Этический кодекс педагогов. Кодекс педагогов


Содержание долженствования представлено в нормах поведения, которые конкретизируют принципы поведения применительно к более или менее часто повторяющимся ситуациям.
Норма – это:1. руководящее начало, правило, образец;2. узаконенное установление, обязательный порядок, стандарт; 3. установленная мера, средняя величина.Представляется, что первое и третье определения менее категоричны по сравнению со вторым - дается не­кий образец, некая мера и рекомендуется им следовать. В первом определении понятие «норма» также трактуется и как синоним понятия «правило».

Типичным образцомэтики нормы являютсяДесять заповедей (Декалог) Моисея (Библия: Книга Исход, гл. 20),которые до сих пор не утратили своего жизненного значения.

Норма поведения педагога – это форма требования (императива), предъявляемого к нему в системе четких предписаний и запретов . Иначе говоря, это своеобразные стандарты поведения, общеобязательные для представителей данной профессиональной группы. В отличие от норм права моральные нормы утверждаются не властью государства, а силой обычая и общественного мнения . Формируются в сознании профессионального сообщества стихийно, а в дальнейшем находят свое научное обоснование и закрепление в этических кодексах поведения. При отсутствии кодексов в той или иной степени они фиксируются в Уставах общеобразовательных учреждений .

Можно различать общие и частные нормы педагогической этики (по степени обобщенности).

Общие нормы выражают наиболее широкие требования, обобщающие большой спектр реальных отношений специалиста. Фундаментальными нормами, по мнению А.А. Гусейнова, которых должен придерживаться преподаватель, являются следующие.

1) Поставь себя на место ученика («золотое правило нравственности»). Взаимность отношений, умение взглянуть на ситуацию глазами другого, мысленно поменявшись с ним местами, – ключевой элемент нравственной культуры поведения человека в публичном пространстве. Диспозиция учителя по отношению к ученику чревата опасностью командного, высокомерного, надменного обращения с ним, злоупотребления зависимым положением последнего. Отношения учителя к учащимся в силу присущей им асимметрии таят в себе опасность деградации в учительски назидательную и командно-снисходи­тель­ную тональность. Эти вполне реальные и, к сожалению, часто встречающиеся деформации, по крайней мере отчасти, могут быть блокированы, если действенно осознать, что золотое правило нравственности является важной составляющей не только общей нравственной культуры педагога, но и его профессионально-ролевого поведения.

2) Не судите. Педагог обучает и одновременно оценивает своих учеников. Оценка ученика, особенно в форме экзаменационных оценок, которые приобретают жизненное значение (влияют на качество аттестата или диплома и т.п.), – самый напряженный с этической точки зрения и самый неприятный с психологической точки зрения элемент всего образовательного процесса. Оценка знаний всегда содержит в себе элемент субъективности. И очень важен её вектор – направлена ли эта субъективность в сторону завышения или в сторону занижения оценки. Оценка не должна становиться судом.

3) Не лги. Педагог чем-то похож на артиста. Однако есть одно отличие: педагог играет самого себя, артист играет других. Педагогу, чтобы соответствовать своему назначению, необходимо оставаться искренним, честным по отношению к подопечным, хотя это не всегда легко. Часто возникает искушение делать вид, изображая себя лучше, чем ты есть на самом деле. В тех случаях, когда это необходимо, лучше честно и открыто признать свое незнание, неосведомленность в тех или иных вопросах.

(Рассказывают, будто во время одной публичной лекции академик И.П. Павлов получил много письменных вопросов. Зачитав первый, он ответил: «Не знаю». Зачитав второй, ответил: «Не знаю». Зачитал третий – «Не знаю»… Тогда кто-то поднялся из зала и сказал: «Товарищ академик, на все вопросы Вы отвечаете “не знаю”, “не знаю”. За что же советское правительство платит Вам деньги?». Павлов ответил, что советское правительство платит ему за то, что он знает. Если бы оно захотело платить ему за то, чего он не знает, то у правительства не хватило бы никаких денег).

4) Не навреди. Расширяя представление о нормативных ограничениях в деятельности педагога, укажем, что педагог не имеет права:

«распускать руки», т.е. использовать физическое насилие;
оскорблять и унижать учащихся, их родственников и коллег по работе;
лгать, мошенничать, манипулировать людьми;
распускать сплетни и слухи;
интриговать, подслушивать, подглядывать;
грубить, употреблять ненормативную лексику;
фамильярничать и быть запанибрата с учащимися и коллегами;
работать халатно;
опаздывать на работу, прогуливать рабочие дни и т.д.
Очевидны, по крайней мере, две истины:1) некоторые запреты на поведение педагога при­надлежат к сфере уголовно наказуемых деяний. Если есть состав проступка, то могут быть применены соответствующие правовые санкции;2) другие запреты на поведение педагога относят­ся к сфере общечеловеческих норм бытия и мо­гут не попадать под действия права. Если эти нормы и правила нарушаются, то их обсужда­ют и выносят решения не в зале суда, а в бесе­де с руководством, на собраниях трудового коллектива, в этическом комитете, в беседах «с глазу на глаз» и т.п.

16. Основные группы стандартов этического поведения.

Частные нормы или стандарты поведения более «привязаны» к конкретике ситуаций (например, правила этикета).

Условно их можно разбить на 7 групп .

1 группа – нормы по отношению педагога к самому себе в своей многофакторной, разносторонней и многообразной профессиональной деятельности:

1)Профессиональная этика педагога требует призвания и преданности своей работе.

1)Для педагога необходимо постоянное обновление, он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.

4)Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

5)Пьянство и злоупотребление другими одурманивающими веществами несовместимо с профессией педагога.

6)Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

7)Педагог дорожит своей репутацией.

2 группа – нормы по отношению педагога к своим ученикам:

1)Требовательность педагога по отношению к ученику должна быть позитивна и хорошо обоснованна.

2)Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

3)При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, повышать мотивацию обучения.

4) Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.

5)Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости и исправление ошибок учащихся во время письменных экзаменов и контрольных проверок.

6)Педагог соблюдает конфиденциальность. Ему запрещается сообщать другим лицам доверенную лично учеником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

7)Педагог не может использовать своих воспитанников, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.

8)Педагог не имеет права требовать от своего воспитанника вознаграждения за свою работу, в том числе и дополнительную.

9)Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих воспитанников, не имеет права навязывать свои взгляды.

3 группа – нормы по отношению к родителям и опекунам:

1)Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов - о детях.

2)Педагоги не побуждают родительские комитеты, чтобы они по каким-либо поводам организовывали для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.

3)Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

4)На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или опекунами педучреждению.

5)С профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

6)Педагог может принимать лишь те подарки, которые: 1) преподносятся совершенно добровольно; 2) не имеют и не могут иметь своей целью подкуп педагога и 3) достаточно скромны, т. е. это вещи, сделанные руками самих учеников или их родителей, созданные ими произведения, цветы, сладости, сувениры или другие недорогие вещи.

4 группа – нормы по отношению к коллегам («по горизонтали»):

1)Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства, уважения, доверия.

3)Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

4)Педагоги одного и того же учебного заведения избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела.

5)Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

6)Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. высказываться в образовательно-воспитательных учреждениях, а не за пределами школы. Высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза.

7)В педучреждениях не должно быть места сплетням.

8)Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях выявления преступной деятельности.

9)Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга.

10)Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе мешают образовательному учреждению выполнять свои непосредственные функции.

5 группа – нормы по отношению к администрации («по вертикали»):

1)Ответственность за поддержание атмосферы уважения, доброжелательности и умения находить общий язык несет директор педучреждения.

2)Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.

3)Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий.

4)Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.

5)Оценки и решения директора школы должны быть беспристрастными, основываться на фактах и реальных заслугах педагогов.

6)В случае выявления преступной деятельности педагогов и ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики глава учреждения должен подать в отставку.

7)Директор учреждения не может назначить своим заместителем или начальником какого-либо отделения члена своей семьи или своего родственника, а также предоставлять им какие-либо иные привилегии.

8)Недопустимо брать вознаграждение в какой бы то ни было форме за повышение квалификационной категории, назначение на более высокую должность и т. п.

6 группа – нормы по отношению к своей профессии:

1) Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

2) Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.

3) Педагог дорожит репутацией своей профессии.

4) Педагог должен утверждать высокий имидж своей профессии.

7 группа – нормы по отношению педагога к обществу:

1)Педагог является не только учителем, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочными образованным человеком.

2)Педагог старается внести свой вклад в согласие общества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает распрей, конфликтов, ссор.

3)Педагог избегает подчеркнутой исключительности, однако также не склонен и к тому, чтобы приспособленчески опуститься до какого-либо окружения и слиться с ним.

4)Педагог имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое мнение о школьной, региональной или государственной политике просвещения, однако его утверждения не могут быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.

17)Механизм реализации моральных ценностей (основные деонтологические категории и принципы)

1) Обязанности специалиста (объективная сторона долга) . В общих чертах изложены в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь «Специальности и классификаторы». Более детально проработанные профессиональные обязанности педагога нашли свое отражение в должностных инструкциях, являющихся обязательными для исполнения. Должностные обязанности педагога могут видоизменяться, однако при этом не изменяются их моральные обязанности по отношению к ученикам, своим коллегам и обществу в целом.

2) Долг как отношение специалиста к этим обязанностям (субъективная сторона долга) .

Долг обогащает понятие обязанности: а) осознанием этих обязанностей; б) заинтересованностью; в) добровольным принятием.

В зависимости от степени осознания необходимости, важности долга его требования могут выполняться на разном уровне добровольности :

Из боязни осуждения, наказания за его невыполнение;

С целью заслужить общественное признание;

В результате понимания его необходимости;

По внутренней потребности (высшая форма долженствования).

Осознание и переживание требований долга в связи со своими интересами приводит к появлению у педагога сознания и чувства долга . Выполнение долга может стать источником удовольствия («чувство исполненного долга» ) с точки зрения полученного результата, который оправдывает полезность своеобразного самопожертвования.

3)От­ветственность выступает гарантом преодоления препятствий, возникающих при выполнении обязанностей (как объективного, так и субъективного характера). Она проявляется восуществлении формального и неформального контроля за ходом деятельности с целью своевременного корректирующего вмешательства .

Мера ответственности педагогов в разных ситуациях неодинакова и зависит от:

Самостоятельности совершаемого действия;

Значимости совершаемого действия для судеб учеников и других людей;

Масштабов принимаемых решений;

4)Совесть – этот понятие, обозначающее внутреннее переживание личностью морального требования, «инобытие долга».

Совесть представляет моральные требования как внутренние, личные, неизменные и объективные, универсальные и немотивированные. Совесть выполняет функцию внутреннего регулятора поведения и действует как:

1. побудительный фактор , направляя на соблюдение требований, обязанностей, создавая положительную психологическую установку;

2. запрещающий, останавливающий фактор , заранее осуждая за предполагаемый выбор;

3. оценочный фактор , вызывающий соответствующее нравственное переживание («муки совести», «чистая совесть»).

5) Надежность – это понятие для обозначения свойства специалиста безошибочно, точно и своевременно выполнять возложенные на него функции в течение требуемого времени и в определенных условиях деятельности. Надежность является квинтэссенцией понимания долга, в которой смыслом работы является не выгода прежде всего, не карьерный рост, не успех и известность, а служение людям, обществу.

(В 1999 году человечество было потрясено оглашением результатов расшифровки «черного ящика» погибшего американского самолета с более ста пассажирами и экипажем на борту. Оказалось, что причиной аварии были действия одного из летчиков, решившего ценой собственной гибели обеспечить получение крупной страховой суммы для больного ребенка, нуждающегося в дорогостоящей операции. И пассажиры, и коллеги - летчики были принесены в жертву, оказались безвинными заложниками родительских чувств. В данном случае встал вопрос о моральной надежности летчика, чьи личные обстоятельства привели его к безумному варианту разрешения своей главной жизненной проблемы).

На основе осознания сущности профессионального долга обосновываются особые деонтологические принципы, которые призваны обеспечивать должное профессиональное поведение специалиста. К ним относятся:

1. принцип личной ответственности за порученное дело, как в правовом, так и в моральном отношении;

2. принцип рационального, а не эмоционального подхода к решению поставленных задач;

3. принцип соответствия полномочий и ответственности;

4. принцип инициативы и творческого подхода;

5. принцип организованности и дисциплины;

6. принцип контроля и проверки исполнения;

7. принцип критического подхода к оценке деятельности;

8. принцип поощрения и наказания.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1)В основе педагогической этики лежат нормы поведения, которыми педагог руководствуется в своей деятельности.

2)Естественно, что нормы педагогической этики являются лишь рекомендациями, поскольку каждая педагогическая ситуация по-своему уникальна.

3)Все эти нормы и правила невозможно навязать «сверху», поскольку начинают они работать при условии готовности «снизу», т.е. при наличии особого морально-психологического механизма и личной направленности на их реализацию.

18-19) Ситуации морального выбора в деятельности педагога. Поступок как результат свободного выбора

Поведенческий аспект педагогической этики может быть рассмотрен в контексте праксиологии (от греч. деятельный) – учения о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Термин впервые использован французским ученым Л. Буртье в 1882 г.

Любое действие можно рассматривать как определенное положительное усилие воли, направленное на достижение поставленных целей. Выбор целей определяет дальнейший поиск средств их достижения, соразмерность затраченных усилий полученному результату. Рассматривая конкретизацию воли, мы переходим к проблеме волевого выбора морального акта.

Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений, действий. В своей жизни человек ежедневно делает осознанный выбор. Однако именно в рамках профессиональной деятельности проблемы выбора приобретает особое значение. Осуществляя выбор в рамках своей деятельности, каждый профессионал должен осознавать свою ответственность: ведь от этого выбора зависит не только его благополучие, но и благополучие всего общества.

Моральный выбор можно рассматривать в широком и узком смысле слова.

В широком смысле – это выбор самой системы ценностей , которые формируют весь жизненный замысел человека, определяют линию его поведения (между честным и бесчестным, добродетелью и пороком, а в конечном итоге – между добром и злом).

Первый принципиальный выбор, который должен совершить человек, пришедший в педагогическую профессию, – это сознательный выбор профессии . Выбирая профессию, человек вместе с ней выбирает и определенную нормативно-ценностную систему – профессиональную этику, выбирает ценностный мир профессии и ее миссию. Выбирает, даже если на какой-то стадии своего профессионального пути не осознает этого выбора.

В дальнейшей профессиональной деятельности задача педагога заключается в выборе принципиально-необходимойлинии профессионального поведения, которая должна быть:

а) личностно-органичной;

б) ситуативно-адекватной;


Похожая информация.


В последнее время среди российских педагогов ведутся активные дискуссии по поводу свода правил, именуемых "Профессиональным кодексом учителя ".
Напомним, что проект был представлен на проходящей в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А. И. Герцена "Педагогической ассамблее ".
Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношении учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством. Профессиональный кодекс учителя состоит из трех разделов. В первом определяются нравственные и этические нормы для педагогов, во втором – требования к личности учителя, в третьем – его взаимоотношения с учениками, с педагогическим сообществом, родителями учеников, обществом и государством. Так, основными принципами этики учителя в кодексе названы гуманность, законность, демократичность, справедливость, профессионализм и взаимное уважение.
В частности, учитель не должен "заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью ", "терять чувства меры и самообладания ". Также педагог "соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз ".
Кроме того, учитель не должен брать и давать взятки и заниматься аморальной деятельностью. Недопустимыми признаются не только взятки, но и использование имущества школы или другого воспитательного учреждения (помещений, мебели, телефонов, копировальной техники, почтовых услуг, инструмент ов и материалов), а также своего рабочего времени для личных нужд. Нельзя злоупотреблять своим служебным положением, используя учеников для каких-либо одолжений или услуг в личных целях.
Учителю предписывается "хранить в тайне информацию, полученную от учеников, за исключением предусмотренных законодательством случаев, не разглашать высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях ". Особо подчеркивается, что "отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей ".
Помимо этого "учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни ". Администрация школы, в свою очередь, "не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей ". По словам разработчиков, основная цель кодекса – добиться того, чтобы некомпетентные педагоги не смогли работать в системе образования. Для нарушителей кодексом предусматриваются санкции: вопрос "рассматривается педагогическим коллективом и администрацией образовательного учреждения, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией ".
В необходимости профессионального кодекса учителя убежден директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Игорь Реморенко: "Учителя должны сами активно участвовать в определении тех норм, по которым их оценивают. Профессиональный кодекс учителя – это предвестник системы саморегулирования ".
Напомним, о "Профессиональном кодексе учителя " заговорили еще летом 2009 года. "Мне очень понравилась идея создания Кодекса учителя, которую предложил министр образования Республики Бурятия Алдар Дамдинов. Мне кажется, что этические, нравственные основания учительской деятельности сейчас чрезвычайно важны ", – отмечал в сентябре ректор Института проблем образовательной политики "Эврика " Александр Адамский в Новосибирске на семинаре, посвященном подведению итогов реализации в Сибирском федеральном округе комплексного проекта модернизации образования.
Алдар Дамдинов , в свою очередь, напомнил: "Мы на августовской конференции дали задание учителям – разработать такой своеобразный Кодекс учителя, в котором бы прописывались все нравственные стороны и другие моменты. К сожалению, не всегда возникает такое коллегиальное толерантное отношение к учителям, часто возникают моменты несопереживания успехам своих коллег. Думаю, что это неправильно, и в учительской среде такого быть не должно ".
В РГПУ им. А.И.Герцена также велись разработки проекта кодекса. Основная цель разработчиков – добиться того, чтобы некомпетентные педагоги не могли бы работать в системе образования.
Напомним, что не только в России думают о профессиональном кодексе педагога. Подобный документ уже есть в Великобритании, причем он постоянно обновляется. В минувшем году осенью британские учителя организовали кампанию против нового профессионального кодекса поведения, который, к примеру, запрещает им пить спиртное на выходных. Под обращением, требующим пересмотреть жесткие нормы поведения, поставили свои подписи около 10 тыс. учителей.
Британский кодекс был подготовлен Генеральным учительским советом Великобритании и направлен на укрепление социальной роли учителей в британском обществе. Согласно ему, учителя должны стать для детей образцом для подражания, как в стенах школы, так и за их пределами, представляя новому поколению "высокие стандарты общественного поведения ". Учителя, которые протестовали против нового кодекса, посчитали, что положения, указанные в проекте, "являются грубым вторжением в их частную жизнь и содержат пункты, которые можно интерпретировать максимально широко ".
Напомним также, что в Великобритании учителям выдается личная лицензия на преподавательскую деятельность, и если, согласно кодексу, педагог получит ряд дисциплинарных взысканий, он этой лицензии лишается и получает, фактически "волчий билет ". Протестующие учителя назвали проект "приказом об обязательной святости ". В проекте российского кодекса никаких жестких санкций за нарушение его положений не предусмотрено. Но сказано, что нарушения будут рассматриваться педагогическом коллективом и администрацией образовательного учреждения, "а при необходимости – более высокой профессиональной организацией ".


Проект
Профессиональный кодекс учителя

Преамбула

Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Раздел 1
1.1. Источники этики учителя
Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ "Об образовании " и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы.

1.2. Принципы этики учителя
При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами:
– гуманность;
– законность;
– демократичность;
– справедливость;
– профессионализм;
– взаимное уважение.

Раздел 2
Личность учителя
2.1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников.
2.2. Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией.
2.3. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.
2.4. Учитель не должен терять чувство меры и самообладание.
2.5. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
2.6. Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
2.7. Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещение, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальная техника, другое оборудование , почтовые услуги, транспортные средства, инструмент ы и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.

Раздел 3
Взаимоотношения учителя с учениками
3.1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.
3.2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
3.3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.
3.4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной.
3.5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
3.6. Учителю следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности.
3.7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учитель должен немедленно исправить свою ошибку.
3.8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
3.9. Учитель обязан хранить в тайне информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
3.10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.
3.11. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.

Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом
3.12. Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения (далее – ОУ).
3.13. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
3.14. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной.
3.15. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.
3.16. Учитель имеет право на поощрение от администрации ОУ. Личные заслуги учителя не должны оставаться без вознаграждения.
3.17. Учитель имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы ОУ. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу учителя и качество его труда.
3.18. Инициатива приветствуется.
3.19. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
3.20. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников.

Взаимоотношения учителя с родителями учеников
3.21. Учителя должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников.
3.22. Учитель консультирует родителей по вопросам образования учеников.
3.23. Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях.
3.24. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияние на оценку личности и достижений детей.
3.25. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.

Взаимоотношения учителя с обществом и государством
3.26. Учитель не только обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным, образованным человеком.
3.27. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.
3.28. Учитель понимает свою социальную роль и исполняет свой гражданский долг.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1. При приеме на работу в ОУ руководитель ОУ обязан оговорить, что учитель должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе кодекса учителя и ознакомить учителя с содержанием указанного кодекса.
4.2. Нарушение положений кодекса учителя рассматривается педагогическим коллективом и администрацией ОУ, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества

Котельниковского муниципального района Волгоградской области

Утверждено

Директор МКОУ ДОД ЦДТ

В.В. Гаврилов

Принято на Педагогическом совете

МКОУ ДОД ЦДТ

Протокол от «_10 _»_01 _2014г. 3

Моральный кодекс педагогов

МКОУ ДОД ЦДТ

г. Котельниково 2014

Моральный кодекс педагогов

  1. Общие положения

Кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — Кодекс), разработан на основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которым рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - педагогические работники), независимо от занимаемой ими должности.

Педагогическому работнику, который состоит в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, рекомендуется соблюдать положения Кодекса в своей деятельности.

Целями Кодекса являются:

установление этических норм и правил поведения педагогических работников для выполнения ими своей профессиональной деятельности;

обеспечение единых норм поведения педагогических работников.

Кодекс призван повысить эффективность выполнения педагогическими работниками своих трудовых обязанностей.

Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников.

  1. Этические правила поведения педагогических работников при выполнении ими

трудовых обязанностей

При выполнении трудовых обязанностей педагогическим работникам следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и

гражданами, призваны:

а) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;

б) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

в) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

г) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

д) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

е) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

ж) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей;

з) проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;

и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию обучающихся;

к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально--психологического климата для эффективной работы.

Педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению коррупционно опасного поведения педагогических работников, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

При выполнении трудовых обязанностей педагогический работник не допускает:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.

Педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным.

Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

  1. Ответственность за нарушение положений Кодекса

Нарушение педагогическим работником положений настоящего Кодекса рассматривается на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом образовательной организации и (или) комиссиях по урегулированию споров, между участниками образовательных отношений.

Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса может учитываться при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.

ОСНОВНЫЕ НОРМЫ

  • Личность педагога

1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

2. Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерно самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

3. Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.

  • Ответственность

1. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.

2. Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.

3. Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.

  • Авторитет, честь, репутация

1. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

2. Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития. Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.

3. В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.

5. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

6. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.

7. Пьянство и злоупотребление другими одурманивающими веществами несовместимо с профессией педагога.

8. Педагог дорожит своей репутацией.

  • Взаимоотношения с другими лицами:

Общение педагога с воспитанниками

1. Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

2. В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснована. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

3. Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

4. При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

5. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.

6. При оценке достижений воспитанников в баллах педагог стремится к объективности и справедливости. Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости.

7. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

8. Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

9. Педагог не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может использовать своих воспитанников, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.

10. Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих воспитанников. Он не имеет права навязывать воспитанникам свои взгляды.

Общение между педагогами

1. Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.

2. Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

3. Педагоги одного и того же учебного заведения избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

4. Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т.е. она должна высказываться в образовательных учреждениях между педагогами, а не за пределами ОУ. Высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза. В образовательных учреждениях не должно быть места сплетням.

5. Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях выявления преступной деятельности.

6. Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, не обидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

7. Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга.

Взаимоотношения с администрацией

1. Образовательное учреждение базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости.

2. В образовательном учреждении соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет руководитель образовательного учреждения.

3. Администрация образовательного учреждения терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.

4. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия.

5. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.

6. Оценки и решения руководителя образовательного учреждения должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогов. Претенденты на более высокую квалификационную категорию должны отбираться и поддерживаться независимо от их личной близости или покорности главе администрации.

7. Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы их учреждения. Администрация не имеет права скрывать или тенденциозно извращать информацию, могущую повлиять на карьеру педагога и на качество его труда. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.

8. Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе мешают образовательному учреждению выполнять свои непосредственные функции. Руководитель образовательного учреждения, который не может совладать с острыми и затянувшимися конфликтами, должен подать в отставку.

9. Образовательное учреждение дорожит своей репутацией. В случае выявления преступной деятельности педагогов и ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики руководитель учреждения должен подать в отставку.

Отношения с родителями и опекунами воспитанников

1. Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.

2. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.

3. Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями воспитанников. Они не побуждают родительские комитеты, чтобы они по каким-либо поводам организовывали для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.

4. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

5. На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или опекунами образовательному учреждению.

  • Взаимоотношения с обществом

1. Педагог является не только учителем, тренером и воспитателем детей, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочными образованным человеком.

2. Педагог старается внести свой вклад в согласие общества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает распрей, конфликтов, ссор. Он более других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, знает способы их решения.

3. Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль. Он избегает подчеркнутой исключительности, однако также не склонен и к тому, чтобы приспособленчески опуститься до какого-либо окружения и слиться с ним.

  • Академическая свобода и свобода слова

1. Педагог имеет право пользоваться различными источниками информации.

2. При отборе и передаче информации воспитанникам педагог соблюдает принципы объективности, пригодности и пристойности. Тенденциозное извращение информации или изменение ее авторства недопустимо.

3. Педагог может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной деятельности и создавать новые методы воспитания, если они с профессиональной точки зрения пригодны, ответственны и пристойны.

4. Педагог имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое мнение о местной, региональной или государственной политике просвещения, а также о действиях участников образовательного процесса, однако его утверждения не могут быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.

5. Педагог не обнародует конфиденциальную служебную информацию, предназначенную для внутренних нужд образовательного учреждения.

  • Использование информационных ресурсов

Педагоги и административные работники должны бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Они не должны использовать имущество образовательного учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд. Случаи, в которых педагогам разрешается пользоваться вещами и рабочим временем, должны регламентироваться правилами сохранности имущества учреждения.

  • Личные интересы и самоотвод

1. Педагог и руководитель образовательного учреждения объективен и бескорыстен. Его служебные решения не подчиняются собственным интересам, а также личным интересам членов семьи, родственников и друзей.

2. Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы, обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.

3. Педагог не может представлять свое учреждение в судебном споре с другим учреждением, предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен сообщить главе администрации и лицам, рассматривающим данное дело.

  • Подарки и помощь ОУ

1. Педагог является честным человеком и строго соблюдает законодательство. С профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

2. В некоторых случаях, видя уважение со стороны учеников, их родителей или опекунов и их желание выразить ему свою благодарность, педагог может принять от них подарки.

3. Педагог может принимать лишь те подарки, которые: 1) преподносятся совершенно добровольно; 2) не имеют и не могут иметь своей целью подкуп педагога 3) достаточно скромны, т.е. это вещи, сделанные руками самих воспитанников или их родителей, созданные ими произведения, цветы, сладости, сувениры или другие недорогие вещи.

4. Педагог не делает намеков, не выражает пожеланий, не договаривается с другими педагогами, чтобы они организовали их родителей для вручения таких подарков или подготовки угощения.

5. Руководитель образовательного учреждения или педагог может принять от родителей воспитанников любую бескорыстную помощь, предназначенную образовательному учреждению. О предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность общественность и выразить публично от ее лица благодарность.

  • Прием на работу и перевод на более высокую должность

1. Руководитель образовательного учреждения должен сохранять беспристрастность при приеме на работу нового сотрудника или повышении своего сотрудника в должности.

2. Педагог не может оказывать давление на администрацию с тем, чтобы в учреждение, где он работает, был принят член его семьи, родственник или близкий друг или чтобы вышеупомянутые лица были повышены в должности. Он не должен принимать участия в рассмотрении этого вопроса на педагогическом совете и принятии решения.

3. Недопустимо брать вознаграждение в какой бы то ни было форме за приём на работу, повышение квалификационной категории, назначение на более высокую должность

«Воспитание — дело трудное,

и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека,

ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних».

Сократ.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Данный Этический Кодекс Педагога (далее - ЭКП) - документ, разработанный с целью создания корпоративной культуры в школе, улучшения имиджа учреждения, оптимизации взаимодействия с внешней средой и внутри нашей школы, совершенствования управленческой структуры, т.е. обеспечения устойчивого развития в условиях современных перемен.


2. Кодекс - это свод основных морально-этических норм и правил социального поведения, следуя которым мы укрепляем высокую репутацию школы, поддерживая ее авторитет и продолжаем традиции предшествующих поколений учителей и учеников.

3. Кодекс определяет основные принципы совместной жизнедеятельности учеников, учителей и сотрудников школы, которые должны включать уважительное, вежливое и заботливое отношения друг к другу и к окружающим, аспекты сотрудничества и ответственности за функционирование школы.

4. Школа обязана создать необходимые условия для полной реализации положений Кодекса.

5. Изменения и дополнения в Кодекс могут вноситься по инициативе как отдельных практических педагогов, так и иных служб (Совета школы, Администрации) образовательного учреждения; изменения и дополнения утверждаются Комиссией по этике.

6. Кодекс является документом, открытым для ознакомления всех участников учебно-воспитательного процесса (детей, родителей, педагогов). Содержание Кодекса доводится до сведения педагогов на педсовете, родителей - на родительских собраниях, детей - на классных часах. Вновь прибывшие обязательно знакомятся с данным документом.

7. Нормами Этического Кодекса Педагогов руководствуются педагоги и все сотрудники МОУ СОШ №27, работающие с детьми.

8. Данный Этический Кодекс Педагогов определяет основные нормы профессиональной этики, которые:

Регулируют отношения между педагогами и их учащимися, а также другими членами общественности образовательного учреждения;

Защищают их человеческую ценность и достоинство;

Поддерживают качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;
- создают культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.


Предмет регулирования.

1.1. Кодекс регулирует социальные нормы (правила поведения) педагога, которых он придерживается в школе в течение всего учебного процесса, а также во время проведений школьных мероприятий.

1.2. Кодекс способствует созданию таких условий и обстановки для работы, при которых педагог сможет совершенствоваться, выработать новые навыки, иметь здоровую рабочую атмосферу.

1.3. МОУ СОШ №27 обязана ознакомить с Кодексом всех учителей, учащихся и родителей.

Цель Этического Кодекса Педагога

2.1. Целью Кодекса является внедрение единых правил поведения.

2.2. Кодекс способствует тому, чтобы педагог сам управлял своим поведением, способствует дисциплине и взаимному уважению, а также установлению в школе благоприятной и безопасной обстановки.

Сфера регулирования

3.2. Руководитель Комплекса, Совет школы, Администрация школы, Комиссия по этике, учителя и другие сотрудники школы, родители способствуют соблюдению этого Кодекса.

1. Источники и принципы педагогической этики

1.1 Нормы педагогической этики устанавливаются на основании норм культуры, традиций советско-российской школы, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации, а также на основании Положений прав человека и прав ребенка.

1.2 Основу норм ЭКП составляют следующие основные принципы: человечность, справедливость, профессионализм, ответственность, терпимость, демократичность, партнерство и солидарность.

2. Механизмы внедрения

Цель всех мероприятий по внедрению - сделать Кодекс понятным.

Так как Кодекс - управленческий инструмент, хотя и сравнительно новый, то нужно научить сотрудников с ним обращаться. Научиться использовать его для разрешения сложных этических ситуаций. Объяснение целесообразности введения Этического Кодекса в организации, значимость этих норм как для организации, так и для сотрудника проходит в форме предварительной и сопровождающей внутренней PR-компании (задача Пресс-центра).

Это способ «разморозить» тему, привлечь к ней внимание.

Обсуждение содержания Кодекса лучше проводить в форме полилога.

Оптимальными формами внедрения являются:

1) интерактивные семинары, информирующие о Кодексе и его исполнении;

2) информационное обеспечение, призванное разъяснить назначение Кодекса и механизм его реализации и способов разрешения сложных этических ситуаций;

3) трансляция через менеджмент -особенно первых лиц -демонстрирующая, что руководство не только говорит о важности исполнения Кодекса, но и само образцово его исполняет;

4) стимулирование сотрудников, организация внутришкольных конкурсов с выдачей грамот, похвальных листов; рекомендации об участии сотрудников в районных и городских, региональных мероприятиях; учет соблюдения Этического кодекса при распределении премиального фонда учреждения.

Можно еще раз отметить необходимость «публичности» процесса создания Кодекса. На фазе внедрения это позволит избежать сопротивления сотрудников включению в их систему ценностей «чуждых» этических норм.

Ключевым элементом для обеспечения исполнения этических норм является возможность выявления и реагирования на факты этических нарушений.

Для этого создается «Комиссия по этике» в функциональные обязанности которой входит прием вопросов сотрудников, разбор этических ситуаций, реагирование на такие ситуации.

Глава 2. Основные нормы


1. Личность педагога

1.1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

1.2. Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

1.3.Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.

2. Ответственность

2.1. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - образования подрастающего поколения.

2.2. Педагог несет ответственность за физическое, интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие детей, оставленных под его присмотром.

2.3. Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.

3.1. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

3.2. Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.
3.3. В общении со своими учениками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета.

3.5. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

3.6. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен наносить ущерб престижу профессии, извращать его отношения с учениками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.

3.7. Педагог дорожит своей репутацией.


Глава 3. Взаимоотношения с другими лицами.

1. Общение педагога с учениками.

1.1. Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.

1.2. В первую очередь, педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к ученику позитивна, является стержнем профессиональной этики учителя и основой его саморазвития. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания

1.3. Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его учениках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, инициативность, ответственность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

1.4. При оценке поведения и достижений своих учеников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

1.5. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.

1.6. При оценке достижений учеников в баллах педагог стремится к объективности и справедливости. Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости и исправление ошибок учащихся во время письменных работ и контрольных проверок.

1.7. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения.

1.8. Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему учеником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
1.9. Педагог не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может использовать своих учеников, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.

1.10. Педагог не имеет права требовать от своего ученика вознаграждения за свою работу, в том числе и дополнительную. Если педагог занимается частной практикой, условия вознаграждения за труд должны быть согласованы в начале работы и закреплены договором.

1.11. Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих воспитанников. Он не имеет права навязывать ученикам свои взгляды, иначе как путем дискуссии.


2. Общение между педагогами

2.1. Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии учеников или других лиц.

2.2. Педагог как образец культурного человека всегда обязан приветствовать (здороваться) со своим коллегой, проявление иного поведения может рассматриваться как неуважение (пренебрежения) к коллеге. Пренебрежительное отношение недопустимо.

2.3. Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению. Если же педагоги не могут придти к общему решению (согласию) в возникшей ситуации, то одна из сторон имеет права направить в Комиссию по этике просьбу помочь разобрать данную ситуацию, и Комиссия сама уже принимает решение о необходимости информирования о ситуации руководителя или же нет.

2.4. Педагоги Комплекса стараются избегать конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

2.5. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в Комплексе между педагогам и высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза. В Комплексе не должно быть места сплетням.

Сотрудники МОУ СОШ №27 при возникших конфликтах не имеют права обсуждать рабочие моменты и переходить на личности с указанием должностных полномочий, обсуждать жизнь Комплекса за пределами школы, в том числе и в социальных сетях Интернет (доп. документ о неразглашении конфиденциальной информации ).

Если оное будет выявлено членами Комиссии по этике или же другими сотрудниками Комплекса, а также учениками, то Комиссия имеет право вызвать на Особый педсовет «нарушителя» (педагога, ученика, сотрудника, родителя), уличенного в этом противоправном действии и привлечь его к определенной дисциплинарной ответственности (выговор).

2.6. Вполне допустимо и даже приветствуется положительные отзывы, комментарии и местами даже реклама педагогов о Комплексе за пределами учебного заведении, а именно выступая на научно-практических конференциях, научных заседаниях, мастер-классах, который педагог вправе проводить, участвовать за пределами Комплекса.

2.7. Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях выявления преступной деятельности.

Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она обязана быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

Решение об обнародовании критики принимается большинством голосов членов Комиссии по этике, без согласования с руководителем.
2.8. Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга. Если же подобное станет известно Комиссии по этике, то она имеет право начать расследование по выявлению прикрытых ошибок, проступков и т.д.


3. Взаимоотношения с администрацией.

3.1. МОУ СОШ №27 базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости.

Администрация ОУ делает все возможное для полного раскрытия способностей и умений педагога как основного субъекта образовательной деятельности.

3.2. В Комплексе соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет руководитель структурного подразделения школы и Комиссия по этике.

3.3. Администрация школы терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.

3.4. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия.

3.5. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанную с выполнением им своих трудовых обязанностей.

3.6. Оценки и решения руководителя структурного подразделения должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогов.

3.7. Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы Комплекса. Администрация не имеет права скрывать или тенденциозно извращать информацию, могущую повлиять на карьеру педагога и на качество его труда. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.


3.8. Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе мешают образовательному учреждению выполнять свои непосредственные функции.

Если затянувшиеся конфликты не могу быть пресечены, то Комиссия по этике имеет право созыва «экстренного педсовета», на котором разбирается данная ситуация и выносится на открытое голосование вопрос об отстранении данного учителя, классного руководителя, воспитателя, сотрудника от занимаемой должности.

За руководителем подразделения остается окончательное право в принятии решения в разрешении возникшего конфликта, но Комиссия по этике может рекомендовать (аргументировано, на основании полученных доказательств) Педсовету и руководителю о принятии какого-либо решения, которое было принято коллегиально членами Комиссии, также руководитель, вне зависимости от решения Педсовета и рекомендации Комиссии, имеет право наложить вето.

3.9. Педагоги Комплекса уважительно относятся к администрации, соблюдают субординацию и при возникновении конфликта с администрацией пытаются его разрешить с соблюдением этических норм. Если же иное не получается по каким-либо причинам, то конфликт разбирается Комиссией по этике.

3.10. В случае выявления преступной деятельности педагога(ов) и ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики руководитель структурного подразделения школы должен принять решение единолично или при необходимости привлечь Комиссию по этике для принятия кардинального решения (действий) по отношению к нарушителям.

4. Работа в «КОД»е.

4.1. Педагоги, сотрудники, ученики и родители МОУ СОШ №27, используют в своей трудовой педагогической деятельности Программный Комплекс (ПК) контрольно-оценочной деятельности (КОД) как условие для эффективного управления образовательным процессом в современной школе.

4.2. Педагоги используют «КОД» как необходимую информационную площадку для реализации учебно-воспитательного процесса. Деятельность в данном направлении подразумевает элементарные нормы поведения (информационную культуру), а именно прямую и обратную связь между участниками (учителями, учениками и их родителями). Иметь культурную привычку отвечать своевременно на вопросы участников, не игнорировать и не высказывать высокомерие дистанционно.

4.3. Не рассылать всем участникам информацию, не имеющую отношения ко всем, если она принадлежит одному или нескольким участникам. Поэтому необходимо выработать культуру отправки информации конкретным адресатам.

4.4. «КОД» - это не место выяснения отношений между участниками.

4.5. Комиссия по этике имеет права «этического контроля» за информационной сферой «КОД»а.

5. Отношения с родителями и опекунами учеников.

5.1.Консультация родителей по проблемам воспитания детей - важнейшая часть деятельности педагога. Он устраняет причины конфликтов на основе этических принципов, принятых в ОУ.

5.2.Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.

5.3. Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников; не имеют права побуждать родительские комитеты организовывать для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.

5.4. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

5.5. На отношения педагогов с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или опекунами школе.


6. Взаимоотношения с обществом

6.1. Педагог является не только учителем, тренером и воспитателем детей, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным человеком.
6.2.Педагог старается внести свой вклад в корректное взаимодействие всех групп сообщества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает распрей, конфликтов, ссор. Он более других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, знает способы их решения.

6.3 Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль, избегает подчеркнутой исключительности, однако также не склонен и к тому, чтобы приспособленчески опуститься до какого-либо окружения и слиться с ним.


7. Академическая свобода и свобода слова

7.1. Педагог имеет право пользоваться различными источниками информации.

7.2. При отборе и передаче информации ученикам педагог соблюдает принципы объективности, пригодности и пристойности. Тенденциозное извращение информации или изменение ее авторства недопустимо.

7.3. Педагог может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной деятельности и создавать новые методы воспитания, если они с профессиональной точки зрения пригодны, ответственны и пристойны.

7.4. Педагог имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое мнение о школьной, региональной или государственной политике в сфере просвещения, а также о действиях участников образовательного процесса, однако его утверждения не могут быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.

7.5. Педагог не имеет права обнародовать конфиденциальную служебную информацию.

8. Использование информационных ресурсов.

8.1. Педагоги и административные работники должны бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Они не имеют права использовать имущество Комплекса (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд. Случаи, в которых педагогам разрешается пользоваться вещами и рабочим временем, должны регламентироваться правилами сохранности имущества учреждения.


9. Личные интересы и самоотвод.

9.1. Педагог и руководитель подразделения школы объективен и бескорыстен. Его служебные решения не подчиняются собственным интересам, а также личным интересам членов семьи, родственников и друзей.

9.2 .Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы, обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.

9.3. Педагог не может представлять свое учреждение в судебном споре с другим учреждением, предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен сообщить главе администрации и лицам, рассматривающим данное дело.


10. Благотворительность и меценатство.

10.1. Школа имеет право принимать бескорыстную помощь со стороны физических, юридических лиц.

10. 2. Педагог является честным человеком и строго соблюдает законодательство Российской Федерации. С профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

10.3. Руководитель структурного подразделения школы или педагог может принять от родителей учеников любую бескорыстную помощь, предназначенную воспитательному учреждению. О предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность общественность и выразить публично от ее лица благодарность.


11. Прием на работу и перевод на более высокую должность.

11.1. Руководитель структурного подразделения школы должен сохранять беспристрастность при подборе на работу нового сотрудника или повышении сотрудника в должности.

Приходя работать в школу, молодой педагог испытывает радостное волнение. Вот он, первый класс, первый кабинет, первый директор…

При этом молодого учителя часто не покидает ощущение, что после выпускного всё «перемешалось в голове». Нет системы, нет чёткого плана действий. Это естественно. Выпускник вуза хоть и провёл в школе 11 лет своей жизни, но совсем не в качестве учителя. Да, в университете у него была практика, но там он находился под чутким руководством учителей и методистов. И потом, это были не «его» дети и не его ответственность. Но буквально через несколько дней эти дети попадут в зону ответственности начинающего педагога.

Как же справиться с волнением, и на что следует особенно обратить внимание в начале своей педагогической карьеры?

Заповедь 1. Не паникуй

Казалось бы, что может быть банальнее? Но именно это труднее всего даётся неопытному педагогу. Первое собеседование, первое родительское собрание, первый педсовет - всё это волнительные мероприятия. Часто перед каждым из них начинаешь чувствовать себя как на экзамене, к которому просто невозможно подготовиться. Возникает ощущение, что ты ничего не знаешь, ни к чему не готов, и вообще проще всё это бросить.

Как себя вести? Помните: если вы прошли курс обучения по этой специальности, значит, вы однозначно получили набор базовых знаний, умений и навыков, необходимых для этой профессии. Университет - это не школа, откуда обязаны выпустить всех. Даже если цвет вашего диплома далёк от красного, поверьте, вы справитесь с этой работой. Главное - это желание, стремление развиваться и любовь к детям.

Заповедь 2. Не перехвали

На собеседовании старайтесь рассказывать о себе с выгодной стороны. Но честно. Не стоит приписывать себе идеальное знание английского языка или виртуозное владение музыкальным инструментом. Тем более если вы устраиваетесь учителем физики. Всё же в администрации школы вряд ли сидят молодые педагоги, и всяких сказок наслушались от учеников сполна.

Как себя вести? Если у вас есть какое-то хобби, которое может быть полезно для школы, можете о нём сообщить. Но будьте готовы к тому, что вас в этой роли будут эксплуатировать, и, скорее всего, чаще, чем вам хотелось бы. Поэтому, прежде чем идти на собеседование, тщательно обдумайте свои «сильные и слабые стороны».

Заповедь 3. Не расстраивайся, если не взяли на работу сразу

Как правило, школы хотят видеть у себя педагогов со стажем. На то есть ряд объективных причин. Во-первых, молодые педагоги после колледжа или бакалавриата часто продолжают учиться дальше, пусть и заочно. А студенты-заочники имеют обыкновение уходить на сессии. Если в школе есть хотя бы пара таких студентов, их замещение становится настоящей проблемой.

А если по совсем не счастливой случайности кто-то из коллег уйдёт на больничный? Поверьте, плохо в этот период всем. Учителям, работающим на несколько классов без перерывов. Детям, по сути оставленным без присмотра. Администрации, полностью переделывающей расписание всех учителей. И, наконец, родителям, сильно возмущающимся отсутствием качественной проверки тетрадей.

Во-вторых, учителя-женщины уходят в декрет. Разумеется, все порадуются пополнению в вашей семье, но найти педагога на декретное место куда труднее, чем на стандартную строчку в штатном расписании. Поэтому молодым педагогам рады, но отдают предпочтение старшим.

Как себя вести? Не стоит расстраиваться. У молодого учителя тоже есть много преимуществ. Молодой педагог - это энергия, это готовность развиваться, участвовать в профессиональных конкурсах, а соответственно повышать престиж школы. А если вы приживётесь в этой школе, то коллектив получит хорошего сотрудника надолго.

Не думайте, что ваш молодой возраст - это ваш минус. Это особенность, с которой администрации придётся считаться. Поэтому, чтобы определиться с вопросом вашего трудоустройства, директору придётся взвесить все «за» и «против». Ближе к августу, когда становится известен более-менее точный список кандидатов на должность (а иногда выявляется и полное их отсутствие), вам могут начать звонить из школ, куда вы даже не ходили собеседоваться. Главное - терпение и позитивный настрой.

Заповедь 4. Не перевзвали

Не берите на себя лишней нагрузки. Помните, что первый учебный год - это уже большой стресс. Если вы возьмёте на себя 36 часов нагрузки, 10 кружков, 3 внеурочных занятия, вы дышать не будете успевать.

Как себя вести? Учтите, что проведённые уроки - это лишь половина времени работы педагога. Чем больше нагрузка, тем больше документов вам придётся подготовить. В школе очень часто появляется возможность дополнительной нагрузки. Лучше в середине года подхватить дополнительные занятия, чем не справиться со всем вместе.

Заповедь 5. Не груби администрации школы

Не всегда молодые педагоги находят общий язык с директором, завучами и методистами. Более того, далеко не все опытные педагоги находят с ними общий язык. Но определённый «кодекс чести» есть у всех педагогов - не зря этот класс до сих пор называют интеллигенцией.

Как себя вести? Даже если к вам несправедливо отнеслись, умейте отстоять свои интересы вежливо. Разговаривайте спокойно, даже если очень хочется перейти на повышенный тон.

Заповедь 6. Не оскорбляй коллег

Когда молодой педагог приходит в свой первый коллектив, коллеги кажутся эдакими добрыми феями и Янами Амосами Коменскими в одном лице. Но, чем больше узнаёшь людей, тем больше видишь их недостатки. И тогда начинается то, от чего любой женский коллектив кажется змеиным клубком: сплетни. МарьИванна сделала то, МарьМихална сказала это, а директор им в ответ вот так…

Каждый раз, принимая участие в подобном разговоре, будьте готовы к двум вещам: во-первых, сказать всё это коллеге в лицо, ибо он всё равно узнает о содержании этого разговора, во-вторых, к тому, что о вас ходит точно такой же разговор.

Как себя вести? Если вас это устраивает - пожалуйста. Но говорите обо всех уважительно. Даже если историк напился и не пришёл на собственный урок, он всё ещё ваш коллега. А это обстоятельство многое меняет. Учтите, это совсем не призыв к бездействию. Решать возникшие конфликты всё равно надо, но делать это нужно с чувством собственного достоинства и уважением к коллеге.

Чтобы этот пункт стал понятней, приведу пример. Однажды на педсовете подняли вопрос о том, что учитель физической культуры не справляется со своими обязанностями. Журнал не заполняет, уроки проводит через раз, отметки выставляет, не опираясь на нормативы. На что директор сказала: «Пишите докладные, мы его уволим за несоответствие занимаемой должности». Но коллектив писать докладные не захотел. «Мы вам об этом сообщили не чтобы его уволить, а чтобы вы помогли человеку нормально работать. Разговаривайте, штрафуйте, проверяйте, но увольнять мы его не хотим. Он хорошо воспитывает мальчиков–подростков», - сказали учителя в ответ и пошли на свои уроки. Ни одной докладной записки на физрука так и не поступило. А физрук стал работать лучше.

Заповедь 7. Не упускай возможность учиться

К каждому молодому педагогу прикрепляется опытный учитель-наставник. В идеале он помогает подготавливать документацию, разрабатывать уроки, готовиться к родительским собраниям и многое другое. Но не всегда всё так гладко.

Как себя вести? Если вы видите, что наставник не настроен на общение, найдите другого опытного учителя. Не бойтесь посещать чужие уроки и набираться опыта. Это покажет вас с лучшей стороны: вы готовы учиться, а в этой профессии иначе никак. Посещать можно уроки любого опытного педагога, не обязательно наставника. Разумеется, нужно предварительно договориться о времени и цели вашего визита. Будьте готовы к тому, что и на ваши уроки придёт посмотреть администрация школы. Это нормально и это правильно. Задача администрации школы как раз и заключается в том, чтобы координировать работу педагога.

Заповедь 8. Не затягивай со сдачей документов

В каждой школе свои порядки, и оформление рабочих программ, планирований, конспектов может сильно отличаться от того образца, что вам давали в вузе.

Заповедь 9. Не бойся трудных детей

Не ждите, что вам дадут лучшие классы в школе. Как правило, молодым педагогам дают те классы, которые не захотели брать педагоги со стажем. И это имеет как положительную, так и отрицательную сторону. С одной стороны, вам будет трудно. Очень. Педагогический труд вообще не из лёгких, а молодых педагогов обычно отправляют на самые «кровавые» (как выражаются более опытные педагоги) классы. Поэтому вам придётся очень много сил тратить на планирование и подготовку уроков, ведь заинтересовать «сложный» класс гораздо труднее, чем послушный. Но это то, что даёт вам возможности для развития. Никакие курсы не смогут дать вам тех знаний, какие даёт один сложный класс на практике. И большинство учителей, имеющих весомые заслуги перед российским образованием, прошли именно через такие трудные классы.

Заповедь 11. Не забывай о личной жизни

Школа занимает невероятно много времени в жизни педагога. Лучше всего об этом знают учительские мужья и дети. Первый вопрос, который задал мне мой наставник, звучал так:

Вы замужем?

Плохо. Здесь не выйдете.

Конечно, это очень гиперболичное высказывание, но доля правды в этом есть. У вас будет оставаться мало времени и очень мало сил для личной жизни и развлечений. А если вы захотите на несколько лет посвятить себя целиком и полностью работе, то велик риск «перегореть», полностью и молниеносно остыть к этой профессии.

Как себя вести? Очень важно уметь правильно планировать своё время. Какую-то часть работы можно переложить на родительский комитет. Изготовление наглядных пособий, организация поездок с классом и многое другое с удовольствием выполнят некоторые родители ваших учеников. Помните, что в образовательном процессе участвуют не только учитель и ученик.

А какие-то материалы к уроку порой помогают делать друзья или «вторая половина». Иногда такие совместные поделки становятся целой историей.

Первый год работы очень трудный, и никто вас так не поддержит, как любящая семья. Поэтому никогда не ставьте профессиональные интересы выше личных. Как бы вы ни были загружены, у вас должно оставаться хоть немного времени на семью и хобби. Тогда и любые передряги на работе вы переживёте значительно легче. Впервые приходя работать в школу, вы попадаете в другой, совершенно обособленный мир. Естественно, на пути профессионального становления вас ждёт масса открытий. Скорее всего, вы столкнётесь с рядом ситуаций, выходящих далеко за рамки перечисленных советов. И тем не менее есть то, что неизменно от школы к школе. Надеюсь, эти советы принесут вам пользу.