Андрей Первозванный – апостол для Руси. Был ли апостол Андрей Первозванный на Руси


Краткая биография Андрея Первозванного описывает, как простой рыбак стал апостолом Христовым. Вместе с другими свидетелями Воскресения своего Учителя апостол, — что значит свидетель, — переквасил всю вселенную новой спасительной верой, невиданной и немыслимой раньше. Это было такое новшество, что все, кто встречался Андрею, возгорались либо любовью и преданностью Богу, либо отторжением и ненавистью. Апостол Андрей Первозванный был тем, кто просветил нас с вами – через свою миссию в современной Украине и России. Сегодня множество мест в Крыму доселе свидетельствуют об этом – сохранились даже храмы, которые начал возводить сам апостол.

Апостол Андрей был галилеянином, земляком сыновей Зеведеевых – апостолов Иоанна и Иакова. Сделавшись сначала учеником Иоанна Крестителя, он первым отреагировал на призыв Спасителя на проповедь. В связи с тем, что он удостоился чести быть первым, кто последовал за Христом, его прозвали Первозванным. Будущий апостол следует за Мессией, предшествуя Иоанну и Петру.

Житие Андрея Первозванного

Андрей Первозванный жил на севере Святой Земли в местности под названием Галилея. Так как область граничила с Грецией, было много общения между двумя народами. Поэтому Андрей и получил себе греческое имя, в переводе которое означает «Мужественный». Будущий апостол с юности сохранил целомудрие и свое горячее стремление служить Богу, он откликнулся сначала на проповедь Иоанна Крестителя и был одним из его учеников. После крещения Христа и указания Предтечи о Нем, что «вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира», апостол Андрей, не раздумывая, последовал за Ним. С ним был Иоанн, будущий любимый ученик Христа. Так появились первые четыре апостола: Андрей позвал своего брата, будущего апостола Петра, а сейчас просто Симона, а Иоанн – Иакова: «Мы нашли Мессию!».

Святой Андрей Первозванный был с Христом с самого начала его выхода на проповедь, и до последнего: он был с ним во время откровения Господом о судьбах мира, рассказал у кого были пять хлебов и две рыбы перед чудом умножения. Он был с Ним и на Елеонской горе, где Христос вознесся на небо после Своего Воскресения.

По обещанию Спасителя, на 50 день после Его Вознесения произошло сошествие Святого Духа на апостолов и Божию Матерь. Апостолы после просвещения благодатью и наполненные множеством Святых даров вышли на проповедь. В Сионской горнице они кинули жребий – кому, в какую страну идти проповедовать. Апостолу Андрею достались наши земли – север черного моря. В своих странствиях он дошел до будущего Киева, где водрузил крест и предрек, что Господь просветит эту землю Святым Крещением и воздвигнет на ней множество церквей.

После возвращения в Грецию, за множество исцелений и обращений в христианство, апостол Андрей разделил судьбу большинства других апостолов: нечестивым языческим правителем он был распят. Но распят таким образом, чтобы мучения его длились дольше. Для этого его привязали к кресту, напоминающую букву Х, не приколачивая гвоздями, чтобы святой не умер быстро. После двух дней страданий, в молитве апостол отошел ко Господу и присутствующие видели, как яркий свет озарил крест с мучеником и в этом сиянии он предал свою душу.

Почитание Святого Андрея Первозванного

Апостол Андрей считается покровителем Русской Церкви, так как она – прямая наследница Византии – переняла преемство, которое Константинопольская Церковь вела от Андрея Первозванного.

В России всегда торжественно праздновали его память – в большей степени до революции. Особое почитание ввел Петр 1 — высший наградной орден его имени и утвердил Андреевский флаг, под которым совершалось множество побед. Флаг изображает Х-образный крест – голубой на белом фоне – на котором был распят апостол.

Мощи святого Андрея хранятся в Греческом городе Патры, на месте распятия апостола. В 1974 году здесь возвели грандиозный собор его имени, известный на весь мир.

Андрей Первозванный: о чем молятся?

Андрей Первозванный — покровитель Украины и России, а также других стран, расположенных на территории, где он проповедовал: это современные Греция, Турция, Македония, Малая Азия. Также он покровительствует рыбакам и морякам. Андреевский боевой стяг известен всему миру: с 17 века он является государственным флагом морского флота России. Андрею Первозванному молятся об обращении к святой вере, об успехе в обороне отечества, о благополучии мореплавателей.

Из Святого Предания известны случаи не просто безотказного исцеления, но и воскрешения Андреем людей: как и другие апостолы, он неоднократно пользовался даром Христа и возвращал людей к жизни. Поэтому, ему можно молиться об исцелении от болезней.

На месте его мученической кончины забил источник с водой, имеющей свойство исцелять. Сейчас здесь находится огромный собор его имени. Славный своим великолепием, он строился без малого 60 лет.

Молитва Андрею Первозванному

Молитвой чтится память святого Андрея Первозванного. Верующие молятся об исцелении и здоровье.

Молитва святому Андрею Первозванному

Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя, и с ним во веки на небеси пребываеши, идеже и нас любовию твоею не оставляеши, якоже возлюбил еси отцы наша, егда Духом Святым прозрел еси земли нашея ко Христу обращение. Веруем же, яко и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако сию веру нашу во храме твоем исповедуем, и Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молим, да молитвами твоими подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие ко гласу Господа, оставль мрежи твоя, неуклонно Тому последовал еси, сице и кийждо от нас не своих сих да ищет, но еже к созиданию ближняго, и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь Андрею Первозванному

Яко апостолов первозванный и верховнаго сущий брат Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак Андрею Первозванному

Мужества тезоименитаго богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго.

Кратко исследуя биографию Андрея Первозванного, перед нами открывается мужественный человек, бесстрашный перед лицом нечеловеческих испытаний: проповедь среди диких, варварских народов была вдвойне отважной, если вспомнить нравы диких язычников. Но любовь Христова пылала в его сердце и, поэтому, сегодня мы просвещены Христовой верой. Будем же ценить заслуги своего покровителя, и помнить его житие, которое так поучительно для нас.

Ника Кравчук

Проповедовал ли Андрей Первозванный на Руси?

Андрей Первозванный — один из 12 апостолов и, пожалуй, самый близкий нашей Церкви святой. В каком смысле? По легенде, этот ученик Спасителя добрался до Киева, где установил памятный крест и благословил будущий город. По одной из версий, апостол затем посетил Новгород и удивился традициям местных жителей. Но соответствуют ли подобные истории действительности? Каковым на самом деле было житие апостола Андрея? Чем он прославился и как пострадал за Христа? Об этом читайте в нашей статье.

Как Андрей стал апостолом?

Андрей Первозванный принадлежит к 12 апостолам. Он был родным братом Петра, сыном некого Ионы, и жил в галилейском городе Вифсаида. Вместе с братом Андрей рыбачил на берегу Галилейского озера, которое еще называют озером Кинерет, Генисаретским озером и Тивериадским морем.

По одной из версий, описанной в Евангелии от Матфея и Марка, родные братья рыбачили на берегу озера в тот момент, когда их призвал Христос:

Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4:19).

Согласно второму варианту, Андрей не имел семьи и решил посвятить свою жизнь Богу. С такой идеей он пришел в пустыню к Иоанну Крестителю и стал его учеником. Именно от Предтечи он и еще один ученик (считается, что это был Иоанн Богослов) услышали слова «Вот Агнец Божий», указывающие на Христа. После этого Андрей побежал за Христом и спросил: «Равви, где живешь?». День с Иисусом сильно повлиял на него, поэтому он решил привести к Мессии и своего родного брата.

Считается, что Андрей был первым учеником, которого призвал Спаситель. Отсюда и название — Первозванный.

Что об апостоле написано в Евангелии?

Андрей Первозванный встречается в Евангелии относительно редко:

  1. вспоминается в истории о призвании Андрея и Симона;
  2. фигурирует в рассказе о чуде с пятью хлебами и двумя рыбами;
  3. вместе с еще тремя учениками присутствует во время откровения Иисуса о судьбах мира;
  4. вместе с Филиппом приводит ко Христу эллинов, уверовавших после воскресения Лазаря.

Где проповедовал Андрей Первозванный?

В день Пятидесятницы вместе с другими апостолами этот ученик Христа получил благодать Святого Духа и отправился на проповедь. Считается, что святой Андрей нес Благую Весть язычникам из таких земель:

  1. римская провинция Вифиния, территории поблизости Мраморного моря (с городами Халкидон и Византий);
  2. балканские области Фракия и Македония, простирающиеся до Черного моря и Дуная;
  3. Скифия и Фессалия;
  4. Эллада и Ахея (в столице последней ученик Христа и умер мученической смертью) со многими городами.

Был ли Андрей Первозванный в Киеве и Новгороде?

С «Повести временных лет» известно, что апостол Андрей был в Киеве. Якобы с Херсонеса вниз по Днепру апостол дошел до гор, на которых спустя несколько веков возникнет Киев. По легенде, он поставил на этих землях крест и произнес известные многим слова:

На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей.

Есть и продолжение этой истории, согласно которому Андрей Первозванный из Киева отправился в Новгород. Этот город якобы удивил его своими обычаями, особо поразила апостола Андрея традиция париться в бане с березовыми вениками. Но так ли было на самом деле?

Если с историей о Киеве соглашаются многие верующие и некоторые церковные историки, то «новгородское продолжение» воспринимается не больше чем интересная выдумка.

Что было на месте Новгорода в 60-х годах после Рождества Христова и причем здесь русские бани с березовыми вениками — недоумевают многие. Главной целью апостолов была проповедь Евангелия, а не описывание местных обычаев (которые, к слову, возникли намного позже).

Конечно, читатели сами разберутся, верить им или нет рассказу о киевском кресте. Но надо сказать, многие авторитетные историки Церкви — епископы, преподаватели духовных семинарий и академий — указывали на то, что ранние источники эту информацию не подтверждают и вообще на русских землях апостолы не проповедовали.

Но оставим историю с Киевом и обратимся к проповеди святого. Андрей Первозванный сталкивался с многими трудностями. Озлобленные язычники желали его смерти. Гнев усиливался, когда противники видели чудеса апостола.

На каком кресте был распят святой Андрей?

Из жития апостола известно много случаев не только исцелений больных, но и воскрешений мертвых (описано как минимум девять таких историй). За живую проповедь Евангелия апостол и заслужил мученическую смерть, которая настигла его в Патрах.

В этом городе Андрей Первозванный крестил толпы язычников. Христианами стали даже жена и родной брат правителя Эгеата. За это правитель-язычник разгневался на святого и решил распять его на кресте.

Пострадать за Христа так, как Христос пострадал за людей — что могло стать высшей наградой для апостола? Правда, крест Андрея Первозванного отличался от Древа Господнего. Орудие смерти святого формой напоминало букву «Х» .

Перед распятием святой два дня провисел на древе. По преданию, он даже в таком виде продолжал проповедовать. Жители Патр потребовали освободить проповедника. Чтобы не возник бунт, правитель послушался. Но Андрей Первозванный молил Бога об обратном: принять мученическую смерть и воссоединиться с Господом.

И случилось чудо: как не старались воины снять апостола с креста, ничего не получалось. Через некоторое время святой со словами «Господи, прими дух мой» отошел к Богу.

Предлагаем вам посмотреть документальный фильм об апостоле Андрее:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Апостолом Руси и вообще северных земель мы считаем Андрея, брата апостола Петра, родом из Вифсаиды, городка на северном берегу Галилейского озера. Его память – 30 ноября (13 декабря по новому стилю) и 30 июня (13 июля по н. ст.), в праздник «Собор Двенадцати апостолов». Почему именно апостола Андрея мы считаем просветителем Руси и бывал ли он в Киеве? Рассказывает церковный историк Юрий Рубан.

Греческое имя апостола (еврейское неизвестно) переводится как “мужественный”, “храбрый”. Первоначально он был рыбак, а затем стал учеником Иоанна Крестителя. В списке двенадцати апостолов Андрей значится среди четверых наиболее близких Христу учеников; причем, его призвание одним из первых (Мф 4:18) или даже первым (ранее брата, – Ин 1:35–42), обеспечило ему имя “Первозванный” (по-гречески Протоклетос). Последнее упоминание об Андрее Первозванном в Новом Завете – в рассказе о приходе в Иерусалим греков, хотевших видеть Христа (Ин 12:20–34). По преданию (апокрифические «Деяния Андрея» и др.), он получил в апостольский удел северные земли (“Скифию”) и проповедовал христианство балканским и причерноморским народам.

Вернувшись в Грецию, апостол Андрей был схвачен и распят в Патрах по приказанию проконсула Эгея. При этом отмечается, что брусья его креста не были перпендикулярны друг ко другу, но оказались сбиты наискось, как латинская буква X (икс). Такой крест поэтому стали называть Андреевским.

Честная глава и частицы креста ап. Андрея хранятся в Патрах (Греция), в соборе его имени. Другие части его мощей находятся в итальянском городе Амальфи, куда они были перенесены из Константинополя, и в монастырях Афона. Десница ап. Андрея с 1644 года находилась в Успенском соборе Московского Кремля; в настоящее время хранится в Богоявленском соборе в Москве.

Хосе де Рибера. Апостол Андрей Первозванный

Апостол Византии и Руси

Формирование легенды об Андрее Первозванном проходило в русле интересов большой церковной политики. Престиж древнейших центров Христианства был связан с их рангом «Апостольских церквей», т. е. Церквей, основанных самими апостолами (Рим – кафедра ап. Петра, Александрия – кафедра ап. Марка, и т. д.). Когда же портовый городок Византий, не имевший подобной истории, в 330 году стал Вторым Римом (Константинополем), столицей Римской империи и центром Восточного Христианства (позднее – Православия), спорившим за первенство с «католическим» Первым Римом, – то для утверждения авторитета ему понадобилась аналогичная история. (Из церковной истории мы знаем, что Константинопольских патриархов считали «выскочками», обязанными своим возвышением лишь имперской политике, не только в Риме, но и на Востоке, особенно в Александрии Египетской, бывшей сначала второй по чести кафедрой в Христианском мире.) Поэтому возникло сказание о пребывании Андрея Первозванного в Византии и о посвящении им первого епископа этого города Стахия, так называемого «апостола от Семидесяти».

Когда же в зону византийского Православия вошла Русь (позднее ставшая главной православной державой), то возникла необходимость отождествить «скифов», которым проповедовал Андрей Первозванный, со славянами . Поэтому в «Повесть временных лет» была внесена киевская «Легенда об Андрее», заставившая его пройти по территории будущей Руси, благословить пустынный днепровский берег, водрузив на нем крест, и предсказать возникновение Киева.

Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских. Н.П. Ломтев, 1848 г.

«…И сказал бывшим с ним ученикам: “Видите ли эти горы? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей”. И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу». Затем, согласно легенде, он побывал даже в новгородских землях и подивился русскому обычаю обливаться в бане квасом и хлестать себя до полусмерти вениками, о чем рассказал, придя в Рим.” «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не мученье”. Те же, слышав это, удивлялись» (Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII века. М., 1978, с. 27, – пер. Д. С. Лихачева). Этот последний, эпизод легендарного путешествия носит явно антиновгородский характер: Киев и Великий Новгород с самого начала были двумя соперничающими центрами русской государственности и культуры.

Киевская Русь увидела в Андрее Первозванном покровителя государственности. В 1030 году Всеволод Ярославич, младший сын князя Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей, а в 1086 году он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В XIII веке на месте проповеди Андрея Первозванного и водружения им креста в Киеве была построена Крестовоздвиженская церковь, а в 1744 году на этом месте возвели каменный храм во имя ап. Андрея по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли.

В конце XI века появляется первый храм во имя ап. Андрея в Новгороде. Через некоторое время здесь происходит дополнение сказания о посещении ап. Андреем будущих русских земель, читаемое в «Повести временных лет». Согласно местным новгородским преданиям, вошедшим в «Степенную книгу» (1560–1563), Андрей, придя в «землю словен», проповедовал слово Божие, а затем «водрузил» и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине». Отсюда по реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве он отправился в «варяги», затем в Рим и Царьград (Константинополь, который появился лишь через три столетия после ап. Андрея) (Полное собрание русских летописей. Т. 21. Ч. 1, с. 73).

О жезле ап. Андрея из села Грузина подробнее говорится в житии преподобного Михаила Клопского, которое было написано в Новгороде в 1537 году боярским сыном В. М. Тучковым по поручению святителя Макария, бывшего в 1526–1542 гг. архиепископом Новгородским. Тогда же, вероятно, было написано Похвальное слово Андрею Первозванному «и о монастыре, рекомом Грузино». Позднее село Грузино было подарено имп. Павлом I графу Алексею Андреевичу Аракчееву, превратившему его в образцовое поместье († 21.04.(3.05).1834; был похоронен здесь же). Здесь, на красивом высоком берегу реки Волхов, он построил большой храм в честь Андрея Первозванного (сохранились лишь остатки фундамента). Аракчеев считал, что сделал это на месте «водружения» ап. Андреем его жезла и что отсюда, будто бы, происходит и само название «Грузино». Недавно местные жители, гордые славной историей своей «веси», установили на месте развалин памятный знак с изображением Андреевского креста. (В настоящее время – деревня Грузино, в 10 км от ж/д станции Чудово Московской ж/д; Новгородская область.)

Во 2-й половине XVII века было составлено «Сказание кратко о создании пречестныя обители боголепнаго Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа на Валааме…», где говорится о посещении Андреем Первозванным и Валаамского архипелага. Это значит, что начальное киевское сказание о путешествии ап. Андрея по Днепру и Волхову превратилось в традицию об апостольской проповеди по всей Русской земле.

Уже при Иване Грозном апостола стали воспринимать как «Крестителя Руси», и тема «апостольской преемственности» Русской Церкви, ставшей «Апостольской кафедрой», настойчиво звучала в тех случаях, когда требовалось защитить самостоятельность России в церковных делах (полемика с Римско-Католической Церковью и др.). Вскоре Андрей Первозванный стал небесным покровителем нашей державы и даже патроном военно-морского флота. С тех пор андреевский крест украшает наши судовые флаги (Андреевский флаг).

Происходит вполне понятное развитие этой легенды, и современные валаамские монахи-мифотворцы «ничтоже сумняшеся» показывают восхищенным простодушным паломникам «камень апостола Андрея». Вероятно, «логика» легенды вскоре заставит ап. Андрея отплыть на Соловки (чем эта славная обитель хуже Валаамской?!), а затем сделает его полярным исследователем.

Кроме России, Андрея Первозванного считает своим апостолом и покровителем Шотландия; на флаге этой страны присутствует и Андреевский крест.

Ночь, предшествующая церковному дню памяти апостола Андрея, именуется «Андреевской ночью», в которую, по народному поверью, молодым парням и девушкам являются образы суженых.

Орден св. Андрея Первозванного

Именем Андрея Первозванного назван также учрежденный Петром I в 1698 году Андреевский орден – первый и высший орден Российской империи (до 1917 г.). Первое награждение состоялось 10 марта 1699 года, когда Петр возложил знаки ордена на генерал-кригсмейстера (впоследствии фельдмаршала) Ф. А. Головина. Орденом награждались высшие военные и гражданские чиновники, не ниже генерал-лейтенанта или тайного советника. Император Павел I стал награждать светскими орденами российское духо¬венство, и первыми духовными лицами, причислен¬ными к ордену Анд¬рея Первозванного, стали митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил (Петров) (1775–1801) и митрополит Московский Платон (Левшин) (1775–1812). За всю историю ордена вручено немногим более 1000 знаков. Девиз ордена – «За веру и верность». Знак ордена – косой Андреевский крест синей эмали, наложенный поверх черного двухглавого орла, увенчанного тремя коронами. На кресте изображение распятого ап. Андрея и четыре золотые латинские буквы по концам креста: SAPR (Sanctus Andreas Patronus Russiae – «Святой Андрей, Покровитель России»). Ордену принадлежал Андреевский собор в С.-Петербурге на Васильевском острове (Большой проспект, 21/23). В связи с этим над входом в собор укреплен знак ордена Андрея Первозванного.

Первыми кавалерами восстановленного в 1998 году ордена апостола Андрея Первозванного стал академик Д. С. Лихачев, конструктор стрелкового оружия М. Т. Калашников, президент Казахстана Н. Назарбаев и Святейший Патриарх Алексий II.

Именем Андрея Первозванного назван и высший орден Русской Православной Церкви, учрежденный Определением Священного Синода 28 декабря 1988 г. в связи с празднованием Тысячелетия Крещения Руси. Награждаются им только главы Поместных Православных Церквей. Состоит из овального знака с изображением в рост ап. Андрея, держащего в руке большой четырехконечный крест, и восьмиконечной алмазной звезды с вензелем С. А. и надписью по окружности: «Аз есмь свет миру».

Юрий Рубан

На анонсе: Водружение креста Апостолом Андреем на киевских горах. Миниатюра Радзивилловской летописи

Помните: в каждом мифе есть зёрнышко истины,

которое снова может стать нашим хлебом насущным.

Станислав Ежи Лец

Огромная у нас страна! В три раза больше Америки, а людей в два раза меньше… И работаем мы не спеша… И деньги – не всегда самое главное…- Хорошо это, или плохо?

А может оттого и сохранились наши богатства: пахотные земли, чистые воды, леса зелёные, да недра богатые, что не спешим их тратить, себе на потребу. Может всё дело не в лени русского мужика, а в вековой мудрости предков, заботящихся не только о себе, но и о потомках...

Отдыхай, земля русская! Не на год тебя бережём, а на многие-многие века!.Ты и есть – «Закрома родины», которыми гордимся... Вот только охоронить бы тебя от ворогов. Нет, войной не возьмут! Кишка тонка против русского мужика! У нас каждый хилый, когда прижмёт – Ильёй Муромцем станет!

А вот подлостью да коварством всегда пытались одолеть. Да тут нам вера исстари помогала. Какой дорогой не поедешь по Руси – обязательно в тот или иной храм упрёшься. Разные те храмы, да и дороги к ним у каждого свои, но корень у тех храмов общий - православие. Крестил Русь князь Владимир, но это уже был просто завершающий ритуал… Вроде, как уборка созревшего урожая… А вот посеяны были зёрна христианства на славянских землях за много столетий до этого. И сделал это человек, отдавший свою жизнь ради будущего богатого урожая. Человек - чей апостольский подвиг мы должны свято помнить во все грядущие времена.

Житие апостола Андрея

Как написано в Евангелие от Иоанна,первые ученикипришли к Иисусу от проповедника Иоанна Крестителя. Ими были два простых рыбакаАндрей иИоанн родом из Вифсаиды, городка на северном берегу Галилейского озера.. Послушал слова Иисуса Андрей и пошёл к своему брату Симону, тоже рыбаку. Рассказал тому о Мессии и привёл его к новому Учителю. Увидев Симона, Иисус сразу понял свойства его души и сказал:

Ты Симон, сын Ионин: ты наречёшьсяПётр, что значит "камень".

Следом за этими братьями обрёл Иисус ещё 10 учеников-апостолов. Но Андрей с той поры так и стал зваться в христианстве – «первозванный апостол».

Кем же хотел видеть Иисус своих ближайших учеников?

В евангельской притче -"чудесный лов рыбы на Галилейском озере", кроется подлинный смысл апостольского служения. Иисус увидел, что его апостолы-рыбаки ничего не сумели поймать за целую ночь рыбалки. И велел он Петру снова бросить сеть. И вытащили тут они столько рыбы, что даже лодки рыбаков стали тонуть от её тяжести.


Апостолы были потрясены и озадачены.

И тогда Иисус сказал:

Идите за мною, и я сделаю вас ловцами человеков.

Словами этими он наделил учеников-апостолов великой властью над человеческими душами. Теперь они должны были сменить рыбацкие сети на сети христианского вероучения. Так тогда и было…

А когда Христос прощался с учениками, уходя к своему небесному отцу, он завещал апостолам покинуть земли Галилейские и идти проповедовать новую религию в разные земли, разным народам. И определил он каждому его путь.

Основали апостолы в этих новых землях свои «Апостольские церкви». Петр – в Риме, Марк – в Александрии, Иаков – в Иерусалиме, Иоанн – в Эфесе, Фома – в Индии…

А Андрею Первозванному была доверена самая сложная служба: он должен был сначала проповедовать христианство балканским и причерноморским народам а затем взять в апостольский удел северные славяно-скифские земли.

Своего первого и любимого ученика Господь посылал, дабы засеял он те языческие края зернами христианского учения. Ведь та земля должна была позже стать Святой Русью,.. последним оплотом Истины…

Прибыв в Константинополь, апостол Андрей посвятил Стахия в первые

епископы этого города, а затем двинулся на север тем путём, который через столетия будет назван – «Великий путь из варяг в греки».

Преодолел Андрей море Чёрное и пришёл на горы Киевские. И сказал бывшим с ним ученикам:

-"Видите ли эти горы? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взошел на горы эти, благословил их, ударил своим апостольским посохом, поставил там крест, и помолился Богу».

Затем, согласно «Повести временных лет» монаха Нестора, следуя в верх по Днепру, добрался он до реки-Ловоти, а по ней прошёл к Ильмень-озеру. Апостол Андрей шел тогда не в дикий, неизвестныйкрай варваров, а в древнее словено-русское царство, о котором уже тогда знали в античном мире.


И пришёл Первозванный апостол в первую столицу тогдашней Руси - Словенск Великий, чтобы проповедовать в нём слово божие. И было всё это в 60-х годах н.э…

Словенск Великий был древним городом, существовавшим, согласно легендам, ещё 2,5 тысяч лет до н.э.

Как пишут старинные летописи, в 2409 г. до н. э. Словен и Рус отлучились от рода своего и ушли от Черного моря, покинули братьев и родственников своих.

Словен, который был старшим братом, поселился возле реки Мутной, со всей своей семьей и подданными, которые изъявили желание следовать за ним, хоть на край земли. Он поставил большой город, и дал ему название Словенск Великий. Город был построен рядом с истоком реки, где было прекрасное, чистое озеро. Этот город, через многие годы, назовут Новград Великий.

Согласно местным новгородским преданиям, вошедшим в «Степенную книгу» (1560–1563), в «веси, нарицаемой Грузине», апостол Андрей второй раз жезл свой в землю «водрузил» и затем оставил его на сим месте.

И было то действо символом посева зёрен христианства на славянские земли; знаком того, что через много лет и земля Русская просветится божественным светом.

(О жезле апостола Андрея из села Грузино подробнее говорится в житии преподобного Михаила Клопского, которое было написано в Новгороде в 1537 г. боярским сыном В. М. Тучковым по поручению святителя Макария, бывшего в 1526–1542 гг. архиепископом Новгородским).

Пожил недолго Апостол в новгородских землях, дивился русскому обычаю обливаться в бане квасом и хлестать себя до полусмерти вениками, о чем позже в Риме рассказывал так:


"Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не мученье". Те же, слышав это, удивлялись» (Памятники литературы Древней Руси. XI–начало XII века. М., 1978, с. 27, – пер. Д. С. Лихачева).

Затем Первозванный апостол двинулся далее знакомым путём из варяг в греки. По реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве он отправился в «варяги», а затем через Балтийское море и Атлантику вернулся в Средиземноморье, в Рим и Царьград (Константинополь). Таким образом, святой апостол Андрей Первозванный был, пожалуй, первым, кто полностью прошёл весь маршрут будущего торгового пути из варяг в греки, замкнув транс-европейское священное кольцо…

Вернувшись в Грецию, Андрей Первозванный был схвачен и распят в Патрах по приказанию проконсула Эгея. При этом в евангелии отмечается, что брусья его креста не были перпендикулярны друг ко другу, но оказались сбиты наискось, как латинская буква X (икс). Такой крест поэтому стали позже называть Андреевским; он стал основой первого Российского ордена и нашим военно-морским флагом..

А теперь вспомним, что русла новгородских рек Ловать, Пола и Верготь образуют перед Ильмень-озером именно такой величавый косой крест в виде буквы «Х», первой в имени Христа. А потому вполне вероятно будет предположить, что апостол Андрей и был распят язычниками на таком косом кресте- в наказание за продвижение христианской веры на северо-восток.

Честная глава и частицы креста апостола Андрея хранятся в Патрах, в соборе его имени. Другие части его мощей находятся в итальянском городе Амальфи, куда были перенесены из Константинополя, и в монастырях Афона. Десница Андрея Первозванного с 1644 г. находилась в Успенском соборе Московского Кремля; в настоящее время хранится в Богоявленском соборе в Москве.

Его церковная память – 13 декабря по новому стилю (30 ноября по старому), а также 13 июля (30 июня по ст. ст.), в праздник Собора 12-ти апостолов. Кстати, ночь, предшествующая церковному дню памяти апостола Андрея, именуется «Андреевской ночью», в которую, по народному поверью, молодым парням и девушкам являются образы суженых.

Ростки великого похода

Ещё до падения Византии пророки православной веры говорили о том, что сам поход апостола Андрея в северные земли предсказал, что славянский Новгород со временем должен стать преемником Царьграда.

И первым материальным знамением этой священной преемственности стал Белый клобук(головной убор патриарха), являвшийся символом чистоты православной веры. Он был некогда дарованимператором Константином римскому папе Сильверсту - как символ высшей духовной власти.

Из-за неблагочестия римских пап клобук этот позже перешёл в византийский Царьград. А потом вселенскому Константинопольскому патриарху Филофею было божественное видение, что Царьград скоро падёт и клобук велено передать на Русь.

"Царя же русского возвеличит Господь над всеми народами и под власть его попадут многие из царей иноплемённых. Патриарший чин также будет передан Русской земле в своё время из этого царствующего града(Константинополя).И прозовётся страна озарённою светом Россией, ибо Бог пожелал подобным благословением прославить русскую землю, наполнив величием православие и сделать её честнейшей из всех и выше всех прежних." ("Повесть о Новгородском белом клобуке", летопись XVвека).

Тогда-то все четыре православных патриарха Запада и Востока переслали его в Новгород - древнюю северную столицу потомков ИафетаИменно новгородские архиепископы избраны были от Господа хранителями этой священной реликвии, вплоть до введения патриаршества в Москве, когда данный символ чистоты нашей веры был передан Патриархам Московским и всея Руси.

А до того самого времени Новгород оставался сакральным центром наших земель, местом, где сосредоточивались святыни древнего христианства: посох Апостола Андрея в селе Грузино на Волхове и клобук папы Селивестра.

Вот и выходит, согласно древнему преданию, что как православные святыни древняя Русь получила непосредственно от Византии, так и шапку Мономаха, бармы(царские надплечия) и само династическое имя князь Владимир Всеволодович получил напрямую от Цареградских Василевсов.

А затем эти царственные регалии Владимир передал по наследству своим потомкам - Великим князьям Владимирским и Московским.

Путь Святого апостола был Андрея отмечен узловыми точками – постройкой храмов Софии Премудрости Божией в нитке Византия – Киев – Полоцк – Новгород. Эту манифестацию духовного единства Руси с истоками её христианства осуществил Ярослав Мудрый. Киевская Русь изначально считала Андрея Первозванного своим покровителем. В 1030 г.

Всеволод Ярославич, младший сын князя Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей, а в 1086 г. он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь.

В XIII веке на месте проповеди Андрея Первозванного и водружения им креста в Киеве была построена Крестовоздвиженская церковь, а в 1744 г. на этом месте возвели каменный храм во имя ап. Андрея по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли.

В конце XI в. И в Великом Новгороде появляется первый храм во имя апостола Андрея.

Знаменитое село Грузино, на месте которого, по преданию, Андрей Первозванный ударил посохомв Новгородскую землю, в XVIII веке было подарено императором Павлом I в поместье известному временщику графу Аракчееву.

Здесь, на красивом высоком берегу против устья р. Кересть, левого притока Волхова, граф построил большой храм в честь Андрея Первозванного (сохранились лишь остатки фундамента). Аракчеев был уверен, что сделал это на месте «водружения» апостолом Андреем его жезла и что отсюда, будто бы, происходит и само название «Грузино».

(Уже в наше время местные жители, гордые славной историей своей «веси», установили на месте развалин памятный знак с изображением Андреевского креста).

Во 2-й половине XVII в. было составлено монашеское «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа на Валааме…». В этой летописи говорится о посещении Андреем Первозванным и Валаамского архипелага, где сохранился «Камень апостола Андрея» на котором он молился за святую Русь. Через тысячу лет после апостольского прихода на северные земли, из Ростовской земли, получившей благую весть из рук святых солунских братьев-просветителей, на Валаам отправляются его первые известные нам святые Сергий и Герман. Их мощи позже становятся первыми христианскими святынями нашей первой столицы: Новгорода Великого.

Таким образом, начальное киевское сказание о путешествии апостола Андрея по Днепру и Волхову превратилось во всенародную веру об апостольской проповеди по всей Русской земле. Поэтому, уже при Иване Грозном апостола стали воспринимать как «Крестителя Руси», и тема «апостольской преемственности» Русской Церкви, ставшей «апостольской кафедрой», уже звучала из царских уст, в полемике с Римско-Католической церковью. В императорской России эта традиция не только продолжилась, но и окрепла. При Петре I Андрей Первозванный стал официальным небесным покровителем российской державы и даже патроном военно-морского флота. С тех самых пор андреевский крест украшает наши судовые флаги, получившие наименование – Андреевских.

Вот и выходит, что хотя официальное крещение Руси произошло позже многих других народов Европы, но призваны-то мы были ко кресту – самыми первыми и навсегда останемся в истории христианства теми первыми, кого благословил на святую веру апостол Андрей, а стало быть – первозванным народом. История показывает, что нам же суждено стать и последними хранителями истинной веры!

Орден святого Андрея Первозванного

Именем Андрея Первозванного назван также учрежденный Петром I в 1698 г. Андреевский орден – первый и высший орден Российской империи. Первое награждение состоялось 10 марта 1699 г., когда Петр возложил знаки ордена на генерал-кригсмейстера (впоследствии фельдмаршала) Ф. А. Головина. Орденом награждались высшие военные и гражданские чиновники, не ниже генерал-лейтенанта или тайного советника. Император Павел I стал награждать светскими орденами российское духовенство, и первыми духовными лицами, причисленными к ордену Андрея Первозванного, стали митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил (Петров) (1775–1801) и митрополит Московский Платон (Левшин) (1775–1812). За всю историю ордена вручено немногим более 1000 знаков. Девиз ордена – «За веру и верность». Знак ордена – косой Андреевский крест синей эмали, наложенный поверх черного двухглавого орла, увенчанного тремя коронами. На кресте изображение распятого ап. Андрея и четыре золотые латинские буквы по концам креста: SAPR (Sanctus Andreas Patronus Russiae – «Святой Андрей, Покровитель России»).

Ордену принадлежал Андреевский собор в С.-Петербурге на Васильевском острове (Большой проспект, 21/23). В связи с этим над входом в собор укреплен знак ордена Андрея Первозванного.

Первыми кавалерами восстановленного в 1998 г. ордена апостола Андрея Первозванного стал академик Д. С. Лихачев, конструктор стрелкового оружия М. Т. Калашников, президент Казахстана Н. Назарбаев и Святейший Патриарх Алексий II.

Именем Андрея Первозванного назван и высший орден Русской Православной Церкви, учрежденный Определением Священного Синода 28 декабря 1988 г. в связи с празднованием Тысячелетия Крещения Руси. Награждаются им только главы Поместных Православных Церквей. Состоит из овального знака с изображением в рост апостола Андрея, держащего в руке большой четырехконечный крест, и восьмиконечной алмазной звезды с вензелем С. А. и надписью по окружности: «Аз есмь свет миру».


Как Андрей Первозванный стал первым из апостолов? О житии, молитвах, историях и иконах, связанных со святым, Вы узнаете, если прочитаете нашу статью!

Апостол Андрей Первозванный: житие, икона, молитва

В самом начале Своего служения Христос проходил мимо двух братьев-рыбаков, закидывавших сети в Галилейское озеро. Он сказал им самые простые слова: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Они так и поступили, бросив в одночасье всю свою прежнюю жизнь. Это были Симон (Петр) и Андрей. Почему же именно Андрея называют Первозванным?

Братья были родом из селения Вифсаида. Евангелист Иоанн повествует, что еще прежде Андрей был учеником Иоанна Крестителя и слышал, как тот называл Иисуса «Агнцем Божьим». Ведь это и было самым главным в Его земном служении: не проповедь, не чудеса, а жертва, которую Ему предстояло принести на кресте, став Агнцем ради спасения всего человечества. Андрей поверил в это сразу, и потому мы называем его сегодня Первозванным — из апостолов он был призван первым. Именно он указал Христу на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбками, которые потом были чудесным образом умножены, чтобы накормить толпу. Он вместе с Филиппом привел ко Христу некоторых эллинов (другого такого случая мы не знаем), но вообще Писание мало рассказывает об Андрее. В основном его жизнь известна нам из его Деяний и Жития.

Когда апостолы отправлялись на проповедь, они разделили между собой по жребию страны, в которых им предстояло возвещать Благую весть. Андрею досталось побережье Понта Эвксинского, то есть Черного моря. Южные берега (включая и крымское южнобережье) входили в состав тогдашнего «цивилизованного мира», то есть Римской империи, а в северном Причерноморье жили варвары, которых называли скифами. Как далеко на север зашел в своих странствиях апостол Андрей, мы точно не знаем — сохранилось сравнительно позднее предание о том, что он поднялся вверх по Днепру и освятил место, на котором потом был построен город Киев, и даже о том, как он добрался до Новгородской земли и удивился обычаю тамошних жителей париться в банях. Видимо, это все-таки вымысел: ранние источники ничего не говорят об этом путешествии на север, никаких следов оно не оставило, да и представить себе такую поездку в I веке н. э. довольно трудно. Но все равно мы можем сказать, что апостол Андрей был первым, кто стал распространять христианство «в нашем направлении». Вполне вероятно, что он побывал в Херсонесе — будущем Севастополе.

Достоверен и другой рассказ — что апостол Андрей посетил Византий, город, на месте которого был позднее построен Константинополь, основал там христианскую общину и рукоположил епископа Стахия, апостола из семидесяти. Житие рассказывает о множестве чудесных исцелений и даже воскрешений, совершенных по молитвам апостола в разных городах, и о жестоких преследованиях, которым он подвергался.

После своего путешествия в Причерноморье апостол отправился в столицу империи — Рим, где находился его брат Петр. В Риме тогда правил император Нерон, и для христиан наступали времена гонений, в которых предстояло погибнуть обоим братьям.

Из столицы Андрей решил вернуться в прежние места. По дороге он остановился в городе Патры на греческом полуострове Пелопоннес, где он стал свидетелем гонений на христиан и выступил в их защиту перед римским наместником по имени Эгеат. «Ты разрушитель храмов богов, Андрей, старающийся вовлечь народ в безумную секту, которую повелители империи решились истребить», — ответил ему римлянин. Самым неприемлемым в христианском учении была для него проповедь о распятии Спасителя, ведь эта мучительная и позорная казнь была оставлена для самых закоренелых преступников из низших слоев общества. Как можно поклоняться Распятому?!

В ответ на это апостол подробно рассказал Эгеату об истории сотворения мира и грехопадения, о земной жизни Спасителя и значении крестной смерти и призвал его самого разделить веру христиан, чтобы «обрести собственную душу». Тот рассмеялся: «Не хочешь ли ты убедить меня, что я мертв?» С его точки зрения, только безумец мог во все это верить, и, чтобы оспорить веру апостола, он стал угрожать, что подвергнет его самого крестной смерти.

Цена проповеди была действительно высока, но апостол был готов ее заплатить. Андрей был брошен в тюрьму в ожидании скорой казни, и толпы народа собрались около нее, готовые на бунт, чтобы освободить невиновного страдальца. Он проповедовал им, уговаривая не препятствовать тому, что должно произойти, потому что временные страдания приведут его к вечной славе. И, в конце концов, он ведь сам согласился когда-то пойти за Агнцем…

Для казни апостола Андрея был выбран косой крест в форме буквы Х (почему такой крест и называется теперь Андреевским), а чтобы его мучения были более продолжительными, Эгеат велел не прибивать, а привязать его руки и ноги. «О крест, освященный моим Господом и Владыкою, приветствую тебя, образ ужаса, ты, после того как Он умер на тебе, сделался знаком радости и любви!» — с такими словами апостол взошел на этот крест. Два дня провисел он на нем до своей кончины, два дня он разговаривал со стоявшим вокруг народом…

Память апостола Андрея празднуется 30 ноября по старому, 13 декабря — по новому стилю. Давнее предание о проповеди апостола на землях будущей Руси породило особое отношение к нему со стороны правителей Российской империи: орден Андрея Первозванного стал высшим орденом государства, а флаг с Андреевским крестом до сих пор осеняет военный флот России.

Апостол Андрей Первозванный: иконы



Молитвы Андрею Первозванному

Тропарь
апостолу Андрею Первозванному :

Яко апостолов первозванный/ и верховнаго сущий брат,/ Владыце всех, Андрее, молися,/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак
апостолу Андрею Первозванному:

Мужества тезоименитаго богоглагольника/ и Церкве возследователя верховнаго,/ Петрова сродника восхвалим,/ зане якоже древле сему/ и ныне нам воззва:// приидите, обретохом Желаемаго.

Андрей ДЕСНИЦКИЙ