Что такое страх Божий? О страхе божием.


В этот раз я хотел бы начать статью несколько иначе: вместо того, чтобы сразу излагать свои мысли, я приведу некоторые из многих отрывков Писания, в которых говорится о страхе Господнем и связанных с ним обещаниях Бога. Пожалуйста, прочтите их внимательно:

Псалтирь 33:10
«Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его ».

Псалтирь 33:8
«Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их»

Псалтирь 111:1-2
«Аллилуия. Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится»

Псалтирь 24:12
«Кто есть человек, боящийся Господа ? Ему укажет Он путь, который избрать».

Псалтирь 24:14
«Тайна Господня – боящимся Его , и завет Свой Он открывает им».

Псалтирь 30:20
«Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!»

Псалтирь 32:18
«Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его».

Псалтирь 84:10
«Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей!»

Псалтирь 102:11
«... ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его ».

Псалтирь 102:13
«... как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его ».

Псалтирь 102:17
«Милость же Господня от века и до века к боящимся Его ».

Псалтирь 110:4-5
«Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь. Пищу дает боящимся Его ; вечно помнит завет Свой».

Псалтирь 113:21
«... благословляет боящихся Господа , малых с великими».

Псалтирь 127:1-4
«Блажен всякий боящийся Господа , ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа!»

Псалтирь 144:19
«Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их».

Притчи 10:27
«Страх Господень прибавляет дней».

Притчи 14:26
«В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище».

Притчи 14:27
«Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти».

Притчи 15:33
«Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение».

Притчи 16:6
«Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла».

Притчи 19:23
«Страх Господень [ведет] к жизни, и [кто имеет его], всегда будет доволен, и зло не постигнет его».

Притчи 22:4
«За смирением следует страх Господень , богатство и слава и жизнь».

Притчи 23:17
«Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем ».

Екклесиаст 8:12-13
«Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его ; а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом».

Екклесиаст 12:13
«Выслушаем сущность всего: ».

Я думаю, из вышесказанного очевидно, что мы имеем дело с очень важной темой. Что же это – страх Господень, если все, имеющие его, как написано, получают так много обетований? Что значит «бояться Господа»? Значит ли это испытывать страх, ужас при мысли о Боге? А может быть, все эти рассуждения о «страхе Господнем» уже не актуальны в наши дни, потому что мы дети Божьи? К тому же, разве не написано в 1-ом Послании Иоанна, что в любви нет страха? Можно ли поэтому сделать вывод, что «страх Господень» - понятие, относящееся только к Ветхому Завету? Цель данной статьи – ответить на эти вопросы.

1. Страх Господень: больше, чем просто уважение, но в то же время не панический ужас.

В зависимости от того, чему были научены, люди по-разному понимают страх Господень: некоторые считают его своего рода ужасом, чувством страха перед Богом; другие же считают его простым проявлением уважения, подобно тому, которое они оказывают, скажем, своим коллегам по работе или... они совсем не понимают, что это такое, считая данное понятие устаревшим в наш век благодати. Я думаю, что ни одна из этих точек зрения не близка к истине. Начнем с понятия обычного уважения: уважение, существующее между равными, - совсем не то же самое, что уважение, подобающее Всевышнему. Уважение, которое подданный царя оказывает таким же подданным, как он сам, и уважение, которое он оказывает царю, - совершенно разные вещи. Даже если он имеет дерзновение перед престолом царя, как мы имеем дерзновение пред престолом Бога через кровь Христа, даже если он сам – сын Царя, кем и мы являемся по вере, - все равно он остается подданным по отношению к Царю. А любому царю, не говоря уже о Царе царей, должно оказывать надлежащий почет. Иначе говоря, тот факт, что мы – дети Царя, не отменяет благоговения и глубочайшего уважения, которое мы должны оказывать Царю, Всевышнему, как и не низводит их до уровня обычного уважения, оказываемого нами другим подданным.

Однако, сын царя все же приходит к царю не так, как пришел бы любой другой человек. Сын царя не дрожит перед ним от страха, а приходит бесстрашно и уверенно, зная, что царь, к которому он обращается, - его любящий Отец. В то же время, как уже было сказано выше, он приходит к нему с глубочайшим уважением, не забывая, что он обращается не просто к товарищу, а к своему Отцу, Который еще и Всевышний Бог, Господь господствующих и Царь царей. Таким образом, тот факт, что мы – дети Божьи, также означает, что страх Господень должен пониматься нами не как панический ужас и боязнь перед Царем, а скорее как наиглубочайшее уважение и почет, присущие отношениям детей с самым любящим Отцом, Который в то же самое время и Творец всего, Всевышний Бог.

От этого разъяснения перейдем к отрывкам, показывающим величие Бога и связанным со страхом Господним. Эти отрывки я привожу как свидетельство великолепия и величия Бога, не желая тем самым утверждать, что христианам следует испытывать боязнь и ужас перед Богом. Как мы уже говорили и будем говорить еще, страх Божий не означает боязнь Бога. Я думаю, что в наше время, когда пропасть между Богом и человеком устранена Христом, иметь страх Божий для нас означает приходить к Нему как к Отцу (с уверенностью и без боязни), не забывая в то же время, что Он – Всевышний Бог (и достоин глубочайшего почтения) . Обращаясь к вышеупомянутым отрывкам, начнем с Иеремии 10:6-7:

Иеремия 10:6-7
«Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом. Кто не убоится Тебя, Царь народов? »

и Откровение 15:4
«Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? »

и Иеремия 5:22-24
«Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете? Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут. А у народа сего сердце буйное и мятежное; они отступили и пошли; и не сказали в сердце своем: "убоимся Господа Бога нашего , Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы"».

Псалтирь 32:6-9
«Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось ».

БОГ СОТВОРИЛ НАС И ВСЮ ВСЕЛЕННУЮ. ВСЕ, ВИДИМОЕ ИЛИ НЕВИДИМОЕ, БЫЛО СОТВОРЕНО ЕГО РУКОЙ. Он – наш Отец и наш Господь. Он – Всевышний. Знание Писаний без благоговения и трепета перед величием Бога – лишь знания разума, как правило, ведущие, к гордыне (1 Коринфянам 8:1). Как написано в Притчах:

Притчи 2:1-5
«Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои , так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, ТО уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге ».

Только если Слово Божье хранится в нас, и если оно приживается в нашем сердце, мы сможем понять страх Господень. Если же мы не имеем благоговения перед Всевышним, то все наше знание Писания – лишь знание разума, которое, не будучи укоренено в сердце, не принесет плода, а станет причиной гордыни.

2. О дерзновении и страхе Господнем в Новом Завете

Есть определенная точка зрения, которой явно или неявно придерживаются некоторые. Согласно ей, страх Господень был каким-то образом отменен по причине жертвы Господа Иисуса Христа. Я не думаю, что такое понимание верно. И в Новом Завете есть отрывки, в которых говорится о страхе Господнем:

Деяния 9:31
«Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя В СТРАХЕ ГОСПОДНЕМ; и, при утешении от Святаго Духа, умножались».

1 Петра 2:17
«Всех почитайте, братство любите, БОГА БОЙТЕСЬ».

2 Коринфянам 7:1
«Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню В СТРАХЕ БОЖИЕМ».

Колоссянам 3:22
«Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, БОЯСЬ БОГА».

Корнелий, первый язычник, в чьем доме было проповедано Евангелие, был человеком, боящимся Бога. Как написано в Деяниях 10:1-2:

Деяния 10:1-2
«В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и БОЯЩИЙСЯ БОГА со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу».

И как сказал Петр в Деяниях 10:34-35:

Деяния 10:34-35
«Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, НО ВО ВСЯКОМ НАРОДЕ БОЯЩИЙСЯ ЕГО И ПОСТУПАЮЩИЙ ПО ПРАВДЕ ПРИЯТЕН ЕМУ».

Как мы видим, о страхе Господнем говорится и в Новом Завете. Тем не менее, я считаю, – и я уже говорил об этом – что между Ветхим и Новым Заветами есть огромная разница. Эта разница в том, что, благодаря жертве Господа Иисуса Христа, в наше время человеку доступны совершенно иные отношения с Богом. Об отношениях с Богом такого рода необходимо помнить, исследуя понятие страха Господня. Возвращаясь к ранее приведенному примеру: между обычными подданными государства и подданными, которые являются одновременно детьми Царя – огромная разница. Соответственно, существенно отличается и то, как те и другие обращаются к Царю. Возможно, обычные подданные испытывают страх перед величием Царя, осознавая, что их отношения с Ним ограничиваются рамками «правитель-подданный». Но для детей Царя все иначе. Дети Царя могут приступать к Нему с уверенностью и без страха, как к любящему Отцу.

По Писанию, именно так мы должны приступать к престолу Бога:

Евреям 4:14-16
«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего]. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи ».

К престолу благодати мы приступаем с дерзновением. Это право нам дано не по личным заслугам, а благодаря жертве Господа Иисуса Христа, ставшей для нас мостом через пропасть, отделявшую нас от Бога и давшей возможность всем, уверовавшим в то, что Иисус – Сын Божий, стать Божьими детьми (1 Иоанна 5:1). И как написано в 1 Иоанна 4: 18-19:

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас ».

Если мы любим Бога, мы не будем страшиться Его, потому что страх и любовь несовместимы. И опять же я повторю: это не значит, что мы можем приходить к Богу, как к равному нам, оказывая Ему не более, чем просто уважение и не осознавая Величие Того, к кому мы приступаем. Однако это отношение не имеет ничего общего со страхом в его негативном понимании, и мы не должны страшиться Бога. Если мы испытываем ужас, приходя к Нему, то мы не любим Его по-настоящему, ибо в любви нет страха. Наше отношение должно быть иным, как мы уже сказали: бояться Бога означает приходить к Нему одновременно как к Отцу (с уверенностью и без боязни) и как ко Всевышнему Богу (с глубочайшим почтением) .

3. Бояться Бога – значит исполнять Его волю.

Развивая вышеизложенные мысли дальше, я хочу сказать, что не понимаю, как человек может исполнять волю Господа, не имея перед Ним должного страха, и как человек может бояться Бога, не исполняя Его воли. Бояться Бога – значит исполнять Его волю. Это значит - предпринять шаг веры и поступить так, как велит Бог, даже если мы не находим логического объяснения ситуации и не можем видеть полную картину происходящего. Боящиеся Бога будут стремиться исполнить волю Божью. Любое повеление Отца имеет для них первостепенную важность и не подлежит обсуждению, ибо исходит из уст Самого Отца. Страх Господень, глубочайшее почтение перед Ним и Его волей и послушание Господу и Его воле будут в таком случае сопутствовать друг другу. Представьте себе только непослушных детей. Можно ли сказать, что такие дети уважают своего отца? Возможно, они приходят к нему, чтобы добиться от него желаемого, но не испытывают к нему ни любви, ни почтения. Если бы они его любили, то относились бы с почтением к его воле и исполняли бы ее. К сожалению, есть похожие христиане, которые приходят к Богу только от великой нужды; все остальное время они живут по законам мира. Естественно, так продолжаться не должно. Вместо подобного поведения нам следует углублять наши отношения с Богом, ища прежде Царства Божия и Его праведности, и все остальное приложится нам (Матфея 6:33). Мы должны следовать по стопам нашего Господа Иисуса Христа, как написано в Филиппийцам 2:5-11:

Филиппийцам 2:5-11
«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе : Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».

В Писании говорится, что в нас должны быть те же самые чувствования, что и в нашем Господе Иисусе Христе. Какие же чувствования были у Него? Его чувствованиями была готовность к послушанию, послушанию даже до смерти. Его девизом были слова: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Луки 22:42).

Всем вышесказанным я хочу подчеркнуть, что мы не можем со всей уверенностью утверждать, что имеем страх Господень, если не исполняем Его волю. Точно такой же принцип действует в любви к Господу. Как Он Сам сказал:

Иоанна 14:23-24
«... кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое ; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих ; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца».

Мы не можем говорить, что любим Господа, если не исполняем то, что Он нам велит. Точно так же, я думаю, мы не можем сказать, что мы боимся Господа, если мы знаем, в чем Его воля, но не исполняем ее.

В заключение этого раздела еще раз повторим: страх Господень подразумевает послушание Господу. Страх Господень – значит высоко ценить Бога и Его волю, несмотря на обстоятельства. Выражаясь кратко, это значит ставить Бога и Его волю превыше всего .

4. Заключение

Мы начали эту статью с перечисления благословений, которые приносит страх Господень. Действительно, трудно найти в Писании другую заповедь, содержащую в себе такое же множество обетований: долгая жизнь, благополучие, избавление от бед и много других обетований сопровождают боящихся Господа.

Затем мы попытались дать определение страху Господню, четко отделив страх Господень от обычного уважения, оказываемого равному, с одной стороны, и от боязни Бога или ужаса, с другой стороны. Страх Господень, не являясь ни тем, ни другим, на самом деле выражается в глубочайшем почтении, подобающему Отцу, БОГУ, ГОСПОДУ, СОЗДАТЕЛЮ ВСЕГО.

И, наконец, мы выяснили, что страх Господень неотделим от исполнения Божьей воли. Другими словами, боящийся Господа будет исполнять Его волю; а тот, кто не боится Его, а лишь хочет угождать своей плоти, либо исполняет Его волю, когда ему этого хочется, по обстоятельствам, либо не исполняет ее вообще.

В заключение внимательно прочитаем наставление из книги Екклесиаста:

Екклесиаст 12:13
«Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека ».

Русский: Julia Popova (Christian-translation.com)

В издательстве Сретенского монастыря вышла новая книга . Архимандрит Клеопа (Илие; 1912–1998), духовник, молитвенник и церковный писатель, широко известен не только в Румынии, но и за рубежом. Его нелегкий опыт отшельника-исихаста, проведшего многие годы в суровых горных лесах Румынии, глубокое знание Священного Писания, творений святых отцов, а также мудрость и любовь к людям сделали его истинным духовным отцом не только для монахов, но и для многих мирян. Предлагаем читателям отрывок из книги.

Поговорим о том, что понятно всем: и людям из низов, и высокопоставленным. Поговорим о том, что понятно и в то же время наиболее благотворно для добродетели. По говорим о страхе Божием.

В Притчах сказано так: страхом Божиим уклоняется всякий человек от зла (ср. Притч. 15, 27). Если страхом Божиим человек уклоняется от всякого зла, то страх Божий – это первое препятствие на пути греха, не дающее греху проникнуть в нашу душу.

Пророк Давид Духом Святым, вы видели это в Псалтири, говорит нам: «Начало премудрости – страх Господень, и доброе разумение у всех водящихся им» (ср. Пс. 110, 10). Соломон, его сын, говорит о премудрости еще больше: что страх Божий – это школа премудрости (ср. Притч. 15, 33). А Иисус, сын Сирахов, в своей Книге премудрости говорит так: «Страх Господень превосходит всякую премудрость» (ср. Сир. 25, 14).

­­­­Всякая добродетель начинается со страха Божия и завершается в любви к Богу

Видите, три великих пророка восхваляют страх Божий, один другого выше мудрствуя о нем, ибо действительно, как говорит святой Исаак Сирин, «страх Божий – основание всех добродетелей». Он говорит, что у премудрости имеется два конца: один – это страх Божий, а другой – любовь к Богу. А почему так? Потому что всякая добродетель начинается со страха Божия и завершается в любви к Богу, которая есть союз совершенства и самая высшая ступень всех добродетелей, ибо любовь выше всего. Но чтобы человеку достичь любви к Богу, он непременно должен прежде всего иметь страх Божий. Ибо отсюда проистекает всякая добродетель – из того, чтобы человек боялся Бога.

Ты слышишь, что говорит Дух Святой? «Блажен муж, боящийся Бога, ибо в заповедях Его восхочет зело» (ср. Пс. 111, 1). Ты слышал? Кто боится Бога, тот очень сильно хочет исполнять заповеди Божии, то есть делать добродетели; равно как и тот, кто не боится Его, позволяет себе совершать всякое зло и всякий грех.

У кого есть страх Божий, тот самый мудрый человек на всей земле. Вот что говорит святой Григорий Нисский, глубочайший философ и брат Василия Великого: «Я видывал многих людей, силившихся изучить всю внешнюю науку, в богословской же, то есть в науке о Боге, преуспели немногие. Но поскольку у них не было истинной мудрости, которая есть страх Божий, то они отдалились от Бога и погрязли в трясине всех зол».

Что пользы от внешней учености, когда нет страха Божия

Порой слышишь, что такой-то защитил две докторские диссертации, получил два диплома. А потом узнаёшь, что он прелюбодей, безбожник, ненадежен, без царя в голове, немилосерден к нищим, не имеет любви к ближнему, попирает в грязь всякую добродетель и правую веру. Что пользы ему от внешней учености, когда у него нет страха Божия? Лучше было бы не родиться такому человеку, не знающему своего Создателя и не боящемуся Его во все время, не хранящему себя от зла и не делающему добро.

Поэтому я и говорю вам: это хорошо, чтобы человек был высокообразованным: и инженером, и доктором, и преподавателем, и профессором, и военным, и генералом – что Бог судил каждому. Но на всех ступенях пусть не забывает о страхе Божием. Ибо если он забыл о Боге, то ему лучше было бы не появляться на свет вовсе и не рождаться, чтобы видеть столько благости Божией: как Он даровал нам жизнь, ум, воздух, свет, тепло, дождь своевременный, пищу, изобилие, здоровье, зрение, слух, мудрость, – и после стольких благодеяний Божиих зажмурить глаза, как ночные птицы, которые видят не иначе, как только во тьме, и не видеть Бога, Который есть свет неприступный и обитает в свете неприступном.

Потому я и начал говорить вам: блажен человек, боящийся Бога, ибо он истинно мудр и вкусит блаженство и в нынешнем веке, и в грядущем.

Кто боится Бога, тому не по нраву отбирать чужое добро. Кто боится Бога, тот не пойдет к чужой жене. Кто боится Бога, тот и со своей женой живет в чистоте, по уставу Церкви. Кто боится Бога, тот не делает абортов, не пьет, не курит, не распускает кулаков, не завидует чужому добру, не бунтует, повинуется государственной власти, почитает начальство, по апостолу Павлу: он отдает кому честь, честь; кому налог, налог; кому страх, страх; и никому ничем не остается должен, кроме как любить Бога и ближнего (ср. Рим. 13, 7–8).

Кто боится Бога, тот во время святой литургии не спит дома, в воскресенье. Кто боится Бога, тот не оставляет детей расти в беззакониях, он ставит перед ними жесткие запреты и исправляет их, учит поклоняться Богу, поститься, ходить в церковь и проводить чистую семейную жизнь. Кто боится Бога, тот не тратит время зря. Он или работает, или молится Богу, или читает Священные Писания, или размышляет о грядущем Суде, смерти, воздаянии, о райском блаженстве и аде.

Бог и задуманное нами уже видел и видит

Кто боится Бога, тот любит всякого человека и помогает любому с великой любовью, когда тот попадает в беду. Кто боится Бога, тому не жалко отдать свое имущество нищим. Кто боится Бога, тот очень боится согрешить пред Богом не только делом или словом, но и помышлением. А почему? Потому что знает, что Дух Святой говорит: «Бог и задуманное нами уже видел и видит» (см. Пс. 138).

Вы слышали Иова? Вы слышали, что совершил с Иовом страх Божий? Был у него страх Божий, и потому он никогда был богат не гордился, не был жесток и немилостив, никогда отнял у него Бог имущество не сказал ни единого слова против Создателя.

Вот человек, имевший страх Божий, приносивший каждый вечер вола в жертву, чтобы и дети его не оказались грешными пред Всевышним помышлением. Вы слышали о человеке, имеющем страх Божий, как увенчал его Создатель? Ради этого Бог и водил его в те дни, и он отошел, чтобы упокоиться на лоне Авраамовом , чьим правнуком был. Итак, вот как благословил его Бог!

Братия мои, человека, имеющего страх Божий, не нужно стеречь никому, чтобы он не крал, не был блудником, пьяницей и вором или не творил зла. У кого есть страх Божий, тот днем и ночью непрестанно следит над собой: «Не подумать бы мне чего-нибудь плохого на человека, не сказать бы чего плохого, ведь это грех; не сделать бы мне чего-нибудь плохого, ведь это грех!» У кого есть страх Божий, тот становится стражем своего целомудрия, тот бережет душу свою и ум от плохих помыслов, язык – от плохих слов и все свое существо – чтобы оно не поступало против Бога.

Малое сказание о страхе Божием

Припоминаю сказание об одном человеке, пришедшем к великому мудрецу. И была у пришедшего жена, очень одаренная. И принялся он рассказывать о ней:

Господин, у меня жена такая красивая!

А мудрец, сидевший за столом перед листом бумаги с карандашом в руке, нарисовал на ней нуль.

Жена моя знатного рода, отец ее был министром.

Тот приписал еще один нуль.

Жена моя здорова - она никогда не болела, не болеет и теперь.

Тот приписал еще один нуль.

Жена моя прекрасная хозяйка, она умеет печь всяческие пироги, угощенья для званых обедов.

Тот приписал еще один нуль.

Жена моя искусная мастерица, она вышивает красивые узоры, вяжет, ткет и шьет. Посмотри, сколько талантов у моей жены!

У моей жены есть страх Божий, и она верующая

У моей жены есть страх Божий, и она верующая!

Мудрец поставил единицу перед шестью нулями. А единица, когда за ней идут шесть нулей, означает миллион. И сказал:

Вот теперь я оценил твою жену. Не когда ты сказал, что она красивая, и ученая, и здоровая, и рукодельница, потому что если бы у нее не было страха Божия, всё это у нее было бы равно нулю - лишь одни нули, ничего!

Так бывает и с мужчиной, как с этой женщиной, и со всяким человеком. У него могут быть все таланты, он может овладеть всеми искусствами в мире, может знать все науки на свете, но если у него нет страха Божия, у него нет школы мудрости, и человек этот не годится ни для чего.

Наставления о страхе Божием

Страх Божий не позволяет объедаться. Страх Божий не позволяет есть скоромное в недозволенные дни. Страх Божий не позволяет совершить какой бы то ни было грех в пост и в великие дни или не соблюдать чистоту, положенную и семейным.

Страх Божий не позволяет сквернословить. Он не позволяет мстить кому-либо. Страх Божий не позволяет, когда видишь нуждающегося человека, бросить его в беде, не помочь ему. Страх Божий приводит на память смерть, Суд, геенну, рай, ад, Царство Небесное, славу праведников. Страх Божий не дает злословить, не дает клеветать, не дает говорить ложь. Страх Божий не позволяет гордиться, надмеваться.

Страх Божий не дает вынашивать зависть. Страх Божий не позволяет питать ненависть к кому-нибудь, злые умыслы, злую ревность. Страх Божий не дает мстить другому, причинять ему зло. Страх Божий не дает шутить, смеяться над другим или осуждать его.

Страх Божий не позволяет тебе любить выпячивать себя на обозрение, желать нравиться людям, вынашивать в себе тщеславие, лицемерие, лукавство. Страх Божий не позволяет быть самолюбивым, жить в нечувствии. Страх Божий не дает грешить ни зрением, ни слухом, ни обонянием, ни вкусом, ни осязанием, ни воображением. Страх Божий хранит тебя от забвения, неведения, лености - и не хватило бы времени, чтобы перечислить вам все полчища тьмы.

Страх Божий - вот что хранит тебя

Страх Божий - вот что хранит тебя, дабы ты был свят телом и душой. И это не только у монахов: страх Божий действует равно и в мирских христианах, и в посвятивших себя Богу в монашеском служении.

Страх Божий делает священника в святом алтаре Серафимом. Он служит со страхом Божиим, внимает себе, чтобы не ошибиться, совершая ектению, святую проскомидию, молясь о претворении вина и хлеба в Святые Тайны, чтобы не иметь какого-нибудь помысла по время литургии.

Из страха Божия, увидев страдающего человека, ты идешь и помогаешь ему, идешь и даешь ему совет. Страх Божий всегда твой самый лучший руководитель. И поэтому все святые отцы восхваляют страх Божий.

Таким образом, самый мудрый на свете человек - боящийся Бога. Ты слышал, что говорит псалмопевец: «Блажен муж, боящийся Господа, ибо заповедей Его восхочет зело» (см. Пс. 111, 1).

М ир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

П очему Бога нужно бояться?

Ч то такое страх Божий и почему говорят, что с него начинаются отношения с Богом?

Ч то принято называть богобоязненностью?

П рочитал в Библии, что Христос проклял дерево — и оно сразу засохло. А чем оно провинилось?

О твечает протоиерей Александр Лебедев:

«П ервое впечатление часто обманчиво. Это верно и по отношению к словам: бывает так, что непривычное ухо в услышанном различает совсем не тот смысл, которым слова наделены. Чтобы правильно понять слова, нужно быть к ним внимательным.

Вот и словосочетание «страх Божий» очень часто воспринимается, как обозначение некоей фобии, хотя в таком случае, оно звучало бы как «страх Бога».

Предмета своего страха люди, как правило, стремятся избегать. И в этом смысле нелепо было бы говорить, что с «богофобии» начинаются отношения человека с Богом, наоборот, страх Бога, в отличие от страха Божьего, заставляет человека отвращаться от мало-мальского намека на отношения с Ним.

В словосочетании «страх Божий» речь идет не о предмете страха, а об особом его (страха) качестве: бывает страх панический, бывает неосознанный, а бывает — Божий. Он действительно возникает сразу, как только человек приобретет первый опыт богоощущения, богопознания. Ведь, как только мы приобретем какую-либо ценную вещь, у нас появляются опасения ее потерять, и для того, чтобы этого не произошло, мы принимаем соответствующие меры.

Подобным образом человек, узнавший на своем опыте, что Бог есть, протянувший к Нему ниточку молитвенной связи, будет бояться ее оборвать и сделает все, чтобы ее сохранить. То есть будет стремиться жить по заповедям и избегать греха. Что и принято называть богобоязненностью.

— Прочитал в Библии, что Христос проклял дерево — и оно сразу засохло. А чем оно провинилось?

— Возмущение этим поступком Христа может, на мой взгляд, может возникнуть лишь у крайне оголтелого «гринписовца». Все же остальные люди вполне могут догадаться, что цель этого действия — донести некую спасительную мысль до человека. А для спасения человека, конечно, вполне допустимо пожертвовать деревом.

Вспомним, что произошло в окрестностях Иерусалима за три дня до распятия нашего Спасителя. Христос «…взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его… Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» (Мк. 11, 12 — 24).

Прямой учительный смысл Своего действия пояснил Сам Христос — это пример действия веры, который был очень нужен апостолам, поскольку через несколько дней, вера их должна была быть подвергнута серьезному испытанию. Кроме того, в этом чуде Христос еще раз проявил Свою власть чудотворения для того, чтобы ученики не сомневались в Его божественности, когда увидят учителя распятым.

Многие видят в случае со смоковницей также и предупреждение людям: Христос ждет от нас не только декларации нашей веры, но и ее плода — добрых дел, отсутствие которых может сказаться на нашей судьбе весьма печально.

Некую пикантность этому евангельскому эпизоду придают слова евангелиста о том, что еще не время было собирать смоквы. Так что, вроде бы искать плоды на дереве — бессмысленно, а наказывать за их отсутствие — неправомерно. На мой взгляд, это напоминание нам о том, что у Бога Свои представления о времени и уместности. И в этом смысле очень рискуют люди, которые откладывают исполнение заповедей, совершение добрых дел на потом: «Вот выйду на пенсию — и буду ходить в церковь»; «Разверну дело, заработаю миллион — и буду заниматься благотворительностью»… Согласитесь, весьма знакомая ситуация. Как оказывается — и весьма опасная, потому что Христос может потребовать от нас плодов нашей веры тогда, когда мы к этому будем совсем не готовы».

Обсуждение: 4 комментария

    за три дня до распятия нашего Спасителя. Христос «…взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! как это можно понять.ведь проклятие это грех?

    Ответить

    1. Здравствуйте, Алена!
      Господь жалеет нас больше, чем деревья. Таким проклятием Бог не согрешил, а подал урок своим ученикам. Святой апостол Марк повествует в 11 главе, что когда ученики сказали Христу, что смоковница засохла и на это Господь сказал такие слова: «Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,- и будет вам».
      Господь укрепил в вере своих учеников. Святые отцы толкуют это место и сравнивают эту смоковницу с иудейским народом. Столько Господь дал этому народу и чудес, и помощи, и знамения, но они не приняли Его и готовы были Его растерзать и распять, и Господь показывает, какой конец ждёт этот народ. Действительно, если бы мы очень много лет заботились о своём дереве, много положили трудов и забот, а оно бы не приносило плодов, то мы бы его убрали и на это место посадили бы другое дерево, и это разумно и правильно.
      С Богом! Вы должны советоваться с мужем и уважать мужа в его решении. Если у Вас есть свои деньги, то Вы можете не говорить мужу и совершить доброе дело в тайне, но если это семейные деньги, то надо посоветоваться с мужем, а потом уже обещать. Вы можете объяснить священнику о Вашей проблеме и я думаю что он поймёт Вас.
      С Богом!

      Ответить

«Начало мудрости – страх Господень»
()

Страх Бо́жий – благогвейное отношение к , проявляемое в осознании и ощущении Божественного присутствия, боязни оскорбить Бога греховным или поступком, формируемое и поддерживаемое в при содействии Божией.

Через страх человек достигает любви, а не иначе

«Познавший себя, – говорит преп. , – достиг разума страха Господня и, ходя в оном, достигает врат любви».

«Умножение страха Божия есть начало любви», – говорит он же.

Авва Херемон, отшельник египетский, сказал:
«Три побуждения заставляют людей уклоняться от пороков, т. е. страх будущего мучения в геенне… надежда и желание получить Царство Небесное, наконец, расположение и любовь к самой добродетели [; Кор. 13, 8]… Посему-то св. апостол все дело спасения заключил в исполнении трех оных добродетелей. Ныне пребывают, говорит он, вера, надежда, любовь, три сия (). Вера страхом будущего суда и мучений отклоняет нас от скверны пороков; надежда ожиданием небесных воздаяний, отторгая ум наш от настоящего, заставляет презирать все плотские удовольствия; любовь, огнем своим воспламеняя в душе нашей любовь ко Христу и к преспеянию в духовных добродетелях, побуждает с совершенною ненавистью отвращаться от всего, что противно им. Хотя эти три добродетели ведут нас, по-видимому, к одному концу… но степенями своего превосходства много различаются между собою. Две первые свойственны тем людям, которые стараются преуспевать в добродетелях, но не имеют еще постоянного расположения к ним; третья же особенно принадлежит Богу и тем людям, которые восстановили в себе образ и подобие Божий…

Поэтому, кто стремится к совершенству, тот с первой степени страха, собственно называемого рабским… (), должен постепенно восходить на стезю надежды. Здесь человек уподобляется уже не рабу, а наемнику, ибо действует в ожидании будущего воздаяния. Уверенный в прощении грехов своих, он уже не страшится наказания за них, а сознавая в себе добрые дела, думает получить за них милостивую награду. Но, несмотря на то, он еще не имеет в себе такого расположения, какое прилично сыну, который в полном уповании на отеческое благоволение к себе не сомневается усвоять себе все, что принадлежит отцу…

Великое находится различие между тем, кто страхом геенны или надеждою будущего воздаяния погашает в себе пламень пороков и, между тем, кто ужасается порочности и нечистоты по чувству любви божественной… В таком состоянии человек, хотя бы не имел ни одного свидетеля дел своих, не решится воспользоваться случаем ко греху и не может увлечься самыми сокровенными, обольстительными помыслами, ибо питая искреннейшую любовь к добродетели, он не только не приемлет сердцем ничего противного ей, но и с величайшим ужасом отвращается сего».

Иногда это третье состояние называют совершенным страхом. «…Есть два страха, – читаем у , – один первоначальный, а другой совершенный… Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, тот еще новоначальный, ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его, собственно, для того, чтобы благоугодить Ему; этот знает, в чем состоит существенное добро, он познал, что значит быть с Богом… таковой боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений, но потому, что он, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх. Поэтому-то апостол и говорит: совершенная любовь изгоняет страх . Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом».

Польза страха Божьего

«…Когда страх Господень приходит в сердце, то показует ему все грехи его».

«Умудрись же в основание шествия своего, – говорит св. , – полагать страх Божий; и в несколько дней, не делая кружений на пути, будешь у врат Царствия».

Еще сказал: «Душа, имеющая в себе страх Божий, не боится чего-либо такого, что вредит ей телесно, потому что на Бога уповает отныне и во веки веков».

Человек начинает бояться за свою жизнь, за свое общественное положение; боится, что случится с ним какое-либо несчастье, обкрадут, сделается пожар (поэтому, внушает демон, нельзя зажженную лампадку пред святыми образами оставлять, когда из дому уходишь), что заболеет и прочее и прочее. Начинают бояться и темной комнаты (и это когда даже в бесов, говорят, не верят), и всякой мелочи, каждого стука: мышь, таракан или паук пробежит – все приводит в страх и смятение.

Так, император Петр I , не боявшийся совершать чудовищные грехи и жестокости, от которых кровь стынет в жилах, боялся, однако, очень малой твари – тараканов. Интересно описывает это современник:
«И не можно того думать, чтоб великой и неустрашимой герой боялся так малой гадины – тараканов: и наперед его едущего кули-еры бежали, и где надлежит быть станции, осматривали, нет ли в избе тараканов, и по крайней невозможности таких изб обыскать не можно, то по дорогам ставили избы нарочные для охранения от сей гадины».

Наконец, случается с человеком так называемый безотчетный страх, по-нашему, по-христиански сказать, от бесов, или .

Так как этот страх бесовский задевает иногда и спасающихся – разумеется спасающихся неискренно и не как должно, – то я приведу из о нем несколько строк, изъясняющих его происхождение, сферу действия и надлежащие противоядия.

«Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры в ожидании нечаянных бед».

«Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самых теней».

«Не пустыня и мрачность места укрепляет бесов против нас, но бесплодие нашей души; иногда же это бывает промыслительно к вразумлению нашему».

Когда люди были сильны в подвигах, в вере, а больше всего в смирении, то святые отцы так их учили:

«Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состареется с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою…».

«Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека. Страх Божий – ощущение совершенно новое. Страх Божий – действие Святого Духа. Ощутив страх Божий, ощутив от действия страха Божия при молитве твоей присутствие Бога, безвидно, духовно увидишь Невидимого, познаешь, что молитва есть предстояние на Страшном Суде Божием».
епископ

Имеющий страх Божий явно и тайно, то есть перед людьми и без людей, бережется от всяких грехов, поскольку везде перед собою видит Бога, Которого опасается прогневать.

В доме ли я сижу – Господь Бог со мною; выйду ли из дому – Он не оставляет меня. По пути ли иду – Он со мною. В городе ли, в пустыне ли, с людьми или без людей, — не отступает от меня Господь. Не вижу Его, ибо хожу верою, а не видением, но делаю ли, или говорю, или мыслю – перед Ним все делаю, говорю или мыслю. На молитве ли стою – перед Ним стою, Он на меня смотрит и видит меня, видит, когда я сижу и встаю, и разумеет помышления мои. Перед Ним я преклоняю колени мои, и припадаю, и поклоняюсь, и вздыхаю, и молюсь Ему, и прошу, и ищу у Него милости, но Его Самого не вижу. К Нему простираю руки мои и очи мои, но Его Самого не вижу. Это размышление мое учит меня всегда и везде бояться Тебя, о Боже, и трепетать, со страхом и опасением жить и обращаться, делать, говорить, мыслить и что-либо начинать, как дети перед отцом своим, подданные перед царем своим.
святитель

«Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» (). Корень богоугодной жизни – страх Господень. Когда придет он, то, как творческая сила, все в тебе перестроит и воссоздаст в тебе прекрасный порядок – космос духовный. Как стяжать страх Божий? Он в тебе есть, только заглушен, воскреси его. Для этого дай голос разуму твоему и открой сердце твое для принятия внушений Истины. До сих пор разуму не давали слова, он был в рабстве и не смел говорить здравые речи; пусть теперь говорит. Он начнет речь о Божием вседержительстве, держащем тебя и могущем бросить в каждое мгновение; о Божием вездесущии и всеведении, все в тебе видящем и гневающемся на тебя за все худое в тебе; о Божием правосудии, готовом наказать тебя сейчас, но удерживаемом до времени милостью; о смерти, в каждое мгновение готовой схватить тебя и предать суду и воздаянию. Слушай и вводи сердце твое в чувство этих истин. Пробудишь чувство – придет вместе с тем и страх Божий. Это заря жизни.

Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни (). А если ненавидит, то прогонит их; если прогонит, то душа станет чиста от них и поэтому явится правой пред Господом. А это и есть все, чего теперь с такой заботою ищем. Стало быть, восстанови в себе страх Божий и поддерживай его – и будешь обладать самым могущественным средством к самоисцелению. Страх Господень не допустит тебя согрешить, и он же заставит тебя делать всякое добро, при всяком к тому случае. И будет у тебя исполняться заповедь: «уклоняйся от зла и делай добро» (), которую дает пророк ищущим истинной жизни. Как дойти до страха Божия? Ищи и обрящешь. Здесь нельзя сказать: то и то сделай; страх Божий есть духовное чувство, сокровенно зачинающееся в сердце от его обращения к Богу. Размышление помогает, помогает и напряжение себя на это чувство, но делом оно дается от Господа. Взыщи его, как дара, и дан тебе будет. И когда дан будет, тогда только слушайся его беспрекословно – он выправит все твои неправды.

Страх Божий как приводит к началу святой и богоугодной жизни, так бывает самым верным блюстителем ее, когда кто, последовав его внушениям, положит это начало. Учит нас этому нынешний апостол, приводя на память грозные суды Божии и наказания, еще здесь явленные над не покоряющимися Его воле. «Ангелов согрешивших не пощадил» (). Были чисты и в пресветлом обитали жилище. Но как только согрешили, низвержены во мрак преисподней. Нас ли с тобою пощадит, если пойдем против воли Его?! Разлилось нечестие при Ное. Бог навел потоп и всех погубил, исключая восемь душ семейства Ноя. Не посмотрел, что было много нечестивых. Над тобою ли одним станет Он раздумывать – погубить тебя или нет, когда не станешь слушать голоса Его?! Долго терпел Господь Содом и Гоморру. Они же вместо вразумления спешили на верх нечестия, за то, когда не чаяли, поражены огнем, во образ вечного огня, ожидающего нечестивых. Не миновать и тебе этого огня, если пойдешь теми же путями. Приводи все это на память, сидя сам с собой, особенно в ночной тишине и темноте, и, возгревая тем страх Божий, страшись греха, как если бы в нем подкрадывался к тебе пламень огня вечного.
епископ

Если в присутствии царя мы не позволим себе никакой небрежности, а тем более неприличия, но стараемся, чтобы всякое наше слово, всякое движение было ему угодно, тем более представляющий себя в присутствии Божием не позволит себе никакого греха, поревнует о святом деле угодном Богу.
святитель Филарет, митрополит Московский

«Страх Божий – это не значит бояться Бога, как мы боимся молнии или электрического разряда, страх Божий – это значит бояться потерять Его, потерять чувство полноты, чувство вечности, чувство божественного. Это самое высокое, поющее чувство в человеке, даже когда человек этого не сознает. Но он может его потерять, и потерять надолго, а может потерять это навсегда – вот чего следует бояться».
прот. Александр Мень

Только страх Господень освобождает от страха перед людьми. Бояться Его – это просто признать со всем смирением, кто Он и кто я. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» () .
священник Георгий

Бойся Бога из любви, а не из-за того, что Его считают жестоким.
прп. Исаак Сирин

Будем ходить в страхе Господнем, так как нам предписано – со страхом и трепетом соделовать свое спасение (). Страх Господень искореняет из души все лукавства и грехи. Кто же не боится Бога, тот впадает во многая злая.
преп.

Должно всегда иметь Бога пред собою. Страх Божий приобретается еще исполнением заповедей Божиих, и чтобы все делать по совести.
преп.

Не ради согрешений только должен человек бояться Бога, но потому что Бог любит его, а он не любит Бога, и, будучи недостоин, получает благодеяния.
преп.

Никогда не бойся наказания, но бойся греха, порождающего наказание.
святитель

Страх Божий рождается от рассуждения Божиих свойств, а именно:
1) Что Бог вездесущий, и всякое дело, слово и помышление ведущий.
2) Что Бог ненавидит всякое беззаконие и всякое зло.
3) Что Бог – праведный Судия, и всякому воздаст по делам.
4) Что Его даже и ангельские чины трепещут.
5) Что Бог весь свет в руке Своей содержит.
6) Что Бог, в мгновение ока может грешника праведным судом погубить при самом совершении греха…
святитель Тихон Задонский

По мере очищения покаянием, начинаем ощущать присутствие Божие: от ощущения присутствия Божия является святое ощущение страха Божия.
святитель Игнатий Брянчанинов

«Не бойся никого, кроме Бога одного» — русская пословица.

Для любви в греческом языке есть несколько слов, с помощью которых люди выражают ее оттенки. Страх тоже бывает разный – от панического ужаса до благоговейного трепета. Какой страх приличен христианину, а какой показывает его духовную незрелость? Как отличить страх Божий от человеческих страхов?

В религиозности очень многих людей сегодня очень заметное место занимает страх перед наказанием. В советские времена вообще бытовало мнение, что верующие только потому и верят в Бога, что после смерти не хотят мучиться в Аду. Именно как страх перед адскими муками, которые ждут ослушников после их смерти, представляла православную веру атеистическая пропаганда. И надо сказать, делала это вполне профессионально.

Без сомнения, страх перед смертью и перед тем наказанием, которое вслед за нею последует, - это форма веры, но только чисто средневековая. Художники тогда изображали на фресках и картинах Страшный суд, адское пламя, чертей, которые мучают грешников и с гнусным смехом влекут их в преисподнюю и проч. Такого рода изображения можно найти практически в любом средневековом храме как на Востоке, так и на Западе.

Именно тогда появилось и отсутствующее в Священном писании выражение Страшный (!) суд - в Евангелии такого выражения нет, не знали его и христиане первых веков. Да и мы теперь понимаем, что страшен этот суд только одним - тем, до какой степени он прост. У нас не спросит Судия, как мы постились или как вычитывали правило, не спросит Он и о том, к какой Церкви мы принадлежали, какой символ веры исповедовали и как понимали тот или иной догмат. Он скажет просто: «Я был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня» или наоборот: «Я был наг, и вы не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф 25:36 и след.).

Однако в Средние века религия большинства (разумеется, не вера преп. Сергия, но многих его современников) была основана именно на страхе перед посмертным или даже прижизненным наказанием. «Страх создал богов», - воскликнул один римский поэт и был по-своему прав, ибо говорил не о нашей вере, не о Боге, а о богах, и, следовательно, о языческих религиях. От язычников этот страх унаследовали христиане, особенно те, для которых вера была основана не на Евангелии, а на естественном для человека стремлении обезопасить себя перед лицом непонятного и, в общем, враждебного мира, где каждого на каждом шагу подстерегает какая-то неприятность.

В XVIII-XIX веках под влиянием бурного развития естественных наук и в результате того, что человек в течение этих двух столетий мало-помалу начал осознавать, что такое права человека, и чувствовать потребность не быть рабом в социальном смысле, страх этот стал проходить. В результате человек, освободившись от страха (чему можно только радоваться, так как страх - это всегда рабство, подавленность и зажатость, а Господь наш зовет нас к свободе), одновременно начал терять веру (а это уже беда!), но только по той причине, что эта вера была перемешана с чисто языческим по своей природе страхом. Страх этот еще в IV веке принесли в церковные стены те номинальные христиане, о которых говорит блаж. Августин, люди, крестившиеся и внешне ставшие христианами, но по сути оставшиеся язычниками.

Отсюда французский эпохи Вольтера, Дидро и Даламбера и наш - Писарева, Добролюбова и др. Люди почувствовали себя свободными от страха перед наказанием и из своей жизни удалили Бога. Трагедия людей этого времени и в их числе блестящих мыслителей, ученых и поэтов заключается в том, что они отказались от Бога в тот самый момент, когда появились удивительные возможности Его почувствовать, открыть Его для себя и для будущего.

Все случилось как в пословице: вместе с водой выплеснули ребенка, вместе со средневековыми предрассудками, которые неминуемо должны были уйти (и слава Богу, во многом уже ушли из жизни), человечество потеряло веру. Выплеснутым ребенком оказался Младенец, родившийся в Вифлееме.

Дети, которых учат бояться Бога и того, как Он накажет, в какой-то период своей жизни переживают то же самое, что пришлось пережить во времена Д. Дидро всей нашей цивилизации. Они перестают бояться, становятся безбожниками и отказываются в результате от какой бы то ни было нравственности. Ж.-П. Сартр рассказывает, как в детстве он прожег, играя спичками, ковер; сначала он ждал, что Бог, Который видит все, накажет его за это, а потом, когда наказания не последовало, понял, что бояться Его не нужно, а значит, как говорил , «все позволено». Так в сердце будущего философа начали прорастать первые ростки неверия.

В «Откровенных рассказах странника» говорится, что к Богу ведут три дороги: раба, наемника и сына. Когда человек воздерживается от грехов «страха ради мук», это безуспешно и неплодно, таков путь раба, которым руководит страх перед наказанием. Путь наемника связан с желанием заработать себе награду.

«Даже и желания ради Царства Небесного если кто станет совершать подвиги, - восклицает странник, - то и это святые отцы называют делом наемническим. Но Бог хочет, чтоб мы шли к Нему путем сыновним, то есть из любви и усердия к Нему вели себя честно и наслаждались бы спасительным соединением с Ним в душе и сердце». В прошлом к Богу, быть может, вели три дороги, теперь, к концу ХХ века, стало ясно, что первая и вторая - тупиковые; идя по ним, можно прийти только к нервному срыву, погубить и себя, и многих вокруг себя людей.

И тем не менее даже мы сами иногда пугаем друг друга тем, что Бог за что-то накажет. «Бог наказал», - говорим мы о людях, у которых что-то случилось, если считаем, что они заслуживают наказания. Получается, что мы боимся Бога, как греки - Зевса, египтяне - Амона, а римляне - Юпитера. И при этом не замечаем, как сами становимся язычниками.

И тем не менее без страха Божьего нельзя! Это выражение встречается в Библии множество раз, и, разумеется, не случайно. Только надо понять, что такое этот страх, который учит мудрости (Притч 15:33), отводит от зла (там же, 16:6) и ведет к жизни (там же, 19:23), он чист (Пс 18:10) и, кроме всего прочего, заключается в том, чтобы ненавидеть зло (Притч 8:13). Однако это не ужас перед Богом и не страх перед наказанием. Бог не следит и не наблюдает за нами, но мы можем легко причинить Ему боль.

На вопрос, что такое страх Божий, исчерпывающий ответ дает Библия на латинском языке - Вульгата. За тысячу лет истории в языке Горация, Тибулла, Овидия и других величайших поэтов человечества накопился огромный словарный запас, латинские слова передают тончайшие оттенки смысла там, где почти всякий другой язык будет бессилен.

Одно греческое слово «фобос» (страх) по-латыни это и «pavor», и «metus», и «terror», но есть еще слово «timor», и именно этим последним переводится слово «фобос», когда речь идет о страхе Божьем. «Timor» (отсюда французское «timide» и «timidement») - это радостное робение или же страх причинить боль, обидеть, страх потерять. Это очень важно понять, чтобы наша духовная жизнь и наша жизнь в целом стала нормальной.

Я боюсь волка или носорога, но я, когда вижу птиц в саду, тоже боюсь, но боюсь спугнуть их громким голосом или резкими движениями. Кто-то боится маму, потому что она может выпороть, а кто-то другой боится свою маму огорчить или расстроить. Вот где кроется разница между чисто человеческим страхом перед чем-то страшным и тем страхом Божьим, который есть для нас всех сокровище драгоценнейшее.

Те сердитые православные молодые люди 90-х годов, для которых религия связана прежде всего со страхом перед Уставом, перед тем, как бы не нарушить пост или не совершить какого другого греха, мрачные, суровые, внешне похожие на иноков и монашек, выбрали сегодня путь раба. Понятно, почему - мы в советское время слишком долго были рабами, поэтому теперь избавиться от рабской психологии нам трудно, даже почти невозможно. Но это необходимо, иначе и мы потеряем веру, как потеряли ее наши прадеды и деды, отказавшиеся от Бога, ибо в Боге видели несвободу. Понять их можно. Отказываясь от Бога умом, они продирались к Нему сердцем; отвергая несвободу, они рвались именно к Богу, но только не знали, что тот, кто им так нужен, кого им так не хватает, - это именно Он, а не кто-то другой.

Безбожники конца прошлого века, которые уезжали в глубинку, становились там земскими врачами, акушерками и учителями, были в тысячу раз ближе к Иисусу, чем надутые охотнорядцы и чиновники, не пропускавшие ни одной обедни. Но эти чудные юноши и девушки нашего прошлого, которые могли бы стать настоящими святыми, в сердце горя Богом, увы, отвергали Его умом, не только не принимали Его, но презирали и даже ненавидели. А ведь на самом деле отвергали они не Бога, а только рабский к Нему путь. Так зачем же мы теперь снова сворачиваем на эту тупиковую дорогу?

Считая, что мы ходим в Церковь именно из-за страха перед наказанием, неверующие люди полагают, что религиозность унижает человека, подавляет его «я» и вообще делает нас рабами. Это действительно так, если видеть в страхе Божьем страх перед карой, наказанием или возмездием. Тех, кто так его понимает, религия на самом деле закабаляет и превращает в рабов.

Мы знаем тому множество примеров, ходить за которыми далеко не надо. Однако, если мы понимаем, что страх Божий - это не pavor или metus, а timor, вера наша дает нам крылья, открывает перед нами новые возможности и новые горизонты, дает новые силы. Именно в христианстве невозможное становится возможным. По слову Иисусову: «Человекам это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу» (Мк 10:27).

В связи с этим уместно будет вспомнить и то, что слово «эвед», что значит служитель или соработник Божий и одновременно отрок, то есть ребенок, который уже вырос, но еще не совсем. С ним уже можно общаться как со взрослым, но при этом еще можно заботиться о нем как о ребенке - вот что такое «раб Божий»!

Один американский физик, прочитав в «Русской мысли» мою статью «Вера или идея», прислал мне письмо, в котором высказывает недоумение по поводу моих слов о том, что христианство начинается с коленопреклонения. Слова эти и стоящий за ними тезис мне очень дороги. Но… прочитав его письмо, я постарался взглянуть на эту фразу его глазами, взглядом образованного, умного и даже доброго ученого, который, однако, ничего не знает ни о христианстве, ни о богослужении, ни о мистическом опыте в христианстве. Взглянул и увидел, что эта фраза для человека, который ничего не знает о христианстве изнутри, а все только снаружи, изображает человека, задавленного или рабски склоняющего колени перед иконой в темном храме.

Да, именно так может быть понято коленопреклонение христианина, если смотреть на него снаружи. На самом деле, однако, в нем выражается не рабская зависимость, покорность или страх, а совсем другое чувство - восторг: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси» (Пс 103).

Это то чувство, которое удивительно полно выражено в прокимне, поющемся на вечерне в субботу «Господь воцарися, в лепоту облечеся» и далее.

Это чувство пережил всякий врач, который видел безнадежного ребенка выздоровевшим, всякая мать, встретившая своего сына после войны живым, да в конце концов - всякий ребенок, обнаруживший утром в день своего рождения у постели игрушки или книжки, о которых долго мечтал. И любовь, и благодарность, и счастье, и ощущение Его присутствия рядом, в общем, полнота, - вот что такое наше коленопреклонение, и ничто другое, во всяком случае - не страх. «Мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее… В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин 4:16-18).

И тем не менее религия, основанная на страхе, чем-то привлекательна. Недавно вышла книжечка под названием «Рассказы сельских священников» (увы, анонимная, без имени составителя), в которой в извлечениях напечатаны заметки из журнала «Странник» за 1866 год.

На обложке чудная церковь, утопающая в купах деревьев, сельская дорога, изгородь, одним словом - русская идиллия. А внутри?

Рассказывается, как на Ильин день одна женщина, лишь только заблаговестили к обедне, отправилась в поле на свою ниву вязать снопы. На другой день вечером ехала она в телеге, лошадь чего-то испугалась, бросилась изо всей силы бежать. Женщина упала, и колесо телеги так сломало ее, что «страшно было взглянуть: кожа с ноги была содрана, кость переломлена, грудь истерзана, лицо, руки, одним словом - все изувечено». И умерла без покаяния.

Молодой мужик, уже женатый, не слушался родителей, пил и проч.; отец стал журить его, тот хотел ответить что-то резкое, но не успел, оперся рукою на окно, «от сильного натиска стекло лопнуло, разбилось и обрезало руку Алексею повыше кисти; кровь ручьем полила». Прошло шесть дней - несчастный скончался.

У одной бедной вдовы был сын, в день Покрова поехал он работать, и его «во время работы завалило глиной до смерти».

Бедная чиновница мучалась без средств к существованию с семерыми детишками и однажды в сердцах прокляла свою любимую дочку, та пошла с подругой на речку и утонула, причем подругу удалось спасти, а дочку несчастной вынули из воды умершей.

И т. д., и т. д.

Что хочет сказать нам составитель? Зачем еще раз нам предлагается путь раба?

Если в религию добавлена изрядная доля страха, ее можно с успехом использовать как инструмент, в первую очередь в целях удержания общества под пятой той или иной власти. При ее помощи можно манипулировать общественным сознанием, удерживать людей от нежелательных шагов и т. п.

Первое время этот инструмент работает великолепно, но затем непременно обнаруживается, что он никуда не годится.

Использование религии в качестве инструмента оборачивается трагедией для всех. И для тех, кто ее так использует, и для народа, которым таким образом пытаются управлять, и для самой религии. Это всегда приводит к развитию сначала полной религиозной индифферентности, затем к взрыву безбожия и тут же к появлению новых исповеданий и новых религий.

Именно такой новой религией стал к концу XIX века марксизм, занявший в сердцах не худших людей России место Бога, вытесненного оттуда обязательностью говения, справочками об исповеди, которые надо было представлять по месту работы, и той атмосферой страха, которая нагнеталась при помощи статеек из журнала «Странник», переизданных непонятно почему в 1996 году.

Разумно было бы предположить, что указания издавать такие книги и вообще насаждать в православном народе атмосферу страха сегодня исходят от руководства КПРФ и даются, чтобы сделать нас более послушными, покорными и забитыми и одновременно с целью ослабить влияние Церкви на людей, дискредитировать ее в глазах населения и т. д. Однако это не так. Книги эти издаются вполне честными людьми и без каких бы то ни было дурных замыслов. Не в том беда, что их издатели кем-то наняты, а в том, что и они, а зачастую и мы сами хотим быть рабами.

Мы все выросли в эпоху рабства и с пеленок были рабами, уже в 3-4 года мы усвоили общеобязательную истину и до такой степени привыкли к своему рабскому состоянию, что на дороге к Богу тоже выбираем путь раба. Евреи в пустыне увидели в Моисее врага именно потому, что он освободил их от рабства (Исх 16:2-3), мы тоже видим врага в каждом, кто напоминает нам о том, что мы призваны к свободе (Гал 5:13), причем только по той причине, что к несвободе мы просто привыкли, она нам психологически ближе. Но именно несвобода, сковывающая наши сердца, мешает нам почувствовать Иисуса, в Церкви мы видим установления, требования, запреты и не чувствуем Его опаляющего присутствия и той радости, о которой так замечательно говорит автор «Откровенных рассказов странника».

В советской школе детей учили знаниям, ориентировали на факты, развивали их память. Учили быстрому чтению, а надо бы учить чтению медленному, но вдумчивому. Но никто не развивал их чувства. И вот теперь, придя в Церковь, они тоже хотят все знать и о Боге, и об истине, и о православной вере. И не понимают, что главное здесь не знать, а чувствовать. И эта ориентированность на знание делает нас какими-то неживыми, нас с нашей рабской психологией превращает еще и в рабов нашего собственного ума и его неминуемо ограниченных возможностей, а поэтому мы все еще не в силах погрузиться в Бога как в Океан подобно автору «Откровенных рассказов…».

Мы все время и везде ищем врагов, еретиков, проверяем нашу веру по правилам, как ученик сверяется с ответом в задачнике, друг друга пугаем Богом, видя в Нем, быть может, и доброго, но рабовладельца, ибо мы - рабы.

Нам кажется, что все вокруг плохо, ужасно, так плохо, как не было никогда раньше. Именно так пишут сегодня во многих душеспасительных книгах: «Россия никогда не знала таких преступлений, которые сегодня терзают наше общество» (А при Ленине? А при ? Нет, как бы ни было трудно сейчас, при них преступления были много чудовищней!). И поэтому мы до сих пор не в силах воскликнуть вместе с архиепископом Иоанном (Шаховским): «Земля в солнечном дыму от любви Господней». А ведь это действительно так.

Из книги «Размышления с Евангелием в руках», М., «Путь», 1996 (тж. М., «Новый ГрадЪ», 2008)