в обществе. Однако родителям не надо сидеть, сложа руки надо использовать мировой опыт и пытаться переломить ситуацию.

Дети часто боятся признаться родителям, что они стали жертвой травли в школе. И даже когда случаи приобретают криминальный характер, дети все равно молчат, но в руки следователей попадает видео, снятое извергами, и это служит основанием для принятия мер.

Родители сразу могут понять, что ребенка травят в школе. Если ребенка дразнят, выбрасывают «сменку» в окно, рвут тетради и прячут учебники, это считается шалостью. Просто дети играют. Если с ребенком никто не играет, не разговаривает и большинство детей в классе делают вид, что его нет, это тоже нормально. Большинство родителей, узнав о таких случаях, считают, что их ребенок сам виноват, не умеет общаться с одноклассниками. В самом деле, все эти поступки говорят о травле, которая травмирует душу ребенка, причем и нападающих и жертв. Нападающие находятся постоянно в ярости, жертва терпит, а ведь вокруг стоят одноклассники и наблюдают за происходящим, они пассивно участвуют в травле, боясь самим оказаться на месте жертвы. В результате психика всех участников процесса травмируется, они становятся раздражительными, обидчивыми и агрессивными. Ребенок не поддерживает разговоры о травле дома, ему ужасно вспоминать унизительное насилие.

Если же ребенок жалуется, родители идут в школу поговорить с классным руководителем, но он ничего такого не видел. Конечно, все может происходить за пределами класса или даже школы. Однако часто учителя сами провоцируют травлю и даже указывают жертву. Это происходит, когда учитель смеется над некоторыми детьми, бывает, несправедлив и унижает ученика, хлопая его тетрадкой, повышая голос или даже называя его «бестолочью». Выгоняет ребенка из класса за непослушание или грубо отбирает тетрадку с не законченным заданием. Хотя учитель наверняка знает, что у ученика слабое здоровье или он медлителен от природы и ему трудно приходится переносить . Вот такие дети и попадают в поле зрения агрессоров. Некоторые учителя не скрывают своих взглядов и открыто говорят, что все мальчики дерутся, девочки по природе интриганки и вообще все что происходит, это школа жизни. Но на самом деле они так не думают, они видят травлю, видят жертв и видят агрессоров, но лучше помолчать. Современные учителя не берутся бороться с насилием в школе, они не компетентны в этом вопросе, да и желания особого у них нет, лучше делать вид, что ничего не происходит.

Однако учитель может, особенно в младших классах, сам вести себя корректно по отношению к ученикам и не позволять себе унижать детей в присутствии всего класса. Учитель может твердо заявить в классе о нетерпимости такого отношения к данному ученику со стороны одноклассников. Чтобы сдружить детей устроить совместное мероприятие, чтобы в нем приняли участие все дети.

Для борьбы с травлей в старших классах действий одного учителя бывает недостаточно, его нравоучения могут сделать еще хуже. Здесь надо объединяться учителям, родителям и психологам.

Родители, отдавая ребенка в школу должны подумать и о его безопасности в части возможной травли. Замкнутые, застенчивые, тревожные и не уверенные в себе дети часто становятся жертвой травли. Часто причиной насилия могут стать: рыжие волосы, очки, шрамы, полнота или худоба, высокий или слишком низкий рост. Кроме того важно есть ли у ребенка заикание, слезливость, стеснительность, раздражительность. Все это может стать вначале поводом для получения кличек, а затем и применения агрессии к этим детям. Поэтому выбирая школу надо учитывать не свои амбиции, а способности ребенка к обучению. Если программа обучения будет слишком сложная, а ребенок слаб, то он попадет в изгои, не справившись с нагрузкой.

Старайтесь привить ребенку жалость к людям с физическими недостатками и не надо над этим смеяться, не надо бахвалиться материальным положением семьи, прививайте детям скромность, тогда он не будет зачинщиком травли. Никогда не поддавайтесь в игре, пусть ребенок знает, что он не всегда победитель, он может быть и побежденным. Прививайте ребенку любовь к спорту, занятия в спортивных секциях повышает уверенность в себе.

Трудно бывает, если ребенок меняет школу, родителям надо познакомиться с учителями и возможно пригласить в дом одноклассников, это позволит заполучить поддержку и одноклассников и учителей, это поможет ужиться в коллективе.

Если из рассказов ребенка вы сделаете вывод, что ребенок стал жертвой травли, не спешите, разберитесь, может это всего разовый конфликт. Если ребенок жалуется, что учитель прикрикнул на него, тоже надо понять причину, а не нестись сломя голову в школу и учинять разгон учителю. Учитель особенно в начальных классах авторитет для ребенка и если вы так поступите и противопоставите себя, ему у ребенка потеряются ориентиры.

Важно научить ребенка иметь свое мнение и отстаивать его уметь сказать «нет» даже взрослому человеку, ребенок должен учиться контролировать свои поступки. Очень распространена точка зрения, что если ребенок будет спокойно реагировать на нападки одноклассников, от него скоро отстанут, им это будет не интересно, им надо чтобы жертва плакала, просила о пощаде и психовала. С другой стороны, жизненный опыт показывает, что ребенок должен уметь постоять за себя. Спокойное поведение на деле не приносит результатов. В случае агрессии лучше всего дать отпор, и даже если дойдет до драки отступать не следует. Это — тот случай, когда даже даже поражение улучшит положение ребенка в классе и поднимет его в глазах одноклассников. В результате ребенок перестанет быть объектом школьной травли. Обычно задира выбирает жертву для травли, потихоньку «задирая» всех, и тот, кто покажет себя слабее всех, и станет объектом травли. Чаще всего зачинщиком травли становится ребенок испытывающий потребность подчинять себе других для достижения цели, легко приходящий в ярость. Также такие дети вызывающе ведут себя с учителями и родителями, не испытывающие сочувствия и сострадания к другим людям, дети сами страдающие от насилия в семье. В последнее время зачинщиками травли становятся не только мальчики, но и часто девочки.

Жительница Москвы Наталья Цымбаленко столкнулась с травлей в школе: её сына унижали одноклассники, а вместе с ним и других «некрутых». Учителя и другие родители бездействовали, и тогда она взяла дело в свои руки. Теперь Наталья рассказала о том, как можно сломить равнодушие и заставить учителей, надзорные органы, детей и взрослых вести себя по совести и по закону.

О том, как развивались в последние три года, и особенно в последние несколько месяцев, события в школе, где учится её сын Пётр, сотрудница правительства Москвы Наталья Цымбаленко написала в фейсбуке . За это время она успела столкнуться и с грубостью одноклассников сына, и с бездействием учителей, и с хамством других родителей. Но в конце концов ей удалось изменить ситуацию: травля прекратилась.

Всё началось, когда после начальной школы Пётр поступил в гимназию в пятый класс - номер школы, как и фотографию сына, Наталья попросила не публиковать. Как это часто бывает в детских коллективах, ученики класса довольно быстро разделились на «крутых» и «некрутых». Но последствия такого разделения в данном случае были довольно серьёзными.

По словам Цымбаленко, всё началось с насмешек, «обзывательств», но затем пошли неприкрытое насилие и серьёзная травля. От хулиганов пострадали несколько человек, в том числе сын Натальи.

Быстро сформировался костяк класса, так называемых «крутых», которые стали цепляться к «некрутым». Ну, например, мой сын-пятиклассник приносил в школу лего и пластилин - «фу, некрутой». Это повод для насмешек, обзывательств. Имя сына - Петя, его стали обзывать «Педя», сын тушевался и не знал, что сказать в ответ. Он уходил от конфликтов, боялся драк и громких разборок - «некрутой».

Сами пострадавшие дети не могли найти выход из ситуации. Но, пишет Наталья, помощи от учителей и родителей поначалу они не получили. Отчасти в этом виноваты классные руководители и другие сотрудники учебного заведения, которые считали, что дети должны самостоятельно «разбираться» с проблемой. Часть вины Наталья признаёт за собой: долго ждала, слушала учителей, отреагировала поздно.

Классная в разговорах с родителями рассуждает на тему, что «дети не любят стукачей», «надо закалять характер», «уметь находить подход к товарищам». Родители зачинщиков все как один кричат в родительском чате, что их дитё «святое», на них наговаривают, а «ваши сами спровоцировали».

Чтобы как-то исправить ситуацию, Цымбаленко записала сына в секцию мечевого боя и на единоборства. Это помогло ему перестать бояться. К восьмому классу он уже выпал из категории школьных партий, прямое насилие по отношению к нему прекратилось.

Но другие дети продолжали страдать, пишет Цымбаленко. Дошло до серьёзных последствий.

И тут нашего лучшего друга Мишу дважды «разводят на деньги» одноклассники, обещая купить тому вейп и не покупая его. Ведь если хочешь быть крутым - ты должен курить вейп! Маме Миши «святые дети» просто хамят и рассказывают, что её сын «гидроцефал». Мама ученика, взявшего деньги, говорит ещё прекраснее: «Объясните мне, как вы позволили своему сыну подбить моего покупать вейп». Ну, в общем, ситуация великолепна. А тут ещё один из одноклассников сына на своей странице вешает фотожабы на Петра и веселится на тему того, что сын стал «качаться».

Наталья начала действовать. Она потребовала встречи с директором школы и председателем управляющего совета, подготовив для них заявление на 20 страницах, к которому прилагались скриншоты переписки, касающейся вейпов, страницы в соцсетях и фотожабы. Копию она отнесла в комиссию по делам несовершеннолетних в районную управу и получила номера входящих документов.

По словам Цымбаленко, угрозы привлечь прокуратуру и суд на родителей хулиганов не подействовали. Но когда к делу подключился инспектор по делам несовершеннолетних, ситуация изменилась. И учителя, а за ними и родители «крутых» стали вежливыми, рассказывает Наталья. По её словам, подросток, торговавший вейпами, был поставлен на учёт, деньги другу Мише за так и не купленный им вейп вернули.

Класс (а я имею в виду и детей, и родителей) замер. В таком, знаете ли, нейтралитете. Никто не ожидал, что я не буду участвовать в «родительских боях» и выяснениях, чей сын должен «лучше помыться и, может, тогда с ним дружить будут», а что мы пойдём прекрасным бюрократическим путём писем и жалоб. Все сразу научились культуре, одёргивают желающих рисовать фотожабы и не достают окружающих.

Наталья говорит, что управа также сообщила ей, что готовит официальный ответ на её заявления и «провела мероприятия».

Medialeaks поговорил с Натальей Цымбаленко о том, что будет дальше и довольна ли она результатами своей борьбы.

Как прошёл через эти три года и особенно через последние события ваш сын? Как он всё воспринимает, хочет ли дальше учиться в той же школе?

С мальчишками мы всё обсудили. Сперва им было очень страшно. Тем более что агрессия «крутых» даже усилилась после нашей встречи с родителями. «Крутые» обсуждали, как бы встретить парней после школы, показывали Мише записки «1 000 рублей или твоя собака умрёт». Но школу мы решили не пропускать. Я звонила на каждой перемене, муж забирал Петю из школы. А ещё я пообещала нанять им телохранителя, если угрозы хоть немного станут похожи на реальность. Но чем большую активность развивала школа (встречи, разговоры), тем больше класс понимал, что это всё всерьёз. И успокоился. Я дала Пете прочитать этот пост и спросила, что написать. Он сказал, что всё окей. Общаются они с одноклассниками из описанной истории спокойно и максимум та и эта сторона уточняют друг у друга задания. А представители школы регулярно уточняют у него, как дела в классе.

Какие у вас дальнейшие планы? Что можно будет считать окончательной победой или хотя бы приемлемым результатом?

Меня и сына устроят рабочие отношения в классе: он не жаждет общения с теми, кто плохо к нему относится. У Петра есть друг, есть команда (он занимается киберспортом - мы это поддерживаем), ходит в библиотеку Достоевского на курсы видеоблогинга, вместе с папой в окружной библиотеке ведёт занятия для детей (автогонки на симуляторах, безопасность на дороге). Ему хватает общения. И ему комфортно, что к ним перестали цепляться. Мы регулярно мониторим ситуацию в классе. Если будут прецеденты - вмешаемся. А так, я надеюсь, мы закончили конфликт.

Каждый родитель сам выбирает, каким способом помочь ребёнку бороться с буллингом. Мать американского подростка Китона Джонса в прошлом году обратилась к помощи социальных сетей и , который жалуется на травлю со стороны одноклассников.

Сначала видео так растрогало всех, что за Китона вступились исполнитель роли Капитана Америки Крис Эванс, певица Рианна и десятки актёров и звёзд спорта. Правда, быстро и держит дома флаг Конфедерации. Тогда многие отказались от поддержки, предположив, что парня могут травить в школе, потому что он расист. И ситуация для Китона стала ещё хуже, чем была.

В позапрошлом году в России случилась очень трогательная история с мальчиком по имени Стёпа. Он увлекался динозаврами и майнкрафтом, поэтому с одноклассниками у него дела с самого начала пошли не очень. Но мама попросила друзей в фейсбуке , и случилось чудо: мальчику и другие российские звёзды.

Вскоре популярность школьника взлетела до небес, и ВК даже вернул на время функцию рейтинга страниц ради него. Так потенциальный будущий буллинг был подавлен в зародыше, а Стёпа вместо скринов из майнкрафта мог с гордостью выкладывать .

Новости о жестокости школьников по отношению к другим уже мало кого удивляют, а должны бы. Из самых последних — ужасный случай, произошедший в Пермском крае.

В социальной сети "ВКонтакте" появилось видео, где группа подростков издевается над школьницей. На записи видно, как они пинают девочку, поджигают ей волосы, ругаются матом. Та просит их прекратить и плачет. Сейчас эту шокирующую видеозапись проверяют полицейские города Березники.

Подобными видео, впрочем, интернет давно переполнен, но чаще всего дело ограничивается возмущенными комментариями пользователей, и лишь некоторые из подобных историй доходят до суда.

Еще одна проверка началась в Москве — и тоже из-за жестокого видео с участием школьников. В интернете были размещены кадры, на которых ученики Центра содействия семейному воспитанию "Вера. Надежда. Любовь" (детский дом № 18) бьют друг друга палкой. При этом, по данным московского департамента труда и соцзащиты, на спортивной площадке, где была драка, находились трое воспитателей, которые не отреагировали на происходящее. В результате уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Анной Кузнецовой была инициирована проверка детского дома.

"Что касается бездействия воспитателей, учителей и любых должностных лиц, в обязанности которых входит обеспечение порядка в школе, то их действия могут быть квалифицированы по статье № 293 УК РФ "Халатность", — говорит председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов. — Как правило, дело по статье № 293 возбуждается следом за возбуждением дела об издевательствах над ребенком".

По словам юриста, родители пострадавших могут обратиться в правоохранительные органы и в случае, когда есть видеодоказательства, и в случае, когда их нет. Однако стоит учитывать, что если на теле ребенка есть некие повреждения, то стоит сначала обратиться в медицинскую организацию, чтобы их зафиксировать.

"Если же следов насилия нет, а ребенок молчит, то добиться возбуждения уголовного дела будет сложно, — считает Олег Сухов. — Тогда лучше всего обратиться к детскому психологу: он сможет потом подтвердить жалобы ребенка на насилие".

В случае причинения какого-либо вреда стоит писать заявление в полицию — чем больше таких заявлений, тем больше шансов, что будут приняты меры, считают специалисты.

Безусловно, истории с жестокими издевательствами и записью избиения на видео все-таки встречаются гораздо реже, чем привычная школьная травля: наверное, в каждом классе за 11 лет обучения найдутся дети и подростки, оскорбляющие слабых или хамящие учителям.

Травля может быть вообще неявной, практически невидимой: игнорирование одноклассника, отказ с ним общаться — тоже агрессивное и оскорбительное поведение, которое может задеть и обидеть не меньше ссор и драк.

Узнав, что ребенка травят или что ему, к примеру, объявляют негласный бойкот, родителям нужно сразу включаться в решение этой проблемы — чем раньше, тем лучше. И не стоит оправдывать свое бездействие нежеланием идти на некий потенциальный скандал: ведь кто, если не родители, в первую очередь должны быть заинтересованы в защите своих детей?

Как действовать родителям

О проблемах ребенка в школе родители могут узнать последними — все зависит от того, есть ли в семье доверие, внимание друг к другу, достаточно ли времени уделяют родители своим детям. Если поведение ребенка изменилось, если он стал замкнутым и молчаливым или нервным, бурно на все реагирующим, — это повод срочно с ним откровенно, но аккуратно поговорить.

Следующий шаг — разговор с классным руководителем и руководством школы. Учителя должны (именно должны) разобрать эту ситуацию и обязательно связаться с родителями обидчика.

"Наш 10-летний сын — чуткий ребенок, — рассказывает Александра, актриса одного из известных московских театров. — Он много читает, способный, когда он что-то волнующее вспоминает, то может даже расплакаться. Некоторые одноклассники его регулярно оскорбляли, высмеивали, били. Или могли надеть ему на голову грязные использованные бахилы и записать все это на видео. Иногда фотографировали тайком и выкладывали снимки "ВКонтакте".

Трудный возраст: как не стать врагом подростку Переходный возраст – период сложный не только для самого подростка, но и для его родителей. Как остаться другом своему ребенку и уберечь его от опасных увлечений и компаний – в материале "Социального навигатора".

Александра с мужем как могли пытались помочь сыну, обсуждали с ним его проблемы, обращались за помощью к учителям и психологам, но в результате пришлось менять школу, и не одну.
"Учителям, руководству школы очень важно суметь достучаться до родителей обидчиков. Чаще всего совсем уж отъявленные хулиганы — все-таки из неблагополучных семей, — считает Константин Ольховой, много лет проработавший психологом-психиатром в московской школе для детей с девиантным поведением. — В полиции есть ПДН (подразделения по делам несовершеннолетних), а при районных управах — КДН (комиссии по делам несовершеннолетних), туда может обратиться школа, туда могут обратиться родители жертвы травли, если все меры педагогического и административного воздействия в школе уже использованы. После чего хулиган ставится на учет, а позже можно завести уголовное дело, могут быть выписаны штрафы его родителям".

Однако, по словам психолога, надо понимать, что встречаются дети, которые из-за особенностей психики неуправляемы. В этом случае уже просто воздействием на его родителей и обращением в КДН проблему не решить — нужно задействовать специалистов-психиатров.

"Раньше практически в каждом округе Москвы были спецшколы для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением. Насколько я знаю, большинство из них сейчас закрыты, — рассказал Константин Ольховой. — В этих спецшколах многие ученики адаптировались, с ними работали опытные педагоги".

Что должны делать учителя

Со школьной травлей в каждой стране, точнее даже в каждой отдельной школе, борются по-своему. Очень многое зависит от руководства учебных заведений. Где-то проводятся специальные занятия, на которых школьники сами откровенно рассказывают о проблемах в классе и пытаются их вместе с учителем решить. Где-то директор обязательно встречается с родителями, при этом администрация школы может занимать очень жесткую позицию по отношению к ученикам, которые травят и оскорбляют других.

Но абсолютно очевидно, что подобной профилактикой школьного буллинга (травли) нужно заниматься с самого начала обучения, потом будет просто поздно. При этом психологическая помощь нужна не только жертве, но и зачинщикам.

"С психологической точки зрения можно сказать, что в России, к сожалению, распространена культура насилия, — считает психолог, владелец международной консалтинговой компании Ольга Юрковская. — Агрессия — один из способов самоутверждения. Найти подход к хулигану может только опытный педагог, который предложит ученику другой способ самоутвердиться. Необходимо найти хоть какое-то занятие, которое позволило бы подростку чувствовать себя значимым".

Чаще всего, по мнению Ольги Юрковской, проблемные дети живут в неблагополучных семьях, где сами сталкиваются с насилием, или в семьях, где на них оказывают слишком сильное давление.

"На таких детей обычно влияет жесткое воздействие со стороны взрослого. Для этого можно попросить поговорить с ребенком, например, знакомого полицейского", — считает Юрковская.

Естественно, подросткам, для которых агрессия уже стала нормой жизни (и в семье, и в соцсетях, и, допустим, в кино), объяснять, что обижать и оскорблять одноклассников недопустимо, — чрезвычайно трудно, но возможно.

"Надо четко понимать, что конфликт "учитель-ученик" заведомо неравноценен. Потому что с одной стороны мы имеем в виду ребенка, который еще не умеет себя вести, а с другой стороны конфликта — человек с высшим педагогическим образованием, который вообще-то возрастную психологию и педагогику должен был изучать, — рассказывает психолог-психиатр Константин Ольховой. — Если у него не хватает педагогического ресурса, то он может обратиться для начала за помощью к завучу, коллегам (тот же самый педсовет), директору и только потом — в КДН или полицию".

Если педагог помнит, что перед ним — плохо воспитанный ребенок с иным жизненным опытом, ему сразу становится намного легче общаться с таким учеником, отмечает психолог. Но как только учитель обижается — он проиграл автоматически.

"Меры принимать надо, — считает Константин Ольховой. Вспомним, к примеру, что Антон Семенович Макаренко, гениальный педагог, работал с совершенно отмороженными, извините, беспризорниками, но хотел и умел выстраивать с ними отношения. Стоит перечитать, как ему это удавалось".


Но в школе маленький человек получает не только знания, но еще и опыт общения в коллективе. К сожалению, взаимоотношения с одноклассниками не всегда складываются гладко. Согласно последним данным, каждый четвертый школьник становится объектом издевательств со стороны других учащихся. Причем особую обеспокоенность на этот счет стоит проявлять нам — случаи травли подростков в России регистрируются значительно чаще, чем в европейских странах.

Bullying (англ.). — запугивание, травля в отношении ребенка со стороны группы одноклассников или аналогичное явление среди работников, военнослужащих. Mobbing (англ.) — коллективные или индивидуальные действия, направленные на дискредитацию коллеги по работе Виды преследования

Проблемы в общении со сверстниками могут возникнуть у ребенка и в детском саду, и в начальной школе. Однако в этом возрасте еще нет сплоченности коллектива, и попытки обидеть другого ребенка не являются системными. К третьему классу складывается так называемое общественное мнение, с которым, хочет того ребенок или нет, но он обязан считаться. К 10−11 годам понимание о том, как следует себя вести в конкретном детском коллективе, приобретает устойчивую форму. Именно в этом возрасте школьники активно стремятся найти свое место в группе, завоевать авторитет и уважение одноклассников. Таким образом создается атмосфера соперничества, что нередко провоцирует возникновение регулярного преследования одного или нескольких членов класса. Психологи это явление называют буллинг. Чаще всего агрессивное преследование выражается в виде оскорблений, угроз либо, наоборот, полного игнорирования жертвы, а также в нанесении физического ущерба (избиение, порча имущества). Доступность Интернета способствовала возникновению такой разновидности систематического преследования, как кибербуллинг. Исследование, проведенное во Франции в начале 2012 года, показало, что каждый четвертый школьник сталкивался с травлей сверстниками в онлайне. Киберхулиганы воздействуют на жертву частыми электронными сообщениями и СМС. Интернет- атака всегда внезапна, поэтому производит сильное психологическое воздействие на жертву. Не зная преследователя в лицо, пострадавший чувствует, что обидчик, скорее всего, находится в ближайшем окружении. И начинает бояться агрессии со стороны всех знакомых. В первую очередь — от одноклассников, что усиливает чувство незащищенности подростка в учебном заведении.


Дух времени

Тенденция последнего времени — выкладывать издевательства, снятые на мобильный телефон, в социальные сети и на бесплатные видеохостинги: снимается шокирующее реальное видео, где дети демонстрируют миру свою «крутость». По словам педагога-психолога КГОУ ЦО 57 и автора книги о проблемах буллинга «Дети-изгои» Марины Кравцовой: «Через привлечение внимания общественности подростки удовлетворяют потребность в самоутверждении. Мол, посмотрите, на что мы способны. Кроме того, таким образом достигается еще одна цель — публично унизить жертву «на весь мир». А поскольку сегодня велико ощущение всеобщей безнаказанности, подростки даже не задумываются о последствиях для самих себя». По мнению специалистов, буллинг — это прежде всего одно из проявлений мальчишеской субкультуры. Согласно статистическим данным, мальчики прибегают к травле сверстников в 2−3 раза чаще девочек. Значительно реже встречаются случаи преследования девочек мальчиками, мальчиков девочками и девочек девочками. Однако в последнее время все чаще в качестве активных и не менее жестоких агрессоров выступают девочки. Социологи полагают, что это стало возможно из-за ослабления ролевых различий в поведении мужчин и женщин.

По словам 1200 детей, ответивших на вопросы портала Kidspoll, буллингу подвергались 48%, в том числе 15% - неоднократно, а сами занимались им 42%, причем 20% - многократно. Распределение ролей

Как правило, в травле принимает участие ряд действующих лиц:
. зачинщики,
преследователи,
жертвы,
наблюдатели.
Инициаторами травли ребенка обычно становятся один-два соученика. Жертву начинают высмеивать, дразнить, демонстративно не принимать в игры, задирать или игнорировать. Цель зачинщика — самоутвердиться и выделиться в коллективе. Гораздо реже — личная месть. Нередко зачинщиками оказываются дети, претендующие на роль лидера класса, стремящиеся быть в центре внимания. Согласно исследованию западного психолога Дана Ольвеуса, среди мальчиков 12−16 лет доля агрессоров составляет около 5%. Чаще всего это выходцы из благополучных и обеспеченных семей! Преследователи — дети, которые под руководством зачинщиков участвуют в травле. Они смеются над жертвой, подхватывают обидные прозвища и третируют изгоя наравне с зачинщиками. Большинство таких ребят творят жестокость, подчиняясь стадному чувству, желая заслужить одобрение со стороны лидера. Некоторые делают это от скуки, а кто-то — из страха самому оказаться на месте жертвы. Преследователей характеризуют как трусливых, легко поддающихся влиянию, эгоцентричных, безответственных и неуверенных в себе подростков. Наблюдатели не препятствуют травле. Но, не имея духа противостоять агрессорам, они поощряют травлю молчанием и бездействием. Иногда в школьном коллективе находятся дети, пытающиеся защитить жертву. Появление защитника может изменить ситуацию, особенно если он обладает авторитетом или выступает против травли не в одиночку. Как показывает практика, в таком случае преследование чаще всего прекращается. Однако бывает, защитник сам превращается в объект буллинга. И тогда, чтобы изменить положение дел, он начинает принимать активное участие в третировании изгоя.

Кто в зоне риска?

Часто объектом преследования становятся физически слабые, тревожные, робкие и одинокие дети. К психологическим особенностям жертвы травли специалисты относят:
физические недостатки и болезни, негативно отражающиеся на внешности или проявляющиеся «стыдными» последствиями (как энурез),
неуспешные в учебе,
часто пропускающие занятия,
излишне опекаемые родителями,
неадекватно себя оценивающие (обладающие как слишком высокой, так и заниженной самооценкой),
не желающие соблюдать правила и иерархию в коллективе.
Изгоем может стать и одаренный ребенок. Опрос среди талантливых американских восьмиклассников показал, что 67% из них за годы учебы подвергается преследованию одноклассников.

Как исправить ситуацию

Увы, ребенок далеко не всегда рассказывает родителям о том, что его обижают сверстники. Кто-то думает, что взрослые не воспримут проблему всерьез. Другие полагают, что ничего не попытаются сделать. Третьи опасаются, что вмешательство лишь ухудшит ситуацию — мучители жестоко накажут доносчика. Узнав о травле своего ребенка, некоторые родители стараются не вмешиваться в конфликт и лишь советуют, как исправить ситуацию. Эксперты же считают, что в одиночку жертва не сможет изменить сложившийся стереотип поведения группы. Поэтому вмешательство взрослых и комплексная работа, в которой должны принять участие как дети-жертвы, так и их родители, учителя и весь класс, необходимы. В развитых странах мира проблемой буллинга уже давно занимаются не только ученые, но и законодательные власти. Созданы десятки национальных и международных сайтов и фонды помощи жертвам травли. Специалисты проводят консультации по профилактике буллинга и разрабатывают спецпрограммы. В настоящее время эффективными признаны около 12 профилактических программ, наиболее известная и широко внедряемая из которых — психолога Дана Ольвеуса. С 2001 г. ее начали использовать в норвежских школах, что позволило не только снизить на 30−50% случаи агрессивного преследования, но и показатели по асоциальному поведению. В ее основе — 4 базовых принципа, предполагающих создание школьной (а в идеале — и домашней) среды, характеризующейся:
теплом, положительным интересом и вовлеченностью взрослых;
твердыми рамками и ограничениями неприемлемого поведения;
последовательным применением некарательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение и нарушение правил;
наличием взрослых, выступающих в качестве авторитетов и ролевых моделей. Успешность программы Ольвеуса получила международное признание — уже частично внедрена в Англии, США, Литве и других европейских странах. В Канаде, где также проблеме буллинга уделяется пристальное внимание, разработана методика раннего выявления агрессивности у детей, что позволяет корректировать поведение ребенка, не допуская проявления асоциального поведения в будущем. А для пресечения кибербуллинга в американском городе Онтарио была принята жесткая и при этом действенная мера — устроившего травлю исключают из школы.
Представители ВОЗ также отмечают склонность к насилию у детей:
гиперактивных,
импульсивных,
склонных к риску,
с низким уровнем контроля за своим поведением,
с рассеянным вниманием, проявившимся до 13 лет,
низкой успеваемостью в школе.
При этом предпосылками к формированию агрессивного поведения являются: слабый контроль со стороны родителей, использование грубых физических наказаний, низкий социально-экономический статус семьи.


Здесь и сейчас

В нашей стране защитой и психологической реабилитацией ребенка, ставшего жертвой травли, системно пока никто не занимается. Поэтому, чтобы обратить внимание на возникшую проблему и прекратить преследование, родители должны проявить настойчивость. В первую очередь следует поставить в известность о происходящем школьного психолога. Автор книги «Дети-изгои» поясняет: «Школьный психолог в курсе всего, что происходит в учебном заведении. Он может работать с педагогами, поскольку те ему доверяют и охотно сотрудничают; с коллективом детей — учить сотрудничать и понимать друг друга, а также с родителями участников травли. И, наконец, школьный психолог сможет оценить, насколько жертва нуждается в дополнительной терапии». В некоторых случаях единственный эффективный способ уберечь ребенка от дальнейшей агрессии — перевод в другую школу. Ведь чем дольше продолжается травля, тем длительнее и сложнее будет проходить социальная адаптация. Каким образом может быть построена стратегия пресечения и профилактики буллинга? Школьный психолог Марина Кравцова видит это так:
1. Оценка ситуации: с чего все началось, кто зачинщик.
2. Диагностика психологического климата коллектива.
3. Выработка плана по пресечению травли совместно с учителями — не провоцировать (например, дисциплинарными взысканиями), не оставлять детей без надзора (часто травят в раздевалках).
4. Работа с родителями: уведомить семьи учеников о происходящем и обсудить стратегию их поведения с детьми.
5. Организовать так называемые мероприятия по сплочению класса — беседы, тренинги, совместное преодоление трудностей. Например, поход: у жертвы появится возможность показать себя в другом качестве.

6. Индивидуальная работа с жертвой, агрессорами, зачинщиками.

Последствия травли

Увы, буллинг не проходит бесследно. Причем это касается всех участников. Бывших мучителей характеризует сильная тревожность, проявляются асоциальные черты, депрессия и различного рода зависимости. Если выяснится, что ваш ребенок был среди агрессоров, обязательно поговорите с ним. О самоуважении, человечности, сопереживании и влиянии толпы. Он должен понять, что, идя на поводу у коллектива, рискует завтра занять место преследуемого. Особое внимание стоит уделить помощи жертвам травли. Психологи приравнивают последствия буллинга к посттравматическому стрессу. «Такому человеку сложно строить отношения с окружающими и доверять им, — добавляет Марина Кравцова. — Кроме того, в определенных обстоятельствах экс-жертва может сама стать преследователем, как бы компенсируя пережитые унижения или из опасения повторения ситуации». Поэтому, если ваш ребенок пострадал от буллинга, следует сразу обратиться к психологу. Специалист поможет подростку высказать все эмоции и тревоги, избавиться от страхов, заново научиться строить отношения с окружающими и противостоять агрессии в будущем.
Как родители могут понять, что их ребенок стал объектом травли?
По мнению школьного психолога Марины Кравцовой, стоит насторожиться, если подросток:
неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
возвращается из школы подавленным;
часто плачет без очевидной причины;
мало говорит о своей школьной жизни;
одинок: не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки;
его никто не приглашает в гости, на праздники.

Знаменитые жертвы буллинга

Кейт Миддлтон подверглась агрессивному преследованию в престижной школе для девочек. Одноклассницы воровали у нее домашние задания, в столовой демонстративно отказывались сидеть за одним столом. Поэтому одна из благотворительных организаций, куда новоиспеченная герцогиня Кембриджская просила жертвовать деньги, была Beatbullying (помощь детям, подвергшимся школьной травле).

Кристен Стюарт . Именно съемки в кино стали поводом для травли Кристен. Издевательства одноклассников вынудили девушку в 13 лет бросить школу.

Миша Бартон после переезда семьи в Нью-Йорк стала жертвой буллинга. Поводом для недовольства послужило ее несоответствие спортивному стилю, принятому в школе. Однако после выхода фильма «Шестое чувство» отношение одноклассников кардинально изменилось.

Леди Гага. Школьные годы певицы не были безоблачными. Всему виной большой нос и полнота, которые и стали поводом для подтрунивания. Зато сегодня «королева эпатажа» может похвастаться спортивной фигурой, прочие же недостатки с успехом маскирует неординарными и яркими нарядами.