Дмитрий Львович Быков (писатель): биография, личная жизнь, творчество. Смотреть что такое "Быков, Дмитрий Львович" в других словарях


Его много. Маленькую сцену Донской публички массивная фигура Быкова перекрывает практически полностью. Так же много места в последние годы он занял и в культурном пространстве, захватив все ниши, какие понравились: проза, поэзия, газетная журналистика, ТВ, радио... Разве что в кино не снимается и картин не пишет. Пока.

В свои 41 год (для серьёзного писателя это вообще не возраст) Быков установил для себя, читателей и критиков следующий порядок: он издаёт книгу - читатели вместе с критиками издают восторженные и возмущённые вопли - книге присуждают какую-нибудь премию, а Быков садится писать новый роман (повесть, рассказ, стихи, детскую книжку, газетную статью). Так уже было с его романами «Орфография», «Эвакуатор», «ЖД», «Списанные», биографией Бориса Пастернака (серия «Жизнь замечательных людей»).

Он устраивает на сцене небольшой фейерверк: читает стихи, жестикулирует, необидно вышучивает заумные (или просто неумные) вопросы, радуется точным замечаниям, хохмит напропалую. Говорит обо всём вперемешку, а в результате оказывается, что он успел сказать и о каких-то важных вещах. В общем, всё как в его книгах.

Дмитрий Львович, вы плодовитый писатель, активный журналист, участник разнообразных ток-шоу, отец и муж… Когда вы всё успеваете? Может, у вас есть литературные «рабы»?

Обязанности отца и мужа я уж точно выполняю сам. А что касается «рабов»… Знаете, я как-то подумывал об этом. Когда мне пришла в голову идея «Оправдания» (в этом романе - первом по счёту - Быков предлагает фантастическую версию судьбы людей, выживших в сталинских лагерях. - А.К.), я не знал, что с ней делать: прозу я тогда ещё не писал. Я пытался пристроить этот сюжет друзьям, но все они сказали, что это написать невозможно. Помню, я как раз думал об этом, когда ехал на дачу и проколол колесо. Стал менять колесо - заклинило дверь. Я пришёл в полное отчаяние, решил, что я человек настолько безрукий и никчемный, что мне ничего больше в жизни не остаётся, как взять и написать роман. Так сильно было это отчаяние, что я сел и написал первые 30 страниц. Оказалось, что хоть это я могу.

А вообще, проблема в том, что «неграм» не объяснишь то, как ты видишь и чувствуешь. Поэтому разговоры о том, что кто-то за кого-то пишет, на мой взгляд, обычно полная ерунда. Особенно дурацким (мне важно сказать это именно здесь, в Ростове) представляется миф о том, что «Тихий Дон» написал не Шолохов. Ведь по роману видно, что его писал очень молодой человек, который не видел империалистической войны, но видел гражданскую. Который от начала к концу книги рос, мужал и, наконец, пришёл к тяжелейшим для себя выводам. На протяжении всей книги чувствуется одна рука, причём из этого романа можно вычитать о самом Шолохове практически всё. Предполагать, что это написал кто-то другой? Трудно было бы найти другого писателя с таким же набором человеческих черт.

- Одна из ваших статей заканчивается словами: «Может, с нацией что-то не так?» Что не так с российской нацией?

Самое главное «не так» - это отношения с начальством как с расой колонизаторов. Почему так получилось - я попытался объяснить в романе «ЖД».

- Жизнь подбрасывает вам героев?

Ещё как подбрасывает! Вот, например, у меня есть класс (ещё одно лицо Быкова - педагогическое: он преподаёт литературу в одной из московских школ. - А.К.). Там в основном учатся олигархические дети, предоставленные сами себе, - совершенно отпетые. Очень я их люблю. И есть в этом классе Машка. Шикарная такая Машка - ужасная оторва. Но при этом читает запоем всю русскую классику. Когда её всё-таки выгнали из школы - за пьянку, я взял её на работу в редакцию. Работала она отлично, но потом мать её отправила в швейцарский пансион. Так она оттуда сбежала! И непонятно как вернулась в Россию. Ребята недавно написали мне об этом. Письмо начиналось так: «Считаем нужным довести до вашего сведения, Львович…». Теперь они её прячут.

Мне безумно интересна эта Машка, потому что она - человек сопротивляющийся. Вот таких строптивых героев я люблю - тех, которые делают свою жизнь сами. И ещё меня восхищает гениальная самоорганизация детского сообщества, которое не выдаёт своих.

- Спасибо вам за прекрасную книгу об Окуджаве!

Жаль, что его вдова Ольга Владимировна вас не слышит. Может, она наконец поверила бы, что это не такая уж плохая книга. К сожалению, она очень категорична в своих оценках любых книг и статей о Булате Шалвовиче. Свою будущую вдову я уже предупредил: в случае чего, пожалуйста, не вмешивайся! Пусть пишут, как хотят.

- На одном из сайтов о вас сказано: «У Быкова двое детей и много домашних животных». Расскажите о вашей семье.

Моя жена, Ирина Лукьянова, - писатель, переводчик и мой соавтор по детским книгам. Старшей дочери Жене 19 лет. Это, наверное, самый душевно здоровый человек из всей семьи, слава Богу, почти не пишущий. Женя учится на детского психолога и скоро собирается замуж. Сыну Андрюше 11 лет, он сочиняет стихи и песенки. Очень умный мальчик - и такой хитрый, стервец! Знаете, пока у меня не было детей, я думал, что буду идеальным отцом: пусть дети приводят в дом кого угодно, я буду по-дружески обсуждать с ними все их дела, не буду стеснять их свободу… Увы, оказалось, что это невозможно.

Ещё у нас в доме живут собаки Кинга и Стрелка, две шиншиллы - Шуша и Муша, домашняя мышь, черепаха. Был ещё тушканчик, но он недавно умер.

Блиц

- Главные черты писателя Дмитрия Быкова?

Догадливость и многословие.

- Вы сам верите в то, что пишете?

В фантастические версии исторических событий, которые я рассказываю, - не верю, а в то, о чём хочу сказать с их помощью, - верю.

- Что вы любите делать в свободное время?

- Вы ленивы?

- С каким животным вы себя ассоциируете?

- (Ни на минуту не задумывается) Ёж. Снаружи колючий, а внутри - мягкий.

Что читать?

Для Дмитрия Быкова это не праздный вопрос, а одно из многочисленных мест работы. Потому что, кроме всего прочего, он является главным редактором журнала с таким названием. И одна из целей его приезда - представить ростовчанам своё детище (журнал уже продаётся в Ростове).

Мы хотим дать читающему человеку возможность почувствовать, что у него есть спокойный, неглупый, ироничный собеседник. Наши авторы пытаются в этом абсурдном, сдвинутом мире, где много вранья, лицемерия и откровенной глупости, утвердить нормальную шкалу ценностей. Ну хотя бы для того, чтобы российская интеллигенция не чувствовала себя так грустно в этом мире, - говорит Быков.

Задача журнала простая и неподъёмная одновременно: отследить все (ну почти все) книги, которые стоит прочитать, и в двух словах рассказать о них читателю. Какому? Любому: советы «что читать» здесь дают людям всех возрастов и вкусов. Кроме разве что поклонников откровенной дешёвки.

, Литературный критик , Телеведущие

Дмитрий Львович Быков (род. 20 декабря 1967, Москва) - русский писатель, поэт, публицист, журналист, литературный критик, преподаватель литературы, радио- и телеведущий.

Биограф Бориса Пастернака, Булата Окуджавы, Максима Горького и Владимира Маяковского. Совместно с Михаилом Ефремовым регулярно издавал литературные видеовыпуски в рамках проектов «Гражданин поэт» и «Господин хороший».

Родился в семье детского врача-оториноларинголога, кандидата медицинских наук Льва Иосифовича Зильбертруда (1927-1987) и Натальи Иосифовны Быковой (род. 1937). Родители вскоре развелись, и ребёнка воспитывала мать, выпускница МГПИ, учительница русского языка и литературы в школе № 1214 г. Москвы.

Школьником входил в совет передачи для старшеклассников Всесоюзного радио «Ровесники»

Окончил факультет журналистики МГУ.

Работа

Преподаватель

Дмитрий Быков преподаёт в московских средних школах «Золотое сечение» и «Интеллектуал» литературу и историю советской литературы, ранее в 1990-е годы много работал в школе № 1214. Является профессором кафедры мировой литературы и культуры МГИМО(У) МИД России, также сотрудничает с МПГУ. Быков считает, что «эта работа более осмысленная, чем журналистика, более насыщенная пользой».

Писатель, журналист

С 1985 года работает в газете «Собеседник».

Член Союза писателей СССР с 1991 года.

Автор публицистических, литературоведческих, полемических статей, которые были напечатаны во множестве журналов и газет, от элитарных ежемесячников вроде «Fly&Drive» до экстравагантных таблоидов типа «Московской комсомолки» (газета издавалась в 1999-2000 годах); регулярно - в качестве колумниста - в изданиях:

  • «Огонёк» (до 2007 года),
  • «Вечерний клуб»,
  • «Столица»,
  • «Сельская новь»,
  • «Здоровье»,
  • «Общая Газета»
  • «Новая газета»,
  • «Труд»,
  • «Досуг в Москве»,
  • «Профиль» (с 2008 года),
  • «Компания» (2005-2008),
  • «Русская жизнь»

В 2005-2006 годах был одним из ведущих вечернего шоу на радиостанции «Юность» (ВГТРК).

С 2006 по 2008 годы - главный редактор арт-проекта «Moulin Rouge».

Лауреат нескольких литературных премий. В 2003-2006 годы вёл мастер-класс «Журналистское мастерство» в Институте Журналистики и Литературного Творчества (ИЖЛТ).

По состоянию на февраль 2013 года Быков работал над тремя романами (включая «Нулевые»), а также над биографией В. Маяковского для серии «ЖЗЛ».

Радио

  • Вёл программу «Сити шоу с Дмитрием Быковым» на радио Сити-FM.
  • С февраля 2012 года - соведущий радиопрограммы Новости в классике на Коммерсантъ FM.
  • С июня 2015 года - ведущий радиопрограммы Один на Эхо Москвы.

Телевидение

Дебютировал на ТВ в 1992 году в программе Киры Прошутинской. Участвовал в ТВ-проекте Сергея Лисовского в качестве ведущего и автора программ. На ATV вёл собственную программу «Хорошо БЫков» и работал соведущим программы «Времечко».

В 2008 году вышел документальный фильм «Девственность», сценарий которого был написан Быковым в соавторстве с Виталием Манским.

В 2009 году был приглашённым ведущим в программе «Рождённые в СССР» (канал «Ностальгия»).

C 2010 года по январь 2011 года вёл телевизионное ток-шоу «Картина маслом» на Пятом канале(недоступная ссылка с 11-09-2015 (460 дней)).

Награждён премией для журналистов «Золотое перо России-2010», которую присуждает Союз журналистов России.

В 2011 году принимает участие в телевизионном проекте телеканала «Дождь» «Поэт и гражданин» (теперь «Гражданин поэт» на сайте F5.ru), в котором его актуальные стихи на «злобу дня», написанные в манере великих русских поэтов, читает Михаил Ефремов.

С 2011 года - постоянный ведущий программы «Колба времени» на телеканале «Ностальгия».

В 2012 году снялся в фильме Веры Кричевской «Гражданин поэт. Прогон года».

Литературные предпочтения

Быков признаётся:

Я активно не люблю Борхеса, Кортасара, Сэлинджера, Гессе, Пинчона, Мураками, обоих Бартов, Роб-Грийе, Берроуза, Керуака и Лири. Я люблю американцев-южан от Фолкнера до Капоте. Мне не нравится весь Фаулз, кроме «Коллекционера», но нравятся Пелевин, Успенский и Лазарчук. Я никому не желаю ничего плохого, но считаю, что Бориса Кузьминского, Дмитрия Кузьмина и Вячеслава Курицына не существует в природе. Лучшими книгами, когда-либо написанными, я считаю «Уленшпигеля» Де Костера, «Исповедь» блаженного Августина, «Потерянный дом» Александра Житинского, «Анну Каренину» Льва Толстого и «Повесть о Сонечке» Марины Цветаевой.

В ноябре 2012 года, на презентации своего сборника «Советская литература. Краткий курс», Дмитрий Быков, отвечая на вопрос о современных русских писателях, сказал:

Из поэтов я бы назвал Михаила Щербакова, Олега Чухонцева, Марину Кудимову… Игоря Караулова, Марину Бородицкую, которая пишет замечательные детские и взрослые стихи. Продолжает работать Рейн, продолжает работать Матвеева, Кушнер продолжает писать замечательные стихи, это всё заслуживает изучения. Из прозы: Валерий Попов - безусловно, Александр Житинский - безусловно. Мне интересно всё, что делает Пелевин, и я считаю, что это крупный автор… И Прилепин тоже хороший автор, как бы его ни «заносило», его «заносы» интереснее, чем трезвомыслие большинства остальных. Алексей Иванов - очень интересный автор. По-прежнему очень интересно работает Александр Кузьменков в Братске, мало кому известный, но замечательный автор. Гениальным писателем я считаю Дениса Драгунского, во всяком случае, не хуже отца. И Ксения Драгунская - замечательный автор.

Отвечая на вопрос: «Кто из ныне живущих писателей больше всего достоин места в истории», Дмитрий Быков назвал Фазиля Искандера и Людмилу Петрушевскую.

Из фантастов Быков назвал Михаила Успенского, Андрея Лазарчука, Сергея Лукьяненко, Марию Галину и Вячеслава Рыбакова, добавив, что считает фантастику лучшей литературой, и что фантастику надо изучать в школе.

Политическая и общественная деятельность

Дмитрий Быков - убеждённый антисталинист. По его мнению, «Сталин принял Россию страной с высочайшим интеллектуальным потенциалом, с лучшей в мире культурой, с фантастическим энтузиазмом масс… Сталин 30 лет превращал Россию в скучнейшую и гнуснейшую страну мира - страну, в которой пятилетняя военная пауза, со всеми кошмарами войны, воспринималась как глоток свежего воздуха…»

Дважды отказался от персонального приглашения на встречу деятелей культуры с Владимиром Путиным 7 октября 2009 года и 29 апреля 2011 года.

10 декабря 2011 года принял участие и выступал на митинге протеста на Болотной площади против фальсификации результатов выборов в Госдуму РФ шестого созыва. Вошёл в оргкомитет следующих манифестаций. Свою активизацию мотивировал тем, что «надоело такое ощущение власти и такая атмосфера в стране» . На «прямую линию» Путина, запомнившуюся телезрителям репликой о бандерлогах, откликнулся сатирическими стихами «Свежий закон джунглей», прозвучавшими 19 декабря в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

По результатам интернет-голосования на странице Facebook вошёл в топ-10, кого граждане хотят видеть и слушать на протестном митинге на проспекте Сахарова 24 декабря 2011 года. В своём выступлении на митинге Быков предсказал скорое появление новой политической элиты, а завершил речь афоризмом «История поставила на нас - и положила на них»

В январе 2012 года стал одним из учредителей Лиги избирателей.

4 февраля 2012 года принял участие в «антипутинском» протестном митинге на Болотной площади, где присоединился к требованию освободить всех политзаключённых. Среди множества оригинальных оппозиционных плакатов на митинге одним из лучших признали плакат Быкова «Не раскачивайте лодку - нашу крысу тошнит!», ставший откликом на известную фразу Путина о «раскачивании лодки» на итоговом пленарном заседании Госдумы пятого созыва (23 ноября 2011 года)

22 октября 2012 года на выборах Координационного совета оппозиции по общегражданскому списку занял второе место, набрав 38,5 тыс. голосов из 81 тысячи избирателей, уступив только А. Навальному, получившему 43 тыс. голосов.

По мнению Быкова, Россия - особая страна, в которой даже «физические законы действуют весьма избирательно», сама же «Россия щеляста, и потому тоталитаризм в ней невозможен», он считает, что «российский народ охотно идёт вслед за любым вождём, лишь бы не думать самому». По его мнению, «российская реальность отвратительна, сделать революцию очень хочется и не так уж трудно, но это решительно ни к чему не приведёт, кроме моря крови и нескольких десятилетий интеллектуального мегасрача».

Отношение к либеральному движению претерпело у Быкова ряд пертурбаций. От заявлений после трагедии Норд-Оста в 2002 году: «Либерализм сегодня - это точный, трусливый и подлый выбор слабака. Он знает, где сила, и противостоять этой силе боится» до радикально противоположных позиций в 2010-х годах.

Как заявляет Быков: «Я никогда не ставил своей задачей влиять на мнение россиян. Я ставлю себе задачу напоминать людям, что есть абсолютные ценности, а дальше они пусть думают сами».

Только Быков - певец болот,
Утверждает с надеждой и верой,
Что Болото Гору сожрет,
Как во времена Робеспьера.

Всеволод Емелин, Реакция Вассермана

Семья

Женат, двое детей. Жена - писательница и журналистка Ирина Лукьянова. Работала в журналах «Ломоносов» (2002-2003 годы), «Карьера» (2003-2005 годы) у Е. Додолева, «Город женщин», «Крестьянка» (2008 год). Ирина - автор повестей, рассказов, романов и художественных переводов, а также колумнист газеты «Собеседник». В соавторстве с мужем написаны две книги: «Зверьки и зверюши» (АСТ и «Астрель», 2008) и «В мире животиков» (2001).

Что касается его отношения к женщинам, Быков считает, что «прав был несчастный безумец Отто Вейнингер, писавший в конце XIX века, что среднестатистическая женщина неспособна интересоваться возвышенным. Женщина искренне ненавидит всё непонятное и любит простые, завершённые объяснения, не посягающие на её картину мира». Умных женщин он считает меньшинством. Свою супругу Быков охарактеризовал так.

«Новая» предложила мне обсуждать с сыном происходящее в молодежной культуре. В первой колонке мы говорим об удачных дебютах и стартапах последнего года — главным образом в искусстве. Он молодой, ему видней. Сыну семнадцать лет, он мальчик сдержанный и об искусстве вслух высказывается неохотно. Но тут я припер его к стенке: существует ли сегодня рецепт успеха?

— Почему?

— Не знаю. Но точно одно: если раньше успех был просчитываем хоть в какой-то степени, сегодня это вообще непредсказуемая вещь. Раньше прогремел «Гарри Поттер» — и все пишут про мальчика-волшебника, потом рванул Дэн Браун — все пишут про код имени собственного. Теперь практически любая франшиза обречена, или уж это должен быть миф вроде «Звездных войн». Повторять успех, тиражировать достижения вообще уже невозможно. Кто собирается так делать, передай, что не получится.

— У тебя есть объяснение?

— Никакого. Ну или так: сегодня может выстрелить только безупречно новая вещь, потому что, подозреваю, что это так везде, не только в России, — очень высока неопределенность. С равной вероятностью может жахнуть, может пронести. Ну это как с девушкой, если ты еще помнишь, как это вообще бывает. На известном уровне отношений одинаково легко…

— Пожениться и разбежаться.

— Да. Так и бывает, все этапы пройдены, надо уже что-то делать, и тогда — вот такая развилка. Сейчас, грубо говоря, весь мир в таком состоянии. И значит, цениться будет только то, что контактирует с этой твоей внутренней неуверенностью. Только то, в чем есть это же противоречие. Объяснить понятней не могу.

— Ничего, я понимаю.

— И вот поэтому — сейчас вообще время оксюморона, если хочешь. Оксимирона. Ты его слышал?

— Слышал, не понимаю, от чего вы все сходите с ума.

— Во-первых, это абсолютно новый жанр — рэп-поэма. Ты в курсе сюжета «Горгорода»?

— Совершенно его не уловил. Есть ужасный Горгород, в нем герой, который влюбляется…

— Он поэт, его упрекают в том, что он никак не участвует в общественной жизни, потому что там мэр бандит, вообще власть бандитов. И он влюбляется, этот герой, в анархистку. Она его вовлекает, его сажают, тут оказывается, что она дочь мэра…

— Лихо.

— …Его выпускают, а потом убивают. Рэп — он как бы не рассчитан на сквозной сюжет, на крупную форму, а тут одиннадцать треков, все разные. Во-вторых, Оксимирон все-таки в Англии учился, он просвещенный чел.

— Это уже было у Шнура.

— Но в нем — в отличие, прости, от Шнура — чувствуется культура. Чувствуется хотя бы на уровне стиха.

— Андрей, какая там культура стиха? Там плохие рифмы…

— Там полисиллабические рифмы, отец.

— Многоударные?

— Составные. В рэпе это принято. Это как раз по твоей части.

— А это нормальный рэпчатый голос. И это тоже оксюморон: классная музыка, очень свежий звук — при действительно таком довольно режущем голосе. И это почти на грани китча, но не переходя туда никогда. И все-таки там есть общественная, что ли, проблема, потому что это сейчас непременная часть любого успеха.

— Но все-таки Оксимирон — это не совсем стартап. Его знали.

— Чистый стартап — это Монеточка.

— Кто?

— Лиза Гырдымова, она же Монеточка, екатеринбургская лицеистка. Вот это действительно звезда YouTube, раскрутившаяся с нуля. Она поет таким зверюшиным голосом, if you know what I mean…

— Не забывай, сынок, что зверюш придумали мы с твоей матерью.

— Ну вот. Но то, что она поет, совсем не зверюшливо. Оно насмешливо, в меру цинично. «Я поднимаю свой милкшейк за то, чтоб было все кавайно». Внешне она рыжая, бледная, очень благовоспитанная, интересуется опять же анархизмом, много читает, песни довольно социальные, кстати, и в них виден ум.

— Что ты называешь умом?

— Не знаю. Ну, допустим, есть три вида ума. Есть ум-эрудиция, который примерно, как жилетка у Вассермана. Это нечто отягощенное множеством карманов и предметов в этих карманах, большинством из которых человек вообще не умеет пользоваться. Есть ум как умение себя вести, делать то и не делать се. И есть ум-самонаблюдение…

— Это называется рефлексия.

— Допустим. Это когда ты наблюдаешь за собой и на себе видишь закономерности. Вот у нее такой ум. Она в одном интервью, когда ее тупо спросили, как ей приходят темы песен, — сказала: иногда услышишь обрывок чужой фразы, и приходит тема. Вот это действительно так бывает, я знаю. То есть она все знает про себя.

— А оксюморон в чем?

— Ну в том, что она такая как бы дитя со взрослыми и довольно жесткими стихами. Монеточка, но довольно дорогая.

— Хорошо. А в кино?

— Чтобы стартап? Безусловно «Чайка».

— Чеховская? Кто сделал?

— Навальная «Чайка». Кино Навального. Вот тут уже чистый оксюморон, потому что сделано вроде как в стиле энтэвэшного расследования, но расследование при этом настоящее, хотя обставлено пародийно и со всяческим стебом. Наши все посмотрели. То есть вообще почти нереально увидеть человека лет двадцати, чтобы он это не смотрел. Это хит сезона.

— А мне казалось, что удачный стартап в кино — это «Три»…

— Это Хвалеев, да. Это хороший триллер, местами страшный, сделанный на медные деньги с непрофессионалами. Но я не думаю, что это хит.

— Нет социалки?

— Социалка есть. Нет оксюморона. Он нормальный профессиональный фильм. А надо, чтобы в этом профессиональном была трещина.

— Зачем?

— Иначе не срезонирует. Раньше надо было быть профессионалом. А сейчас надо, чтобы тебя разрывало пополам.

Дмитрий Львович Быков — известный российский писатель, поэт, журналист и радиоведущий. Обладает уникальным чувством юмора и не боится выражать свое мнение, которое часто противоречит интересам политических элит. Коллег Дмитрий поражает тем, что пишет стихи с той же скоростью, что и прозу, а прозу — со скоростью речи. Эта способность позволила Дмитрию Быкову открыть новый литературный жанр – рифмованную прозу. По мнению NoNews, является одним из лучших современных русскоязычных писателей.

Гражданство: Россия
Дата и место рождения: 20 декабря 1967, Москва, Россия
Образование и ученая степень: высшее образование, Факультет журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО (у) МИД России.

Семья и дети:

      • Отец: Лев Иосифович Зильбертруд — детский врач-оториноларинголог, кандидат медицинских наук;
      • Мать: Наталья Иосифовна Быкова — выпускница МГПИ, учительница русского языка и литературы в школе № 1214 г. Москвы;
      • Дядя: Григорий Иосифович Зильбертруд — детский оториноларинголог, кандидат медицинских наук;
      • Жена: Ирина Лукьянова — писательница и журналист, закончила гуманитарный факультет Новосибирского государственного университета;
      • Дочь: Евгения Быкова -;
      • Сын: Андрей Быков — .

Карьера:

  • 1973 год — написал свой первый стих;
  • 1984 год — закончил школу с золотой медалью;
  • с 1985 года — работает в газете «Собеседник»;
  • 1987-1989 годы — проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил СССР;
  • 1989–1992 годаы — был активным участником поэтического объединения «Орден куртуазных маньеристов», его стихи вошли в поэтические сборники, опубликованные орденом;
  • 1990-е годы — преподает в школе №1214 города Москвы;
  • 1991 год – окончил факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова с красным дипломом;
  • с 1991 года — член Союза писателей России;
  • 1992 год — вышел первый сборник стихов Быкова;
  • 1992 год — дебютировал на ТВ в программе Киры Прошутинской;
  • 2000 год — был ведущим программы «Времечко», а также автором и ведущим еженедельной публицистической программы «Хорошо, БЫков» на канале ТВЦ;
  • с 2000 года — креативный директор «Собеседника»;
  • 2003-2004 годы — редактор газеты «Культура»;
  • 2003-2006 годы — вел мастер-класс «Журналистское мастерство» в Институте Журналистики и Литературного Творчества (ИЖЛТ);
  • 2005-2006 годы — был одним из ведущих вечернего шоу на радиостанции «Юность» (ВГТРК);
  • 2006-2008 годы — главный редактор арт-проекта «Moulin Rouge»;
  • 2010 год — вел программу «Картина маслом» на «Пятом канале»;
  • 2010 год — получил премию «Золотое перо России» от Союза журналистов России;
  • 2011-2012 годы — вышел проект «Гражданин Поэт», в котором актер Михаил Ефремов читал стихотворения Дмитрия Быкова «на злобу дня»;
  • с 2012 года - соведущий радиопрограммы Новости в классике на Коммерсантъ FM;
  • с 2015 года - ведущий радиопрограммы Один на Эхо Москвы.

Биография

Дмитрий Львович Быков родился 20 декабря 1967 года в Москве. Родители Быкова рано развелись, и его мать, учительница русского языка и литературы Наталья Иосифовна Быкова, воспитывала сына одна. Упоминал писатель и фамилию своего отца — Зильбертруд, но при этом отмечал: «Я ношу фамилию матери, потому что я горжусь моей матерью».

В 1984 году Быков окончил школу с золотой медалью и поступил на факультет журналистики МГУ (кафедра литературной критики). С 1987 по 1989 год он служил в армии, в 1991 году окончил университет с красным дипломом. В 1985 году, еще обучаясь в университете, Быков начал работать в еженедельнике «Собеседник» корреспондентом, позже стал редактором одного из отделов газеты.

С 1989 года Быков выступал одним из активных участников появившегося незадолго до этого «Ордена куртуазных маньеристов» — поэтического объединения, творчество участников которого, по мнению критиков, отличала «бездна цинизма и острой сатиры, скрытая за блестящей куртуазностью». В ордене Быков носил звание «Командора», стал соавтором нескольких опубликованных ОКМ поэтических сборников. Покинул орден летом 1992 года, однако в числе «маньеристов» он и позднее упоминался в СМИ.

Еще в 1991 году Быков стал членом Союза писателей России. По его собственным словам, он был принят в Союз по списку, составленному поэтом Андреем Вознесенским, где тот «указал фамилий пятьдесят тех, кто, по его мнению, был достоин членства в союзе, но в советские времена не мог туда попасть». Однако о существовании «поэта Быкова» классик узнал лишь накануне, когда давал Быкову интервью.

В 90-е годы Быков продолжал работать в «Собеседнике», кроме этого печатался, по собственным словам, «почти во всех московских еженедельниках и нескольких ежедневных газетах», в том числе в «Вечернем клубе», «Столице», «Общей газете», «Семи днях», «Новой газете», «Фасе», «Профиле». С 1993 года Быков публиковался в журнале «Огонек», в 1997 году стал обозревателем журнала. Кроме того, он выступал на телевидении, где дебютировал в 1992 году в программе «Пресс-клуб» Киры Прошутинской.

В 1995 году Быков вместе с писателем Александром Никоновым выпустил юмористическое первоапрельское приложение к «Собеседнику» под названием «Мать», содержавшее нецензурную лексику. В связи с этим Генпрокуратура РФ возбудила уголовное дело о хулиганстве, Быков и Никонов были взяты под стражу. Комментируя произошедшее, сотрудники «Собеседника» предположили, что причиной давления со стороны Генпрокуратуры стало опубликованное еженедельником ранее интервью с бывшим генпрокурором России Алексеем Казанником, а также критический материал о Министерстве по чрезвычайным ситуациям. В защиту журналистов была организована общественная кампания, и вскоре их выпустили под подписку о невыезде. Процесс Быкова-Никонова продолжался два года, в итоге оба были полностью оправданы.

Одновременно с занятиями журналистикой в девяностые годы Быков преподавал литературу в московской школе №1214. В 2000 году он стал креативным редактором «Собеседника», а в 2002-2003 годах работал заместителем главного редактора газеты «Консерватор». В 2003-2004 годах Быков занимал должность редактора отдела «Культура», с мая 2004 года — отдела «Общество» журнала «Огонек». В 2006 году он стал главным редактором «глянцево-политического» журнала Moulin Rouge (был закрыт в 2008 году в связи с экономическим кризисом), а с апреля 2007 по 2009 год являлся обозревателем журнала «Русская жизнь».

Быков продолжал работать на телевидении: с 2000 по 2008 год он был одним из ведущих программы «Времечко» на канале ТВЦ и, кроме того, в 2000-2003 годах вел на ТВЦ авторскую программу «Хорошо, БЫков». Работал Быков и на радио: в 2005-2006 годах он был ведущим вечернего шоу на радиостанции «Юность», а в сентябре 2006 года начал вести передачу «Сити шоу с Дмитрием Быковым» на радио Сити-FM.

В 2007 году, после долгого перерыва, Быков продолжил работать в школе: он преподавал литературу в школе «Интеллектуал», а с 2009 года — в частной школе «Золотое сечение», (по данным сайта школы, работать там он продолжал и в 2012 году). С ноября 2010 года он также читал цикл публичных лекций «Календарь», посвященный русским и зарубежным писателям.

В 2009 году Быков был ведущим программы «Рожденные в СССР» на телеканале «Ностальгия», а в мае 2011 года на том же канале начал вести программу «Колба времени». С марта 2010 по январь 2011 года на Пятом канале журналист вел ток-шоу «Картина маслом».

Рассказывая о своем неучастии в политике, Быков в одном из интервью говорил, что результат политической борьбы «предопределен, а значит, вся борьба за идею превращается в борьбу за кусок». При этом он отмечал, что он был «в августе 1991 года у Белого дома и в октябре 1993 года у московской мэрии», что, по его мнению, «с точки зрения политической и человеческой …было глупо, но с точки зрения исторической и литературной – небесполезно».

В феврале 2011 года на телеканале «Дождь» начал выходить еженедельный проект «Поэт и гражданин» Дмитрия Быкова и актера Михаила Ефремова. Автором идеи, продюсером и режиссером проекта, в рамках которого Ефремов читал стихи Быкова в жанре острой политической сатиры, выступил журналист Андрей Васильев. В марте 2011 года очередной выпуск программы, посвященный взаимоотношениям премьер-министра Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева, не был допущен в телеэфир по цензурным соображениям, и следующие серии проекта, сменившего название на «Гражданин поэт», стали публиковаться в интернете на портале F5 и выходить в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

В августе 2011 года Быков вместе с другими журналистами и политиками создал движение «Нах-нах: голосуй против всех», призывавшее к бойкоту декабрьских выборов в Госдуму шестого созыва, которые многие считали нелегитимными из-за отсутствия в стране политических свобод и подавления «несистемной» оппозиции. Символом движения по предложению Быкова был выбран виртуальный персонаж — поросенок Нах-Нах. После выборов, победу на которых одержала «Единая Россия» (набравшая, по официальным данным, 49,32 процента голосов), 10 и 24 декабря в российских городах прошли массовые митинги против фальсификаций при подсчете голосов. Быков, выступая на митингах в Москве на Болотной площади и проспекте Академика Сахарова, призвал приверженцев разных политических взглядов объединиться в мирной борьбе за политические перемены, которые писатель назвал неизбежными. «История поставила на нас и положила на них», — завершил Быков свое выступление на проспекте Сахарова.

В январе 2012 года Быков стал одним из учредителей Лиги избирателей, которая задумывалась как продолжение протестного движения (в число учредителей Лиги, в частности, вошли телеведущий Леонид Парфенов, блогеры Рустем Адагамов и Илья Варламов, писатель Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), музыкант Юрий Шевчук, журналист Ольга Романова). Цель Лиги Быков обозначил как «обеспечение прозрачности выборов, широкой гласности любых нарушений». В числе целей говорил он и о попытке «противостоять пропаганде одного конкретного человека» (имея в виду выступившего кандидатом на президентских выборах 2012 года премьер-министра страны Владимира Путина — ред.). Писатель допускал, что из Лиги может быть организована новая политическая партия, выражающая интересы среднего класса. Однако другие учредители Лиги Быкова не поддержали: Парфенов и Адагамов сказали, что предпочитают оставаться вне политики, а Шевчук заявил, что покинет Лигу, если та превратится в политическую партию.

20-22 октября 2012 года состоялись выборы в Координационный совет российской оппозиции. С помощью этих выборов оппозиция намеревалась сформировать легитимный орган для переговоров с властью и разработки программы своих дальнейших действий. Быков был избран одним из 45 членов этого органа.

Быков — автор нескольких романов, в числе которых «Оправдание» (2001),»Орфография» (2003), «Эвакуатор» (2005), «ЖД» (2006), «Списанные» (2008), «Остромов, или Ученик чародея» (2010). Его перу принадлежат вышедшие в серии ЖЗЛ биографии Бориса Пастернака (2005) и Булата Окуджавы (2009) более десятка сборников стихотворений, пьес, рассказов и публицистических статей. Писал также под псевдонимами Мэтью Булл, Брэйн Даун.

За свои книги Быков получил ряд престижных литературных премий, в числе которых две премии «Национальный бестселлер» (в 2006 году за книгу «Борис Пастернак», в 2011 году за роман «Остромов, или Ученик чародея»), премия «Большая Книга» (в 2006 году также за биографию Пастернака), три премии имени братьев Стругацких (2004, 2006, 2007), а также премии «Бронзовая улитка» (2007, 2009), «Мраморный фавн» (2003, 2006, 2007, 2010), «Портал» (2008, 2011) , «Филигрань» (2007), «Полдень» (2006) и «Студенческий Букер» (2005). Быков также является обладателем журналистской премии «Золотое перо России» за 2010 год. Проект «Гражданин поэт» в 2012 году был удостоен гран-при премии «Сделано в России», организованной журналом «Сноб».

Быков женат вторым браком на писательнице и журналистке Ирине Лукьяновой, у него двое детей. Любит животных: писатель упоминал, что у него есть «собака, мышь, морская черепаха, два попугая».

Увлечения, хобби:
по словам самого Быкова, его любимое занятие в свободное время — сидеть дома;
любит животных;
дома содержит собаку, мышь, морскую черепаху и двух попугаев.

Цитаты:

Люди про Быкова

Его плодовитость стала легендарным фактом отечественной публицистики и была отражена в анекдоте, который сочинили его коллеги по цеху: «Пока ты сидел в туалете, Дмитрий Быков написал статью и заработал триста долларов».

Цитаты Быкова

«Российский народ охотно идёт вслед за любым вождём, лишь бы не думать самому».

«Россия щеляста, и потому тоталитаризм в ней невозможен».

«Я никогда не ставил своей задачей влиять на мнение россиян. Я ставлю себе задачу напоминать людям, что есть абсолютные ценности, а дальше они пусть думают сами».

«Никогда в жизни не хотел похудеть. Дискриминация толстых гораздо серьезнее, чем других меньшинств».

«отлично пишущая (искал такую двадцать семь лет, насилу нашёл, тут же набросился и женился - теперь пыль сдуваю, лишь бы сочиняла. С остальными со скуки помрёшь)», — Быков про свою жену.

«Я ужасный домосед, мне нравится сидеть дома и стучать по клавишам. Раз в год езжу на «Жигулях» в «Артек» и больше не путешествую.»

«Тимошенко из того ряда людей, что и Березовский: циничная, харизматичная и крайне эгоцентричная. Я рад, что у нас в России такого персонажа нет.»

«Я активно не люблю Борхеса, Кортасара, Селинджера, Гессе, Пинчона, Мураками, обоих Бартов, Роб-Грийе, Берроуза, Керуака и Лири. Я люблю американцев-южан от Фолкнера до Капоте. Мне не нравится весь Фаулз, кроме «Коллекционера», но нравятся Пелевин, Успенский и Лазарчук. Я никому не желаю ничего плохого, но считаю, что Бориса Кузьминского, Дмитрия Кузьмина и Вячеслава Курицына не существует в природе. Лучшими книгами, когда-либо написанными, я считаю «Уленшпигеля» де Костера, «Исповедь» блаженного Августина, «Потерянный дом» Александра Житинского, «Анну Каренину» Льва Толстого и «Повесть о Сонечке» Марины Цветаевой»

«Утверждая, что хрен редьки не слаще, я пропагандирую редьку?»

«В женщинах очень не люблю блядства - то есть любования собственной порочностью, гордости за неё. В мужчинах довольно противен мачизм, повышенное внимание к брендам, хвастовство - но это вещи простительные.»

Примечания:

Популярное:

Библиография:

Романы

  • Оправдание (2001), линейный сюжет с экскурсами, М.: издательство «Вагриус», цикл «О-трилогия», номинация на премию «Национальный бестселлер» в 2001 году и на АБС-премию в 2002 году, ISBN 5-264-00584-2.
  • Орфография (2003, 2006, 2007), М.: издательство «Вагриус», ISBN 5-264-00741-1.
  • Эвакуатор (2005), М.: издательство «Вагриус», ISBN 5-475-00099-9.
  • ЖД (2006, 2007, 2008), М.: издательство «Вагриус», ISBN 5-9697-0260-9, девять переизданий.
  • Оправдание. Эвакуатор. М., «Вагриус», 2008.
  • Списанные (2008), ISBN 978-5-91631-001-6.
  • Остромов, или Ученик чародея (2010), издательство «ПРОЗАиК», твёрдый переплёт, (768 стр.), тираж 5000 экз., ISBN 978-5-91631-120-4.
  • Орфография. - М.: ПРОЗАиК, 2010, 2011, 2013. - 736 с.
  • Оправдание. - М.: ПРОЗАиК, 2010
  • Остромов. - М.: ПРОЗАиК, 2012-768 с.
  • Списанные. - М., ПРОЗАиК, 2012., 384 с. ISBN 978-5-91631-155-6, ISBN 978-5-91631-001-6, ISBN 978-5-91631-003-X (ошибоч.)
  • Оправдание. Орфография. Остромов. - М.: ПРОЗАиК, 2011. - 992 с. ISBN 978-5-91631-106-8
  • Икс (2012), Эксмо, 288 с., 15 000 экз. ISBN 978-5-699-59749-9.
  • Эвакуатор (2012). М., ПРОЗАиК. - 336 с. ISBN 978-5-91631-154-9, ISBN 978-5-91631-087-0
  • Квартал: Прохождение. - М., АСТ, 2014-446 с.,15 000 экз. ISBN 978-5-17-082362-8

Сборники поэзии

  • Декларация независимости (1992), 52 стр, РИЦ «Палитра».
  • Послание к юноше (1994) М.: РИФ «РОЙ», (160 стр.)
  • Военный переворот (1996) М.: РИФ «РОЙ». - 208 с., 1 000 экз.
  • Отсрочка (2000) СПб.: издательство «Геликон Плюс».
  • Призывник (2003) СПб.: издательство «Геликон Плюс», ISBN 5-94278-341-1.
  • Письма счастья (2005) издательство «Геликон Плюс» (176 стр.), ISBN 5-93682-219-2.
  • Последнее время (2007) М.: издательство «Вагриус», 512 с., ISBN 978-5-9697-0370-4 , ISBN 5-9697-0178-5.
  • Отчёт (2010) М.: «ПРОЗАиК», 576 с. ISBN 978-5-91631-034-4.
  • Новые письма счастья (2010) издательство «Время», мягкая обложка, (320 стр)., тираж 3000 экз., ISBN 978-5-9691-0516-4. ,
  • На самом деле (2011), серия: «Поэзия XXI». Авторский сборник; издательство «Эксмо», твёрдый переплёт, (320 стр.), тираж 4000 экз., ISBN 978-5-699-51465-6.
  • Гражданин поэт. (2011). Азбука-аттикус. - 144 с., 25 000 экз. + DVD. ISBN 978-5-389-03165-4
  • Гражданин поэт. (2012) СПб., Азбука-аттикус. - 152 с., 80 000 экз.
  • Новые и новейшие письма счастья (2012), Время, (512 стр.), сборник стихотворных фельетонов, серия: «Поэтическая библиотека», тираж 3000 экз., ISBN 978-5-9691-0802-8.
  • Блаженство (2013), серия: «Золотая серия поэзии». Авторский сборник; издательство «Эксмо», твёрдый переплёт, (352 стр.), тираж 3000 экз., ISBN 978-5-699-62641-0.
  • Ясно. Новые стихи и письма счастья (2015), АСТ: Ред. Елены Шубиной, (284 стр.), ISBN 978-5-17-087962-5.

Другие работы (сборники статей, рассказов и пр.)

  • 66 дней. Орхидея джунглей. (1992) - под псевдонимом Мэтью Булл, издательство АСТ. Серия: «Кинороман»; ISBN 5-88196-067-X.
  • Харлей и Мальборо. Дикая Орхидея - 2. (1993) - под псевдонимом Мэтью Булл, издательство АСТ. Серия: «Кинороман»; ISBN 5-88196-114-5.
  • Блуд труда (2002, 2014) - сборник публицистических статей; СПб., «Лимбус Пресс»; ISBN 5-8370-0014-3, ISBN 978-5-8370-0481-0 (2007).
  • Как Путин стал президентом США (2005) - сборник рассказов; издательство «Ред Фиш»; ISBN 5-483-00085-4.
  • Хроники ближайшей войны (2005) - сборник публицистических статей; СПб., «Амфора»; - 512 с. ISBN 5-94278-941-X.
  • Борис Пастернак (2005) - М., Молодая гвардия, «Жизнь замечательных людей»; ISBN 5-235-02791-4.
  • Вместо жизни (2006) - сборник публицистических статей; ISBN 5-9697-0163-7.
  • ЖД-рассказы (2007, 2014) - сборник рассказов, «Вагриус». Тираж: 10 000 экз. ISBN 978-5-9697-0504-3.
  • Был ли Горький? (2008) - публицистическая книга; ISBN 978-5-17-054542-1.
  • На пустом месте (2008, 2011) - сборник публицистических статей; ISBN 978-5-8370-0534-3.
  • Булат Окуджава (2009, 2011) - М., Молодая гвардия, «Жизнь замечательных людей»; ISBN 978-5-235-03447-1.
  • Думание мира (2009, 2015) - сборник публицистических статей; СПб, Лимбус-пресс, ISBN 978-5-8370-0545-9.
  • И все-все-все (2009, 2011) - три сборника интервью, взятых Д. Быковым у известных лиц; ISBN 978-5-91631-037-5 (синий), ISBN 978-5-91631-038-2 (жёлтый), ISBN 978-5-91631-117-4 (зелёный). ,
  • Медведь (2010) - сборник пьес; М.: ПРОЗАиК, твёрдый переплёт, 272 с., 5 000 экз.; ISBN 978-5-91631-083-2.
  • Календарь. Разговоры о главном (2010) - сборник публицистических статей, М.:АСТ- Астрель, 2011 г.; ISBN 978-5-17-070384-5, ISBN 978-5-271-31273-1.
  • Прощай, кукушка (2011) - сборник рассказов; М.: «ПРОЗАиК», твёрдый переплёт, 272 с., 4 000 экз.; ISBN 978-5-91631-118-1
  • Борис Пастернак. Биография в 2-х книгах. СПб., Вита Нова, 2011. - 1 100 экз.
  • Мужской вагон (2012) - сборник из шестнадцати рассказов, при этом четыре написаны в рифму, М.: «ПРОЗАиК» (2012), ISBN 978-5-91631-158-7. «Рассказ как жанр требует чувства меры и ритма, - отметил автор, - и потому первые свои рассказы я писал в стихах: там не разлетишься».
  • Календарь-2. Споры о бесспорном (2012) - сборник публицистических статей; АСТ. - 448 с. ISBN 978-5-271-38602-2.
  • Тайный русский календарь. Главные даты (2012) - сборник публицистических статей; ISBN 978-5-271-44972-7.
  • Советская литература. Краткий курс (2012) - авторский сборник; ISBN 978-5-91631-174-7
  • Синдром Черныша. (2012) - рассказы. М.: ПРОЗАиК. - 512 с.
  • 100 книг, которые должен прочитать каждый (2013)
  • Советская литература. Расширенный курс. (2014) М., ПРОЗАиК, - 576 с., 5 000 экз. ISBN 978-5-91631-210-2, ISBN 978-5-91631-231-7
  • В мире животиков (2005) - сборник рассказов; в соавторстве с супругой Ириной Лукьяновой, в основу легла одноимённая передача, которую авторы вели 1998 году на московском радио, «где рассказывали про всяких несуществующих зверьков»; СПб., Амфора, 432 с. ISBN 5-483-00083-8.
  • Правда (2005) - в соавторстве с Максимом Чертановым, СПб.: «Амфора», ISBN 5-94278-899-5.
  • Живой (2006) - в соавторстве с Игорь Порублевым и Максимом Чертановым. СПб.: «Амфора», серия: «Смотрим фильм - читаем книгу». — 288 с., 30 000 экз. ISBN 5-367-00229-3.
  • Код Онегина (2006) - роман о найденной неизвестной ранее рукописи Пушкина (со вставками из жизни поэта Александра П. в России XXI века). Написан в соавторстве с Максимом Чертановым под псевдонимом Брэйн Даун; «Амфора», г. СПб, 2006 г., (624 стр.), ISBN 5-367-00028-2.
  • О зверьках и зверюшах (2007) - сборник рассказов; в соавторстве с Ириной Лукьяновой, СПб.: Библиополис
  • Зверьки и зверюши. (2008) — АСТ-Астрель, 512 с. ISBN 978-5-17-049396-8
  • Сигналы (2013) — в соавторстве с Валерией Жаровой. М.: Эксмо, 320 с. ISBN 978-5-699-68501-1

Медиатека



Поэт, писатель, журналист

Поэт, писатель, журналист, теле-радиоведущий, педагог. В январе 2012 года выступил одним из учредителей Лиги избирателей.

Дмитрий Львович Быков родился 20 декабря 1967 года в Москве , . Родители Быкова рано развелись, и его мать, учительница русского языка и литературы Наталья Иосифовна Быкова, воспитывала сына одна. Упоминал писатель и фамилию своего отца - Зильбертруд, но при этом отмечал: "Я ношу фамилию матери, потому что я горжусь моей матерью" .

В 1984 году Быков окончил школу с золотой медалью и поступил на факультет журналистики МГУ (кафедра литературной критики) . С 1987 по 1989 год он служил в армии, в 1991 году окончил университет с красным дипломом , . В 1985 году, еще обучаясь в университете, Быков начал работать в еженедельнике "Собеседник" корреспондентом, позже стал редактором одного из отделов газеты , .

С 1989 года Быков выступал одним из активных участников появившегося незадолго до этого "Ордена куртуазных маньеристов" - поэтического объединения, творчество участников которого, по мнению критиков, отличала "бездна цинизма и острой сатиры, скрытая за блестящей куртуазностью" , . В ордене Быков носил звание "Командора", стал соавтором нескольких опубликованных ОКМ поэтических сборников . Покинул орден летом 1992 года , однако в числе "маньеристов" он и позднее упоминался в СМИ .

Еще в 1991 году Быков стал членом Союза писателей России . По его собственным словам, он был принят в Союз по списку, составленному поэтом Андреем Вознесенским , где тот "указал фамилий пятьдесят тех, кто, по его мнению, был достоин членства в союзе, но в советские времена не мог туда попасть". Однако о существовании "поэта Быкова" классик узнал лишь накануне, когда давал Быкову интервью .

В 90-е годы Быков продолжал работать в "Собеседнике", кроме этого печатался, по собственным словам, "почти во всех московских еженедельниках и нескольких ежедневных газетах", в том числе в "Вечернем клубе", "Столице", "Общей газете", "Семи днях", "Новой газете", "Фасе", "Профиле". С 1993 года Быков публиковался в журнале "Огонек", в 1997 году стал обозревателем журнала , , . Кроме того, он выступал на телевидении, где дебютировал в 1992 году в программе "Пресс-клуб" Киры Прошутинской , .

В 1995 году Быков вместе с писателем Александром Никоновым выпустил юмористическое первоапрельское приложение к "Собеседнику" под названием "Мать", содержавшее нецензурную лексику. В связи с этим Генпрокуратура РФ возбудила уголовное дело о хулиганстве, Быков и Никонов были взяты под стражу. Комментируя произошедшее, сотрудники "Собеседника" предположили, что причиной давления со стороны Генпрокуратуры стало опубликованное еженедельником ранее интервью с бывшим генпрокурором России Алексеем Казанником, а также критический материал о Министерстве по чрезвычайным ситуациям. В защиту журналистов была организована общественная кампания, и вскоре их выпустили под подписку о невыезде. Процесс Быкова-Никонова продолжался два года, в итоге оба были полностью оправданы , , .

Одновременно с занятиями журналистикой в девяностые годы Быков преподавал литературу в московской школе №1214 , , . В 2000 году он стал креативным редактором "Собеседника", а в 2002-2003 годах работал заместителем главного редактора газеты "Консерватор". В 2003-2004 годах Быков занимал должность редактора отдела "Культура", с мая 2004 года - отдела "Общество" журнала "Огонек" . В 2006 году он стал главным редактором "глянцево-политического" журнала Moulin Rouge (был закрыт в 2008 году в связи с экономическим кризисом) , , а с апреля 2007 по 2009 год являлся обозревателем журнала "Русская жизнь" .

Быков продолжал работать на телевидении: с 2000 по 2008 год он был одним из ведущих программы "Времечко" на канале ТВЦ и, кроме того, в 2000-2003 годах вел на ТВЦ авторскую программу "Хорошо, БЫков" , . Работал Быков и на радио: в 2005-2006 годах он был ведущим вечернего шоу на радиостанции "Юность", а в сентябре 2006 года начал вести передачу "Сити шоу с Дмитрием Быковым" на радио Сити-FM , .

В 2007 году, после долгого перерыва, Быков продолжил работать в школе: он преподавал литературу в школе "Интеллектуал", а с 2009 года - в частной школе "Золотое сечение" , (по данным сайта школы, работать там он продолжал и в 2012 году ). С ноября 2010 года он также читал цикл публичных лекций "Календарь", посвященный русским и зарубежным писателям , .

В 2009 году Быков был ведущим программы "Рожденные в СССР" на телеканале "Ностальгия", а в мае 2011 года на том же канале начал вести программу "Колба времени" , . С марта 2010 по январь 2011 года на Пятом канале журналист вел ток-шоу "Картина маслом" , .

Рассказывая о своем неучастии в политике, Быков в одном из интервью говорил, что результат политической борьбы "предопределен, а значит, вся борьба за идею превращается в борьбу за кусок". При этом он отмечал, что он был "в августе 1991 года у Белого дома и в октябре 1993 года у московской мэрии", что, по его мнению, "с точки зрения политической и человеческой...было глупо, но с точки зрения исторической и литературной – небесполезно" .

В феврале 2011 года на телеканале "Дождь" начал выходить еженедельный проект "Поэт и гражданин" Дмитрия Быкова и актера Михаила Ефремова. Автором идеи, продюсером и режиссером проекта, в рамках которого Ефремов читал стихи Быкова в жанре острой политической сатиры, выступил журналист Андрей Васильев . В марте 2011 года очередной выпуск программы, посвященный взаимоотношениям премьер-министра Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева , не был допущен в телеэфир по цензурным соображениям, и следующие серии проекта, сменившего название на "Гражданин поэт", стали публиковаться в интернете на портале F5 и выходить в эфире радиостанции "Эхо Москвы" , , .

В августе 2011 года Быков вместе с другими журналистами и политиками создал движение "Нах-нах: голосуй против всех", призывавшее к бойкоту декабрьских выборов в Госдуму шестого созыва, которые многие считали нелегитимными из-за отсутствия в стране политических свобод и подавления "несистемной" оппозиции. Символом движения по предложению Быкова был выбран виртуальный персонаж - поросенок Нах-Нах , . После выборов, победу на которых одержала "Единая Россия " (набравшая, по официальным данным, 49,32 процента голосов ), 10 и 24 декабря в российских городах прошли массовые митинги против фальсификаций при подсчете голосов. Быков, выступая на митингах в Москве на Болотной площади и проспекте Академика Сахарова, призвал приверженцев разных политических взглядов объединиться в мирной борьбе за политические перемены, которые писатель назвал неизбежными. "История поставила на нас и положила на них", - завершил Быков свое выступление на проспекте Сахарова , .

В январе 2012 года Быков стал одним из учредителей Лиги избирателей, которая задумывалась как продолжение протестного движения (в число учредителей Лиги, в частности, вошли телеведущий Леонид Парфенов , блогеры Рустем Адагамов и Илья Варламов, писатель Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), музыкант Юрий Шевчук , журналист Ольга Романова) , , . Цель Лиги Быков обозначил как "обеспечение прозрачности выборов, широкой гласности любых нарушений". В числе целей говорил он и о попытке "противостоять пропаганде одного конкретного человека" (имея в виду выступившего кандидатом на президентских выборах 2012 года премьер-министра страны Владимира Путина - ред.) . Писатель допускал, что из Лиги может быть организована новая политическая партия, выражающая интересы среднего класса . Однако другие учредители Лиги Быкова не поддержали: Парфенов и Адагамов сказали, что предпочитают оставаться вне политики, а Шевчук заявил, что покинет Лигу, если та превратится в политическую партию , .

20-22 октября 2012 года состоялись выборы в Координационный совет российской оппозиции. С помощью этих выборов оппозиция намеревалась сформировать легитимный орган для переговоров с властью и разработки программы своих дальнейших действий. Быков был избран одним из 45 членов этого органа , .

Быков - автор нескольких романов, в числе которых "Оправдание" (2001),"Орфография" (2003), "Эвакуатор" (2005), "ЖД" (2006), "Списанные" (2008), "Остромов, или Ученик чародея" (2010). Его перу принадлежат вышедшие в серии ЖЗЛ биографии Бориса Пастернака (2005) и Булата Окуджавы (2009) более десятка сборников стихотворений, пьес, рассказов и публицистических статей , , . Писал также под псевдонимами Мэтью Булл, Брэйн Даун .

За свои книги Быков получил ряд престижных литературных премий, в числе которых две премии "Национальный бестселлер" (в 2006 году за книгу "Борис Пастернак", в 2011 году за роман "Остромов, или Ученик чародея"), премия "Большая Книга" (в 2006 году также за биографию Пастернака), три премии имени братьев Стругацких (2004, 2006, 2007), а также премии "Бронзовая улитка" (2007, 2009), "Мраморный фавн" (2003, 2006, 2007, 2010), "Портал" (2008, 2011) , "Филигрань" (2007), "Полдень" (2006) и "Студенческий Букер" (2005) , , , , , , , , , , , , . Быков также является обладателем журналистской премии "Золотое перо России" за 2010 год , . Проект "Гражданин поэт" в 2012 году был удостоен гран-при премии "Сделано в России", организованной журналом "Сноб" , .

Быков женат вторым браком на писательнице и журналистке Ирине Лукьяновой, у него двое детей , , , . Любит животных: писатель упоминал, что у него есть "собака, мышь, морская черепаха, два попугая" .

Использованные материалы

Илья Шепелин, Александр Черных . Оппозиция перестроилась из маршей в хит-парад. - Коммерсантъ , 23.10.2012. - № 199 (4984)

Pussy Riot получили премию за лучший арт-проект. - РБК , 14.09.2012

"Сделано в России". Победители. - Snob.ru , 13.09.2012

Декларация о создании Лиги избирателей. - Лига избирателей (ligaizbirateley.ru) , 18.02.2012

Гражданин поэт. "Наши - все". - F5.RU , 30.01.2012

В России создана "Лига избирателей". - Интерфакс , 18.01.2012

Елена Поляковская . "Лиге избирателей" пока не до политики. - Радио Свобода , 18.01.2012

Ольга Барыкова . Избиратели создают "Лигу" и пытаются остаться вне политики. - РИА Новости , 17.01.2012

Дмитрий Быков: из объединения граждан во главе с Акуниным и Парфеновым может быть образована партия. - Газета.Ru , 17.01.2012

Андрей Летаев . Два празднования одной даты. - Независимая газета , 15.12.2011

Митинг на Болотной собрал от 85 до 150 тысяч человек. - Грани.Ру , 10.12.2011

ЦИК РФ объявил официальные итоги выборов в Госдуму. - РБК , 09.12.2011

Дмитрий Губин . Бесцензурщина. - Огонек , 14.11.2011. - №45 (5204)

Светлана Романова . Дмитрий Быков: "В школе мой час стоит где-то две тысячи". - Слон , 05.10.2011

Сентябрь. Достать чернил и плакать. - Московские новости , 25.08.2011

Дмитрий Быков . Нах! - Новая газета , 23.08.2011

С энергичным посылом. - Грани.Ру , 22.08.2011

Олеся Шмагун . Посмеялись и разошлись. - Независимая газета , 29.06.2011

Популярный писатель, поэт и блогер Дмитрий Быков делится своими мыслями о политике и творчестве. - Эхо Москвы - Екатеринбург , 22.06.2011

Победителем премии "Национальный бестселлер" стал Дмитрий Быков. - Голос России , 05.06.2011

Быков, Дмитрий. - Новости литературы , 22.05.2011

Дмитрий Быков встретится с саратовцами. - Известия Саратов , 05.03.2011

Знай наших! - Новые Известия , 14.02.2011

Оперились. - Новая газета , 13.02.2011

Светлана Бочарова, Игорь Бахарев . Пятому каналу показали, кто тут Первый. - Газета.Ru , 13.01.2011

Асимметричный Быков. - Новый взгляд , 10.12.2010

Новый проект Дмитрия Быкова – цикл исторических лекций "Календарь"! - Блог ru-bykov.livejournal.com , 13.11.2010

Вера Цветкова . Пятый превращается в интеллектуальный ресурс. - Независимая газета , 05.03.2010

Дмитрий Быков: "Утверждая, что хрен редьки не слаще, я пропагандирую редьку?". - TV29 , 06.02.2010

Андрей Ванденко . Отчетное собрание. - Итоги , 28.12.2009. - №53/707

Евгений Лесин . Хожу я и песенку слушаю. - Независимая газета , 12.03.2009