Азербайджан. Бакинская и азербайджанская епархия


Русская православная церковь жестко отреагировала на решение Константинопольской православной церкви предоставить автокефалию (статус поместной церкви, предполагающий ее административную независимость от других поместных церквей — прим. ред.) Украинской православной церкви.

На заседании Синода (высшее церковное учреждение православной церкви — прим. ред.) в Минске 15 октября было принято решение о разрыве евхаристического общения (возможность совместного служения литургии двумя епископами или священниками — прим. ред.) с Константинополем, пока Вселенский патриарх не отзовет своего решения по Украине.

Русская православная церковь (РПЦ) — самая крупная автокефальная поместная православная церковь в мире, одна из 14 общепризнанных автокефальных церквей, она ведет свою историю от крещения Руси в 988 году. Автокефалия РПЦ была признана в 1589 году. По данным РПЦ на конец 2017 года, ее прихожанами являются около 180 миллионов человек.

РПЦ объединяет более 300 епархий и около 37 тысяч приходов, а также 462 мужских монастыря и 482 женских. Юрисдикция РПЦ, согласно ее уставу, распространяется на Россию, Украину, Белоруссию, Молдавию, Азербайджан, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркмению, Узбекистан, Латвию, Литву и Эстонию. Кроме того, в состав канонической территории РПЦ входят Китай, Япония и Монголия.

Контекст

Birgün: Война церквей между Россией и Западом

Birgün 17.10.2018

Версии: Варфоломеевский спуск

Версии.com 17.10.2018

Atlantico: Православная церковь идет по пути «балканизации»

Atlantico 16.10.2018

NYT: Россия делает еще один шаг к расколу в православной церкви

The New York Times 16.10.2018 Константинопольская православная церковь — одна из старейших автокефальных православных церквей, основана в 330 году. Автокефалию получила на II Вселенском соборе в 381 году. Предстоятелем церкви с 1991 года является патриарх Варфоломей I, резиденция которого располагается в Стамбуле.

Церковь насчитывает более 5 миллионов прихожан, более половины из которых приходится на Северную Америку. Канонической территорией Константинопольского патриархата являются Турция и Греция (обе — частично). Юрисдикция патриархата распространяется также на ряд епархий в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и Новой Зеландии. Всего церковь объединяет более 60 епархий и 3 тысяч приходов, а также около 60 монастырей (в США, Греции и Австралии).

Вопрос предоставления автокефалии украинской церкви обсуждался даже на заседании Совета безопасности России.

Много дискуссий и в Украине. Например, украинский политолог Валентин Гайдай считает, что Варфоломей (Константинопольский патриарх) «задумал украсть украденное, а именно — приходы, монастыри и епархии Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) (которые вначале 1990-х украли у УПЦ), переподчинив их себе».

«Вот и случилось — Варфоломей начал отжимать имущество раскольников. Андреевскую церковь (которая принадлежит УАПЦ — прим. ред.) хотят передать Константинополю. Так гляди и у Филарета (предстоятель неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата — прим. ред.) Владимирский собор отожмут», — написал украинский эксперт на своей странице в фейсбуке.

Между тем, после решения Синода о разрыве отношений с Константинопольским патриархатом, с аналогичным заявлением выступила и Душанбинская православная церковь. Об этом СМИ рассказал иеромонах Владимир (Мухин), клирик Таджикской епархии.

В свою очередь известный общественный и религиозный деятель России, протоиерей Всеволод Чаплин в интервью haqqin.az заявил, что разрыв отношений епархий, имеющих отношение к Русской православной церкви с Константинопольским патриархатом — естественное явление.

— И все остальные епархии должны это сделать, в том числе и Бакинская и Азербайджанская епархия?

— Естественно. Все епархии РПЦ находятся, так скажем, «в поле действия» принятого решения.

— Значит, каждая из епархий должна сделать отдельное заявление?

— Нет, этого не нужно. Повторюсь, это решение (Синода — прим. ред.) автоматически касается всех епархий Русской православной церкви.

— Чем вся эта ситуация может грозить? Насколько я знаю, российская православная церковь — самая большая по численности прихожан. Кому эта конфликтная ситуация на руку и к чему она приведет?

— Этот конфликт начат не нами, а западными силами, которые используют Константинопольский патриархат для того, чтобы сделать украинский народ врагом России. И когда Константинопольский патриархат признал раскольников, он стал сам раскольнической структурой. Для них Бог на втором месте. Лично я считаю, что этот патриархат нельзя считать православным. Так что решение нашего Синода ожидаемое и правильное. Константинопольский патриархат в течение многих лет ведет богоборческую политику. Они стараются либо расколоть православную церковь, либо переформатировать под «западную демократию». Слава Богу, этого пока не получилось, но попытки раскола православных народов и противопоставление их друг другу происходят.

— А если говорить о политической составляющей? Многие считают, что Константинопольский патриархат, как бы странно это не звучало, поддерживают турецкие власти… Как это может сказаться в целом на отношениях между Россией, Турцией и Азербайджаном?

— Я не думаю, что Анкара поддерживает Константинопольский патриархат. Его поддерживают власти заокеанской страны. Достаточно вспомнить, что один из самых скандально известных константинопольских патриархов Афинагор I прилетел в Турцию на самолете президента США Гарри Трумэна (он стал первым константинопольским патриархом, не имевшим турецкого или оттоманского гражданства после падения Константинополя — прим. ред.) . Так что повторюсь, хозяева Константинопольского патриархата находятся за океаном. Я уверен, что Анкара поймет, кто сейчас действует в интересах западных манипуляторов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Азербайджан и Дагестан - многонациональные республики с древней и богатой культурой. На протяжении веков здесь жили представители разных народов и последователи различных религий.

По преданию, семена христианства были впервые посеяны на берегах Каспийского моря еще в І веке одним из 12-ти учеников Иисуса Христа - святым апостолом Варфоломеем, принявшим мученическую кончину в городе Альбанополе (современном г. Баку), у подножия Девичьей башни. Его дело продолжил ученик святого апостола Фаддея святой равноапостольный Елисей, первый епископ Албанский. Известно, что христианство было широко распространено на территории современного Азербайджане в течение всего средневековья.

С появлением русского населения в начале XIX века христианство на территории Азербайджана получило новый импульс для своего развития. В Гяндже, Шемахе, Баку, а также в Дагестане - в Порт-Петровске (Махачкале), Кизляре и Дербенте - были построены русские православные храмы. В первое десятилетие XX века в Баку было 17 православных храмов, а в целом по Азербайджану - более семидесяти.

В 1919 г. постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви в целях нормализации духовной жизни на территории Азербайджана и Дагестана была создана Бакинская и Прикаспийская епархия, просуществовавшая до 1934 г. С кончиной епископа Бакинского и Прикаспийского Митрофана (Поликарпова) Бакинская кафедра не замещалась.

С 1944 г. в Азербайджане и Дагестане стали вновь возрождаться православные приходы, которые вошли в состав Ставропольской и Бакинской епархии Русской Православной Церкви.

28 декабря 1998 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви была восстановлена Бакинская и Прикаспийская епархия, ставшая 128-й епархией Русской Православной Церкви. Епископом Бакинским и Прикаспийским определено было быть благочинному православных приходов Азербайджана архимандриту Александру (Ищеину), прослужившему к тому времени на Кавказе, в том числе в Азербайджане, больше 20 лет. В состав возрожденной епархии вошли православные приходы на территориях Азербайджанской Республики и Республики Дагестан.

В настоящее время в Бакинской и Прикаспийской епархии насчитывается 23 прихода, из них городских - 14, сельских - 9. На территории епархии - 22 действующих храма, 1 женский монастырь, 5 часовен, 1 молитвенный дом и 2 молитвенные комнаты на территории исправительно-трудовых учреждений; 5 воскресных школ для взрослых и детей.

По данным на 1 октября 2009 г. в епархии несут пастырское послушание 58 священнослужителей, из них 43 священника и 15 диаконов.

О современном положении Православия в Азербайджане в интервью информационной службе СФИ рассказал архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр.

Владыка, в Вашей епархии нет своего духовного учебного заведения. Каким образом Вы готовите кадры священнослужителей?

Большинство священнослужителей нашей епархии - граждане Азербайджана. Я должен сказать, что молодежь наши храмы посещает, принимает активное участие в богослужении. И тех, кто проявляет стремление дальше идти по пути церковной жизни, мы направляем в учебные заведения в России, где они получают соответствующее образование.

Но есть, к сожалению, одна проблема: не все они к нам возвращаются. Часто молодой человек во время обучения в духовной школе знакомится с девушкой и решает вступить в брак. А невеста в ультимативной форме заявляет, что ни за что в Азербайджан не поедет. И я как архиерей становлюсь перед проблемой: отпустить или нет? Конечно, по-человечески жалко, и чаще всего приходится отпускать. Но, сами понимаете, нам гораздо интереснее, чтобы человек остался в епархии.

Бывает и так: способный молодой человек, живущий полноценной церковной жизнью, вступает в брак, мы его рукополагаем, а потом отправляем учиться заочно. Такой путь решения кадровой проблемы для нас более приемлем. Ну, а самых талантливых людей нас зачастую просят оставить для дальнейшей работы в учебных заведениях и церковных структурах. Так что желающие учиться и служить Богу есть, но не все, к сожалению, потом трудятся у нас.

- Ведется ли на приходах работа с молодежью?

У нас есть воскресные школы при двух городских храмах. При воскресной школе собора Рождества Богородицы существует театральная студия, где дети обучаются основам драматического искусства. Не факт, что из них получатся актеры, но Рождественские и Пасхальные спектакли они успешно ставят. При Михайло-Архангельском храме есть детская изостудия. Ежегодно у нас проводится конкурс детского творчества «Земное и небесное». Кроме того, раньше мы проводили детские лагеря и я сам активно участвовал в их организации, когда был поэнергичней. Сейчас для меня это уже затруднительно в силу обязанностей и даже, может быть, возраста. Сегодня их проведение стали брать на себя какие-то другие структуры: иногда такие лагеря организует российское посольство совместно с русской общиной. Наше дело - обеспечить их духовную составляющую.

Что касается молодежи, раньше у нас был молодежный клуб и ребята очень активно в нем участвовали, но духовенство, к сожалению, не молодеет, и с годами силы у активистов этой клубной работы немного иссякли, поскольку на них стали ложиться всякие административные проблемы. Сейчас есть молодежный клуб в Интернете, причем в нем состоят не только православные, но и мусульмане, и представители других религий. Сегодня они едут в детский дом для умственно отсталых детей. Они периодически посещают разные детские дома. Все эти молодые люди где-то работают и из своего личного заработка выделяют какую-то лепту для этих детей, возят им одежду, игрушки, технику.

Есть ли в межрелигиозной сфере еще какое-то взаимодействие между простыми прихожанами - такое же, как эти акции?

Мы проводим много совместных акций: выпускаем журнал, организуем совместные конференции - совсем недавно прошла конференция молодежи по проблеме абортов, болезненной и для Азербайджана. Не так давно прошла акция, в рамках которой мы вместе помогали беженцам, собирали средства в помощь нуждающимся. Таких совместных трудов бесчисленное множество, и это не единовременное, а постоянное соработничество.

Святейший Патриарх Кирилл на заседании президиума Межрелигиозного совета сказал, что мы должны перейти от толерантности, терпимости к конструктивному религиозному диалогу. У нас в Азербайджане такой конструктивный межрелигиозный диалог уже идет. Вот еще один пример: сейчас Управление мусульман Кавказа выпустило сборник трудов Патриарха Кирилла «Свобода и ответственность» на русском и азербайджанском языке (перевод выполнил Бакинский славянский университет).

Одно из направлений научной работы нашего Свято-Филаретовского института - изучение наследия новомучеников. Мы считаем, что этот опыт ХХ века очень важен для современной Церкви. В Бакинской епархии наверняка тоже были свои новомученики. Изучается ли этот опыт, как, кем?

К Бакинской епархии прямое отношение имеет митрополит Казанский Кирилл (Смирнов). В бытность семейным человеком, священником, он проходил пастырское служение в г. Гянджа (тогда Елизаветполь, а потом, в советское время, Кировабад). Овдовев, в 1902 году он принял монашество. В 1918 году он был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским. До Тифлиса он не добрался, а в Баку, где в это время также начались церковные нестроения, жил несколько месяцев и нормализовал здесь церковную жизнь. В 1920 году владыку Кирилла перевели на Казанскую кафедру. То, что мы сейчас имеем в Бакинской епархии, это наследие митрополита Кирилла. Память о нем сохранилась. Он много содействовал упорядочению церковной жизни здесь, на территории нынешнего Азербайджана. Даже конфигурация епархии до сих пор такая, какой митрополит Кирилл представил ее Патриарху Тихону.

Протоиерей Иоанн Восторгов, один из первых новомучеников, тоже несколько лет трудился в той же самой Гяндже. Он был законоучителем в гимназии, сменив в этой должности будущего митрополита Кирилла (Смирнова). Память о нем тоже жива.

В соборе Рождества Богородицы почитается священномученик Иоанн Ганчев. Он был настоятелем этого храма, потом его перевели на юг Азербайджана. Сохранился храм, в котором он служил и который расписывал (к сожалению, служителей у храма нет, поэтому он просто законсервирован). Его арестовали, выслали в Казахстан и в Карлаге расстреляли. Он прославлен в 2000 году в Соборе новомучеников и исповедников российских.

Мой непосредственный предшественник епископ Митрофан (Поликарпов) погребен у нас в кафедральном соборе. Он скончался в 1934 году. Его сначала долго мытарили: он служил в Воронежской епархии, затем в Елабуге и других местах в Поволжье, а затем его направили сюда. Здесь он был ограничен в правах, ему редко позволяли совершать богослужение. Он был прекрасный проповедник. Его посадили за то, что в день памяти святителя Митрофана Воронежского, имя которого он носил в монашестве и земляком которого был, он в проповеди сказал, что святитель Митрофан был духовником императора Петра Великого, создателя российского Военно-морского флота. За эту фразу его посадили, а поскольку он был стар и немощен, он отсидел около года и его выпустили умирать. Он умер уже совершенно больной.

Когда мы в Министерстве безопасности взяли его дело, то увидели, что там сохранилось его завещание. Он просил свой труд, монографию по святителю Митрофану Воронежскому, и свою панагию после кончины передать местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Сергию. А себя он просил похоронить под фундаментом кафедрального собора г. Баку. И вот когда нам передали собор и мы познакомились с завещанием, я обратился к Святейшему Патриарху Алексию за благословением исполнить волю владыки Митрофана и перезахоронить его под фундаментом кафедрального собора. Святейший Патриарх Алексий благословил обустроить крипту в соборе. Мы обратились к властям, нам разрешили эксгумацию. Потом была проведена судебно-медицинская экспертиза. И вот он перезахоронен в нашем кафедральном соборе. Мы всегда 16 декабря, в день его кончины, проводим молитвенные чтения в его память.

Беседовала Анна Алиева