Да винчи леонардо, "тайная вечеря". Загадки картины "тайная вечеря" леонардо да винчи


С именами двенадцати Апостолов иногда бывает путаница даже у воцерковленных людей. Запомнить их будет проще, если «привязать» каждое из имен к фрагментам из Евангельского повествования с их участием (подробнее об апостолах на сайте “Фомы” – ).

ПЕТР

– (Кифа – камень) так назвал его Господь, а первое его имя Симон. Рыбак из Капернаума. В его доме гостил Иисус, исцелив однажды от горячки Петрову тещу. С дозволения Господа шел с Ним некоторое время по воде. Он первый уверовал в то, что Иисус – Сын Бога Живого, но он же и отрекся от Учителя, когда того схватили слуги иудейского первосвященника. Раскаяние пришло к Петру сразу. И Господь простил его, больше того – поставил его первым над другими учениками.

АНДРЕЙ

– брат апостола Петра, до встречи с Иисусом был учеником Иоанна Крестителя. первый последовал за Учителем сразу после того, как Иоанн Креститель назвал Иисуса Агнцем Божиим. Поэтому его называют Первозванным.

ИОАНН ЗЕВЕДЕЕВ

(Богослов) – автор четвертого Евангелия и других книг Нового Завета. Прозван , потому что в его Евангелии очень много прямой речи Христа, Слова Бога. Как и Андрей, до встречи с Иисусом был учеником . Иоанн, самый молодой и самый любимый ученик Христа. Это он возлежал на плече у Спасителя во время . Он единственный из учеников отважился быть на Голгофе во время , а до того был рядом с Господом на допросах у первосвященника и у Понтия Пилата. Ему завещал Иисус заботиться о Богоматери. После ухода Учителя из земной жизни Иоанн взял Марию к себе в дом.

Единственный апостол, который умер своей смертью и в глубокой старости.

ИАКОВ ЗЕВЕДЕЕВ

Рыбак с Галилейского моря, брат евангелиста Иоанна. Зовется также , поскольку среди апостолов есть еще один Иаков (Меньший). Вместе с братом Иоанном и апостолом Петром был свидетелем на горе Фавор, а также других событий, свидетельствующих об Иисусе как о Боге.

ФИЛИПП

– выходец из Вифсаиды. С ним совещался Иисус, испытывая его, как накормить пятью хлебами и двумя рыбами тысячи людей, собравшихся у Галилейского моря слушать проповедь.

ВАРФОЛОМЕЙ

(по-другому его называли Нафанаил) – родом из Каны Галилейской. О нем Иисус сказал, что он – иудей в котором нет лукавства.

ФОМА

– известен всем по прозвищу “Неверующий”. Он было усомнился в Воскресении Господа, но вскоре Христос явился ученикам и предложил Фоме вложить палец в свои раны, после чего наконец поверил в случившееся. Однако недоверчивость была лишь деталью в характере Фомы – упорном и решительном. Когда над Иисусом нависла опасность, Фома, вопреки предостережениям, решил вернуться в Иерусалим. Именно Фома предложил апостолам идти вместе с Учителем, хотя бы и на смерть. Он же впервые исповедует Иисуса Богом.

МАТФЕЙ

(иначе Левий) – автор первого Евангелия. До встречи с Христом был мытарем – сборщиком налогов, но последовал за Учителем буквально во время своего занятия, едва Господь позвал его за собою. Иисус бывал у дома, тот показал себя очень гостеприимным хозяином.

ИАКОВ АЛФЕЕВ

Был братом апостола и евангелиста Матфея, прежде бывшего мытарем. Иакова Алфеева следует отличать от апостола Иакова, «брата Господня», апостола из числа 70, первого епископа Иерусалима, называемого Иаковом Младшим. Путанице у некоторых авторов в прошлом способствовало то обстоятельство, что также иногда называют Иаковом Младшим.

СИМОН ЗИЛОТ

(или, как еще его называют – Кананит) – по преданию, он и был женихом на свадьбе в Кане Галилейской, когда Иисус совершил свое первое чудо, превратив воду в вино.

ИУДА ИАКОВЛЕВ

(по-другому – ) – сын праведного Иосифа Обручника от первой жены. Считал себя недостойным называться “братом Господним”. Звался “Иаковлев” по имени своего старшего брата.

ИУДА ИСКАРИОТ

– предатель и вор. Впоследствии, на Апостольском соборе его место согласно жребию занял апостол МАТФИЙ.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Леонардо да Винчи, "Тайная вечеря"

    ✪ Тайная вечеря - фреска великого итальянского художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

    ✪ Тайная вечеря (1495-1498) - Леонардо да Винчи

    ✪ Владимир Свержин Тайны Тайной вечери Леонардо. Информационная группа "Alisa".

    ✪ Леонардо да Винчи, Христос и Магдалина.AVI

    Субтитры

    Мы находимся в церкви Санта Мария делла Грацие, в Милане. Перед нами «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Мы в помещении, где монахи совершали трапезу - в трапезной. Таким образом, несколько раз в день они приходили сюда и молча ели, имея возможность созерцать «Тайную вечерю» Леонардо. Безусловно, это идеальное место для данного сюжета. И далеко не необычное. Давайте поговорим о сюжете. Во время своей последней вечери Христос сообщает своим двенадцати апостолам «Один из вас предаст меня». И одно из частых прочтений этого изображения - реакция апостолов на его слова. То есть, не собственно произнесение Христом этих слов, а момент после, реакция апостолов. Это его ближайшие последователи. И поэтому для них его слова - ужасное потрясение. Мы видим водоворот эмоций апостолов, сидящих за столом. Это один из способов интерпретации фрески, однако существует и другой аспект прочтения. Который, в каком-то смысле, еще значительнее. Мы видим, что Христос протягивает руки к чаше с вином и хлебу. Это воплощение таинства. Это интерпретация евхаристии, Таинства Святого Причастия, когда Христос изрекает: «Примите хлеб мой, сие есть Тело Мое. Примите вино, сие есть Кровь Моя. И помните обо Мне». Мы видим, как он протягивает руки к хлебу и вину. Но что примечательно: ладонь Христа широко раскрыта, так, что кажется, будто он, протягивая руку к вину, в то же самое время, протягивает ее и к тарелке. Одновременно тянется к ней и Иуда. Иуда - тот, кто собирается предать Христа. Римляне заплатили ему за предательство 30 сребреников. Видно, как он сжимает мешок со деньгами в правой руке, отпрянув от Христа. Лицо его скрыто тенью. Он отодвигается и одновременно протягивает руку к тарелке. Это как раз один из признаков определения Христом предателя: человек, разделяющий и вкушающий пищу вместе с ним. Это интересно, так как история изучения этого произведения по сути, сводится к тому, какой именно момент здесь изображен. Но мне думается, что здесь запечатлены все эти моменты. И апостолы воспринимаются реагирующими как на слова Христа «один из вас предаст меня», так и на слова «примите хлеб мой, сие есть Тело Мое, примите вино, сие есть Кровь Моя». Так, Леонардо изображает несколько моментов этой истории и, в то же время, передает ощущение Божественного, вечного, значимость всей этой истории. Ошибиться в том, кто эти 13 человек за ужином, невозможно. Мы точно знаем, это та самая Тайная Вечеря. Мы осознаем важность этого момента без каких-либо символов божественного, которые присутствовали в Раннем Возрождении, к примеру, нимб. Образы сами по себе величественны в этом пространстве. Они расположены тесно друг к другу, что передает энергию и смятение, окружающие совершенство, значимость и геометрическую форму Христа. Верно. Изображение Христа образует равносторонний треугольник. Его голова - центр круга. Окно, на фоне которого она изображена, воспринимается как нимб. Центр картины - это источник спокойствия. А за его пределами - человеческие существа со всеми своими недостатками, страхами, беспокойством - вокруг божественного центра. Это Леонардо да Винчи - математик, ученый, думающий о слиянии всего изображенного им в единое целое. Если сравнивать ранние изображения Тайной вечери, там нарисован просторный стол, в помещении богатое убранство. А Леонардо все максимально упрощает и делает акцент на персонажах, их жестах. Он не оставляет свободного места за столом, все место занято самими фигурами, стол отделяет наше пространство от Христа и апостолов. Мы никак не можем стать частью этого пространства. По существу, у них нет возможности попасть в наше пространство. Существует четкая граница. В версиях Тайной Вечери, которые Леонардо мог видеть во Флоренции, Иуда сидит на противоположной стороне стола. Посадив Иуду в ряд с другими апостолами, художник превращает стол в границу между нашим миром и миром апостолов. Посмотрим на их лица: лицо Христа умиротворенно, взгляд опущен, одна рука поднята, другая внизу. Справа группа из трех человек, среди них Иуда, он отворачивается от нас в тень. Его шея повернута, что напоминает нам о его скором самоповешении. Он отстраняется, а Святой Петр, защитник Христа, устремляется к Христу. У него нож, который тот держит за спиной. Он будто вопрошает: кто же это? Мне надо защитить тебя. Третья фигура в этой тройке с Иудой и Петром, судя по всему, святой Иоанн, который выглядит очень смиренно, глаза его закрыты. Это традиционно для живописания Тайной Вечери. Моя любимая тройка - это крайние фигуры справа. Да Винчи было особенно интересно через тело выражать душу, показывать внутреннюю природу. Он создает эти четыре тройки, это связывает образы вместе, они будто наслаиваются друг на друга, создавая накал страстей. Создавая напряжение и контраст между эмоциональным откликом этих образов. Вот невероятная группа, где жест Фомы указывает вверх. Будто произнося: не это ли предопределено Создателем? Не задумано ли это Господом одному из нас предать тебя? Однако, конечно, этот указующий палец - предзнаменование распятия Христа, погруженный в его рану. Мы также видим Филиппа и Иакова Заведеева. Они в противостоянии: один широко развел руки, другой - сводит их вместе. И если сравнивать с ранними изображениями Тайной Вечери, можно заметить, что между фигурами есть расстояние. А здесь - идея объединенной композиции, столь характерной для Высокого Ренессанса. Но что наиболее ощутимо, на мой взгляд, это божественная сущность Христа. Его умиротворенность. Все линии перспективы сходятся на нем. Примечательно, что линия перспективы, переданная художником, слегка расходится с линией перспективы смотрящего. То есть нужно быть на уровне Христа, чтобы наблюдать эту фреску в правильной перспективе. Интересно, что в каком-то смысле, картина приподнимает того, кто на нее смотрит. Нам пришлось бы приподняться на 10-15 футов от земли, чтобы перспектива стала идеальной. Таким образом, мы находимся в присутствии Божественного в центре, что передается различными путями. Не забывайте, что в 1498 году люди наблюдали картину в другом виде. Картина в ужасном состоянии, отчасти потому, что Леонардо экспериментировал сочетая масляную краску и темперу, в обстановке, где традиционно использовали фреску. Изображение стало портиться вскоре после его завершения. Да, в отличие от традиционной фрески, которую клали на влажную штукатурку, Леонардо рисовал на сухой. Краска не смогла прочно закрепиться на стене. К счастью для нас, картину сохранили. Таким образом, в некотором роде, это идеальное представление стиля Высокого Возрождения. Это попытка создать ощущение вечного и совершенного в условиях хаоса человеческой жизни. Верно. Слияние земного и божественного. Subtitles by the Amara.org community

Общие сведения

Размеры изображения - примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте . Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена» .

Известно о существовании трех ранних копий росписи, предположительно авторства помощника Леонардо.

Роспись стала вехой в истории Ренессанса : правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

Техника

Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке , поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы , габса и мастики , а затем писать по этому слою темперой .

Изображенные фигуры

Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо:

  • Варфоломей , Иаков Алфеев и Андрей ;
  • Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цветов), Петр и Иоанн ;
  • Фома , Иаков Зеведеев и Филипп ;
  • Матфей , Иуда Фаддей и Симон .

В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа.

Анализ картины

Считается, что на работе изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня » ), и реакция каждого из них.

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа .

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии , Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним . Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

  • апостолы сидят группами по три человека;
  • позади Иисуса - три окна;
  • контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение ; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Повреждения и реставрации

Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать. В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие . В 1668 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся краску.

Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской , а затем покрыл фреску лаком . Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца. Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трех, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности. В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза. Затем трапезная использовалась как тюрьма. В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашен для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьёзно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской. Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно поврежденные участки. С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем Кавенаги приступил к её расчистке. В 1924 году Оресте Сильвестри осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части штукатуркой.

Во время Второй мировой войны , 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.

В 1951-1954 годах Мауро Пелличоли выполнил ещё одну реставрацию с расчисткой и стабилизацией.

Критика

Большинство художников (Леонардо да Винчи, Тинторетто и пр.) изображают апостолов, сидящих на стульях, что не соответствует восточным, палестинским традициям и только Александр Иванов изобразил сидящих правдиво - сидящих по-восточному.

Основная реставрация

В 1970-е роспись выглядела сильно разрушенной. С 1978 по 1999 годы под руководством Пинина Брамбиллы Барчилона осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. Поскольку перемещение росписи в более спокойную среду представлялось непрактичным, в такую среду, запечатанную и с контролируемым климатическим режимом, была превращена сама трапезная, для чего пришлось замуровать окна. Затем для определения первоначальной формы росписи было выполнено подробное исследование с использованием инфракрасной рефлектоскопии и исследований образцов керна , а также первоначальных картонов из Королевской библиотеки Виндзорского замка. Некоторые области посчитали не подлежащими восстановлению. Их написали заново акварелью приглушённых цветов, чтобы показать, не отвлекая внимание зрителя, что они не являются оригинальной работой.

Реставрация заняла 21 год. 28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра. Посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести в трапезной только 15 минут. Когда фреска была торжественно открыта, поднялись жаркие споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у нескольких фигур. Джеймс Бек, профессор истории искусств в Колумбийском университете и основатель ArtWatch International, особенно строго оценил работу.

В массовой культуре

  • Роспись показана в документальном сериале «Жизнь после людей » - через четверть века многие элементы росписи сотрутся со временем, а через 60 лет без людей от фрески останется 15 процентов краски, да и то они зарастут мхом.».
  • В клипе на песню «Сиськи» группы Ленинград есть сцена, где показана пародия на картину.
  • В клипе песни "HUMBLE" исполнителя Kendrick Lamar также есть пародия на картину.

«Та́йная ве́черя» (итал. Il Cenacolo или L’Ultima Cena) - фреска работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последнего ужина Христа со своими учениками. Создана в 1495-1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

Общие сведения

Размеры изображения - примерно 450×870 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, 1495-1498. Ultima cena. 460×880 см. Санта-Мария делле Грацие, Милан
Фото кликабельный

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над фреской, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена».

Известно о существовании трех ранних копий фрески, предположительно авторства помощника Леонардо.

Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

Техника

Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, гипса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.
Изображенные фигуры

Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо:

Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей;
Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цвета), Петр и Иоанн;
Фома, Иаков Зеведеев и Филипп;
Матфей, Иуда Фаддей и Симон.

В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа.

Анализ картины

Считается, что на фреске изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня», и реакция каждого из них.

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа.

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

апостолы сидят группами по три человека;
позади Иисуса - три окна;
контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идет слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение, например там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Повреждения и реставрации

Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать. В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие. В 1668 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся краску.

Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской, а затем покрыл фреску лаком. Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца. Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трех, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности. В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза. Затем трапезная использовалась как тюрьма. В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашен для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьёзно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской. Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно поврежденные участки. С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем Кавенаги приступил к её расчистке. В 1924 году Оресте Сильвестри осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части штукатуркой.

Во время Второй мировой войны, 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.

В 1951-1954 годах Мауро Пелличоли выполнил ещё одну реставрацию с расчисткой и стабилизацией.

Основная реставрация

В 1970-е фреска выглядела сильно разрушенной. С 1978 по 1999 годы под руководством Пинин Брамбилла Барсилон осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного грязью, загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. Поскольку перемещение росписи в более спокойную среду представлялось непрактичным, в такую среду, запечатанную, с контролируемым климатическим режимом, была превращена сама трапезная, для чего пришлось замуровать окна. Затем для определения первоначальной формы росписи было выполнено подробное исследование с использованием инфракрасной рефлектоскопии и исследований образцов керна, а также первоначальных картонов из Королевской библиотеки Виндзорского замка. Некоторые области посчитали не подлежащими восстановлению. Их написали заново акварелью приглушенных цветов, чтобы показать, не отвлекая внимание зрителя, что они не являются оригинальной работой.

Реставрация заняла 21 год. 28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра. Посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести там только 15 минут. Когда фреска была торжественно открыта, поднялись жаркие споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у нескольких фигур. Джеймс Бек, профессор истории искусств в Колумбийском университете и основатель ArtWatch International, особенно строго оценил работу.

Санта-Мария делле Грацие

Тайная Вечеря - событие последних дней земной жизни Иисуса Христа, его последняя трапеза со своими двенадцатью ближайшими учениками, во время которой он установил таинство Евхаристии и предсказал предательство одного из учеников. Тайная Вечеря является сюжетом множества икон и картин, но самое известное произведение - это «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи.

В центре Милана рядом с готической церковью Santa Maria della Grazie расположен вход в бывший Доминиканский монастырь, где находится знаменитая настенная роспись Леонардо да Винчи. Созданная в 1495-97 годах «Тайная вечеря», является самым копированным произведением. Уже во времена эпохи Возрождения было написано около 20 работ с той же тематикой художниками Франции, Германии и Испании.

Церковь Santa Maria della Grazie

Заказ на написание произведения живописец получил от своего патрона - миланского герцога Людовико Сфорца в 1495 году. Несмотря на то, что правитель славился распутной жизнью, после кончины своей супруги он 15 дней не покидал своей комнаты. А когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой когда-то просила его покойная супруга, и навсегда прекратил все развлечения при дворе.

Эскиз

"Тайная вечеря", описание

Кисть Леонардо запечатлела Иисуса Христа со своими апостолами во время последнего ужина, перед его казнью, состоявшийся в Иерусалиме, накануне его ареста римлянами. Согласно писанию, Иисус сказал во время трапезы, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»). Леонардо да Винчи постарался изобразить реакцию каждого из учеников на пророческую фразу учителя. Художник, как и свойственно творческим людям, работал очень хаотично. То не отрывался по целым дням от своего произведения, то наносил всего несколько мазков. Он ходил по городу, говорил с простыми людьми, наблюдал за эмоциями на лицах.

Размеры произведения — примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Хотя его часто называют фреской, это не совсем правильно. Ведь Леонардо да Винчи писал произведение не на мокрой штукатурке, а на сухой, чтобы иметь возможность редактировать ее несколько раз. Для этого художник нанес на стену толстый слой яичной темперы.

Метод росписи масляными красками оказался очень недолговечным. Уже через десять лет он вместе с учениками пробует произвести первые реставрационные работы. Всего в течение 300 лет было сделано восемь реставраций. Как следствие, на роспись были неоднократно нанесены новые слои красок, значительно исказившие оригинал.

Сегодня, чтобы предохранить эту деликатную работу от повреждений, в здании через специальные фильтрующие устройства поддерживается постоянная температура и влажность воздуха. Вход за раз - не более 25 человек каждые 15 минут, а входной билет необходимо заказывать заранее.

Культовая работа Да Винчи овита легендами, с ней связан целый ряд тайн и догадок. Мы приведем некоторые из них.

Леонардо Да Винчи "Тайная вечеря"

1. Считается, что сложнее всего Леонардо да Винчи далось написание двух персонажей: Иисуса и Иуды. Художник долго искал подходящие модели для воплощения образов добра и зла.

Иисус

Однажды Леонардо увидел в церковном хоре юного певчего - настолько одухотворенного и чистого, что сомнений не осталось: он нашел прототип Иисуса для своей «Тайной вечери». Оставалось найти Иуду.

Иуда

Художник часами бродил по злачным местам, но повезло ему лишь почти через 3 года. В канаве валялся абсолютно опустившийся тип в состоянии сильного алкогольного опьянения. Его привели в мастерскую. А после того, как образ Иуды был написан, пьяница подошел к картине и признался, что уже видел ее раньше. Оказалось, что три года назад он был совсем другим, вел правильный образ жизни и пел в церковном хоре. И как-то к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа.

2. Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

Апостолы сидят группами по три человека;

Позади Иисуса — три окна;

Контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

3. Спорной остается фигура ученика, расположившегося по правую руку от Христа. Считается, что это Мария Магдалина и ее месторасположение указывает на тот факт, что она была законной женой Иисуса. Этот факт якобы подтверждает буква «М» (от «Matrimonio» - «брак»), которую образуют контуры тел пары. В то же время некоторые историки спорят с этим утверждением и настаивают, что на картине проглядывается подпись Леонардо да Винчи - буква «V».

4. Во время Второй мировой войны, 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Снаряд, попавший в здание церкви, разрушил почти все, кроме стены, на которой была изображена фреска. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.

5. Историки и искусствоведы детально изучают не только апостолов, но и еду, изображенную на столе. К примеру, самым большим предметом для споров до сих пор является рыба на картине. Не определено, что нарисовано на фреске - сельдь или угорь. Ученые видят в этом зашифрованный скрытый смысл. А все потому, что по-итальянски «угорь» произносится как «аринга». А «арринга» - в переводе - наставление. В то же время слово «сельдь» произносится в северной Италии как «ренга», что означает в переводе «тот, кто отрицает религию».

Несомненно, что «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи таит в себе еще немало неразгаданных секретов. И, как только их разгадают, мы непременно об этом напишем.

За годы своей жизни Иисус приобрел много последователей, среди которых были не только простолюдины, но и представители царского двора. Одни желали исцеления, а другим было просто интересно. Число людей, которым он передавал свои знания, постоянно менялось, но однажды он сделал выбор.

12 апостолов Христа

Конкретное количество последователей Иисус выбрано не просто так, поскольку он хотел, чтобы народ Нового Завета, как и в Ветхом завете, имел 12 духовных начальников. Все ученики были израильтянами, причем она не были просвещенными или богатыми. Большинство апостолов ранее были обычными рыбаками. Священнослужители уверяют, что каждый верующий человек должен наизусть выучить имена 12 апостолов Иисуса Христа. Для лучшего запоминания рекомендуется «привязать» каждое имя к определенному фрагменту из Евангелия.

Апостол Петр

Брат Андрея Первозванного, благодаря которому и произошла встреча с Христом, с рождения получил имя Симон. Благодаря своей преданности и решительности он был особенно близок со Спасителем. Он первый исповедал Иисуса, за что его называли Камень (Петр).

  1. Апостолы Христа отличались своими характерами, так Петр был живым и вспыльчивым: он решил идти по воде, чтобы подойди к Иисусу, и отсек ухо рабу в Гефсиманском саду.
  2. Ночью, когда арестовали Христа, Петр проявил слабость и, испугавшись, трижды отрекся от него. Через какое-то время он признал, что совершил ошибку, покаялся, и Господь его простил.
  3. Согласно писанию апостол 25 лет был первым епископом Рима.
  4. После прихода Святого Духа Петр он был первым, кто делал все для распространения и утверждения церкви.
  5. Умер он в 67 году в Риме, где его распяли вниз головой. Считается, что на его могиле построен собор Святого Петра в Ватикане.

Апостол Петр

Апостол Иаков Алфеев

Об этом ученике Христа известно меньше всего. В источниках можно найти такое имя – Иаков Меньший, что придумано для отличия от другого апостола. Иаков Алфеев был мытарем и проповедовал в Иудее, а затем, он вместе с Андреем отправился в Эдессу. Есть несколько версий о его кончины и погребении, так одни считают, что его побили камнями иудеи в Мармарике, а другие – что он был распят по дороге в Египет. Его мощи расположены в Риме в храме 12 апостолов.


Апостол Иаков Алфеев

Апостол Андрей Первозванный

Младший брат Петра первым познакомился с Христом, а затем, уже привел к нему своего брата. Отсюда и возникло его прозвище Первозванный.

  1. Все двенадцать апостолов были близкие со Спасителем, но только троим, он открыл судьбы мира, среди них был и Андрей Первозванный.
  2. Обладал даром воскрешения умерших.
  3. После распятия Иисуса Андрей начал читать проповеди в Малой Азии.
  4. Через 50 дней после Воскресения Святой Дух сошел в виде огня и охватил апостолов. Это дало им дар исцеления и пророчества, и возможность разговаривать на всех языках.
  5. Умер в 62 году, после того как его распяли на косом кресте, привязав руки и ноги веревками.
  6. Мощи находятся в кафедральном храме в городе Амальфи в Италии.

Апостол Андрей Первозванный

Апостол Матфей

Изначально Матфей работал сборщиком пошлин, и встреча с Иисусом произошла на работе. Есть картина Караваджо «Призвание Апостола Матфея», где представлена первая встреча со Спасителем. Он приходится братом апостолу Иакова Алфеева.

  1. Многим Матфей известен благодаря Евангелию, которое можно назвать биографией Христа. В основу легли точные изречения Спасителя, которые апостол постоянно записывал.
  2. Однажды Матфей сотворил чудо, воткнув в землю жезл, и из него выросло дерево с невиданными плодами, а внизу начал течь ручей. Апостол начал проповедовать всем очевидцам, которые приняли крещение в источнике.
  3. До сих пор нет точных сведений, где скончался Матфей.
  4. Мощи находятся в подземной гробнице в храме Сан-Маттео в городе Салерно Италии.

Апостол Матфей

Апостол Иоанн Богослов

Свое прозвище Иоанн получил благодаря тому, что он является автором одного из четырех канонических Евангелий и . Он приходится младшим братом апостолу Иакову. Считалось, что оба брата обладали жестким, горячим и вспыльчивым характером.

  1. Иоанн приходится внуком мужу Богородицы.
  2. Апостол Иоанн был возлюбленным учеником и так его называл сам Иисус.
  3. Во время Распятия Спаситель среди всех 12 апостолов выбрал Иоанна, чтобы тот позаботился о его Матери.
  4. По жребию он должен был проповедовать в Эфесе и других малоазийских городах.
  5. У него был ученик, который конспектировал все его проповеди, которые использовались в Откровении и Евангелие.
  6. В 100 году Иоанн велел своим семи ученикам выкопать яму в виде креста и закопать его там. Через несколько дней в надежде найти чудотворные останки яма была выкопана, но тела там не было. Ежегодно в могиле находили прах, который исцелял людей от всех болезней.
  7. Похоронен Иоанн Богослов в городе Ефесе, где есть храм, посвященный ему.

Апостол Иоанн Богослов

Апостол Фома

Его настоящее имя – Иуда, но после встречи Христос дал ему имя «Фома», что в переводе означает «Близнец». Согласно приданию он был поход на Спасителя, но было это внешнее сходство или что-то другое не известно.

  1. К 12 апостолам Фома присоединился, когда ему было 29 лет.
  2. Огромной силой считался отличный аналитический ум, который сочетался с непреклонным мужеством.
  3. Среди 12 апостолов Иисуса Христа Фома был из тех, кто не присутствовал при Воскресении Христа. И он говорил, что пока не увидит все своими глазами, то не поверит, поэтому возникло прозвище – Неверующий.
  4. После жребия он отправился читать проповеди в Индию. Ему удалось даже несколько дней побывать в Китае, но он понял, что христианство там не приживется, поэтому уехал.
  5. Своими проповедями Фома обратил к Христу сына и жену индийского правителя, за что его пленили, пытали, а затем, проткнули пятью копьями.
  6. Части мощей апостола находятся в Индии, Венгрии, Италии и на Афоне.

Апостол Фома

Апостол Лука

До знакомства со Спасителем Лука был сподвижником святого Петра и известным врачом, который помогал людям спасаться от смерти. После того, как он узнал о Христе, то пришел на его проповедь и в итоге стал его учеником.

  1. Среди 12 апостолов Иисуса Лука выделялся своей образованностью, так он полностью изучил иудейский закон, знал философию Греции и два языка.
  2. После пришествия Святого Духа Лука начал проповедовать, и последним его пристанищем были Фивы. Там под его началом была построена церковь, где он исцелял людей от разных болезней. Язычники повесили его на оливковом дереве.
  3. Призвание 12 апостолов заключалось в распространении христианства по миру, но кроме этого Лука написал одно из четырех Евангелий.
  4. Апостол был первым святым, который писал иконы, и покровительствовал врачам и живописцам.

Апостол Лука

Апостол Филипп

В юношеском возрасте Филипп занимался изучением разной литературы, в том числе и Ветхого Завета. Он знал о пришествии Христа, поэтому ждал с ним встречи, как никто другой. В его сердце теплилась огромная любовь и Сын Божий, зная о его душевных порывах, позвал следовать за ним.

  1. Все апостолы Иисуса славили своего учителя, но Филипп видел в нем только высшие человеческие проявления. Чтобы избавить его от маловерия, Христос решил совершить чудо. Он смог накормить огромное количество людей пятью хлебинами и двумя рыбами. Увидев это чудо, Филипп признал свои ошибки.
  2. Апостол выделялся среди других учеников тем, что он не стыдился задавать Спасителю разные вопросы. После Тайной Вечери он попросил его показать Господа. Иисус уверил, что он един со своим Отцом.
  3. После Воскрешения Христа Филипп долго странствовал, совершая чудеса и даря исцеление людям.
  4. Умер апостол распятым вниз головой за то, что он спас жену правителя Иераполя. После этого началось землетрясение, в котором погибли язычники и правители за совершенное убийство.

Апостол Филипп

Апостол Варфоломей

Согласно практически единому мнению библеистов, описанный в Евангелии от Иоанна, Нафанаил является Варфоломеем. Он был признан четвертым среди 12 святых апостолов Христа, а привел его Филипп.

  1. При первой встрече с Иисусом Варфоломей не поверил, что перед ним Спаситель и тогда Иисус рассказал ему, что видел его молящим и слышал его обращения, что заставило будущего апостола изменить свое мнение.
  2. Апостол после окончания земной жизни Христа начал проповедовать Евангелие в Сирии и Малой Азии.
  3. Многие деяния 12 апостолов вызывали у большого количества правителей гнев, были убиты, касается это и Варфоломея. Его поймали по приказу армянского царя Астиага, а затем, распяли вниз головой, но он все равно продолжал читать проповедь. Тогда, чтобы он замолчал навек, с него сорвали кожу и отрубили голову

Апостол Варфоломей

Апостол Иаков Зеведеев

Старший брат Иоанна Богослова считается первым епископом Иерусалима. К сожалению, но нет информации, как Иаков впервые встретился с Иисусом, но есть версия, что их познакомил апостол Матвей. Вместе с братом они были близки к Учителю, что побудило их просить у Господа, чтобы они сели по обе руки с ним в Царствии Небесном. Он сказал им, что они потерпят бедствия и страдания за имя Христово.

  1. Апостолы Иисуса Христа находились на неких ступенях, и Иаков считался девятым из двенадцати.
  2. После окончания земной жизни Иисуса Иаков отправился проповедовать в Испанию.
  3. Единственный из 12 апостолов, чья смерть была подробно описана в Новом Завете, где говорится, что царь Ирод убил его мечом. Случилось этот примерно в 44 году.

Апостол Иаков Зеведеев

Апостол Симон

Первая встреча с Христом произошла в доме Симона, когда Спаситель на глазах людей превратил воду в вино. После этого будущий апостол уверовал во Христа и пошел за ним. Ему было дано наименование – зилота (ревнителя).

  1. После Воскрешения все святые апостолы Христа начали проповедовать, и Симон делал это в разных местах: Британии, Армении, Ливии, Египте и других.
  2. Грузинский царь Адеркий был язычником, поэтому он приказал поймать Симона, который подвергся длительным мучениям. Есть информация, что его распяли или распилили пилкой. Похоронили его возле пещеры, где он провел последние годы жизни.

Апостол Симон

Апостол Иуда Искариот

Существует две версии происхождения Иуды, так согласно первой считается, что он приходился младшим братом Симону, а второй – что он был единственным уроженцем Иудеи среди 12 апостолов, поэтому и не приходился родственником другим ученикам Христа.

  1. Иисус назначил Иуду казначеем общины, то есть он распоряжался пожертвованиями.
  2. Согласно существующим сведениям апостол Иуда считается самым ревностным учеником Христа.
  3. Иуда единственный, кто после Тайной вечери выдал Спасителя за 30 сребреников и с тех пор он являлся предателем. После того, как Иисус был распят, то он бросил деньги отказался от них. До сегодняшнего дня ведутся споры, касающиеся истинной сути его поступка.
  4. Есть две версии его кончины: сам удавился и получил кару, упав насмерть.
  5. В 1970 годы в Египте был найден папирус, где было описано, что Иуда был единственным учеником Христа.

Апостол Иуда Искариот