Александр Александрович Блок. «Предчувствую тебя…


Одной из жемчужин в коллекции стихов о Прекрасной Даме (1898-1904) считается стихотворение с мистическим подсмыслом «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо», которое Александр Блок написал осенью 1901 года. В строках один из кадров видения поэтом идеальной, своей женщины, где просматривается оригинальные подход к подаче мысли и глубина передачи эмоций. Стихи пишутся от имени лирического героя, всю жизни ищущего, ждущего и восхваляющего образ Дамы.

Глубина блоковских чувств

Небольшой размер стихотворения компенсируется его глубиной, в водах которой можно увидеть больше, чем в ином рассказе. Достигается глубина многолетним желанием создать и передать другим своё понимание и видение женщины – Дамы с большой буквы, Незнакомки, ради которой можно пожертвовать всем. Символично, что Блок не рисует образ женщины с какого-то конкретного человека, так как всякий индивидуум имеет недостатки, а Дама не имеет.

Автор пишет, что чувства к женщине не могут иметь рамок времени и расстояния, он обожествляет Даму, поднимая её над мирской суетой. Таким женщинам клянутся на коленях, ради таких идут в огонь и не останавливаются перед ликом смерти. С небольшой натяжкой стихотворение можно назвать исповедью, которую изливает на читателей лирический герой Блока в надежде на понимание.

Тема стихотворения

Главная тема стихотворения «Предчувствую тебя» - это ожидание героем Дамы. Мимо бегут года – это не имеет веса перед таинством встречи, горизонт горит огнями – они не в силах вспугнуть надежду ожидающего.


И молча жду,- тоскуя и любя.

Герой одновременно ждёт и боится встречи с девушкой, ведь он заранее придумал себе образ, который может не соответствовать действительности. Он опасается, что Дама изменит свой облик или сменит привычные, но надуманные черты.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Обращение к Даме

Символично обращение на Ты с большой буквы – так обращаются к Богам, так Блок в лице лирического героя обращается к Женщине. Некоторые строчки повторяются по нескольку раз, это помогает автору сделать акцент в нужных местах и придать стихотворение блоковский шарм. Строчка «Но страшно мне…» повторяется дважды. Этим автор показывает, что радость от встречи равняется страху ожидания , но и по такой формуле герой готов не отступиться от образа.

Также идёт повтор фразы из заголовка «предчувствую Тебя…». Предчувствовать – это больше, чем ждать – это быть уверенным в неизбежности прихода! Повторение акцентирует читателя на этом моменте.

В конце стихотворения приближение Дамы чувствуется – уже близка лучезарность, уже горизонт освобождается от огня, но страх не проходит. Чувство страха перед изменением созданного облика и радостью встречи перемешиваются в душе героя. Не этот ли коктейль считается счастьем, не ради этих ли мгновений хочется не существовать, а жить? Не каждый ли из нас придумывал себе образ Незнакомки, которая должна, обязана рано или поздно прийти?

О, как паду - и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!

Эти смертельные мечты и являются одной из основных жизненных ценностей, ведь они отличают человека от создания неразумного, через них в душу проникает искра Божья, а в лёгкие глоток свежего воздуха, разносящего по крови ощущение счастья.

И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

Вл. Соловьев

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду,- тоскуя и любя.

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»

Все стихотворения цикла «Стихи о Прекрасной Даме», принёсшего Александру Блоку огромную известность, посвящены Любови Дмитриевне Мен­делеевой.

Культ Прекрасной Дамы возник ещё в Средне­вековье. Уже тогда в произведениях поэтов этот об­раз вбирал в себя черты и конкретной красавицы, и Мадонны. И у Блока Прекрасная Дама - это слияние земной женщины и Пресвятой Девы. Она предстаёт в трёх обликах: в космическом восприятии - это Душа мира, в религиозном - это Царица Небесная, в повседневном - это нежная, немного надменная девушка, в образе которой угадываются черты Л. Д. Менделеевой. Лирический герой называет её высокими словами: Дева, Заря, Величавая Вечная Жена, светлая, ясная, лучезарная, непостижимая, Владычица вселенной. Во всех стихах цикла слова, обозначающие этот образ, написаны автором с за­главной буквы. Образ Прекрасной Дамы неотделим от образа на иконах в золоте риз и сиянии лампад. Лирический герой мыслит свою жизнь лишь как молитвенное служение своей возлюбленной. Он пред­чувствует Её появление - «весь горизонт в огне». Свет, огонь являются цветовой доминантой в сти­хотворении: «горизонт в огне», «ясен нестерпимо», «лучезарность близко». Над Ней льётся поток света. Свет исходит и от Неё самой, словно от святой.

Но, предчувствуя, что Её появление близко, лири­ческий герой вдруг ощущает страх. Он боится, что Её «привычные черты» изменятся, что он не узнает своего идеала и что его мечты окажутся только сном. Об этом говорит и эпиграф к стихотворению: «И тяж­кий сон… ты отряхнёшь…». С символом крушения мечты связаны такие выразительные средства, как эпитеты (дерзкое подозренье; падение горестное и низкое) и метафора (смертельные мечты).

«Лучезарность близко», но герою страшно, что Прекрасная Дама изменит свой облик. Мотив не­терпеливого ожидания возлюбленной перекликается с мотивом боязни этой встречи. Герой боится, что непорочная Прекрасная Дама может превратиться в греховное земное создание, а её схождение в мир окажется падением. Как хотелось бы лирическому герою, чтобы его Прекрасная Дама всегда вопло­щалась в некое Божественное начало, способное спасти человечество и возродить его к новой пре­красной жизни!

Александр Блок придерживался теории симво­лизма не только в творчестве, но и в повседневной жизни, поэтому каждое событие воспринимал, как предзнаменование. Стихотворение «Предчувствую Тебя…» было написано за два года до того, как Любовь Менделеева стала его женой. Оно действи­тельно оказалось пророческим. Предчувствия Блока оправдались, его семейная жизнь была сложной, но поэт до самой смерти верил в то, что его избранница дарована ему свыше.

И тяжкий сон житейского сознанья

Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

Вл. Соловьев

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду - и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Историко-биографический материал

История создания и дата написания стихотворения

В 1901 году Блок перевелся на славяно-русское отделение филологического факультета. В эти годы поэт увлекался философско-мистическим учением Вл. Соловьева. Именно в это время происходило становление Блока-поэта.

Место стихотворения в творчестве поэта

Стихотворение входит в цикл «Стихи о Прекрасной Даме». До конца жизни поэта эта была его любимая книга, которая объединила лучшие стихи, посвященные Л. Д. Менделеевой.

Главная тема стихотворения

Ожидание, предчувствие перемен

Лирический сюжет

Обращение к абстрактному образу

Проблема стихотворения

Страх того, что ожидания лирического героя не оправдают себя

Композиция стихотворения

В первых двух строфах говорится об ожидании героя. В остальных опасение этого пришествия.

Лирический герой

Это человек, ждущий некоего провидения, озарения, светлого будущего. Но и ему не чуждо впадать в сомнения.

Преобладающее настроение, его изменение

Спокойствие и уверенность сменяются тревогой, в пятой строфе перерастающей даже в отчаяние. В шестой это одновременно и торжественность и страх.

Любовная лирика

6 строф, двухстишия

Основные образы

Образ Прекрасной Дамы. О ней совершенно ничего неизвестно, только то, что с ее приходом грядут огромные перемены. У нее нет имени, автор просто называет ее на ты (но с большой буквы, стоит заметить). Реальна ли она, человек или нечто высшее? Лирический герой сам этого не знает но все же он представляет себе какой-то образ и боится несовпадения с ним.

Изобразительные средства иносказания

Эпитеты: «дерзкое подозренье», «смертельные мечты»

Звукопись

Акцент на звонком «р» придает выразительность, торжественность

Ритм и рифма. Способы рифмовки

Рифмовка типа AB

Стихотворение «Предчувствую Тебя…» А.Блок написал в 1901 году. Поэт раскрывает душу, пытаясь найти свой идеал. В отношениях с возлюбленной он трагически воспринимает даже малейшее изменение. Прекрасная дама – вечный идеал красоты и воплощение вечной женственности.

Лирический герой – заложник Прекрасной дамы, ожидающий предстоящее преображение жизни. О неудовлетворенности героя действительностью свидетельствуют его надежды на появление «вечной женственности». Он зацикливается на личных переживаниях, хочет уйти прочь от реальности.

Блок создает идеал женщины, который не совместим с действительностью. Какой бы она не была прекрасной вне времени, сомнения вторгаются в его реальность, нарушая гармонию. И в душу поэта закрадывается смутное ощущение разлада, неудовлетворенности и неблагополучия. Чувства лирического героя также вне времени. Они не могут повлиять на любовь, ведь «года проходят мимо».

Лирический герой переживает, что однажды Прекрасная дама изменится, он боится разрушения своего идеала, разрушения мечты. Данное стихотворение скорее напоминает монолог-исповедь, потому как лирический герой признается возлюбленной в своих чувствах, мечтах, любви. Нет, он не заявляет о них, а просто «молча ждет», хотя внутри его «бушует стихия».

Александр Блок создал образ любимой женщины, к которой обращен монолог. Любовь для поэта – это то чувство, которое доставляет ему высшее напряжение и наслаждение. Поэтому, без любви автор не мыслит своего существования. Ведь кто-то один всегда страдает больше другого. И это наваждение, но такое, которое позволяет пережить истинное счастье. Для него любовь – это буря эмоций, счастье и страдание, неизмеримая тоска и стремление к любимой.

Александр Блок доказывает, что часто за жизненной суетой мы попросту забываем о вечном. Обыденность и посредственность заполняет нашу жизнь. Таким образом, в этой действительности нам не хватает настоящих чувств, а любовь – именно то чувство, которое спасает человека от депрессии, обыденности и одиночества.

«Ты помнишь? В нашей бухте сонной…» «Сижу за ширмой. У меня…» «Твое лицо мне так знакомо…» «Многое замолкло. Многие ушли…» Демон «Всю жизнь ждала. Устала ждать…» «Ушла. Но гиацинты ждали…» «Ночью в саду у меня…» «Ты, может быть, не хочешь угадать…» Пляски осенние «Милая дева, зачем тебе знать, что жизнь нам готовит…» Авиатор «Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь…» «Ветр налетит, завоет снег…» «Жизнь – без начала и конца…» «Зачем в моей усталой груди…» «Город покинув…» «И нам недолго любоваться…» «Вот Он – Христос – в цепях и розах…» «Всюду ясность Божия…» «Он занесeн – сей жезл железный…» «Распушилась, раскачнулась…» Вдвоем Ветхая избушка Ворона И опять снега Бледные сказанья «Поэт в изгнаньи и в сомненьи…» «Я вижу блеск, забытый мной…» «Пусть светит месяц – ночь темна…» «Одной тебе, тебе одной…» «Ты много жил, я больше пел…» «Пора забыться полным счастья сном…» «Пусть рассвет глядит нам в очи…» «Муза в уборе весны постучалась к поэту…» «Полный месяц встал над лугом…» «Ловя мгновенья сумрачной печали…» «Она молода и прекрасна была…» «Я ношусь во мраке, в ледяной пустыне…» «В ночи, когда уснет тревога…» Servus – reginae Сольвейг Ангел-хранитель «Я был смущенный и веселый…» «О, весна без конца и без краю…» «Когда вы стоите на моем пути…» «Я помню длительные муки…» «О доблестях, о подвигах, о славе…» На поле Куликовом «Как тяжело ходить среди людей…» «Когда ты загнан и забит…» «Приближается звук. И, покорна щемящему звуку…» «Земное сердце стынет вновь…» «Была ты всех ярче, верней и прелестней…» Соловьиный сад Скифы «Его встречали повсюду…» Незнакомка «Ночь, улица, фонарь, аптека…» В углу дивана «Барка жизни встала…» «Ветер принес издалёка…» Гамаюн, птица вещая «Своими горькими слезами…» В ресторане «Я стремлюсь к роскошной воле…» «Сумерки, сумерки вешние…» «Погружался я в море клевера…» «Скрипка стонет под горой…» Рассвет «Бегут неверные дневные тени…» «Мне снились веселые думы…» «Вхожу я в темные храмы…» «Просыпаюсь я – и в поле туманно…» «Ты из шопота слов родилась…» Шаги Командора «Не легли еще тени вечерние…» «Я – Гамлет. Холодеет кровь…» «Как день, светла, но непонятна…» «Девушка пела в церковном хоре…» «Превратила всё в шутку сначала…» «По улицам метель метет…» «И вновь – порывы юных лет…» «Я вам поведал неземное…» «Принявший мир, как звонкий дар…» В дюнах На островах «Гармоника, гармоника!..» Фабрика «Она пришла с мороза…» Балаганчик Перед судом «О, я хочу безумно жить…» Россия «Рожденные в года глухие…» Поэты «Встану я в утро туманное…» «Петербургские сумерки снежные…» «Плачет ребенок. Под лунным серпом…» Голос в тучах «Идут часы, и дни, и годы…» «Мы живeм в старинной келье…» «Верю в Солнце Завета…» «Пойми же, я спутал, я спутал…» «Мы были вместе, помню я…» «За краткий сон, что нынче снится…» «На небе зарево. Глухая ночь мертва…» «Одинокий, к тебе прихожу…» «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» «Мы встречались с тобой на закате…» Две надписи на сборнике Пушкинскому дому Седое утро Коршун Из газет «Ветер хрипит на мосту меж столбами…» «Поднимались из тьмы погребов…» «Я шел к блаженству. Путь блестел…» «Дышит утро в окошко твое…» Неведомому Богу Моей матери. («Спустилась мгла, туманами чревата…») «Ярким солнцем, синей далью…» «Лениво и тяжко плывут облака…» «Поэт в изгнаньи и в сомненьи…» «Хоть все по-прежнему певец…» «Ищу спасенья…» «Входите все. Во внутренних покоях…» «Я, отрок, зажигаю свечи…» «Целый год не дрожало окно…» «У забытых могил пробивалась трава…» «Не доверяй своих дорог…» «Увижу я, как будет погибать…» «То отголосок юных дней…» «Отрекись от любимых творений…» «Измучен бурей вдохновенья…» «Медленно, тяжко и верно…» 31 декабря 1900 года «Отдых напрасен. Дорога крута…» «Я вышел. Медленно сходили…» Моей матери. («Чем больней душе мятежной…») «В день холодный, в день осенний…» «Белой ночью месяц красный…» «Я жду призыва, ищу ответа…» «Ты горишь над высокой горою…» «Медленно в двери церковные…» «Будет день – и свершится великое…» «Я долго ждал – ты вышла поздно…» «Ночью вьюга снежная…» Ночь на Новый Год «Сны раздумий небывалых…» «На весенний праздник света…» «Не поймут бесскорбные люди…» «Ты – божий день. Мои мечты…» «Гадай и жди. Среди полночи…» «Я медленно сходил с ума…» «Весна в реке ломает льдины…» «Странных и новых ищу на страницах…» «Днем вершу я дела суеты…» «Люблю высокие соборы…» «Брожу в стенах монастыря…» «Я и молод, и свеж, и влюблен…» «Свет в окошке шатался…» «Золотистою долиной…» «Я вышел в ночь – узнать, понять…» Экклесиаст «Явился он на стройном бале…» «Свобода смотрит в синеву…» «Разгораются тайные знаки…» «Я их хранил в приделе Иоанна…» «Стою у власти, душой одинок…» «Запевающий сон, зацветающий цвет…» «Я к людям не выйду навстречу…» «Потемнели, поблекли залы…» «Всё ли спокойно в народе?..» «Отворяются двери – там мерцанья…» «Я вырезал посох из дуба…» «Ей было пятнадцать лет. Но по стуку…» «Светлый сон, ты не обманешь…» «Темная, бледно-зеленая…» «Мой любимый, мой князь, мой жених…» «Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный Путь!..» «В густой траве пропадешь с головой…» Девушка из Spoleto «Дух пряный марта был в лунном круге…» На железной дороге Унижение «Есть в дикой роще, у оврага…» Моей матери. («Друг, посмотри, как в равнине небесной…») «Усталый от дневных блужданий…» «Мне снилась смерть любимого созданья…» «Луна проснулась. Город шумный…» «Мне снилась снова ты, в цветах…» «Окрай небес – звезда омега…» «Милый друг! Ты юною душою…» Песня Офелии «Когда толпа вокруг кумирам рукоплещет…» «Помнишь ли город тревожный…» «Сама судьба мне завещала…» «Я стар душой. Какой-то жребий черный…» «Не проливай горючих слез…» «Зачем, зачем во мрак небытия…» «Город спит, окутан мглою…» «Пока спокойною стопою…» Dolor ante lucem «Медлительной чредой нисходит день осенний…» «Восходишь ты, что строгий день…» «Шли мы стезею лазурною…» «Разверзлось утреннее око…» «Я шел во тьме дождливой ночи…» «Сегодня в ночь одной тропою…» «Май жестокий с белыми ночами!..» Равенна Осенний день Художник Двенадцать «Я помню нежность ваших плеч…» «Ну, что же? Устало заломлены слабые руки…» Голос из хора Последнее напутствие «Смычок запел. И облак душный…» Королевна «Ты жил один! Друзей ты не искал…» Осенняя воля Русь Митинг «Я ухо приложил к земле…» «В голодной и больной неволе…» З. Гиппиус. (При получении «Последних стихов») «Сердитый взор бесцветных глаз…» «Как океан меняет цвет…» «Бушует снежная весна…» «О да, любовь вольна, как птица…» «На улице – дождик и слякоть…» «Похоронят, зароют глубоко…» «Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух…» «Свирель запела на мосту…»