Е. Хеллингер: Настольная психологическая игра "Лепешка"


Для кого?

Как играть?

На основании этих результатов можно провести тренировку других форм поддержки, а также...

Читать полностью

Настольная психологическая игра

Для кого?
Поддержка - это новая психологическая игра для взрослых и подростков. Профессионалы (психологи, педагоги и социальные работники) могут использовать игру для диагностики и полноценного тренинга взаимодействия. Участвовать могут все, кто хочет лучше понять себя и потренировать навыки оказания и получения поддержки, а также желающие повысить уровень эмоционального интеллекта.

Как играть?
Один игрок по очереди вытягивает карту ситуации и озвучивает ее от своего имени. Остальные игроки оказывают ему поддержку, согласно вытянутой форме (интеллектуальная, эмоциональная и поддержка действием). Игрок, озвучивающий ситуацию, выбирает лучшую поддержку и этому игроку начисляется балл. Результат фиксируется на бумаге. После нескольких кругов проводиться анализ, какие формы поддержки удаются каждому игроку, и какие формы лучше принимаются.
На основании этих результатов можно провести тренировку других форм поддержки, а также научиться просить поддержку, желаемым для себя способом.

Для чего?
Игра помогает поработать с установкой "другие такие же, как я и им нужно то же, что и мне". Помогает лучше понять себя, продуктивнее общаться с другими людьми. Развивает эмоциональный и социальный интеллекты.
Игра помогает
- определить ведущую форму оказания поддержки
- определить наиболее принимаемую форму поддержки
- потренироваться в других формах оказания поддержки
- потренироваться получать поддержку в разных формах
- улучшить качество общения
- повысить уровень социального и эмоционального интеллекта
Поддержи себя и другого!
Возраст 14+
Время 30-60 мин.
3-6 игроков.

Скрыть

Настольные игры в работе психолога как средство повышения коммуникативной активности подростков

педагог-психолог, МБОУ СОШ №3,

г. Амурск

В современном мире подростки не хотят быть отдаленными от технологических новшеств окружающего мира. На сегодняшний день дети владеют информацией порой даже лучше взрослых. Но беспокоит тот факт, что все большее количество детей имеют интернет-зависимость. По наблюдениям педагогов и психологов, учащиеся младшего школьного возраста в свободное от учебных занятий время предпочитают подвижным или разного рода развивающим играм игры компьютерные, непосредственному общению со сверстниками — игры с телефоном или планшетом. Такая же тенденция прослеживается и в подростковом возрасте, когда реальное общение со сверстниками, как необходимое условие развития, заменяется виртуальным. На вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное время?» подавляющее большинство школьников независимо от возраста отвечают: «Играть в компьютерные игры (общаться посредством социальных сетей)». Учащимся 8 класса предлагалось с помощью диаграммы показать сколько времени они тратят на различные виды деятельности в течение дня (суток). Практически все учащиеся отметили, что интернет, социальные сети (чаще ВК) занимают у них от 40 и до 80% всего времени. Некоторые разделили диаграмму на сон и соц. сети. По результатам диагностики учащихся 5-х классов тестом Филипса, я отмечаю у детей трудности в установлении контактов, в межличностном взаимодействии, боязнь общения и страх самовыражения. Безусловно, это тормозит процесс формирования жизненно важных качеств, умений и навыков подростков.

Одним из самых прогрессивных способов введения ребенка в современный мир и область информации, в процессы обучения и познания жизни, являются игры, чаще - компьютерные. Учитывая этот факт, возможно заменить компьютерные игры на настольные.

Популярность настольных игр в последнее время возросла, появились различные издательства, специализирующиеся настольных играх. В связи с этим, приобретают популярность клубы настольных игр. У подростков высока потребность к общению, но в своевременном мире порой тяжело найти себе компанию, т. к. большинство "сидят в соц. сетях". Поэтому ребята с удовольствием идут в такие клубы, где можно найти партнеров по игре.

Настольных игры положительно влияют на психологическое развитие подростков, так как одним из главнейших критериев игры, по Эльконину, считается свобода действий, что, в свою очередь, принимается подростками как один из важных моментов на этапе приближения их к взрослению.

Работая в общеобразовательной школе, я веду внеурочную деятельность с подростками. Одно из направлений моей работы - это использование психологических настольных игр. Данные игры являются необычным, увлекательным способом решения различных личностных проблем, а также выступают в роли развивающего фактора. Применение настольных игр оказывает положительное воздействие на социализацию детей, формирование коммуникативных навыков, способствует снятию тревожности, благоприятному развитию эмоциональной сферы подростков, воспитанию моральных качеств. Во время игры возможно взаимодействие детей как одной возрастной группы, так и разных возрастов. Так же настольные игры дают возможность детям отвлечься от школьных дел, пообщаться друг с другом в неформальной обстановке. амая коммуникабельная и любимая детьми игра - это «Мафия». Ее плюс еще и в том, что сразу может играть до 20 человек. Для положительного взаимодействия, успешного протекания игрового процесса, подростку необходимо владеть следующими личностными качествами - творчество, лидерство, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением других, уметь договариваться. Все эти навыки и умения формируются и развиваются во время игры. Так же игра «Мафия» развивает аналитическое мышление, логику, память, сообразительность, коммуникабельность, самоконтроль. Кроме того, в ходе игры появляется много поводов решить воспитательные моменты: правила поведения в обществе, вежливого обращения и другие этические нормы поведения.

Среди учащихся среднего звена большую популярность приобрела шпионская настольная игра «Шестая корова». Это очень динамичная игра, развиваем мыслительные навыки, внимание, быстроту реакции, а так же способствует закреплению элементарных математических знаний. Так же в процессе игры формируются стратегические способности, умение предугадать ход игроков. Так кто же это агент 006?

Очень динамичная, позитивная детская игра "Спящие королевы" стала популярной и в кругу подростков. Игра отличается очень увлекательной стратегией. Она развивает память, внимание, элементарные математические и стратегические навыки.

Своей необычностью, оригинальностью, отличается игра "Диксит". Игра "Диксит" — это ассоциативная настольная игра. Во время игры дети подбирают ассоциации к необычным, фантазийным картинам. Карточки я использую в различных вариантах: в классической игре с игровым полем и просто подбираем ассоциации к картинкам, раскрывая свои личностные проблемы (тревожность, страхи). При этом остальные участники могут помочь рассказчику в нахождении выхода из проблемных ситуаций. Например, ребенок взял карту, а объяснить ее не может, начинает волноваться, отказывается работать. В этом случае мы прибегаем к помощи детей, они начинают рассказывать, что видят на рисунке, у рассказчика повышается уверенность и он озвучивает уже свои переживания.

«Диксит» способствует развитию мышления, воображения, интуиции, фантазии, сообразительности, формированию навыков эффективного невербального общения. Игра очень интересна и всегда проходит в дружеской обстановке.

Опыт показывает, что игра и непосредственное живое общение, возникающее в игровом пространстве, очень привлекательны для детей разных возрастов и способны конкурировать за их внимание с пространством виртуальным. При повторной диагностики учащихся (тест Филипса, анкета "Каков я в общении") у подростков отмечаю снижение уровня тревожности, повышение коммуникативных качеств.

Таким образом, настольные игры способствуют социализации школьников, сплочению детского коллектива, а так же снятию эмоционального напряжения после школьного дня.

Список источников информации:

1. сихология игры. — М.: Владос, 1999 г. — 360 с.

2. https://4brain. ru/psy/igry. php

3.http://hobbygames. ru/psihologicheskie-nastolnie-igri

4. А. Пучкова. Из опыта использования салонных игр. Школьный психолог, №3-4/2017

5. Д. Логинов. Репертуар ассоциаций. Школьный психолог, №7-8/2017

"Лепешка" - одна из самых известных социальных игр немецкого психотерапевта Гюнтера Хорна. Ее основная цель - развитие умения общаться (учиться договариваться, отстаивать свои права, уступать, извиняться), распознавать свои чувства и чувства партнеров по игре. Очень важно то, что игра помогает участникам осознать и проработать тему границ и учит справляться с агрессией социально приемлемым способом (выражение агрессии предусмотрено правилами, но ограничено временем и рамками игры). В этой игре нет стандартных фишек, участники сами лепят их из пластилина, создавая своего представителя на поле и неся за него ответственность. Тем самым они дают понять, как они относятся к себе и другим, какие у них желания и намерения. По ходу игры между участниками возникают самые разные отношения, иногда чью-то фигурку могут даже смять, превратить в "лепешку". Хотя формальная цель игры - первым дойти до Замка в облике человека, процесс игры часто затягивает настолько, что подлинной целью становятся...

Читать полностью

"Лепешка" - одна из самых известных социальных игр немецкого психотерапевта Гюнтера Хорна. Ее основная цель - развитие умения общаться (учиться договариваться, отстаивать свои права, уступать, извиняться), распознавать свои чувства и чувства партнеров по игре. Очень важно то, что игра помогает участникам осознать и проработать тему границ и учит справляться с агрессией социально приемлемым способом (выражение агрессии предусмотрено правилами, но ограничено временем и рамками игры). В этой игре нет стандартных фишек, участники сами лепят их из пластилина, создавая своего представителя на поле и неся за него ответственность. Тем самым они дают понять, как они относятся к себе и другим, какие у них желания и намерения. По ходу игры между участниками возникают самые разные отношения, иногда чью-то фигурку могут даже смять, превратить в "лепешку". Хотя формальная цель игры - первым дойти до Замка в облике человека, процесс игры часто затягивает настолько, что подлинной целью становятся живые отношения участников друг с другом, разработка своего стиля поведения, исследование стратегий взаимодействия с другими игроками. Игру можно проводить много раз, изменяя героев, меняя их характеры, устанавливая дополнительные правила (придумывая правила поведения на пустых незанятых домиках).
Состав комплекта:
игровое поле;
пластилин;
кубик;
инструкция.

Скрыть

Психологическая настольная игра для подростков

Цель: способствовать социализации детей

  • создать более доверительную атмосферу среди участников,
  • развить умение слушать друг друга,
  • дать повод задуматься о своем прошлом, настоящем и будущем, о том, чего они хотят от жизни.

Участники: игра рассчитана на подростков. В игру могут играть несколько человек. Максимальное количество - 15.

Материалы:

  • игровое поле;
  • кубик и фишки
  • карточки с заданиями;

Описание игры:

Подросткам часто необходима такая форма работы, которая:

  • будет безопасна для ребят, то есть знакома им по предыдущему опыту;
  • увлекательна, то есть содержит элементы соревновательности;
  • не назидательна, то есть не содержит прямых воспитательных наставлений.

Всем этим требованиям удовлетворяет игра, основанная на принципе детских игр - «ходилок». Для игры готовится игровое поле и тексты заданий. А между ними извивающейся линией расположены вразброс «кружки». На 12 кружках изображен «вопрос», на 4 кружках надпись «свобода», на 8 кружках - «мнение», на 8 кружках - «засыпка», на 4 кружках - «остановка» и еще на 8 кружках «ситуация». А также есть еще 3 лесенки, по ним можно либо подняться на несколько кружков, либо спуститься назад на несколько ходов.

Тексты заданий можно несколько занятий повторять, а можно менять. В приложении приводятся тексты заданий

В игру могут играть несколько человек. Максимальное количество - 15. Это обусловлено тем, что чем больше игроков в ней участвует, тем больше она занимает времени. При участии 10 человек игра растягивается на два урока. Ведущий заготавливает нужное количество фишек, которыми будут пользоваться игроки. В начале игры фишки ставятся на старт. Задача участников, кидая по очереди кубик, дойти до финиша. Если участник попадает на кружочек с названием «свобода», то он может что-то нарисовать, станцевать, спеть, бросить еще раз кубик или сделать что-то еще – на то она и свобода.

Кидая кубик и передвигая фишки, участник выполняет «задания», отвечает на «вопрос-на-засыпку» и просто на «вопрос», высказывает свое «мнение» в ответ на написанное на карточке умозаключение, придумывает собственные действия в различных «ситуациях», на «остановке» размышляет на какую-то тему.

В ходе игры подростки учатся слушать друг друга, задумываться о своем прошлом, настоящем и будущем, о том, чего они хотят от жизни. Отвечая на вопросы, подростки делятся своим мнением, как лучше поступить в той или иной ситуации, как добиться различных коммуникативных целей, например, как не обидеть человека? В легкой игровой форме они открывают для себя много нового не только в себе, но и в окружающих.

Игра рассчитана на подростков, но, придумав к ней новые вопросы и задания, ее можно модифицировать для различных задач и возрастов.

Эта игра дает детям возможность рассказать о себе, причем, отвечая на вопросы, они имеют право регулировать степень личностно затрагиваемой информации, а также могут подумать о вещах, о которых раньше не задумывались. В конце занятия участникам задаются вопросы:

  • что нового вы узнали сегодня на занятии?
  • что вы чувствовали, пока играли?
  • как вы думаете, на что направлена эта игра?
  • чему научились в процессе игры?

Задания и вопросы из каждого блока можно предлагать игрокам устно, однако удобней, если они будут записаны на отдельных карточках. Примеры заданий Остановка Нужно остановиться и про себя подумать, а возможно, и сказать:

  • Подумай про себя, кого ты за последнюю неделю незаслуженно обидел?
  • Кому бы тебе хотелось сделать приятное и почему?
  • Каким ты можешь быть, чтобы людям вокруг тебя было приятно и комфортно?
  • Что в тебе есть хорошего, но ты редко это используешь?

Мнение

Что здесь имеется в виду? Верно суждение или неверно? Каково твое мнение по данному поводу?

  • Будьте милосердны не только к домашним животным, но и к домашним вообще.
  • Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим, не думая о награде.
  • Человек должен постоянно внутренне развиваться. Только тогда он будет поистине счастливым.
  • Если человек соврет один раз, то на него уже будут смотреть с опаской.
  • Нам нравится общаться с теми людьми, которые нас понимают.
  • Если человек злой и делает кому-то плохо, то это значит, что он глубоко несчастный человек.

Иначе бы он не делал другим зло.

  • Для того чтобы любить других, понимать других, нужно вначале понять и полюбить себя.
  • Если ты хочешь, чтобы другие тебя уважали и прислушивались к твоим словам, нужно в первую очередь самому уважать других и слушать, что они говорят.

Вопросы

  • Если бы ты вел дневник, то что бы ты написал за прошлую неделю?
  • Каким бы ты хотел быть в будущем?
  • Какие личностные качества ты приобрел за время обучения?
  • Назови три своих положительных качества.
  • Какие преимущества есть у твоего возраста?
  • Чего ты ждешь от окружающих?
  • Расскажи о каждом из игроков, что тебе в них нравится (по 2*3 определения)
  • Выбери изображение лица, которое чаще всего у тебя бывает при общении с людьми
  • Выбери изображение лица, которое чаще всего хочется видеть у собеседника
  • Скажи, что бы ты подарил каждому из игроков?
  • Какие добрые дела ты слетал за последнее время? (назови 3)
  • Какие добрые дела сделали тебе люди за последнее время? (назови 3)

«ЗАСЫПКА»

Ответь на «вопрос-на-засыпку»

  • Что нужно делать, чтобы к тебе хорошо относились окружающие?
  • Как понравиться человеку?
  • Что нужно делать, чтобы родители поняли, что ты уже самостоятельный?
  • Как завоевать доверие человека?
  • Что нужно делать, для того чтобы добиться успеха в жизни?
  • Как выстроить хорошие отношения с родителями?
  • Как подобрать человеку такой подарок, чтобы он ему понравился?
  • Как сделать так, чтобы у тебя было много друзей? (Как сделать так, чтобы у тебя были верные и преданные друзья?)

Покажи, изобрази телом, мимикой, жестами:

  • Вулкан
  • Грозовая туча
  • Осеннее дерево
  • Цветок
  • Ветер
  • Водопад
  • Солнце

Ситуация

Продолжи предложение:

  • «Откровенно говоря, я могу помочь…»
  • «Откровенно говоря, мне очень трудно забыть…»
  • «Откровенно говоря, я совсем не умею…»
  • «Откровенно говоря, я могу организовать…»
  • «Откровенно говоря, когда я болею…»
  • «Откровенно говоря, я до сих пор не знаю…»
  • «Откровенно говоря, меня удивляет…»
  • «Откровенно говоря, когда я иду домой…»